Марочная политика в сфере услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:03, лекция

Краткое описание

Торговая и товарная марка, бренд: основные характеристики понятия и эволюция в маркетинге. Функции и характеристики бренда. Процедура создания бренда: Управление брэндами. Архитектура брэндов компании. Понятие архитектуры брэндов, стратегическая роль различных брендов: Марочная политика в сфере услуг

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА13гот.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

Профессиональное  выполнение комплекса брендинга  дает следующие результаты:

  • Более высокие объемы продаж и цен;
  • Четкая сегментация рынка;
  • Создание барьеров для входа в отрасль;
  • Возможность с низкими затратами входить на новые рынки;
  • Снижение затрат на продвижение;
  • Относительная защита от маркетинговых действий конкурентов, кризисов;
  • Каналы распределения лучше реагируют на известные и раскрученные марки, чем на неизвестные;
  • Лояльность потребителей;
  • Юридическая защита уникальных качеств продукции;
  • Укрепление корпоративной культуры предприятия.

При выборе критериев отнесения марки к бренду можно использовать два вопроса, ответы на которые дают довольно точное представление о том, можно ли считать ту или иную марку брендом:

  1. Если бы у ваших покупателей было больше денег, продолжали бы они покупать ваш товар?
  2. Если бы у тех, кто не является сейчас вашим покупателем, было больше денег, стали бы они покупать ваш товар?

 

Основные  цели брендинга:

  1. Достижение осведомленности о бренде.
  2. Формирование «мифа бренда», ассоциаций, связанных с брендом.

В осведомленности подразумеваются два измерения:

  • глубина (уровни узнавания и припоминания бренда);
  • ширина (показатели покупок и потребления).

Миф бренда состоит из ассоциаций:

  • основные (описывают товар);
  • благоприятные (описывают желаемые и реальные преимущества);
  • уникальные (описывающих дифференцирующие характеристики);
  • ассоциации собственно бренда;
  • ассоциации, связанные с пользователями бренда;
  • ассоциации, связанные с ситуацией использования бренда.

Известная марка, а позднее  бренд, вызывают у потребителя определенные представления, суть которых сводится к следующему:

  1. Представления, связанные со свойствами товаров, например: надежность, экологическая чистота, скорость обработки информации.
  2. Представления, связанные с преимуществами товара: самый надежный, самый престижный.
  3. Ассоциации, связанные с получаемой покупателем выгодой: ощущение безопасности, здоровья, удовольствия, респектабельности.
  4. Ассоциации, связанные с образом и индивидуальностью: образ и восприятие самого символа, его неповторимости и уникальности, наполняемость его восприятия с точки зрения таких человеческих качеств, как сила, власть, надежность, доброта, понимание.

На этих четырех составляющих строится концепция бренда, которая  представляет собой моделирование  архитектуры символов и значений, вызывающих тот комплекс ассоциаций, который воздействует на формирование благоприятного отношения выбранных  аудиторий к товару и организации в целом и дальнейшей приверженности выбранных групп к бренду.

 

Продукт приобретает свойства бренда, если он:

  1. Имеет оригинальное название, упаковку и этикетку (идентификационные признаки);
  2. Наделен эксклюзивным правом на использование идентификационных признаков;
  3. Занимает определенных сегмент рынка с целевой группой потребителей;
  4. Отличается четко выделенными потребительскими свойствами, ценой и каналами сбыта;
  5. Несет целостный образ продукта (имидж, философия, мифологические свойства, легенда создания и т.д.);
  6. Имеет целенаправленно разработанный и соответствующий ожиданиям целевой группы образ потребителя (жизненные ценности и установки, социальная роль и т.д.);
  7. Имеется комплексная и адекватная программа продвижения и поддержки марки;
  8. Обладает узнаваемостью в целевой группе.

 

Маркетинговые характеристики бренда.

Это символ:

  • способный вызывать положительные эмоции;
  • формирующий определенные ассоциации;
  • позволяющий переключить внимание потребителя на неощущаемые или воображаемые различия, на преимущества товара перед конкурентами;
  • содержащий информацию о товаре;
  • упрощающий выбор товара покупателями, розничными продавцами и посредниками;
  • облегчающий обработку заказов в оптовом и розничном звене;
  • позволяющий снизить покупателям риск при выборе товара и совершении покупки;
  • позволяющий убедить потребителя в совершении покупки;
  • дающий гарантии качества, постоянства качества товара;
  • увеличивающий потребительскую ценность товара для потребителя;
  • лежащий в основе формирования фирменного стиля;
  • обеспечивающий повышение достоверности при сегментации рынка (различные линии товара);
  • дающий возможность создать разнообразие товаров без существенного изменения товарного ассортимента;
  • являющийся дополнительным стимулом для производителей и продавцов в поиске новых свойств товара;
  • дающий возможность дополнительной защиты от фальсификации.

 

Атрибуты бренда:

  1. способность к пробуждению в умах потребителей функциональных или эмоциональных ассоциаций;
  2. обладать характеристикой, формирующей сущность марки;
  3. обладание индивидуальностью;
  4. наличие собственного имиджа;
  5. способность быть идентифицируемым потребителями;
  6. охраноспособность;
  7. рекламоспособность.

