Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:06, реферат
В современных условиях взаимозависимости проблемы международного миротворчества играют особую роль. Фактически, миротворческий процесс на региональном и глобальном уровнях составляет суть дипломатии государств и влиятельных международных политических объединений. К последним следует отнести, прежде всего, ООН, которая за всю историю своего существования внесла значительный вклад в определение международно-правовых критериев и юридических норм применительно к стратегии и тактике поддержания мира.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Правовая природа миротворческих операций
2.Роль миротворчества в поддержании международного мира и безопасности
3.Планирование миротворческих операций
4. Урегулирование конфликтов как «кризисное реагирование»
5. Миротворческие операции ООН
Заключение………………………………………………………………….. ….16
Список использованной литературы……………
В основе всеобщей коллективной безопасности лежит Устав ООН, цели и принципы которого являются целями и принципами права международной безопасности.
Главный упор в системе всеобщей коллективной безопасности ООН ставится на предупреждение угрозы миру путем создания и поддержания всесторонней системы мирного сотрудничества. Упор на предупреждение присущ и методам, применяемым при возникновении конфликтной ситуации. Тут государства обязаны придерживаться принципов неприменения силы и мирного разрешения международных споров, а также объединить свои силы для поддержания мира и безопасности.
Первостепенное значение в системе всеобщей коллективной безопасности ООН уделяется недопускаемости применения силы - право применять силу принадлежит исключительно Совету Безопасности и лишь в случаях, предусматриваемых Уставом ООН. Исключением из запрета применения силы является ее применение в целях адекватной самообороны до тех пор, пока со стороны Совета Безопасности ООН не будут предприняты соответствующие меры [19, c. 121].
Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а истекает из целей и принципов ООН [21, c. 138].
Совет Безопасности уполномочен применять вооруженные силы для осуществления своих решений по устранению угрозы миру или любого его нарушения. Применение метода силового принуждения Советом Безопасности может выражаться в участии в войне, силовом разделении воюющих сторон и т.д.
В отличие от
этого миротворчество означает операции
вооруженных сил без применения
оружия, за исключением случаев
1. Расследование
инцидентов и проведение
2. Проверка соблюдения договоренности о прекращении огня;
3. Содействие
поддержанию законности и
4. Предоставление гуманитарной помощи;
5. Наблюдение за ситуацией [23, c. 157].
Во всех случаях операции должны строго придерживаться следующих принципов:
1. Принятие Советом Безопасности решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;
2. Добровольность
предоставления воинских
3. Финансирование международным сообществом;
4. Командование
Генерального секретаря с
5. Беспристрастность сил и сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны) [4, c. 117].
Впервые миротворческая миссия ООН была применена в 1948 г. для контроля за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте. Далее миротворческие миссии направлялись в числе прочих в Кипр (1964 г. - для прекращения военных действий и восстановления порядка), Грузию (1993 г. - для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистан (1994 г. - для урегулирования религиозного конфликта). Особый эффект возымели миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали [4, c. 118].
Финансирование миротворческих миссий ООН является обязанностью всех членов организации. Персонал миротворческих сил ООН пользуется неприкосновенностью и не могут подвергаться нападению со стороны конфликтующих сторон. Государства обязаны установить уголовную ответственность по отношению к тем лицам, которые посягают на персонал ООН. С другой стороны, участники миротворческой операции обязаны соблюдать законы страны пребывания.
Многонациональные операции развертывались в дополнение к операциям ООН в Сомали, Руанде, Гаити, а также в Боснии и Герцеговине. В 1997 году Совет санкционировал действия «коалиции желающих» в связи с ситуацией в Албании. Он также санкционировал развертывание многонациональных миротворческих сил в Центральноафриканской Республике. В марте 1998 года эти силы были заменены Миссией ООН в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР) [13, c. 168].
С 1948 по 2006 год ООН провела
более 50 операций по поддержанию мира.
В настоящее время
Миротворческие миссии учреждают, а также определяют их задачи пятнадцать государств - членов Совета Безопасности, а не Генеральный секретарь ООН. В Уставе ООН конкретно указывается, что Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Каждый из пяти постоянных членов Совета Безопасности - Китай, Российская Федерация, Великобритания, Соединенные Штаты и Франция - может наложить вето на любое решение, касающееся операций по поддержанию мира [16, c. 189].
Таким образом, одна из важнейших задач ООН, ради чего эта Организация и создавалась, - это предотвращение войн и вооруженных конфликтов. Ответственность за поддержание международного мира и безопасности несут все государства-члены ООН. С 1948 года в различные периоды свой персонал предоставляли более 110 стран. По состоянию на начало 2000 года военный и гражданский полицейский персонал для текущих миссий предоставляют ООН около 80 государств. Гражданский персонал для миротворческих миссий предоставляется практически всеми странами. Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующие выводы.
Важным инструментом поддержания мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а истекает из целей и принципов ООН.
Следует также отметить ряд
других особенностей миротворческой миссии
ООН, которые заключаются в
1. Финансирование
миротворческих миссий ООН
2. В вышеупомянутых
Резолюциях Генеральной
3. Персонал миротворческих
сил ООН пользуется
4. Государства
обязаны установить уголовную
ответственность по отношению
к тем лицам, которые посягают
на персонал ООН. С другой
стороны, участники
Из сказанного следует, что миротворческие силы ООН играют важную роль в урегулировании как международных, так и локальных конфликтов на религиозной, этнической почве, ставящих под угрозу мир и целостность суверенных государств. Также растет значение миротворческих миссий ООН в урегулировании конфликтов немеждународного характера, что представляет новое направление в деятельности организации.