Маркетинг как специальная форма хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Проблема использования маркетинга предприятиями наиболее актуальна на современном этапе развития отечественной экономики.
В этой связи необходимо разобраться с сущностью и содержанием маркетинга, обосновать необходимость и рассмотреть эффективность его применения на предприятиях (на примере ОАО «Междуреченский хлебокомбинат»), а также особенности использования маркетинга в условиях отечественной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 4
1.1 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА 4
1.2 ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА 7
2. НЕОБХОДИМОСТЬ МАРКЕТИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ 12
2.1. ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ 12
2.2. НЕОБХОДИМОСТЬ МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 14
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА ПО ПРОДУКТУ И ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОТДЕЛЕНИЮ 20
3.1. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА ПО ПРОДУКТУ 20
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА ПО ПРОДУКТУ 22
3.3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОТДЕЛЕНИЮ 27
3.4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОТДЕЛЕНИЮ 28
4. ОБОСНОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ( ЦЕНОВАЯ, СБЫТОВАЯ, КАДРОВАЯ, АССОРТИМЕНТНАЯ, НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ ) 30
4.1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА 30
4.2. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА 32
4.3. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА 41
4.4. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА 44
4.5. НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 50
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 52
6. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА 54
6.1. ИЗГНАНИЕ МАРКЕТОЛОГОВ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ДЕПРЕССИЕЙ 55
6.2. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА 56
6.3. ЧТО ЛУЧШЕ: СТРЕЛЯТЬ БЫСТРО ИЛИ СТРЕЛЯТЬ ТОЧНО? 57
6.4. ФОРМАЛИЗМ ДУЭЛЯНТУ НЕ ПОМЕХА 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ: 65

Вложенные файлы: 1 файл

0165095_C5515_marketing_kak_specificheskaya_forma_hozyaistvovaniya.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

В нашем случае продукция ОАО «Хлебокомбинат» ежедневно попадает в 256 организаций торговли, общественного питания и социальной сферы, т.к. предприятие играет большую роль, в социальной жизни города обеспечивая больницы, школы и дальние поселки хлебобулочной и прочей продукцией:7

    • - в городе Междуреченске 145 торговых точек, реализующих продукцию ОАО «Хлебокомбинат» и только 10 вывозят продукцию самостоятельно (42 торговые точки берут продукцию 2 раза в день, 18 из них 3 раза), в т.ч. фирменная торговая сеть, насчитывающая 13 торговых точек;
    • - сотрудничает 8 предприятий оптовой торговли, реализующих продукцию с длительным сроком хранения (квас, сухарь панировочный);
    • - 42 поселковых магазина, в т.ч. п. Теба (мы доставляем продукцию на электричке своими силами) и п. Ортон (вывозят продукцию самостоятельно);
    • - 36 точек общественного питания (включая санатории-профилактории и детские оздоровительные лагеря) и только 5 из них вывозят продукцию самостоятельно;
    • - 25 точек социальной сферы (в т. ч. детские сады, школы и больницы в поселках).

Большую роль в увеличении объёмов  продаж играет своевременность поставки и свежесть продукции, предприятие находится в черте города и, соответственно, большим плюсом является то, что время между выходом продукции из печи и поставкой продукции в торговую сеть - минимально, ведь чем больше срок доставки, тем меньше срок реализации. Предприятие со своей стороны старается сделать всё возможное, чтобы поставить продукцию своевременно: изменяет графики поставок (поставку в ночные магазины осуществляет в более ранние часы - до 8 часов утра), приобретает транспорт (за 2004-2005 г.г. – 7 новых Газелей).

4.3. Кадровая политика

 

Термин “кадровая политика”  имеет широкое и узкое толкование:

      • система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);
      • набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознанных) во взаимоотношениях людей и организации: в этом смысле, например, слова “кадровая политика нашей фирмы состоит в том, чтобы брать на работу людей только с высшим образованием”, могут использоваться в качестве аргумента при решении конкретного кадрового вопроса.

В настоящее время содержание, вкладываемое в понятие “кадровая политика”, обогатилось. Однако, прежде чем раскрыть качественно новое содержание этого  термина, отметим, что в научной  литературе существуют различные точки зрения на эту проблему.

Мнение ряда исследователей склоняется к тому, что кадровая политика –  это генеральное направление  в кадровой  работе, определяемое совокупностью наиболее важных, принципиальных положений, выраженных в решениях правительства на длительную перспективу или отдельный период. Они выделяют также понятие “кадровая работа”, включая в ее содержание подготовку кадров, их подбор, расстановку, использование, переподготовку, воспитание, организацию творческого роста, создание кадрового резерва, планирование движения кадров, их переаттестацию.

Есть исследователи, понимающие под  кадровой политикой систему принципов  и вытекающих из них форм, методов, направлений и критериев работы с управленческим персоналом, направленных на обеспечение общественного производства и других сфер народного хозяйства высококвалифицированными управленческими кадрами, обладающими необходимыми политическими и деловыми качествами.  При этом важно подчеркнуть, что в понятие “кадры”  они включают “всех работников, занятых в системе управления”.

Однако встречаются и более  полные трактовки состава кадров.

Кадровая политика в узком смысле – это работа администрации и  общественных организаций предприятия  со всем коллективом, с его социальными  и функциональными группами, с каждым человеком.

Кадровая политика как инструмент управления – это организующая деятельность, имеющая целью слияние усилий всех работников предприятия для  решения поставленных задач. В данном случае авторы распространили понятие  “кадры” на всех работников предприятия, на весь коллектив с его группами, но только на уровне предприятия.

