Моделирование спроса на услуги в сфере сервиса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2014 в 21:41, реферат

Краткое описание

Успешная деятельность предприятий и отраслей сферы услуг невозможна без прогнозирования спроса: функционирование этих экономических объектов самым непосредственным образом ориентировано на удовлетворение спроса физических и юридических лиц на оказываемые услуги, подтверждая известный тезис о том, что спрос рождает предложение. Однако на сегодняшний день не существует надежной методики количественной оценки наиболее существенных факторов, влияющих на спрос в этой сфере. Количественное определение спроса затрудняется из-за отсутствия концепции, адекватно объясняющей закономерности его возникновения и трансформации в условиях становления рыночных отношений; ограничивается слабой разработанностью подходящих методов и моделей для прогнозирования его динамики и структуры; значительно осложняется отсутствием необходимого информационного обеспечения. Все это указывает на актуальность исследования и необходимость разработки методики прогнозирования спроса на услуги с использованием методов моделирования.

Содержание

Введение 3
1. Анализ основных подходов и методов прогнозирования спроса 5
2. Моделирование прогнозирования спроса на автосервисные услуги 12
3. Моделирование спроса на услуги сервисной сети гарантийного и послегарантийного обслуживания товаров длительного пользования 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

SERVISNAYa_DEYaTEL_NOST.docx

— 143.02 Кб (Скачать файл)

 

 

К числу таких отраслей относится отрасль автосервисных услуг, на примере которой наиболее выпукло могут быть представлены основные принципы использования модифицированного подхода при прогнозировании спроса.

Данная отрасль входит в состав автотранспортного комплекса народного хозяйства, перспективы развития которого определяют и положение рассматриваемой отрасли.

  1. Моделирование прогнозирования спроса на автосервисные услуги

 

С точки зрения методологии изучение основных тенденций изменения спроса и его моделирование на перспективу должны осуществляться с учетом системы факторов двух типов:

-  определяющих величину спроса на каждом из уровней иерархической структуры: народное хозяйство - отрасль - предприятие;

-  учитывающих специфику рассматриваемого этапа развития экономики (периода становления рыночных отношений).

Функция спроса для рассматриваемой отрасли является сложной многофакторной зависимостью. К числу ее аргументов будем относить следующие основные факторы: парк приобретенных потребителями автомобилей, его объем и структура.

Очевидно, что чем больше величина этого фактора и чем «старше» возрастная структура автопарка, тем большая его доля нуждается в сервисном обслуживании и ремонте и тем выше спрос на услуги автосервиса.

Зависимость спроса от этого фактора также достаточно очевидна: чем выше уровень предлагаемых услуг и шире их спектр, тем меньше работ осуществляется в порядке самообслуживания, тем выше доля работ, приходящихся на автосервисные предприятия, тем больший спрос предъявляется на их услуги.

Отдельные факторы, влияющие на спрос, являются взаимозависимыми величинами, что оказывает усиливающее влияние на динамику спроса.

Система взаимосвязей перечисленных факторов приведена на рис. 1. Два фактора на этой схеме образуют замкнутый цикл взаимосвязей. Это уровень качества услуг и доходов потребителей.

Уровень качества услуг оказывает двойное воздействие. Во- первых, прямо влияет на объемы выполняемых автосервисных работ в текущем периоде. Во-вторых, создает базу для расширенного автосервиса в будущем. Последнее обусловлено тем, что высокое качество автосервиса при прочих равных условиях стимулирует с течением времени (с определенным лагом запаздывания, определяемым временем принятия решения и периодом аккумуляции сбережений) увеличение парка автомобилей и изменяет его структуру.

 

 

Рис. 1. Система основных факторов, влияющих на спрос автосервисных услуг

Население все более охотно приобретает не только новые автомобили, но и более дешевые транспортные средства, имеющие достаточный пробег, характеризующиеся определенным возрастом и предъявляющие повышенный спрос на услуги автосервиса (в частности это обстоятельство объясняет рост популярности подержанных иномарок).

Таким образом, возникает мультипликативный эффект самопод- держания спроса на автосервисные услуги, своего рода обратная связь между динамикой парка автомобилей и качеством автосервиса (см. рис.1).

