Мерчендайзинг в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы посвящена рассмотрению вопросов мерчендайзинга. В соответствии с поставленной в работе целью необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность мерчендайзинга;
• рассмотреть основные составляющие мерчендайзинга;
• проанализировать эффективность их применения;
• отразить особенности оформления торговых точек.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
1. Мерчендайзинг в розничной торговле.
1.1. Сущность и виды мерчендайзинга………………………………………..6
1.2. Цели и задачи мерчендайзинга……………………………………………с.7
1.3. Правила мерчендайзинга…………………………………………………..с.9
2. Основные составляющие мерчендайзинга.
2.1. Выкладка продукции……………………………………………………...с.12
2.2. Размещение рекламно-информационных материалов………………….с.15
2.3. Обучение персонала торговых точек…………………………………….с.20
3. Оформление торговых точек.
3.1. Внешнее оформление торговых точек…………………………………...с.23
3.2. Эмоциональные компоненты в оформлении торговых залов………….с.25
Анализ планировки и зонирования торгового зала детского магазина «Бонифаций»…………………………………………………………………...с.29
Заключение……………………………………………………………………..с.32
Библиографический список…………………………………………………...с.34

Вложенные файлы: 1 файл

КР мерчендайзинг.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

1. Интенсивность освещения  (уровень освещенности);

2. Цветовая температура  света, которая выражается в  градусах Кельвина.

При высоком уровне общего освещения человек чувствует  праздник, возбуждение. Поэтому, в зависимости  от целей и маркетинговой стратегии предприятия, можно выбрать разный уровень освещенности.

Очень важную роль имеет  специальное торговое освещение. Спецсвет красиво представляет товар. Это  правильные лампы в отделе фруктов, мяса, хлеба, заморозки. Для дополнительного привлечения внимания покупателей можно использовать местное освещение или подсветку. Так, для подсветки мясных и колбасных изделий обычно используют зеленый или розоватый светофильтр, для «кондитерки» – белый теплый цвет, для рыбы – желтый. В овощных секциях обычно применяются лампы дневного света голубовато-белого оттенка. [7]

Музыка. Компания Nike открыла  несколько торговых центров, где  озвучены все торговые павильоны. В  них раздаются звуки, характерные  для соответствующего вида спорта. Для Nike очень важно, чтобы покупатели ушли из магазина, полные впечатлений и воспоминаний о торговой марке. [6]

Специалисты компании Muzak установили, что влияние музыки зависит  от того, совпадает ли она с демографическим  характером покупателей. При составлении  музыкальной программы необходимо также учитывать, какие покупатели бывают в различные часы, чтобы более точно учесть их музыкальные пристрастия. При подборе мелодий нужно избегать возникновения каких-либо ненужных ассоциаций, связанных с той или иной песней, мелодией. Лучше не использовать «раскрученные» популярные хиты и вообще избитые и широко известные мелодии. Классика также не подходит: ее очень многие не понимают и не воспринимают. Рок устроит далеко не всех. [6]

То, что нравится покупателю, то и торговцу должно приносить прибыль. Как известно, около 70% покупок совершается спонтанно и музыка – только один из эффективных способов воздействия на подсознание покупателя.

Запахи. По статистике в результате использования приятных запахов пребывание покупателей в магазинах увеличивается на 16%, готовность покупать – на 15%, импульсивные покупки – на 6%. [7]

Сегодня разработаны  оптимальные запахи для магазинов, продающих розничные товары. Для  продуктовых магазинов наибольший эффект дает свежий запах, например, огурца или арбуза. Отдел фруктов и овощей ароматизируется запахом цитрусовых, яблока, дыни; бакалея – кофе или чая; отдел выпечки – запахом выпечки или кофе; отдел товаров для дома – древесными или цветочными композициями. В магазинах одежды увеличить продажи помогают запахи ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. В магазинах кожевенных товаров – запах кожи, особенно если в ассортименте представлены товары из ее заменителей. В спортивных магазинах используются тонизирующие ароматы, например, цитрусовые, морские. То есть все, что ассоциируется с движением, свободой, легкостью, здоровьем. Сейчас изобретены даже особые духи, которые предлагаются продавцам для разбрызгивания в салонах автомобилей. Так создается аромат, который призван усилить доверие покупателя к конкретной марке машины. [7]

Таким образом, общая  концепция оформления современного магазина является достаточно сложной  и многомерной. Она состоит из нескольких компонентов, которые, хотя и являются относительно самостоятельными, но вместе обеспечивают целостное восприятие магазина покупателями. Кроме того, каждый компонент требует достаточно большого внимания, без которого не будет ни роста прибыли, ни увеличения числа покупателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ планировки и зонирования торгового зала

детского магазина «Бонифаций»

Магазин «Бонифаций»  – крупный детский магазин  с широким ассортиментом товаров  для детей от 0 до 10 лет. Магазин  расположен в центральном районе г. Костромы и устроен по принципу самообслуживания.

