Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 20:32, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение организации службы мерчандайзинга в компании, изучение инструментов мерчандайзинга как средства невербальной маркетинговой коммуникации, а так же средств оценки эффективности мерчандайзинга.
Для достижения поставленной цели необходимо раскрыть понятие мерчандайзинга, провести анализ его применения в универсаме «Корзинка» и предложить мероприятия по повышению эффективности применения мерчандайзинга в нем.
Введение……………………………………………………………………..….…3
1 Сущность и значение мерчандайзинга в розничной торговле……......……...4
1.1 Концепции продвижения товара……………………………………..….…...5
2 Стимулирование сбыта…………………………………………………..….…7
2.1 Планировка торговых площадей………………………….……………...…9
2.2 Атмосфера магазина……………………………………………………..…16
2.3 Влияние чувственных компонентов на принятие решения покупателем……………………………………………………………………...18
3 Мерчандайзинговый подход к планировке торгового зала и выкладке товар на примере универсама «Корзика»…………...........................................25
Заключение………………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………………………………
оптимальное использование пространства торгового зала;
оптимальное расположение товарных групп;
расположение основных и дополнительных точек продажи;
способы замедления потока покупателей.
Как правило, 40% площади торговой точки занимает торговое оборудование (полки, холодильное оборудование, стеллажи и т.д.), расположенное в зависимости от формы помещения максимально выгодно. Приблизительно 60% площади торговой точки необходимо оставлять для движения покупателей (обеспечение свободного движения покупателя по магазину, правила техники безопасности и т.д.), чтобы покупатели чувствовали себя комфортно. В целом, планировка магазина должна соответствовать его общему образу, отражать его индивидуальность. Но основные принципы, которыми руководствуются при планировке и размещении оборудования в торговом зале: покупателю должно быть удобно выбирать и покупать, и дизайн магазина должен способствовать принятию решения о покупке. На рисунке ниже можно рассмотреть несколько возможных вариантов расположения торгового оборудования в зале.[1,с.162]
Рисунок 1. Типы расположения торгового оборудования внутри торгового зала [4,с.213]
После определения типа расположения оборудования в торговой точке, нужно определить эффективное расположение товарных групп. При расположении товарных групп определяющими являются два момента:
1) Приоритетность места в торговом зале
Известно, что приоритетные места в торговом зале определяются в зависимости от потока покупателя, т.е. от того пути, который проходит большинство покупателей. Товар самого высокого качества, самый широко рекламируемый и даже самый популярный товар не будет продаваться, если его позиция в магазине подобрана неудачно.
В магазине существует естественное направление движения покупателей, которое должно определяться еще на стадии проектирования магазина: расположение входа, торгового оборудования в зале и касс. Движение потока покупателей должно быть рассчитано заранее и подобрано с максимальной выгодой, предоставляя на обозрение покупателю как можно больше товаров.80-90% покупателей обходят все точки продажи, расположенные по периметру торгового зала и лишь 40% покупателей обходят внутренние ряды. Наиболее " горячими" местами при этом являются начало потока покупателя и зона касс. На рисунке показана зависимость продаж от движения покупателей, т.е. процент покупателей, который, приходится на каждый квадрат.
Рисунок 2. зависимость продаж от движения покупателей[4,с.215]
Очень важно определить первое направление, которое выбирает покупатель, войдя в магазин, так как лучшим местом для расположения товара является то, которое первым попадается на глаза только что вошедшему в магазин покупателю. Существует несколько причин того, почему товар должен располагаться как можно раньше на пути движения покупателя:
тележка покупателя еще относительно пустая, и покупатель не беспокоится о том, как не повредить какую-нибудь покупку, положив на нее относительно тяжелую упаковку, или сделать тележку слишком тяжелой и не удобной в управлении;
покупка некоторых товаров является импульсной. Желание покупателя купить что-то незапланированное наиболее сильно именно в начале движения покупателя по магазину;
Если товар расположен дальше по движению покупателя, чем конкурентный, то есть вероятность, что покупатель успеет купить товар конкурента прежде, чем заметит ваш. Самое важное то, что денежные средства покупателя, рассчитанные на покупки, ограничены. В начале движения по магазину он имеет 100% суммы, предназначенной для совершения покупки. Чем больше товаров в тележке, тем меньше денег у него остается. Если товар располагается дальше, покупатель может не купить его только потому, что не будет уверен в том, хватит ли у него на это денег.
