Миротворческая операция как форма урегулирования международного и политического конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:06, реферат

Краткое описание

В современных условиях взаимозависимости проблемы международного миротворчества играют особую роль. Фактически, миротворческий процесс на региональном и глобальном уровнях составляет суть дипломатии государств и влиятельных международных политических объединений. К последним следует отнести, прежде всего, ООН, которая за всю историю своего существования внесла значительный вклад в определение международно-правовых критериев и юридических норм применительно к стратегии и тактике поддержания мира.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Правовая природа миротворческих операций
2.Роль миротворчества в поддержании международного мира и безопасности
3.Планирование миротворческих операций

4. Урегулирование конфликтов как «кризисное реагирование»
5. Миротворческие операции ООН
Заключение………………………………………………………………….. ….16
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

конфликтология реферат.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

2.Роль миротворчества  в поддержании международного  мира и безопасности

 

ХХ век принес специальные международные институты поддержания коллективной безопасности - Лигу Наций, ООН, ОБСЕ. Тогда же системы коллективной безопасности стали распространяться и на другие континенты. Так, исламский мир создал Организацию Исламская конференция (ОИК) для защиты интересов мусульманских стран [3, c. 47].

В конце 90-х годов XX века сложилась новая ситуация в плане обеспечения коллективной безопасности. СССР и мировая система  социализма распались, страны «золотого  миллиарда» победили в «холодной войне». Победители закрепили свою победу тем, что на юбилейной сессии НАТО в мае 1999 года юридически оформили принцип законного совместного международного интервенционизма, иначе называющийся принципом «гуманитарной интервенции». Принцип этот предполагает нарушение суверенитета любой страны для защиты в данной стране прав человека, закрепленных в международных документах. Впервые этот принцип был применен в полном объеме в марте-апреле 1999 года в ходе агрессии стран НАТО против суверенной Югославии, решавшей внутренний вопрос подавления албанского сепаратизма в крае Косово. Фактически «гуманитарная интервенция» в Югославии похоронила принцип государственного суверенитета, продержавшийся в практике международных отношений 350 лет и закрепленный во множестве международных документов. Такое положение является следствием нарушения глобального баланса сил после окончания «холодной войны», когда двухполюсная структура политического мира разрушилась и осталась только одна «сверхдержава», США, и только один полюс реальной экономической и военной мощи на планете - наиболее развитые страны Запада, названные в силу этого униполем. Очутившись без равного по мощи соперника, США освобождаются от сковывающих их современное геополитическое расширение договоренностей, ранее заключенных с СССР. Так, например, в 1998 году США заявили о намерении выйти из Договора по противоракетной обороне (ПРО) 1972 года и создать сверхмощную систему защиты от ядерного нападения со стороны «пороговых государств» с авторитарными режимами («государств-злодеев» - термин Чарльза Хейза rogue states, в буквальном переводе «государства-мошенники», чаще используется русский перевод - «государства-изгои»). Данная система предоставляет техническую возможность не только обороняться от ядерно-ракетного удара, но и беспрепятственно наносить его по любой стране мира. Возражения России как правопреемницы СССР против создания национальной системы ПРО США на новой технической основе не принимаются во внимание, поскольку современная Россия, в отличие от СССР, больше не является великой державой и для США до сентября 2001 года имела статус лишь «факультативного партнера». В 2001 году президент США Джордж Буш - младший официально объявил о намерении выйти из договора по ПРО, а также о начале процесса создания национальной системы ПРО США [8].

В основе всеобщей коллективной безопасности лежит Устав  ООН, цели и принципы которого являются целями и принципами права международной  безопасности.

Главный упор в  системе всеобщей коллективной безопасности ООН ставится на предупреждение угрозы миру путем создания и поддержания всесторонней системы мирного сотрудничества. Упор на предупреждение присущ и методам, применяемым при возникновении конфликтной ситуации. Тут государства обязаны придерживаться принципов неприменения силы и мирного разрешения международных споров, а также объединить свои силы для поддержания мира и безопасности.

Первостепенное  значение в системе всеобщей коллективной безопасности ООН уделяется недопускаемости  применения силы - право применять  силу принадлежит исключительно Совету Безопасности и лишь в случаях, предусматриваемых Уставом ООН. Исключением из запрета применения силы является ее применение в целях адекватной самообороны до тех пор, пока со стороны Совета Безопасности ООН не будут предприняты соответствующие меры [19, c. 121].