 

Выделяются следующие уровни брэнда:

  1. Функциональный. Гарантирование посредством брэнда суммы определенных потребительских качеств товара. Брэнд сообщает максимум конкретной информации об обозначенном продукте.
  2. Экономический. Чисто экономические преимущества, выражающиеся в относительной экономии, рациональности трат и т.д.
  3. Эмоционально-психологический. Брэнд пробуждает у покупателя индивидуальное чувство, вызывает ассоциацию с определенным отношением или настроением, формирует чувство привязанности.
  4. Культурный. Брэнд работает как культурная норма, апеллирующая к фундаментальным ценностям и обычаям данного общества или социальной группы. Согласно этому, покупателем приобретается товар той марки, имидж которой соответствует их ожиданиям и может служить демонстрацией особенно важных ценностей и реализовывать желаемую самоидентификацию.

 

Сложившийся брэнд характеризуется степенью продвинутости, степенью лояльности брэнду в целевой аудитории покупателей и в ее отдельных сегментах.

Брэнд приносит следующий эффект:

  • облегчает идентификацию продукции;
  • гарантирует определенный уровень качества для товара или услуги;
  • делает адресной ответственность за товар;
  • ориентирует покупателей на возможный уровень цен;
  • осуществляет автоматическую рекламу товара;
  • повышает престиж товара по мере роста общественного признания марки;
  • в представлении потребителей снимает риск при приобретении товара;
  • облегчает сегментацию рынка;
  • обеспечивает более высокие объемы продаж и цен;
  • создает отличительный образ;
  • при остаточной известности положительно сказывается на деятельности сбытовых каналов;
  • делает возможным скоординировать продажу ассортиментной группы товаров;
  • делает более легким выход в новую продуктовую категорию;
  • создает барьеры для входа в отрасль.

Устойчивый  бренд создается из трех основных частей:

  1. Собственно бренд.
  2. Маркетинговые программы бренда.
  3. Вторичные ассоциации.

Основные элементы собственно бренда: имя марки, логотип, символ, особенные признаки, упаковка, слоган. Все вместе эти элементы выполняют задачи достижения запоминаемости, осмысленности, заменяемости, адаптивности, защищаемости.

Маркетинговые программы  бренда: по продукту (раскрытие функциональной и символической пользы); по цене (восприятие ценности); по каналам распределения; по коммуникации.

Вторичные ассоциации: также способствуют развитию бренда – компания, страна производства, другие марки компании, действия, события вокруг компании.

 

 

Эмоциональные, духовные и культурные ценности, которые  затрагивает марка

 

 

Функциональные  или эмоциональные выгоды, которые  несет марка потребителям

 

 

Функции или  процессы, которые должны быть продемонстрированы покупателям

 

 

Убеждения и  ценности

 

 

Наиболее значимые и почти невоспроизводимые; самые  труднодостижимые

 

 

 

 

 

 

 

 

Легко достижимые, но менее значимые и легко копируемые

 

 

Выгоды

 

 

 

 

Характеристики  и атрибуты


 

Рис. 13.2. Иерархия ценностей бренда / торговой марки

Источник: Эллвуд А. Основы брендинга. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.

 

 

Аспекты управления брендом:

  1. Разработка марочной стратегии. Перспективные решения в отношении марки (расширение, оздоровление, ликвидация).
  2. Позиционирование и формирование восприятия бренда. Перепозиционирование.
  3. Создание архитектуры марки.
  4. Создание всесторонних коммуникаций для бренда.
  5. Управление отношениями с потребителем.
  6. Измерение успеха марки.

Решения, связанные  с управлением торговыми марками:

1. Решение о необходимости  торговой марки. Следует ли  создавать марку для данного товара?

  • Марка нужна
  • Марка не нужна

2. Решение о поддержке  марки. Кто будет поддерживать  торговую марку?

  • Марка производителя
  • Марка продавца
  • Лицензионная марка

3. Решение о марочном  названии. Какие названия следует  указывать на товаре?

  • Индивидуальное название
  • Общее название всей продукции
  • Отдельные названия для различных групп товаров
  • Сочетание индивидуальных названий с названием компании

4. Решение о стратегии  марки. Какие стратегии в области  торговых марок следует применять?

  • Расширение товарной линии
  • Расширение границ марки
  • Мультимарки
  • Новые марки
  • Комбинированные марки

 

 


Стратегические  направления брендинга


 


                    Создание бренда                                                Изменение бренда


 


Создание нового    Работа с существующим                   Суб-бренд                Расширение

бренда                                                                                                                         бренда

 

Рис. 13.3. Основные стратегические направления развития бренда

Разработка марочной стратегии

Принятие решения о  виде марки (производителя, частная, совместная, лицензионная). Основные типы марочных стратегий:

  1. Стратегия расширения товарной линии. Фирма выпускает дополнительные единицы в той же категории услуг, под той же маркой, но с новыми характеристиками.
  2. Стратегия расширения границ использования марки. Успешные марочные названия используются для выпуска новых или модифицированных услуг в новой категории. Пользующаяся признанием марка обеспечивает новой услуге мгновенное узнавание.
  3. Стратегия мультимарок. Создание дополнительных марок в одной и той же категории услуг. Позволяет точно сегментировать рынок и дифференцировать услуги.
  4. Стратегия корпоративных марок.
  5. Стратегия новых марок. Процесс может длиться 15-22 месяцев, стоимость 20-50 млн. долл (в России – 4-12 млн. долл.)

Информация о работе Марочная политика в сфере услуг