Около касс покупатель проводит время в очереди и ничем не занят. Поэтому зона касс является привлекательной для тех товаров, которые чаще других покупаются под воздействие импульса (жевательные резинки, сладости, напитки и т.д.) Также хорошо располагать в этой зоне газеты и журналы - покупатель может взять их для просмотра и затем купить. На Рисунке 3 можно рассмотреть приоритетные места в торговом зале.
Рисунок 3. Приоритетные места в торговом зале [4,с.216]
Таким образом, при расположении основных и дополнительных точек продажи какого-либо товара, необходимо задумываться о поведении покупателей в торговой точке, существующем расположении оборудования и конкурентов в зале, а также идти на нестандартные решения. Правильно размещенный товар всегда будет давать производителю и магазину максимальную выгоду.
Так же необходимо рассмотреть разделение товарных групп на категории в зависимости от популярности среди покупателей.
В большинстве случаев при планировании покупки потребитель четко определяет, какие товарные группы он хочет приобрести (хлеб, молоко, макароны, одежда, обувь, посуда и т.д.) Поэтому весь ассортимент магазина можно разделить на три группы:
Товары повседневного спроса. Покупка этих товаров является целью практически каждого визита покупателя в торговую точку. Их еще называют магазинообразующими товарными группами.
Товары периодического спроса. Покупка этих товаров планируется один раз на несколько визитов.
Товары импульсного спроса. Покупка этих товаров обычно не планируется.
Рисунок 4. Эффективное расположение товарных групп в зале [4,с.218]
Поскольку товары повседневного спроса востребованы наибольшим числом посетителей, то около данных точек продажи скапливается достаточно большое количество покупателей. Поэтому данные товарные группы должны располагаться по внешнему периметру торгового зала, чтобы сделать покупку наиболее удобной. Если покупатели будут испытывать неудобства, то они будут стремиться покинуть торговый зал. Это не только уменьшает время пребывания покупателя в магазине (а значит, снижает количество импульсных покупок), но также может натолкнуть покупателя на мысль посетить другой магазин в следующий раз.
В связи с тем, что данные группы товаров пользуются наибольшим спросом, существует соблазн расположить их внутри торгового зала, чтобы внимание покупателя не обошла ни одна товарная группа. Но это может привести к негативным последствиям:
Стремясь заставить покупателя пройти через весь магазин, владельцы магазинов ошибочно полагают, что покупатель будет искать необходимый товар, где бы он ни находился. Это не всегда так. Если покупатель не видит данный товар в магазине, то у него всегда есть возможность просто пойти в другой магазин.
Не преувеличивая, можно сказать, что популярные категории товаров зачастую "страдают" из-за того, что хорошо продаются. Насколько больше упаковок этих товаров смог бы продать владелец точки, расположив их по внешнему периметру в начале движения потока покупателей? Насколько больше прибыли можно было бы получить? Насколько удобнее покупателям было бы делать покупки?
Таким образом, следует избегать расположения товаров повседневного спроса друг с другом. Покупатель чаще всего планирует покупку продуктов всех этих групп. Следовательно, основные точки продажи данных продуктов должны находиться в различных местах периметра торгового зала, между ними располагаются остальные товары. В этом случае покупатель будет вынужден осмотреть весь торговый зал. Очевидно, что при планировании размещения товарных групп следует также обращать внимание на специфику товаров: мясопродукты, молочные продукты, фрукты и овощи, свежемороженые продукты. Учитываются особенности хранения каждого типа товара, (температура, влажность, возможность размещения запаса на полках), а также "несовместимость" некоторых товарных групп (рыбные и молочные продукты).
Если проследить путь покупателя в небольшом торговом зале, то можно отметить существование так называемого "золотого треугольника" - площади, расположенной между входной дверью, кассой и самым ходовым товаром в магазине. Ходовой товар в зависимости от специфики магазина может быть разным. Это может быть стеллаж с газетами или сигаретами, холодильник с напитками, секции молочных или хлебобулочных изделий. Товар, интересующий большинство покупателей, должен быть расположен внутри так называемого "золотого треугольника".
На рисунке показано, как можно изменить размеры "золотого треугольника". В примере А входная дверь, самый ходовой товар (молоко) и касса расположены очень близко друг к другу. В примере Б они раздвинуты, тем самым увеличивая размер "золотого треугольника".
Рисунок 5. «Золотой треугольник» [4,с.219]
Основной критерий при распределении места в торговом зале между товарными группами - увеличение дохода с единицы пространства торгового зала.
Известно, что все места продажи в торговом зале можно разделить на основные и дополнительные.
Основное место продажи - это место, где представлены все производители данной товарной группы.