Если сгруппировать все имеющиеся  точки зрения на эту проблему, то можно достаточно четко выделить три подхода к определению  кадровой политики в управлении:

во-первых, как подбор и расстановка “всех работников, занятых в системе управления”, т.е. руководителей, специалистов и технического персонала;

во-вторых, как подбор, расстановка  и использование руководителей, специалистов и рабочих, т.е. охватывает всех без исключения работников, занятых на промышленных предприятиях, в объединениях и министерствах;

в-третьих, как процесс социального  управления производственным коллективом  с его профессиональными группами для решения поставленных перед  ним задач.

Большинство авторов рассматривают кадровую политику как подбор, расстановку и выдвижение кадров, занятых выполнением управленческих функций на разных уровнях управления.

Какую роль призвана выполнять кадровая политика? Представляется, что кадровая политика дает возможность увязать (объединить, согласовать) управленческие действия при проведении технической и экономической политики в отраслях народного хозяйства.

Для эффективного управления кадровой политикой в отраслях народного  хозяйства создается система  оперативного учета и анализа кадров, отражающая в каждый конкретный момент деятельности действительное положение за определенный промежуток времени на всех уровнях управления: от предприятия до министерства. Получаемая с ее помощью информация позволяет периодически оценивать тенденции изменения состава кадров в отрасли; разрабатывать научно обоснованные и комплексные прогнозы и планы  потребности в кадрах и на этой основе формировать кадровую политику, согласующуюся с планами социального развития отраслей народного хозяйства.

Организационные функции подбора, расстановки, выдвижения и подготовки кадров, занятых в управлении, все в большей степени ориентируются на социальные процессы. Это способствует повышению единства и сплоченности действий, ответственности за порученную работу, росту эффективности управленческого труда в целом и в конечном итоге росту эффективности системы управления.

Действенность планирования и управления социальными процессами всегда рассматривалась  правительством с точки зрения осуществления  в полном объеме единства прав и обязанностей трудящихся, их подлинной свободы и гражданской ответственности, гармоничного сочетания интересов общества, коллектива и личности. Вместе с тем нельзя не отметить, что на разных этапах возможности воздействия планирования и управления на социальные процессы были различными в зависимости от тех задач, решение которых считалось первоочередным.

В настоящее время планы социального  развития составляют часть государственного плана, они включены в официальную  плановую отчетность по реализации планов технического и экономического развития. Это означает, что социальные проблемы наряду с техническими и экономическими приобретают решающее значение. Иными словами, кадровая политика реализуется в планировании социального развития на всех уровнях управления – от производственного коллектива предприятия до министерства. Такое соотношение кадровой политики и планов социального развития определяет соответствующее ей место в планах социального развития, выделяет кадровую политику в один из важнейших разделов планов социального развития.

Раньше показателем благополучия на предприятиях, подобных ОАО «Междуреченский хлебокомбинат», было открытие новых рабочих мест, то сегодня мы в основном ориентируемся на автоматику и на подготовленных специалистов.

Количество работающих, примерно 300 человек, на предприятии сохраняется постоянным на протяжении нескольких последних лет. Профсоюз занимается организацией проведения профессиональных и иных праздников. Ведется программа по оздоровлению детей работников предприятия, часть оплаты санаторно-курортного лечения, пребывания в оздоровительных лагерях тоже берет на себя хлебокомбинат. За счет средств предприятия и профсоюза оказывается материальная помощь работникам предприятия. Налажено переобучение работников и созданы все условия, чтобы костяк специалистов сохранился. Настоящий профессионал в нашем деле дорогого стоит, потому что продолжателей его брать негде.

4.4. Ассортиментная политика

 

Процесс планирования ассортимента изделий  является важным этапом маркетинговой деятельности. Правильно выбранная ассортиментная политика - один из ключевых факторов успеха предприятия в рыночной деятельности.

В общих чертах планирование ассортимента продукции заключается в планировании всех видов деятельности, направленных на отбор продукции для будущего производства и сбыта, разработки спецификаций и характеристик этой продукции в соответствие с требованиями Потребителей.

Под ним подразумевается политика и стратегия предприятия в  области разработки (проектирования), маркировки, упаковки и установления цены продукции и услуг, которые рассматриваются и решаются только в комплексе, поскольку они неразрывно связаны между собой и служат для потребителя "образом" продукции или услуги.

Планирование ассортимента является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с зарождения замысла о создании нового изделия и кончая снятием его с производства. Иначе говоря, предприятие не может сколь угодно долго поставлять на рынок одну и ту же продукцию.

Постоянное новаторство в выпуске продукции - обязательное условие выживания предприятия в условиях рынка.

Следовательно, приступая к разработке новых видов продукции, надо больше внимания уделять её концепции, а  не самому производственному циклу. Концепция продукции должна постоянно  пересматриваться и уточняться с  учётом результатов пробного маркетинга и замечаний Потребителей.

Любое предприятие-изготовитель, решившееся на инновацию, может выбрать один из следующих вариантов по поиску замысла новой продукции:

      • купить информацию о новых видах продукции у внешних источников;
      • изобрести самостоятельно новый вид продукции, используя информацию и аналитические материалы службы маркетинга;
      • усовершенствовать конструкцию или внешнее оформление ранее выпускаемой продукции;
      • привлечь другого партнёра к разработке новой прод<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" text-decorat

Информация о работе Маркетинг как специальная форма хозяйствования