Методы исследования общественного мнения PR-деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 10:25, контрольная работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявления методов исследования общественного мнения PR-деятельности. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:
- выявить понятие и сущность общественного мнения;
- определить соотношение установок и общественного мнения;
- описать подходы и методы изучения общественного мнения

Содержание

Введение 3
Глава I. Закономерности общественного мнения как основа разработки программы PR 4
1.1. Понятие и сущность общественного мнения 4
1.2. Установка и общественное мнение 7
Глава II. Методика изучения общественного мнения 12
2.1. Подходы и методы изучения общественного мнения 12
2.2. Типы исследований общественного мнения 20
2.3. Пример организации исследования общественного мнения ООО «Мой дом» 25
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

No. 494.doc

— 285.50 Кб (Скачать файл)




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы исследования общественного мнения PR-деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Никогда ранее  общественное мнение не имело такой  силы, как теперь. Многочисленные факты  доказывают, что в демократических  странах мнение общественности по тем или иным вопросам существенно влияет на государственную политику, законодательные процессы, поведение политических партий, динамику избирательных кампаний, принятие решений субъектами экономической деятельности.

Поэтому важнейшая составляющая паблик рилейшнз заключается в том, чтобы помочь организациям распознать, понять общественное мнение и профессионально работать с ним.

Общественное  мнение отражает динамический процесс  формирования межличностных и групповых  коммуникаций по различным значимым социальным, экономическим и политическим вопросам.

Все выше сказанное  делает рассмотрение темы «Методы исследования общественного мнения PR-деятельности» актуальным.

Целью данного исследования является выявления методов исследования общественного мнения PR-деятельности. Названная цель реализуется путем постановки и осуществления следующих задач:

- выявить понятие и  сущность общественного мнения;

- определить соотношение  установок и общественного мнения;

- описать подходы и  методы изучения общественного мнения;

- охарактеризовать типы  исследований общественного мнения;

- изучить опыт организации  исследования общественного мнения  ООО «Мой дом».

Объект исследования – общественное мнение.

Предмет - методы исследования общественного мнения PR-деятельности.

Глава I. Закономерности общественного мнения как основа разработки программы PR

1.1. Понятие и сущность общественного мнения

В обобщенном виде понятие «общественное мнение» означает совокупность взглядов индивидов на определенную проблему, это понятие, описывающее едва уловимую, подвижную и неустойчивую совокупность индивидуальных суждений.

Чтобы лучше понять концепт  общественного мнения, его стоит  разложить на два компонента — общественность и мнение. Об общественности как группе людей, объединенных общим интересом в определенной области, уже говорилось достаточно подробно. Что же касается мнения, то оно, как принято считать, является выражением установки человека относительно конкретного вопроса. Когда установки становятся достаточно устойчивыми, они всплывают на поверхность в виде мнений. Когда же мнения становятся достаточно устойчивыми, они приводят к поступкам.

Отсюда следует, что  общественное мнение является совокупностью мнений индивидов относительно общей проблемы, затрагивающей интересы

какой-либо группы людей. Другими словами, общественное мнение — это своеобразный консенсус, зарождающийся из совпадающих между  собой установок людей относительно проблемы. Стремление повлиять на установки человека, то есть на то, что он думает по поводу данной проблемы, как относится к ней, и составляет первооснову практики паблик рилейшнз.

Обобщенно общественное мнение трактуется как состояние массового сознания, проявляющееся в совокупности оценочных суждений о событиях и фактах действительности, проблемах государственной и общественной жизни различных групп или слоев населения.

Подход к пониманию  общественного мнения как «совпадения индивидуальных мнений определенного числа людей» оставляет несколько в стороне то важное качественное обстоятельство, что оно является общественным. Поэтому общественное мнение — явление гораздо более объемное, чем простая сумма точек зрения, высказанных определенной совокупностью индивидов1.

Вместе с тем, общественное мнение — не статический, а динамический процесс высказывания, уточнения и согласования мнений, в ходе которого совместно вырабатывается направленность действий.

