Методы выявления первичных источников информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Количественные исследования обычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенные формат собираемых данных и источники их получения, обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ В МАРКЕТИНГЕ. 5
Глава 2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ. 21
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМАЛИЗОВАННОГО ИНТЕРВЬЮ КАК ЭФФЕКТИВНОГО МЕТОДА ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 28
3.1. Основные положения, цели и задачи экспериментального исследования. 28
3.2. Материалы и методы проведенного исследования 29
3.3. Интерпретация полученных во время интервью данных. 29
Выводы. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг_курсовая_53-в.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Так, проводятся специальные эксперименты по определению  отношения детей к различным  игрушкам. В процессе их проведения осуществляется наблюдение за поведением детей. Перед детьми раскладываются различные игрушки (различного типа, цвета, изготовленные из разных материалов), и с помощью контактных и бесконтактных датчиков, видеосъемки фиксируются движение глаз, размер зрачков, частота пульса, потовыделение, последовательность и характер изучения игрушек.

Физиологические измерения редко используются при  проведении маркетинговых исследований.

   Эксперимент является важнейшим инструментом анализа и тестирования в системе маркетинга.[5, с.56]. В зависимости от условий, где проводится эксперимент, различают полевой и лабораторный эксперименты. Главная цель эксперимента — это исследование поведения объекта по динамике его выходных параметров при изменении входных характеристик, которые могут варьироваться как экспериментатором (лабораторный), так и окружающей средой (полевой). Например, изменение структуры покупателей при изменении средств рекламы и цены, или изменение поведения конкурентов и коммерсантов.

Наибольшее  применение на практике находит полевой эксперимент, который проводится в нормальных условиях окружающей среды. Он находит применение для исследования в области маркетинга товаров производственно-технического назначения и потребительских товаров.

Лабораторный  эксперимент проводится в специально подготовленных условиях тестирования. В зависимости от отношения тестируемого к условиям процесса тестирования различают четыре группы эксперимента:

  1. открытый эксперимент, когда тестируемый осведомлен о цели, задачах и условиях эксперимента;
  1. эксперимент в неясной для тестируемого ситуации, когда ему известны только его задачи и поведение в эксперименте, но не известны цели эксперимента;

3) мнимый эксперимент, когда тестируемый знает цели и задачи опыта, но не знает условий ситуации, в которой он будет проведен;

4) неопределенный эксперимент, когда тестируемый полностью не осведомлен цели, задаче и условиях проведения эксперимента.

Глава 2. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ СБОРА ИНФОРМАЦИИ.

 

Все вышеописанные методы имеют как недостатки, так и достоинства. Так, недостатки метода наблюдений присущи всем качественным исследованиям. При прямом наблюдении обычно изучается поведение в определенных условиях малой группы людей, следовательно, возникает вопрос о репрезентативности полученных данных. При этом имеет место субъективное истолкование последних. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемой ситуации. Обычно исследователь не в состоянии на основе метода наблюдений углубить полученные результаты и вскрыть интересы, мотивы, отношения, лежащие в основе определенного поведения. В ряде случаев это ограничение удается преодолеть, например, изучая реакцию детей на новую игрушку. Кроме того, надо иметь в виду, что присутствие наблюдателя может оказывать влияние на наблюдаемую ситуацию. Уровень этого влияния определить чрезвычайно сложно.

Наблюдение является весьма трудоемким методом. Оформление итогов наблюдений занимает порой в два раза больше времени, чем само наблюдение.

По характеру  окружающей обстановки наблюдение может  быть полевым, что означает, что процессы проходят в естественной обстановке (в магазине, у витрины магазина), или лабораторным, т.е. проводящимся в искусственно созданной ситуации.

Результаты  наблюдений фиксируются с помощью аудио- или видеотехники, в блокнотах и т.п.

Трудности проведения наблюдений делятся на субъективные (связанные с личностью наблюдателя) и объективные (не зависящие от наблюдателя).