План магазина включает три основных зоны: входная зона, кассовая зона, зона основного потока покупателей. Все три зоны выделены и оформлены соответствующим образом, чтобы покупатель мог четко их идентифицировать (см. рис.1).

Рисунок 1 - Зоны торгового зала магазина «Бонифаций»

Вход в магазин располагается  с правой стороны, обеспечивая спонтанное движение покупателей (против часовой  стрелки). У входа располагаются  камеры хранения ручной клади, накопители покупательских корзин и тележек. Во входной зоне размещены сезонные товары: при приближении Нового года – это всевозможные елочные украшения, новогодние костюмы и маски, сувениры и подарки.

Около кассовой зоны размещаются  стойки с товарами импульсного спроса: детская косметика, открытки, магниты и т.п. Сами кассовые зоны достаточно большие с широкими проходами (около 1,5 метров), где легко могут пройти родители с коляской. На выходе из этой зоны предусмотрены упаковочные столы для покупателей, совершивших покупки.

Таким образом, вход-выход в торговый зал не совмещены, что позволяет избежать излишнего скопления покупателей.

Магазин разделен на четыре секции. Секция игрушек – самая  большая, она расположена в центре зала. На горках, стеллажах, в корзинах, на полу расположено множество игрушек  разных стран-производителей. Каждую игрушку  можно потрогать, внимательно рассмотреть. Игрушки распределены по принципу вида развлечений: зону мягких изделий сменяет зона кукол и имитационных игр, после нее следует зона игрушек для мальчиков, далее – зона развивающих игр и т.д. В конце секции располагаются крупные товары: велосипеды, самокаты, электромобили.

Справа находится обувной  отдел, а слева тянутся ряды полок  и вешалок с одеждой. Детская  одежда представлена как для мальчиков, так и для девочек, плюс имеет  зонирование по половозрастным группам. Для выделения отдельных участков используются гипсокартонные перегородки, арки, торговое оборудование, а также цветовое зонирование. Так цвет стен для девочек максимально приближен к розовому, а для мальчиков – приглушенно синий. Кроме этого, одежда и обувь для детей размещена по принципу целевого применения (домашняя, для спорта, для школы).

Под игрушки, мебель, одежду, обувь и аксессуары для детей  от нуля до трех лет отводится отдельный  зал (с четкими указателями на его местонахождение) в дальней  части магазина, так как товары этой группы имеют целевой спрос.

Среди детской одежды присутствует много мелких вещей, которые  неудобно хранить в торговом зале – носочки, колготочки, платочки и  другие. Для размещения таких товаров  в магазине используются корзины, раскрашенные в необычные рисунки.

Торговый зал магазина имеет еще один вид зоны – так называемый «тупик» или «карман» – это часть торгового зала, отделенная от основного покупательского потока. Такие зоны торгового зала являются наименее удачными для расположения в них товаров, т.к. покупателям приходится выйти из зоны основного покупательского потока, чтобы попасть в такой «карман», а потом вновь возвращаться на привычную магистраль движения. Магазин «Бонифаций» нашел выход из этого положения, разместив в «кармане» примерочные комнаты. Они достаточно просторные и удобные, чтобы детям и их родителям не было тесно.

Вывод: «Бонифаций» –  один из самых приятных среди известных  мне детских магазинов. Но, на мой  взгляд, у магазина имеется еще  много неиспользованных ресурсов, которые  могли бы привлечь новых посетителей.

Рекомендации:

  1. при входе выделить зону для «парковки» колясок, так как путешествие с коляской не всегда удобно для родителей;
  2. больше продукции необходимо выкладывать на стендах в собранном виде, как можно чаще демонстрировать работу игрушек;
  3. для того чтобы выделить примерочную комнату и заинтересовать ребенка, можно украсить стены рисунками героев популярных мультфильмов или изобразить небольшой ребус;
  4. очень эффективно создать небольшую развлекательную зону для детей, где ребенок может провести время, пока взрослые покупают ему мелкие вещи, для которых не требуется примерка. Там можно установить небольшие столики, диванчики и много игрушек;
  5. стоит позаботиться еще и о родителях, в особенности о папах. Ведь они зачастую слабо участвуют в процессе выбора одежды для ребенка. Для них можно поставить мягкий удобный диван и выложить несколько журналов, к примеру, на автомобильную тематику.