Общественное мнение возникает  внутри группы людей, общающихся друг с другом, вместе согласовывающих суть проблемы, ее вероятные социальные последствия и обдумывающих, какие меры необходимо предпринять. И хотя данный процесс, без сомнения, затрагивает личные суждения, все же мнения индивидов о социальной проблеме по своей форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного (общественного) обсуждения.

Общественное мнение имеет  сложную структуру, одним из основных его качеств является его деятельная, активная составляющая. Структура общественного мнения включает когнитивный элемент - знания; эмоциональный элемент - чувства, эмоции, настроения; аксеологический элемент   -   оценки,   поведенческий   элемент   -   готовность   действовать

определенным  образом.

И теоретики, и практики паблик рилейшнз, изучая общественное мнение, в действительности делают его статичный срез, тщательно фиксируя отдельные моменты, чтобы потом описанное в одно время мнение сравнить с мнением, зафиксированным в другой период. Более того, исследования зачастую сосредоточены на направленности и интенсивности общественного мнения, оставляя в стороне иные важные детали.

И это вовсе  не случайно, поскольку практики паблик рилейшнз стремятся иметь дело с конкретной реальностью, вследствие чего ставят перед собой преимущественно прагматические цели: как направить общественное мнение в желаемом направлении и пр.

Поэтому, основываясь именно на таких позициях, специалисты по паблик рилейшнз в большинстве своем интересуются следующими характерными признаками общественного мнения:

Направленностью мнения, отражающей общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений типа «положительно — отрицательно—безразлично», «за—против — не определился», «за—против—при условии». В наиболее упрощенной форме направленность мнения фиксируется ответом «да» или «нет» на поставленный вопрос. В целом именно    уточнение    направленности    является    основным    и    наиболее распространенным измерением общественного мнения.

Интенсивностью мнения, являющейся показателем того, какую силу оно приобретает независимо от его направленности. Формой измерения интенсивности (и одновременно направленности) общественного мнения могут служить ответы респондентов на вопросы типа «полностью согласен

— согласен — мне все равно — не согласен—абсолютно не согласен».

Стабильностью мнения, означающей длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств. Фиксация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем двух разведенных во времени исследовании.

Информационной  насыщенностью, указывающей, каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди. Опыт подтверждает, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают и более четкое мнение о ней; что же касается направленности мнения таких людей, то ее трудно предвидеть. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более четкое мнение о ней, поступают более предсказуемо.

Социальной  поддержкой, являющейся свидетельством степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по поводу проблемы2.

Анализируя процесс  институциализации общественного  мнения, следует отметить выводы некоторых современных российских политологов. В частности, мнение о том, что в России не произошло институциализации общественного мнения, то есть превращения его в наиболее важное условие принятия политических решений на любом уровне власти. Российское общественное мнение - величина условная и сомнительная с точки зрения своей реальности. Условиями институализации общественного мнения являются: во-первых, наличие нормальных гражданских механизмов его формирования, ограничивающих возможности манипулирования им; во-вторых, существование каналов влияния общественного мнения на принятие и корректировку управленческих решений; в-третьих, обязательность для власти учета общественного мнения. У нас же, по мнению ряда исследователей, все наоборот, не общественное мнение определяет правительственный курс, а правительство формирует и давит на общественное мнение в своих интересах.

1.2. Установка и общественное мнение

Среди факторов, формирующих общественное мнение, как правило, выделяют эмоционально-психологические факторы (отражают социально-демографические параметры вашей аудитории, особенности ее восприятия), личностные и социальные и культурные факторы (статус, доходы, образовательный уровень).

Чтобы глубже осознать процесс  воздействия на общественное мнение, изучают психологические механизмы его формирования.

Выше мы говорили, что  мнение — это выражение установки  по отношению к определенной проблеме. Существует общее предположение, что установка — это устойчивая склонность людей определенным образом воспринимать объект, проблему и др. Вместе с тем последние исследования специалистов позволяют утверждать, что установки прежде всего являются оценками, данными людьми конкретным проблемам или вопросам, исходя из своих ориентации.