Дополнительные места продажи увеличивают вероятность покупки товаров. Дополнительные места продажи являются эффективным инструментом повышения продаж, т.к. позволяют увеличить количество импульсных покупок. Они организуются для товаров импульсного спроса, товаров с высоким оборотом. Дополнительные места продажи необходимо располагать отдельно от основных и друг от друга. В противном случае это место продажи становится продолжением основного и служит лишь местом хранения дополнительных единиц продукции. Следовательно, у покупателя остается только один шанс выбрать и купить продукцию данной группы. Что касается ассортимента, то на дополнительных местах продажи необходимо располагать самые продаваемые позиции товарной группы. В этом случае вероятность импульсных покупок значительно повышается. Всегда существует соблазн расположить на дополнительных местах продажи, менее продаваемые позиции, чтобы избавиться от затаренности. Однако это не позволит продать много дополнительных единиц, что, в свою очередь, является неэффективным использованием места в торговом зале. Вот простой пример: Одна марка продается в количестве 100 единиц в день, а другая в количестве 30. Устанавливается дополнительное место продажи, которое может привести к 10% повышению продаж. Это приведет к продаже 10 дополнительных единиц первой марки, и лишь к продаже 3-х дополнительных единиц второй. При одинаковой наценке на обе марки всегда более выгодно прилагать усилия к повышению внимания покупателей к первой марке. Так же не следует выносить продукцию с основного места продажи на дополнительное . На дополнительном месте продажи продукцию необходимо дублировать, а не выносить ее с основного места. В противном случае покупатель, который запланировал покупку данной продукции, не найдет ее на основном месте продажи. Как уже было отмечено, в этом случае он либо купит продукт другой марки (конкурента), либо продолжит поиски в другой торговой точке.
2.2 Атмосфера магазина
Атмосфера магазина – это среда, которую продавец может создавать сам, в отличие от влияния внешних факторов. Все задачи по мерчандайзингу в магазине можно разделить на те, которые связаны с проблемами и с возможностями. К проблемам относится ограниченность места, недостаток информации. А возможности – это и есть создание атмосферы магазина. Освещение, композиция, реклама, изменение планировки, торговое оборудование, музыка и различные спецэффекты. Атмосфера магазина помогает сформировать ход мысли человека и сконцентрировать его внимание в нужном направлении, тем самым, увеличивая шансы на покупку продуктов, которые могли бы остаться без внимания. Так же она говорит об уровне торгового заведения и способна вызвать у потребителя определенную эмоциональную реакцию. Атмосфера магазина складывается из следующих компонентов:
1) Использование торгового пространства: размер, планировка, распределение площадей, соотношение общей и торговой площади, возможности движения покупателей.
2) Торговое и расчетное оборудование, его форма, типы и размеры.
3) Освещение в зале и подсветка оборудования.
4) Цвета, используемые в интерьере: теплые цвета действуют активно, вызывают ощущение бодрости, а холодные действуют пассивно, успокаивают, располагают к отдыху и раздумью.
5) Место расположения магазина. Расположенные в деловых районах торговые точки должны быть такими же динамичными и современные, как и их основные посетители. А в спальных – позволять людям отдохнуть и расслабиться после работы.
6) Широта ассортимента. Магазины, делающие ставку на широту ассортимента, должны продумать и удобство при выборе и сравнении товаров.
7) Уровень цен.
8) Витрины.
9) Наличие, подбор и громкость музыки.
10) Запахи и температура внутри помещения. Зимой в магазин заходят погреться – это возможность. Но если температура в торговом зале будет немного выше комнатной, покупателю в верхней одежде вряд ли захочется провести внутри много времени. Многие магазины, особенно супермаркеты, это учитывают, применяя местное отопление и теплую фирменную одежду для продавцов и кассиров. Есть и скрытый резерв. Когда в магазине жарко, покупатели в зимнее время вспоминают о напитках и мороженом.[1,с.185]
Вместе с реализацией товаров магазин оказывает покупателям услуги. В целом их можно подразделить на три группы:
Группа услуг Оказание помощи покупателю при совершении покупки и ее использовании
Информационно-консультационные
Создание дополнительных удобств покупателю
| Содержание Оказание помощи покупателю при совершении покупки и ее использование. Прием и исполнение заказов на товары. Упаковка и доставка товаров на дом. Послепродажное обслуживание. Информация о товарах и изготовителях: аудио- и видео средства в магазине, консультации специалистов, дегустации и презентации. Предоставление информации о фирмах, осуществляющих установку, гарантийное обслуживание и ремонт.
Организация и создание мест встречи и отдыха для покупателей, помещений, где родители могут оставить детей на время совершения покупок. Хранение товаров и вещей. Парковка. Питание. Обмен валюты. |