Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 15:10, курсовая работа
Сегодня нет необходимости доказывать, что будущее России во многом предопределяется её системой образования. Образованность, компетентность и профессионализм выступают ключевыми факторами общественного развития. Это всемирно признанный факт. В настоящее время можно с полной уверенностью констатировать становление рыночных отношений в сфере образовательных услуг. Ушло в прошлое централизованное распределение выпускников. Объем государственного финансирования учебных заведений снизился до критической точки. Значительно выросла их самостоятельность. Обострилась конкуренция между образовательными учреждениями за привлечение потенциальных клиентов.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проведения маркетинга образовательных услуг
1.1. Анализ методологии социального маркетинга
1.2. Характеристика рынка образовательных услуг
1.3. Понятие и содержание маркетинга в сфере образования
Глава 2. Состояние и проблемы развития маркетинговой деятельности в ВУЗах
2.1. Общая характеристика маркетинговой деятельности ВУЗов
2.2. Развитие маркетинговой деятельности в ВУЗах
2.3. Анализ маркетинговой деятельности в университете
Заключение
Литература
Исходя из анализа целей и задач Отдела содействия трудоустройству выпускников (см. Положение), можно утверждать, что в настоящее время данный отдел является основной структурой, осуществляющей маркетинговую деятельность в вузе и на основе изучения его работы можно судить о состоянии маркетинга образовательных услуг в университете.
Маркетинговая деятельность осуществляется специалистами, имеющими маркетинговую подготовку.
ТГУ предлагает широкий спектр образовательных услуг (см. Приложение).
Обучение ведётся в трёх формах (очная, заочная и вечерняя).
Существует несколько видов набора:
- бюджетный набор - без оплаты за обучение;
- целевой набор - с частичной оплатой за обучение;
- дополнительный набор - с полной
компенсацией затрат на
Совершенствуя содержание и номенклатуру образовательных услуг и продуктов, вуз осуществляет модификацию и разработку образовательных услуг (специальностей, специализаций), оценку конкурентоспособности своих образовательных услуг и услуг конкурентов.
Распространение образовательных услуг осуществляется посредством непосредственного предоставления услуг вузом, а также через филиалы
Они завоевали значительную городскую долю рынка образовательных услуг. Каждый год работы филиала отмечен новыми позитивными изменениями, в том числе расширением числа специальностей. В 2006 году подготовка велась по трем специальностям экономического факультета, в этом году по пяти экономическим специальностям и одной социологической. В 2007/08 учебном году филиал перешел на многоуровневую систему подготовки специалистов. Отрыто отделение среднего профессионального образования.
На сегодняшний день в филиале № 1 открыто 3 специальности:"Бухгалтерский, учет анализ и аудит", "Менеджмент организации", "Прикладная информатика в экономике". Обучение по специальностям ведется по заочной форме обучения. С 2001 года в филиале работает дневное отделение. Совсем недавно филиал начал осваивать и дополнительные формы образования. Планируется расширять масштабы образовательной деятельности за счет освоения довузовской и послевузовской подготовки.
Особенностью работы по продвижению образовательных услуг на рынок в ТГУ является её сосредоточенность в летний период - период привлечения абитуриентов. Используется наружная реклама, информация в сборниках «Куда пойти учиться?». Масштабные рекламные кампании в вузе не проводятся. Отдельные формы продвижения используются факультетами.
В университете используется система ценообразования с ориентацией на спрос, т.е. базирующаяся не на расчётах себестоимости предоставляемых услуг, а исходя из того, что государственный университет – крупный, известный, хорошо зарекомендовавший себя и занимающий прочное место на рынке вуз, с высоким спросом на образовательные услуги, стоимость которых в ТГУ одна из самых высоких в крае. По оценкам экспертов, подобная политика в области ценообразования в сочетании с увеличением размеров платного приёма студентов может привести к тому, что высшее образование станет доступным только лишь для определённых категорий граждан.
В ТГУ вопросами занятости занимается отдел содействия трудоустройству выпускников. Анализируя сложившуюся систему в университете, предложение и опыт других вузов, работа отдела в настоящее время складывается следующим образом.
Внутривузовская система строится на взаимодействии и сотрудничестве отдела с подразделениями вуза, с факультетами и выпускающими кафедрами университета. Устанавливаются «внешние связи»:
- связь с работодателями: выявление требований потенциальных работодателей к качеству образовательных программ; к выпускникам с позиций профессиональных и должностных требований.
- активное сотрудничество с кадровыми агентствами, принимающими резюме выпускников вуза.
Работа с биржами труда не ведётся. Основная причина этого заключается в том, что биржи преимущественно заинтересованы в подборе низкоквалифицированного персонала.
- работа со студентами: проведение конференций, круглых столов.
- проведение презентаций. Цель презентаций – ознакомление студентов и сотрудников с компаниями: их роли на рынке труда, кадровой политике, перспективах развития, ознакомление с требованиями к кандидатам. На презентацию приглашаются студенты 4-5 курсов, заинтересованные в поиске постоянной работы. Так, в 2005 году была организована и проведена презентация международной компании Procter&Gamble, которая проводила набор сотрудников на открытые вакансии в отдел развития бизнеса заказчиков. В мае 2006 года – презентация «Интеллектуальная карьера в нефтяной компании».
Отделом содействия трудоустройству выпускников проводятся комплексные исследования, направленные на выявление приоритетов в работе выпускников, требований работодателей, мотивации абитуриентов, исследование имиджа университета. Результаты исследований, а также отдельные статистические данные, касающиеся востребованности выпускаемых специалистов, используются в работе.