Индивидуальные ориентации содержат в себе восприятие индивидом  проблем или объектов в определенных обстоятельствах и восприятие значения мнения других людей об этих же проблемах или объектах. Когда ориентации двух и более индивидов направлены как на одни и те же проблемы или объекты, так и друг на друга, эти индивиды пребывают в состоянии «коориентации».

Рассмотрим эти явления более  подробно.

Ориентация. Индивиды имеют мнения разной степени устойчивости и

интенсивности. О ценности объектов они судят, опираясь на предшествующий опыт взаимодействия с ними и на оценку этих объектов при текущих обстоятельствах. Первый тип ценности объекта складывается благодаря заранее сформированной личностной предрасположенности индивида, поскольку чувства, вызываемые объектом, возникли и обогатились на основании предшествующего собственного жизненного опыта. Эта предрасположенность связана с тем, что индивид что-то привнес в ситуацию из своего собственного опыта. Другим источником ценности выступает устойчивость, обусловленная относительной ценностью объекта, придаваемой ему индивидом с помощью сравнений ряда свойств объектов.

Устойчивость  ценности может колебаться в зависимости от того, какие свойства объекта рассматриваются при сравнении или же какие дополнительные объекты используются для сравнения. Другими словами, заранее созданная личная предрасположенность указывает, какие чувства у индивида вызывает объект независимо от ситуации, тогда как устойчивость зависит от оценки индивидами ситуации. Поэтому, чтобы описать и понять индивидуальное мнение об определенном объекте, необходимо «измерять» как его заранее сформировавшуюся предрасположенность, так и устойчивость. Существующие между ними различия помогают установить связь между установками и мнениями.

Установка как независящее  от конкретной ситуации стойкое предпочтение индивида в отношении определенного объекта, — это устойчивая, созданная на основе длительного жизненного опыта и оценки накопленной информации склонность тем или иным образом воспринимать объекты и реагировать на них. В свою очередь мнение — это высказанное суждение об объекте в конкретной ситуации или при специфическом стечении обстоятельств.

Коориентация. Социальный или межличностный концепт общественного мнения предусматривает наличие двух и более ориентированных индивидов, вступающих в коммуникацию по поводу представляющего общий интерес объекта. Иначе говоря, такие индивиды «коориентированы» на общую проблему и друг на друга.

Коориентация предусматривает внутриличностные и межличностные элементы коммуникативных действий. Внутриличностные совпадения свидетельствуют о степени соответствия точки зрения одного лица его оценке позиции другого лица по этому же вопросу. Данную ситуацию иногда называют «осознанной согласованностью». На ее основании лицо вырабатывает  общую  линию  отношений  с  другим  лицом  и  спонтанно

реагирует на него при  взаимодействии.

Следующими  феноменами межличностного характера  выступают согласие и понимание. Согласие — это степень, с которой два или более лица разделяют одну и ту же оценку по общей проблеме. Понимание — степень совпадения определений, трактовок двух и более лиц. С точки зрения рассматриваемого выше вопроса индивидуальной ориентации согласие можно сравнить с предрасположенностью, а понимание — с устойчивостью.

Индивидуальные  ориентации, лежащие в основе установки, обусловливаются и формируются у каждого индивида, исходя из целого ряда признаков и обстоятельств его жизни, т.е. личностными и социально-культурными факторами:

1. Личностные   —   физические   и   психологические   особенности 
индивида, включая рост, вес, возраст и социальный статус.

2. Культурные — окружение и жизненный уклад конкретного района 
или географической местности, например, определенная страна, городская 
или   сельская   местность   и   пр.

  1. Образовательные — уровень и качество образования индивида 
    Сегодня,  чтобы  привлечь  внимание растущего числа людей,  скажем,  с 
    высшим образованием, общение с такой общественностью становится все 
    более дифференцированным.
  2. Семейные    —    происхождение    людей.    Известно,    что    дети 
    воспринимают вкусы, предубеждения, политические предпочтения и многое другое от своих родителей.

Информация о работе Методы исследования общественного мнения PR-деятельности