Важным инструментом поддержания мира и международной  безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом ряде Резолюций Генеральной  Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а истекает из целей и принципов ООН [21, c. 138].

Совет Безопасности уполномочен применять вооруженные силы для осуществления своих решений по устранению угрозы миру или любого его нарушения. Применение метода силового принуждения Советом Безопасности может выражаться в участии в войне, силовом разделении воюющих сторон и т.д.

В отличие от этого миротворчество означает операции вооруженных сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны. Цель миротворческих операций состоит  в оказании поддержки дипломатическим  усилиям во имя достижения политического  урегулирования спора. При осуществлении миротворческих операций ООН могут преследоваться следующие задачи:

1. Расследование  инцидентов и проведение переговоров  с конфликтующими сторонами с  целью их примирения;

2. Проверка соблюдения  договоренности о прекращении огня;

3. Содействие  поддержанию законности и правопорядка;

4. Предоставление  гуманитарной помощи;

5. Наблюдение  за ситуацией [23, c. 157].

Во всех случаях  операции должны строго придерживаться следующих принципов:

1. Принятие Советом  Безопасности решения о проведении операции, определение ее мандата и осуществление общего руководства при согласии сторон в конфликте на проведение операции;

2. Добровольность  предоставления воинских контингентов  государствами - членами, приемлемыми  для сторон;

3. Финансирование международным сообществом;

4. Командование  Генерального секретаря с предоставлением  полномочий, вытекающих из мандата,  предоставленного Советом Безопасности;

5. Беспристрастность  сил и сведение к минимуму  применения военной силы (только  для самообороны) [4, c. 117].

Впервые миротворческая миссия ООН была применена в 1948 г. для контроля за перемирием, достигнутым в арабо-израильского конфликте. Далее миротворческие миссии направлялись в числе прочих в Кипр (1964 г. - для прекращения военных действий и восстановления порядка), Грузию (1993 г. - для урегулирования грузино-абхазского конфликта), Таджикистан (1994 г. - для урегулирования религиозного конфликта). Особый эффект возымели миротворческие миссии ООН, направленные в Югославию и Сомали [4, c. 118].

Финансирование миротворческих миссий ООН является обязанностью всех членов организации. Персонал миротворческих сил ООН пользуется неприкосновенностью и не могут подвергаться нападению со стороны конфликтующих сторон. Государства обязаны установить уголовную ответственность по отношению к тем лицам, которые посягают на персонал ООН. С другой стороны, участники миротворческой операции обязаны соблюдать законы страны пребывания.

Многонациональные операции развертывались в дополнение к операциям  ООН в Сомали, Руанде, Гаити, а также в Боснии и Герцеговине. В 1997 году Совет санкционировал действия «коалиции желающих» в связи с ситуацией в Албании. Он также санкционировал развертывание многонациональных миротворческих сил в Центральноафриканской Республике. В марте 1998 года эти силы были заменены Миссией ООН в Центральноафриканской Республике (МООНЦАР) [13, c. 168].

С 1948 по 2006 год ООН провела  более 50 операций по поддержанию мира. В настоящее время осуществляется 15 операций, в которых участвуют  примерно 30 000 миротворцев. За эти годы в операциях ООН по поддержанию мира участвовало свыше 750000 военнослужащих и сотрудников гражданской полиции, а также тысячи других гражданских специалистов. При этом более 1500 человек погибли при исполнении служебных обязанностей в составе миссий ООН.

Миротворческие миссии учреждают, а также определяют их задачи пятнадцать государств - членов Совета Безопасности, а не Генеральный секретарь ООН. В Уставе ООН конкретно указывается, что Совет Безопасности несет  главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Каждый из пяти постоянных членов Совета Безопасности - Китай, Российская Федерация, Великобритания, Соединенные Штаты и Франция - может наложить вето на любое решение, касающееся операций по поддержанию мира [16, c. 189].

Таким образом, одна из важнейших  задач ООН, ради чего эта Организация  и создавалась, - это предотвращение войн и вооруженных конфликтов. Ответственность  за поддержание международного мира и безопасности несут все государства-члены  ООН. С 1948 года в различные периоды свой персонал предоставляли более 110 стран. По состоянию на начало 2000 года военный и гражданский полицейский персонал для текущих миссий предоставляют ООН около 80 государств. Гражданский персонал для миротворческих миссий предоставляется практически всеми странами. Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующие выводы.