К субъективным трудностям наблюдения относится возможность понимания и истолкования исследователем поведения и действий других людей через призму собственного «я», через свою систему ценностных ориентации, а также эмоциональную окрашенность человеческого восприятия и неизбежность влияния на результаты наблюдения имеющегося у исследователя прошлого опыта. Кроме того, наблюдение всегда подчинено цели исследования, что очерчивает сферу того, что наблюдается, придает ему селективный характер. Вследствие этого выбор фактов для наблюдения и регистрации в сильной мере зависит от наблюдателя.

К объективным трудностям наблюдения, прежде всего, следует отнести ограниченность времени наблюдения временем совершения события. Кроме того, далеко не все представляющие интерес факторы поддаются непосредственному наблюдению.

Присутствие наблюдателя может вызвать у  наблюдаемых чувство смущения, изменить обычные стереотипы поведения.

Личностные  качества наблюдателя, проявление им отношения  к происходящим событиям могут также  оказать серьезное влияние на поведение наблюдаемых.

Наблюдение  должно дополнять другие методы маркетинговых  исследований и применяться тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами.

Методам опроса присущи следующие черты:

  1. Высокий уровень стандартизации, обусловленный тем, что всем респондентам задаются одни и те же вопросы с одинаковыми вариантами ответов на них.
  2. Легкость реализации заключается в том, что респондентов посещать не обязательно, передавая им вопросники по почте или по телефону; не нужно использовать технические средства и привлекать высококвалифицированных профессионалов, как в случае использования метода фокус-группы, глубинного интервью и т.п.
  3. Возможность проведения глубокого анализа заключается в задании последовательных уточняющих вопросов.   Например,   работающих матерей спрашивают, насколько важным был учет местоположения школы при ее выборе для их детей. Далее задается вопрос относительно того, сколько школ рассматривалось в качестве возможных вариантов. Затем задаются вопросы, касающиеся рода занятий, особенностей работы, дохода, размера семьи.
  4. Возможность табулирования и проведения статистического анализа заключается в использовании методов математической статистики и соответствующих пакетов прикладных программ для персональных компьютеров.

5.  Возможность анализировать полученные результаты применительно к конкретным рыночным сегментам обусловлена возможностью  подразделить общую выборку на отдельные подвыборки в соответствии с демографическими и 
другими критериями. [6, с160].

Информация  от респондентов при проведении опросов  собирается тремя способами:

  1. Путем задания вопросов респондентам интервьюерами, ответы на которые интервьюер фиксирует.
  2. Путем задания вопросов с помощью компьютера.
  3. Путем самостоятельного заполнения анкет респондентами.

Первый способ обладает следующими достоинствами:

  1. Наличие обратной связи с респондентами, которая дает возможность управлять процессом опроса.
  2. Возможность установить доверие между респондентом и интервьюером еще в начале опроса.

3. Возможность   учета при проведении   опроса   особенностей   и уровня образованности опрашиваемых, например — помочь респонденту разобраться в градациях используемых шкал.

Недостатки  данного способа точно соответствуют  достоинствам второго и будут рассмотрены ниже.

Достоинства второго  способа заключаются в следующем:

  1. Высокая скорость реализации данного подхода по сравнению с личным интервьюированием. Компьютер может быстро задавать вопросы, адаптированные к ответам на предыдущие вопросы; быстро набирать случайно выбранные телефонные номера; учитывать особенности каждого опрашиваемого.
  2. Отсутствие ошибок интервьюера: он не устает, его невозможно подкупить.
  1. Использование картинок, графиков, видеоматериалов, интегрированных в вопросы, появляющиеся на экране компьютера.
  1. Обработка данных в реальном масштабе времени. Полученная   информация непосредственно   направляется   в   базу данных и является доступной для табуляции и анализа в любое время.

5. Субъективные качества интервьюера не влияют на получаемые ответы, особенно это касается персональных вопросов. Респонденты не стараются давать такие ответы, которые понравятся интервьюеру.

Главной специфической чертой третьего метода является то, что респондент отвечает на вопросы переданной или посланной ему анкеты самостоятельно, без участия интервьюера или использования компьютера.

Достоинства данного  метода заключаются в следующем:

  1. Относительно низкая стоимость, обусловленная отсутствием интервьюеров, компьютерной техники.
  2. Самостоятельная организация ответов на вопросы со стороны респондентов, которые сами выбирают время и скорость ответов на вопросы, создают для себя наиболее комфортные условия ответа на вопросы.
  3. Отсутствие определенного влияния со стороны интервьюера или компьютера, создающее более комфортные условия для респондентов для ответа на вопросы.