При выделении показателей социальной эффективности маркетинга в образовании целесообразно подчеркнуть, что это - одна из форм социального маркетинга. Поэтому целью маркетинговой деятельности учебного заведения главным образом должно являться не достижение экономического эффекта – получения прибыли (что не исключено), а обеспечение удовлетворённости: 1).образовательных потребностей обучаемых; 2).кадровых потребностей работодателей и 3).социальных потребностей общества и государства. Кроме того, данный тип маркетинга способствует решению проблемы установления взаимосвязей между интересами – личности, коммерческих и некоммерческих организаций, государства и общества в целом.
Исходя из этого, значимым показателем социальной эффективности маркетинговой деятельности вузов нам представляется востребованность выпускников на рынке труда. Именно востребованность выпускников является одним из определяющих факторов, влияющим на престижность вуза, общий уровень конкурентоспособности образовательного учреждения, показателем удовлетворённости работодателей в кадрах.
По оценкам экспертов, в настоящее время государственная система распределения существует практически формально и не может обеспечить выпускника работой в соответствие с полученной специальностью и специализацией.
Ликвидация системы государственного распределения лишила учебные заведения информационной обратной связи и ответственности за подготовку невостребованных рынком труда специалистов. Отсутствие заинтересованности вузов в качественном трудоустройстве своих выпускников, незнание ёмкости и развития самого рынка труда по конкретным профессиям и специальностям приводит к тому, что происходит разрыв между образовательным учреждением и работодателем. В результате предприятия региона не получают соответствующих специалистов, выпускники вынуждены проходить профессиональное переобучение, приспосабливаясь к потребностям рынка, а образовательные учреждения продолжают подготовку по специальностям, не пользующимся спросом.
В этой связи представляют интерес статистические данные, касающиеся, востребованности выпускников высших учебных заведений края (2005год).
|
Выпуск специалистов очных отделений, человек
|
Обратились в службу занятости |
Признаны безработ-ными, человек
| |
человек |
% к выпуску | |||
ГУ |
1265 |
354 |
28 |
144 |
ГТУ |
1787 |
397 |
22,1 |
129 |
ГАУ |
713 |
242 |
33,9 |
91 |
технологический институт |
111 |
31 | ||
государственный |
825 |
244 |
29,6 |
65 |
государственный педагогический университет |
556 |
192 |
34,5 |
91 |
индустриальный институт |
201 |
46 | ||
ГУ филиал |
173 |
29 |
Единичны обращения в службу занятости выпускников государственного медицинского университета и государственной академии культуры и искусств.
В разрезе специальностей обратились в службу занятости в 2005 году (человек): Всего 2171
экономист, финансы и кредит 420
менеджер, маркетолог 235
специалист по социальной работе 27
эколог – природопользователь 16
юрист 148
специалист в области международных отношений и регионоведение26
Доля выпускников, обратившихся за содействием в трудоустройстве, от общего количества выпускников увеличилась с 18 % в 2002 г. до 27,8 % в 2005 году. Так, более 2100 выпускников высших учебных заведений 2005 года обратились в службу занятости населения за содействием в трудоустройстве, из них на 1.01.2006 г. 805 чел, зарегистрированы в службе занятости как безработные. Направление на работу получили 4362 выпускника обучающихся по госбюджету (76 % от выпуска).
Анализ статистических данных показывает, что число выпускников высших учебных заведений, обратившихся в службы занятости города Барнаула края достаточно высок (в частности, 28 % из государственного университета). Однако, по мнению экспертов, эти цифры условны, поскольку проблема состоит в определении понятия «востребованность»: работа по полученной в вузе специальности, или нет. Применительно к социальному эффекту маркетинговой деятельности вузов, целесообразно говорить о качественном трудоустройстве молодых специалистов. Составляющими качественного трудоустройства являются: работа по полученной в вузе специальности и заработная плата, соответствующая выпускнику высшего учебного заведения. Фактором, определяющим качественное трудоустройство, является качество образования, как совокупность характеристик образовательного процесса и содержания обучения, обладающих способностью обеспечивать определённую степень удовлетворённости образовательных потребностей обучаемых, кадровых потребностей работодателей и социальных потребностей общества и государства.
Главной проблемой в трудоустройстве молодых специалистов, по мнению специалистов отдела, является несоответствие требований, выдвигаемых работодателями, и возможностями выпускников с одной стороны, и несоответствие предлагаемых условий труда желанию соискателей рабочего места с другой.
Перспективным направлением деятельности видится организация «вторичной занятости» студентов.
Анализ современного состояния маркетинговой деятельности в государственном университете позволил выделить следующие проблемы в её осуществлении и предложить рекомендации по оптимизации:
- отсутствие методики расчёта социальной эффективности маркетинговой деятельности вуза. В условиях усиления конкуренции на рынке образовательных услуг выявление социальной эффективности маркетинга в образовании представляется особенно важным. Это позволит избежать негативных последствий маркетинговой деятельности с одной стороны, и проследить динамику положительных результатов с другой.
- поскольку одним из
- одним из факторов, понижающих
эффективность работы в
- в условиях обостряющейся конкуренции на рынке образовательных и присоединения России к Болонскому процессу принципиально является мониторинг качества образовательных услуг. В этой связи вызывает интерес предложенная экспертом модель управления качеством образовательных услуг Николаевой М.А.:
1. Маркетинг образовательных
2. Разработка и
3. Разработка и модернизация
учебно-методического
4. Обеспечение образовательных учреждений кадрами.