Таким образом, правильная планировка и зонирование детского магазина способны привлечь к себе даже таких капризных покупателей как дети. Если ребенку понравиться сам магазин, то он наверняка попросит родителей приобретать новые вещи как можно чаще и именно в этом магазине.

Заключение

В данной курсовой работе я постаралась детально рассмотреть  наиболее важные вопросы мерчендайзинга, а также провести анализ применения приемов мерчендайзинга при планировке и зонировании торгового зала детского магазина «Бонифаций».

Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующий  выводы.

Мерчендайзинг как система  стратегий продвижения товара, марки или упаковки,  позволяет контролировать процесс продажи в розничной торговой сети, стимулировать потребителей в выборе и покупке товара. Применение данной технологии в процессе реализации продукции, с одной стороны, делает более простым процесс ориентации покупателя в предлагаемом ассортименте товаров, улучшает узнаваемость торговых марок, с другой, – экономит бюджет компании по продвижению товара, увеличивает объемы продаж и прибыли.

Мерчендайзинг – это  современный инструмент маркетинга, позволяющий компании одержать победу. Анализ полученных статистических данных показывает зависимость увеличения уровня продаж в среднем на 13% от эффективного и грамотного применения стратегии  мерчендайзинга. [6] Успешная реализация данной технологии позволяет значительно повысить прибыльность предприятия.

В условиях современной  экономической ситуации любая компания, которая стремиться успешно работать на рынке потребительских товаров, должна ориентироваться не только на качество и актуальность выпускаемой продукции, на своевременную доставку ее в торговые точки, но задумываться о мерчендайзинге своей продукции. Применение мерчендайзинга имеет такое же значение для успешной продажи как создание брэнда товара, проведение рекламных акций различного рода. Данная маркетинговая стратегия позволяет эффективно продвигать тот или иной товар, марку, упаковку именно в торговом зале, где непосредственно принимается решение о покупке.

Петербургская исследовательско-консультационная компания Бизнес-Интел доказала на примере анализа работы крупнейших универсамов города прямую зависимость объемов продаж и качества выкладки товаров. [5,c.52] В частности:

  • оптимизация размещения товарных групп в торговом зале с учетом правил поведения покупателей в магазине и товарного соседства способна увеличить продажи в среднем по отделам на 10%;
  • оптимизация выкладки товаров в магазине может увеличить доход на единицу площади выкладки товара на 15%;
  • совместное использование оптимизации размещения, выкладки и рекламы товаров приносит до 25% увеличения продаж по отделу, а по торговым маркам рост продаж достигает 90%.

Мерчандайзинг – это  методика, которая позволяет за счет лучшего учета психологии поведения  покупателя значительно увеличивать  продажи. При этом люди, ее применяющие, должны обладать определенными знаниями и опытом. Поэтому в настоящее время производители и поставщики товаров все больше средств вкладывают в набор и обучение специалистов-мерчандайзеров для работы с магазинами.

В настоящее время  в Великобритании посещение магазина стоит на втором месте по популярности после просмотра телевизионных программ. Тот же процесс набирает силу и в других странах Европы и в Америке. В США, например, торговые центры все более сливаются с центрами отдыха. В Англии существует ряд фирм, которые перевозят англичан на континент за покупками на целый день в самый большой в Европе торговый центр Gateshead's Metro Centre. [4,c.24]

По существу это означает, что процесс покупки перестает  просто удовлетворять естественные потребности людей в товаре и начинает удовлетворять потребность в самом процессе. Очевидно, нынешняя Россия еще далека от возможного распространения этого явления. Но ничто не мешает уже сейчас начать превращать процесс покупки в удовольствие.

Библиографический список

  1. Бартон, А. Основы розничной торговли.[Текст] / А. Бартон. – СПб.: Питер, 2002. – 216 с.
  2. Леви, М. Теория и практика маркетинга / М. Леви. – М.: МЦФЭР, 2006. – 420 с.
  3. Гурин, В. Мерчендайзинг в магазине автозапчастей / В. Гурин // Автоопт. – 2003. – №7. – с. 30-33.
  4. Рассказова, О. Мерчендайзинг в розничной торговле / О.А. Рассказова // Профиль. – 2006. – №7. – с. 16-24.
  5. Востокова, Л. / Визуальный мерчендайзинг: от перемены мест вещей меняется и прибыль / Л. Востокова // Торговое оборудование. – 2006. – №9. – с. 44-52.
  6. Что такое мерчендайзинг? /– www.treningoff.ru
  7. Эффективный мерчендайзинг. – www.advesti.ru

 


Информация о работе Мерчендайзинг в розничной торговле