Методы анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Методы анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма

Содержание

I. Теоретические основы методов анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма:
Введение................................................................................................................3
1. Рынок. Сущность и структура рынка.......................................................4
2. Спрос и предложение.................................................................................9
3. Конъюнктура туристского рынка............................................................13
4. Оценка конъюнктуры рынка....................................................................15
5. Конъюнктурный прогноз, принципы и методы.....................................16
II. Практическая часть на примере ОАО «Лазурная»:
1. Описание положения на рынке ОАО «Лазурная».................................22
2. Угрозы и меры их предотвращения. Достижение равновесия.............23
3. Варианты прогноза конъюнктуры рынка...............................................25
4. Маркетинговые программы для благоприятного развития ОАО «Лазурная».................................................................................................27
Заключение...........................................................................................................34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 383.00 Кб (Скачать файл)
  • учет всеобщей взаимосвязи явлений экономической жизни;
  • тенденции развития конъюнктуры на одних рынках нельзя механически переносить на другие, даже смежные туристские рынки;
  • неустойчивость конъюнктуры, отсутствие стабильности на рынках обусловливают необходимость обеспечения постоянного и непрерывного наблюдения за рынками;
  • изучение конъюнктуры туристского рынка должно осуществляться в определенной последовательности.

      На подготовительном этапе определяется объект изучения, основные показатели конъюнктуры, круг источников необходимой информации. 
Текущее наблюдение за развитием конъюнктуры предполагает сбор, хранение, проверку, корректировку, систематизацию и первичную обработку получаемых данных о состоянии изучаемого рынка. 
Цель анализа конъюнктурной информации — выявление закономерностей и тенденций формирования конъюнктуры исследуемого рынка.
 

  1. Конъюнктурный прогноз, принципы и методы
 

      Конъюнктурный прогноз дает оценку перспектив развития рынка и является основой для выработки стратегии и тактики деятельности предприятия. Качество прогноза определяется тем, насколько глубоко и комплексно проведены анализы и оценка факторов формирования и развития конъюнктуры.

      Текущее наблюдение за развитием конъюнктуры  предполагает сбор, храпение, проверку, корректировку, систематизацию и первичную  обработку получаемых данных о состоянии  изучаемого рынка.

      Цель  анализа конъюнктурной информации — выявление закономерностей  и тенденций развития конъюнктуры  исследуемого рынка.

      Особенностями конъюнктурного прогноза как научно обоснованного предложения о возможном состоянии рынка в будущем являются:

  • вероятностный характер (прогнозирование не в состоянии полностью устранить неопределенность, присущую будущей конъюнктуре);
  • альтернативность (необходимость разработки спектра вариантов возможного развития в зависимости от вступления в силу тех или иных конъюнктурообразующих факторов).

      К основным принципам прогнозирования  конъюнктуры можно отнести:

  • системность, т.е. максимально возможный учет взаимосвязи конъюнктурообразующих факторов;
  • оптимизацию, т.е. осуществление анализа взаимосвязи факторов на основе логики;
  • ограниченность в выборе прогнозируемых показателей, определяемую возможностями информационной базы;
  • избирательность базы для прогнозирования, т.е. в расчете не принимаются данные, характеризующие экстремальную ситуацию на рынке;
  • дисконтирование, определяющее приоритет новой информации по сравнению с устаревшей.

      Существуют различные подходы к типологии конъюнктурных прогнозов. Можно выделить следующие виды прогнозов: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (более 5 лет).

      Если  говорить о конъюнктурных прогнозах, используемых для оперативных потребностей туристского предприятия, то они обычно являются краткосрочными, т.к. в большинстве случаев, лишь в данных пределах, возможно, достаточно точно предсказать динамику конъюнктуры.

      В отдельных случаях возникает необходимость в разработке долгосрочных или среднесрочных прогнозов, что может определяться более глобальными задачами. Получаемые оценки чаще всего носят усредненный характер и прогнозируют лишь общие тенденции рыночных процессов.

      Наиболее  известными методами для прогнозирования конъюнктуры рынка чаще всего используются следующие методы:

    • экстраполяция;
    • экспертные оценки;
    • математическое моделирование.

      Метод экстраполяции базируется на предположении об относительной повторяемости явлений и процессов, или, иными словами, на том, что общие причины и условия вызывают одинаковые или подобные действия и результаты. Данный метод используется, например, для прогнозирования объема продаж, на некий будущий период исходя из объемов продаж в предшествующие периоды при определенной цене на туристский продукт н уровне доходов потребителей. Преимущество метода экстраполяции заключается в его простоте, а недостаток — в ограниченной достоверности, порождающей сужение рамок использования. Его применение оправданно только в тех случаях, когда можно утверждать, что в рыночной ситуации отсутствуют резкие изменения, а инерционность развития рынка весьма вероятна.

      Метод экспертных оценок, в отличие от экстраполяции, основан не на простом перенесении на прогнозируемый период тенденций предшествующего периода, а на внесении в эти тенденции определенных поправок на основе детального изучения и сопоставления условий, в которых исследуемое явление находилось в предшествующий период и будет находиться в прогнозируемый. Для разработки подобного прогноза конъюнктуры необходимо провести серьезный анализ основных факторов, оказывающих влияние на происходящие на рынке процессы. Это требует достаточного объема достоверной информации и высокой компетентности экспертов.

      Одним из наиболее приемлемых для прогнозирования конъюнктуры является метод математического моделирования. Существенным вопросом математического моделирования в туризме является вопрос достижения равновесия (насыщения) в явлениях, поскольку равновесие означает достижение стабильных цен, при которых уравновешивается спрос и предложение.

