Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:34, курсовая работа
Мерчендайзинг - красивое и очень популярное в настоящее время слово. Каждый
день в крупнейшие магазины приходят мерчендайзеры компаний производителей и
поставщиков товаров, проводятся специальные семинары, в лучших
профессиональных изданиях публикуются статьи о мерчендайзинге тех или иных
товарных групп.
Введение....................3
Понятие мерчендайзинга......4
История развития мерчендайзинга..........4
Инструменты мерчендайзинга...........5
Самые основные правила мерчендайзинга......6
Мерчендайзер................7
Использование пространства в торговом зале....9
Выкладка...................18
организация размещения выкладки...19
некоторые принципы выкладки......19
некоторые правила выкладки.......21
виды выкладки.............23
контроль над выкладками.......28
Факторы, влияющие на совершение покупки......28
Звуки и музыка..............28
Освещение...................32
Запахи....................33
Ценники....................35
Чистота.....................35
Обслуживающий персонал......36
Всему есть предел...........36
POS-материалы...............37
Cловарь POS-рекламы.........39
Заключение.................40
Список литературы..........41
Рис.6(А)
Рис.6(Б)
Основной критерий при распределении места в торговом зале между товарными
группами – увеличение дохода с единицы пространства торгового зала.
Расположение основных и дополнительных точек продажи
Известно, что все места продажи в торговом зале можно разделить на основные и
дополнительные.
Основное место продажи – это место, где представлены все
производители данной товарной группы.
Дополнительные места продажи увеличивают вероятность покупки товаров.
Дополнительные места продажи являются эффективным инструментом повышения
продаж, т.к. позволяют увеличить количество импульсных покупок.
Они организуются для:
товаров импульсного спроса
товаров с высоким оборотом
Рекомендуется соблюдать определенные правила построения дополнительных мест
продажи:
Дополнительные места продажи необходимо располагать отдельно от основных и
друг от друга. В противном случае это место продажи становится продолжением
основного и служит лишь местом хранения дополнительных единиц продукции.
Следовательно, у покупателя остается только один шанс выбрать и купить
продукцию данной группы.
На дополнительных местах продажи необходимо располагать самые продаваемые
позиции товарной группы. В этом случае вероятность импульсных покупок
значительно повышается.
Всегда существует соблазн расположить на дополнительных местах продажи менее
продаваемые позиции, чтобы избавиться от затаренности. К сожалению, это не
позволит продать много дополнительных единиц, что, в свою очередь, является
неэффективным использованием места в торговом зале.
Простой пример. Одна марка продается в количестве 100 единиц в день, а
другая в количестве 30. Устанавливается дополнительное место продажи, которое
может привести к 10% повышению продаж. Это приведет к продаже 10 дополнительных
единиц первой марки, и лишь к продаже 3-х дополнительных единиц второй. При
одинаковой наценке на обе марки всегда более выгодно прилагать усилия к
повышению внимания покупателей к первой марке.
На дополнительном
месте продажи продукцию
выносить ее с основного места. В противном случае покупатель, который
запланировал покупку данной продукции, не найдет ее на основном месте
продажи. Как уже было отмечено, в этом случае он либо купит продукт другой
марки (конкурента), либо продолжит поиски в другой торговой точке.
Внимание! Не выносите весь свой корпоративный блок на фирменное место
продажи! Постоянные покупатели могут потерять вашу продукцию.
Иногда можно отойти от данного правила. Например, вы продаете пиво и у вас
есть только один холодильник с прозрачной дверцей для данного магазина. В
летнее время его лучше расположить около основной точки продажи и вынести в
него все ваше пиво. Холодное пиво в жаркую погоду всегда будет иметь
преимущество перед теплым.
Слишком широкие
проходы и тенденция к
строгом геометрическом порядке ведет к "обесчеловечиванию" магазина.
Покупатель не успевает заметить и захотеть купить какой-либо товар, когда
переходит от секции к секции, поэтому необходимо замедлить скорость движения
покупателя в магазине. При этом нужно не уменьшать проход, а сузить его в
середине или на пересечениях с другими проходами. Часто для сужения прохода
используются:
дисплей
декоративная колонна
стойка с плакатом
Менее очевидный, но не менее эффективный способ замедления движения
покупателя в магазине - это использование музыки. Медленная спокойная музыка
создает более
расслабляющую атмосферу в
спешить и оставаться в магазине. Быстрая музыка обладает противоположным
эффектом - прогулочный шаг превращается в более быстрый, что в основном
используется в часы - пик для ускорения движения покупателей.