Важным инструментом поддержания  мира и международной безопасности являются миротворческие операции ООН. Их деятельность основана на целом  ряде Резолюций Генеральной Ассамблеи, принятых в соответствии с Уставом Организации. Генеральная Ассамблея регулярно рассматривает вопрос о миротворческих операциях, необходимость в котором обусловлена тем, что проведение миротворческих операций не предусмотрена самим Уставом, а истекает из целей и принципов ООН.

Следует также отметить ряд  других особенностей миротворческой миссии ООН, которые заключаются в нижеследующем.

1. Финансирование  миротворческих миссий ООН является  обязанностью всех членов организации;

2. В вышеупомянутых  Резолюциях Генеральной Ассамблеи  особенно подчеркивается значение  сотрудничества с региональными  организациями в деле совершения  миротворческих миссий;

3. Персонал миротворческих  сил ООН пользуется неприкосновенностью  и не могут подвергаться нападению со стороны конфликтующих сторон.

4. Государства  обязаны установить уголовную  ответственность по отношению  к тем лицам, которые посягают  на персонал ООН. С другой  стороны, участники миротворческой  операции обязаны соблюдать законы  страны пребывания.

Из сказанного следует, что миротворческие силы ООН  играют важную роль в урегулировании как международных, так и локальных  конфликтов на религиозной, этнической почве, ставящих под угрозу мир и  целостность суверенных государств. Также растет значение миротворческих миссий ООН в урегулировании конфликтов немеждународного характера, что представляет новое направление в деятельности организации.

3. Планирование миротворческих операций

Итак, Центральное  место в вопросе планирования миссий отводится Службе планирования миссий (СПМ), входящей в состав Отдела планирования. Служба планирования миссий (СПМ) отвечает за разработку планов, в которых находят комплексное отражение различные аспекты той или иной операции по поддержанию мира. СПМ состоит из:

1. Группа общего планирования

2. Группа по  организации миссий

3. Группа управления  резервными соглашениями.

2.2 Правовое  положение Департамента операций  по поддержанию мира

Деятельность  ООН по поддержанию мира является выражением коллективной воли государств-членов по оказанию содействия нуждающимся обществам в переходе от состояния вооруженного конфликта к устойчивому миру.

Обязательства стран-членов, касающиеся осуществления  данной цели, стали причиной создания Департамента операций по поддержанию  мира (ДОПМ).

Департамент операций по поддержанию мира:

a) служит в  качестве оперативного подразделения  Генерального секретаря для всех  операций по поддержанию мира  Организации Объединенных Наций  и отвечает за осуществление  руководства, управление, планирование  и подготовку этих операций [31];

b) обеспечивает  основные услуги для Совета  Безопасности и Генеральной Ассамблеи  в отношении всех операций  по поддержанию мира;

c) подготавливает  доклады Генерального секретаря  Совету Безопасности и Генеральной  Ассамблее по мере необходимости по отдельным операциям по поддержанию мира, вопросам поддержания мира в целом и разминированию;

d) служит в качестве  координационного центра Организации  Объединенных Наций по вопросам  разминирования, координирует всю  деятельность Организации Объединенных Наций по разминированию, разрабатывает и обеспечивает по мере необходимости программы разминирования в ситуациях поддержания мира и чрезвычайных ситуациях и осуществляет управление целевым фондом для добровольных взносов на оказание помощи в разминировании [31];

e) предоставляет основные  и секретариатские услуги Специальному  комитету по операциям по поддержанию  мира;

f) на основе решений  Совета Безопасности разрабатывает  политику и процедуры для учреждения  новых операций по поддержанию  мира и эффективного функционирования текущих операций;

g) обеспечивает через  посредство переговоров с правительствами  предоставление военных подразделений  и снаряжения, а также другого  военного, гражданского полицейского  и гражданского персонала, необходимого  для операций по поддержанию мира;

h) разрабатывает оперативные  планы и методологию для многоплановых  операций; осуществляет заблаговременное  планирование для возможных новых  операций по поддержанию мира  и связанных с ними мероприятий;

i) предлагает требования  в отношении ресурсов для этих операций Контролеру для подготовки и представления бюджетов в руководящие органы на утверждение; осуществляет наблюдение и контроль за средствами из регулярного бюджета и внебюджетными средствами, связанными с деятельностью по поддержанию мира;

Информация о работе Миротворческая операция как форма урегулирования международного и политического конфликта