      В его основе лежит определение  функциональной зависимости между отдельными показателями на базе анализа данных о конъюнктуре за несколько предшествующих лет. Использование математических моделей для прогнозирования конъюнктуры, как правило, не исключает необходимости проведения дополнительной экспертизы: в модели обычно учитываются не все факторы, влияющие на развитие рыночной ситуации.

      Рассмотренные методы являются, но сути, взаимодополняющими, и для эффективного прогнозирования  конъюнктуры рынка необходимо использовать возможности каждого из них. Интеграцию подходов к прогнозированию конъюнктуры рынка обеспечивает метод разработки сценариев.

      Сценарий — это динамическая модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии представляются ключевые факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указываются способы их возможного влияния, скажем, на спрос.

      Обычно составляется несколько альтернативных вариантов сценария, реализация которых возможна при различных допущениях (влияние демографических, экономических, политических и других факторов на развитие конъюнктуры и т.д.).

      Один, наиболее вероятный вариант сценария рассматривается в качестве базового. На его основании принимаются текущие решения. Другие варианты используются, если реальность в большей мере начинает соответствовать их содержанию.

      Сценарий  отличается от прогноза. Прогноз —  это суждение, направленное на предсказание специфичной ситуации, которое должно быть принято или отвергнуто на основе его достоинств и недостатков. Сценарий же является инструментом, используемым для определения того, какие виды прогнозов должны быть разработаны, с тем чтобы будущая ситуация на рынке была описана наиболее полно.

      Метод сценариев, исходной посылкой которого является принципиальная невозможность точного измерения будущего, обладает с точки зрения маркетинга рядом важных достоинств. Во-первых, он заостряет внимание на неопределенности, характеризующей любую рыночную ситуацию. Во-вторых, при его реализации обеспечивается возможность интеграции данных, полученных с помощью различных методов прогнозирования конъюнктуры рынка. И, наконец, в-третьих, его использование вносит в маркетинговую деятельность дополнительную гибкость и способствует разработке на предприятии системы оперативного реагирования на изменения рыночной ситуации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Практическая часть на примере ОАО «Лазурная»:

    1. Описание положения  на рынке ОАО  «Лазурная»

     ОАО «Лазурная» расположено в г. Сочи имеет в собственности отель  «Рэдиссон САС Лазурная», расположенный  в г. Сочи, и арендует у ОАО «Газпром» отель «Лазурная Пик отель» - единственный в России высокогорный отель категории «четыре звезды плюс», находящийся в пос. Красная поляна. 

     В феврале 1999 года между компанией  «SAS Hotels A/S Denmark» и ОАО «Лазурная» было подписано Международное лицензионное соглашение (франчайзинговый договор), согласно которому ОАО «Лазурная» была предоставлена лицензия на самостоятельное управление отелями с использованием всемирно известных брендов «Рэдиссон» и «САС».

     Отели “Рэдиссон САС Лазурная” и “Рэдиссон САС Лазурная Пик Отель” включены в Международный Центр по Бронированию и Работе с Клиентами (The Worldwide Reservation Customer Service) который кроме всего анализирует отзывы и пожелания гостей. Через этот центр практически из любой страны Мира можно забронировать номер и получить любую интересующую информацию. Доступность легкого бронирования и визовая поддержка со стороны отеля увеличивают привлекательность для иностранных туристов.

     Владельцем  контрольного пакета акций ОАО «Лазурная» является ОАО «Газпром» (98%). Структура ОАО «Лазурная» представлена на рисунке 2.1.

     Основной  вид деятельности акционерного общества “Лазурная” – развитие отельного  бизнеса и туризма.

       «Лазурная Пик отель» имеет в своем распоряжении 116 номеров, 2 ресторана, СПА-центр, 2 бассейна, 3 конференц-зала. В отеле «Рэдисон САС Лазурная» располагается 287 номеров, 4 ресторана, 2 ночных клуба, бассейн, частный пляж, центр красоты, детский клуб, конгресс холл. Оба отеля входят в международную гостиничную сеть Рэдиссон САС. Штаб Рэдиссон находится в Миннесоте в США.

     За  десять лет работы ОАО “Лазурная” отели “Рэдиссон САС Лазурная”  и “Рэдиссон САС Лазурная Пик  Отель” стали излюбленным местом отдыха россиян, зарубежных гостей и местом деловых встреч. Таким образом, отели относятся к рынку внутреннего и въездного туризма, а так же международного туризма. 

    2. Угрозы и меры  их предотвращения. Достижение равновесия 

     Среди стратегических целей отеля необходимо выделить удержание лидирующих позиций на внутреннем туристическом рынке, привлечение и удержание выгодных клиентов. Однако у каждой фирмы или предприятия есть своего вида угрозы (риски), которые могут помешать осуществлению поставленных задач.

     Деятельность  ОАО «Лазурная» подвержена влиянию следующих факторов риска:

  1. Отраслевые риски (угрозы):
    • развитие конкурентной среды в Сочи, открытие новых отелей, ресторанов;
    • открывшиеся в 2008 году бизнес центры в отелях на побережье общей численностью до 1500 чел.;
    • конкуренция южных курортов России с другими туристическими направлениями – Турция, Югославия, Юго-Восточная Азия, и как следствие, снижение посещаемости отеля;
    • увеличение цен на энергоносители, поскольку их увеличение сказывается на удорожании конечного продукта потребления (туристического продукта);
    • близость и доступность альтернативных г. Сочи курортов, таких как Анапа, Геленджик, Туапсе, Адлер, Новороссийск, Ейск.

Информация о работе Методы анализа и прогноза конъюнктуры рынка туризма