Постоянно возрастающий неудовлетворенный спрос на автомобили приводил к тому, что они не имели ограничений по срокам службы и практически не выбывали, а частично переоборудовались на предприятиях автосервиса путем замены отдельных деталей и даже замены кузова. При этом происходил массовый перерасход запасных частей узлов и агрегатов, необходимых для поддержания технического состояния автомобилей, находившихся в плановом режиме эксплуатации; отвлекались производственные мощности автосервисных предприятий на несвойственные им функции; создавались условия для всевозможного рода негативных проявлений, в том числе снижалась безопасность дорожного движения. Все это создавало неблагоприятное общественное мнение об автосервисе и являлось одной из причин неудовлетворенности населения.

Увеличение мощностей автосервисной отрасли, развитие сети автосервисных услуг и повышение их комплексности в условиях конкурентной борьбы за клиента в годы экономических реформ существенно повысило качество обслуживания автотранспортных средств. Наряду с ростом доходов наиболее обеспеченных и средних слоев населения, этот фактор явился стимулом для роста парка автомобилей и повышения степени автомобилизации страны.

Следующий узловой фактор рассматриваемой схемы рис. 1. - доходы потребителей - также оказывает на изменение спроса мультипликативный эффект. При этом прямое воздействие величины доходов на объемы автосервисного обслуживание является не столь существенным (для различных доходных групп потребность в автосервисных услугах определяется главным образом техническим состоянием автомобиля). Гораздо сильнее в рассматриваемом контуре взаимозави-симостей действует обратная связь - через увеличение парка авто-транспортных средств и изменение его структуры. Это определяется различными возможностями приобретения автомобиля, сильно диф-ференцированными по доходным группам населения.

Понятие уровня качества является комплексным и определяется не только напряженностью работы автосервисной отрасли в целом, но и рядом других факторов, в частности территориальным размещением мощностей этой отрасли, влияние которого будет рассмотрено ниже.

К следующей группе факторов, существенно определяющих прирост парка автотранспортных средств, относятся мощности отечественного автомобилестроенияб, экспорт и импорт автомобилей. Действие этих факторов опосредуется рынком продаж автомобилей (то есть законами спроса и предложения) и зависит от сложившегося уровня цен и доходов. Одним из индикаторов, характеризующих соотношение спроса и предложения и отражающих рыночную конъюнктуру, является показатель доступности товара (в данном случае - автомобиля) для потребителя. Этот показатель рассчитывается как отношение доходов населения (обычно за год) к цене автомобиля и дифференцируется по группам потребителей и видам автомобилей. Чем выше этот показатель - тем более доступным является рассматриваемый вид товара и тем больше вероятность его продажи потребителю данной группы. Обратная его величина характеризует условное время, которое необходимо для аккумуляции сбережений и приобретения данного вида автомобиля рассматриваемой группой населения.

Данный подход может быть формализован с помощью соотношений трех типов:

-  динамики численности парка автомобилей;

-  динамики видовой и возрастной структуры парка автомобилей;

-  общей функцией спроса на автосервисные услуги.

В общей форме модель прогнозирования спроса на услуги авто-сервисной отрасли может быть представлена следующим образом:



 

 

где t - период моделирования (год или другой временной интервал): t = 1, T, T - горизонт прогнозирования; Na (t) - численность парка автомобилей в году t; М (t) - суммарная мощность отечественных автомобилестроительных заводов в году t; Мас (t) - суммарная мощность автосервиса в году г; Э(t) - экспорт автомобилей в году t; Ku (t) - импорт автомобилей в году t; Кu (t) - средний уровень качества обслуживания в году t; Iwoo (t) - индекс изменения качества обслуживания под действием прочих факторов; m - число автосервисных услуг (по группам услуг); m - число видов (марок) автомобилей; j - индекс вида автосервисной услуги, j = 1, n; i - индекс вида (марки) автомобиля, i = 1, m; К - число доходных групп населения; k - индекс доходной группы населения, k = 1, К; Q - предельный возраст автомобиля; q - индекс возрастной группы автомобиля, q = 1, Q; С (t) вектор цен на автомобили в году г:

d (t) - вектор доходов по группам населения в году t:

Sq(t) - вектор возрастной структуры парка автомобилей в году t:

Нi (t) - вектор видовой структуры парка автомобилей в году t:

D (t) - спрос на автосервисные услуги в году t;

Рj, (t) - вектор цен на автосервисные услуги в году t:

f1, f2, f3, f4 и f5 функции, конкретный вид которых устанавливается статистическим путем.