Недостатки этой разновидности опроса, прежде всего, заключаются в том, что поскольку респондент самостоятельно контролирует ответы на вопросы анкеты, то его ответы могут содержать ошибки, обусловленные недопониманием, отсутствием должного внимания и т.п., быть неполными; сроки опроса могут нарушаться или анкеты вообще не будут возвращены. Вследствие изложенного анкеты должны разрабатываться самым тщательным образом, содержать ясные и полные инструкции.

При использовании метода панели следует учитывать, что существуют трудности обеспечения репрезентативности формируемой панели. Помимо общих проблем формирования репрезентативной выборки, существуют подобные проблемы, обусловленные тем, что традиционные панели создаются для проведения многократных исследований. Участники панели могут просто отказаться от дальнейшего сотрудничества, переехать в другой город,   перейти в другую потребительскую панель, умереть. Кроме того, участники панели, чувствуя себя под контролем, сознательно или бессознательно меняют привычный образ поведения: домашние хозяйки лучше готовятся к закупкам, уменьшается доля спонтанных покупок.

К числу главных достоинств фокус-группы следует отнести следующие:

  1. Возможность честно и свободно излагать свои мнения, генерировать свежие идеи, особенно если при проведении дискуссии используется метод мозговой атаки.
  2. Возможность для заказчика принимать участие в формировании целей и задач дискуссии, наблюдать за работой группы вызывают достаточно высокое доверие к результатом ее работы. Эти результаты заказчик порой начинает использовать в практической работе еще до получения официального отчета.
  3. Разнообразие направлений использования данного метода, о чем речь шла ранее.
  4. Возможность изучать респондентов, которые в более формальных, структурированных ситуациях не поддаются изучению, не желая, например, принимать участия в анкетировании.

Подытоживая сказанное, к числу недостатков данного метода следует отнести возможную нерепрезентативность, субъективную интерпретацию полученных результатов, высокую стоимость на одного участника группы.

То, что результаты работы фокус-группы могут не являться репрезентативными по отношению к генеральной совокупности в целом, определяется следующим. В работе такой группы, как правило, принимают участие респонденты, более активно, охотно реагирующие на предложения подобного типа по сравнению с генеральной совокупностью в целом. Кроме того, этому способствует малый, как правило, гомогенный состав фокус-группы, в состав которой, в последний момент, могут включаться профессиональные респонденты.

Субъективизм интерпретации  результатов работы группы обусловливается  тем, что возможно делать акцент на фактах, поддерживающих точку зрения ведущего, и игнорировать другие точки зрения. Далее, участие заказчика в подготовке и проведении работы фокус-группы также может обусловить получение желаемых результатов. Как было отмечено ранее, заказчик может использовать результаты работы группы еще до получения официального отчета.

В табл. 1 приводятся данные, характеризующие достоинства и недостатки наиболее часто используемых методов интервьюирования.

Таблица 1


Достоинства и недостатки двух главных методов интервьюирования

Метод                   Достоинства

Недостатки

По

Доступен  для малой группы

Возможна  однобокость ответов,

почте

исследователей.

обусловленная малым  числом

 

Низкая стоимость.

ответов.

 

Легкость организации.

Невозможность уточнить

 

Отсутствует влияние со

 стороны

вопросы.

 

стороны интервьюера.

Невозможность пояснений  и

 

Могут быть использованы

объяснений.

 

иллюстрации

Низкое качество ответов

   

на открытые вопросы

     

По

Низкая стоимость.

Ограничен респондентами,

теле-

ф

Полевые исследования могут

имеющими телефон.

фону

быть завершены  достаточно

Не могут быть показаны

 

быстро.

вопросник и иллюстрации.

 

Пригоден для сбора  как

Трудно поддерживать интерес

 

фактических данных, так

более 15-20 минут.

 

и данных, характеризующих

Трудно задавать сложные

 

отношения. Централизованный контроль

вопросы

Информация о работе Методы выявления первичных источников информации