Наиболее важная задача мерчендайзера - это нахождение места для лучшего
расположения основных и дополнительных точек продажи своего товара.
Выкладка
Правильная выкладка товара- является одним из самых важных факторов в
мерчендайзинге.
Сейчас было бы логично предоставить некоторую информацию о полках, на
которых, собственно говоря, и осуществляется выкладка.
Одним из главных
условий продажи товаров
Исследования показывают, что полки, расположенные на уровне глаз покупателей,
обладают самыми высокими показателями продаж. В среднем по универсамам
справедлива следующая закономерность показателей продаж товаров по полкам
(Рис.8):
Если принять показатель продаж (товарооборот) по средним полкам за 100%, то
продажи по верхним полкам составляют 62% от объема реализации товара, в
случае его размещения на средних полках. Объем реализации с нижних полок
составит 48%.
Слабые товары располагаются в середине полки, а сильные начинают и
заканчивают ряд. Этот эффект называется заимствованием популярности. То есть,
находясь в окружении сильных товаров, слабые товары заимствуют у них
дополнительное внимание покупателей.
Помимо этого необходимо учитывать, что существует разные типы выкладки:
Организация размещения и выкладки товаров
Размещение и выкладка товаров в торговом зале являются важными средствами
стимулирования сбыта. Наиболее прогрессивные розничные торговые предприятия
давно уже осознали необходимость
уделять должное внимание данным аспектам своей деятельности.
Размещение товаров — это их расположение на площади торгового зала.
Рациональное размещение товаров в торговом зале позволяет правильно
формировать потоки покупателей и сокращать время их обслуживания. Постоянные
покупатели знают, где размещается тот или иной товар в торговом зале, и
быстро его находят. При этом также сокращаются трудовые затраты работников
магазина в процессе пополнения товарных запасов за счет использования
кратчайших путей движения товаров из подсобных помещений к зоне размещения.
Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с
расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом
оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в
порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в
магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.
Некоторые принципы выкладки товаров
Принцип - недорогое вперед.
Недорогие товары работают на то, чтобы создать у покупателя благоприятное
впечатление об уровне цен магазина. Если их разместить в начале торгового зала,
то покупатель втягивается в процесс покупок и дальше берет продукты уже
автоматически, обращая на цены меньше внимания.
Принцип чересполосицы.
Известен принцип чересполосицы, при котором товары с низкими ценами и товары,
приносящие магазину наибольшую прибыль, чередуются по ходу движения покупателя
в торговом зале. Дорогой товар, обеспечивающий наибольшую маржу, не должен быть
загнан в конец маршрута, так как покупатель может, дойдя до него, уже заполнить
свою корзину.
Смешение стилей — дурной тон на фоне выгоды
Другая часто встречающаяся ошибка — злоупотребление приведенным принципом
выше «чересполосицы». Достаточно часто дорогие товары известных брэндов
представлены вперемешку с дешевыми позициями (так обстоит дело, например, с
конфетами и сырами). Это создает неблагоприятное впечатление у целевой
аудитории брэндов.
С другой стороны, ничего ниоткуда не берется — «смешение стилей» удобно
продавцам, от скорости работы которых зависит уровень обслуживания
покупателей. Здесь опять все зависит от ситуации.
По этой же причине основные
марки следует размещать в начале каждой ассортиментной группы. В еще не
заполненную корзину человек возьмет больше товара. Это довольно простая
психология, но ее необходимо принимать во внимание.
Известно, что с одних полок
товар продается лучше, с других хуже. Полки, которые находятся на уровне глаз
покупателя и до третьей пуговицы на рубашке, считаются наиболее
привлекательными. Перемещая товар с этих полок вниз, вы теряете от 40 до 70
процентов продаж.
ü Решая, какой товар ставить на полки, находящиеся на уровне глаз,
следует руководствоваться все тем же принципом: в наиболее выгодном положении
должен находиться товар, приносящий наибольшую прибыль. Это может быть и товар,
которому посвящены проводимые в магазине мероприятия по стимулированию сбыта