Предложенная модель прогнозирования спроса на услуги авто-сервисной отрасли является многофакторной динамической моделью и содержит прямые и обратные связи между переменными. Кроме факторов цен на сервисные услуги и доходов населения в ней учитываются также численность и структура парка автотранспортных средств и качество обслуживания.

 

  1. Моделирование спроса на услуги сервисной сети гарантийного и послегарантийного обслуживания товаров длительного пользования

 

При освоении нового рынка товаров длительно пользования, учитывая, что эти товары являются технически-сложными устройствами и требуют послепродажного обслуживания на специальных сервисных центрах следует рассмотреть потребность в спросе на данные услуги. Разделим этапы послепродажного обслуживания на гарантийный и послегарантийный и рассмотрим их в отдельности, так как они имеют значительную разницу для фирмы-продавца.

Обслуживание товаров длительного пользования вне гарантийного срока осуществляется за счет собственных средств клиента. При планировании освоения нового рынка необходимо проанализировать потребность в таких услугах уже существующих на рынке товаров и в соответствии с полученными данными рассчитать сервисные мощности. Гарантийные обязательства и мощности под них, как правило заранее известны и базируются на статистических данных и опыте других рынков с данными товарами.

Учитывая факторы, определяющие потребность клиентов в выполнении различных видов работ, при прогнозировании спроса на сервисные услуги необходимо учитывать следующие гипотезы:

1.Функция спроса является  сложной многофакторной зависимостью.

2.Факторы, влияющие на  спрос, являются взаимозависимыми  величинами.

Рассмотренная в данной части работы концептуальная схема позволяет осуществить прогнозирование спроса на услуги сервисной отрасли на основе комплексного подхода, учитывающего весь спектр основных факторов и их взаимосвязей, определяющих спрос. Данный подход может быть формализован с помощью соотношений трех типов:

- динамики численности товаров в обороте;

- динамики видовой и возрастной структуры товаров;

- общей функцией спроса на сервисные услуги.

В общей форме модель прогнозирования спроса на услуги сервиса может быть представлена следующим образом:

Где,

t - период моделирования (год или другой временной интервал);

Na(t) - численность товаров в обороте в году t;

M3(t) - суммарная мощность  заводов в году t;

Mc(t) - суммарная мощность сервисных предприятий в году t;

Э(t) - экспорт товаров в году t;

И(t) - импорт товаров в году t;

Kk(t) - уровень качества обслуживания в году t;

Ca(t) - вектор цен на товары в году t;

Cy(t) - вектор цен на услуги в году t;

D(t) - вектор доходов по  группам населения в году t;

Sa(t) - вектор видовой структуры товаров в году t;

Sb(t) - вектор возрастной структуры товаров в обороте в году t;

P(t) - спрос на сервисные  услуги в году t;

f1, f2, f3, f4, f5 - функции, конкретный  вид которых устанавливается  статистическим путем.

 

Заключение

 

Успешная деятельность предприятий и отраслей сферы услуг невозможна без прогнозирования спроса: функционирование этих экономических объектов самым непосредственным образом ориентировано на удовлетворение спроса физических и юридических лиц на оказываемые услуги, подтверждая известный тезис о том, что спрос рождает предложение. Рациональная организация сервиса позволяет рассматривать его в качестве важной статьи дохода современных предприятий.

Обзор современных исследований, посвященных анализу функций спроса, свидетельствует о явно недостаточном внимании к исследованию сферы услуг, в то время как деятельность этой сферы самым непосредственным образом зависит от прогноза спроса. В ряде случаев необходимо построение достаточно сложных систем соотношений, описывающих изменение спроса в рассматриваемой конкретной ситуации. В особенности это касается активно развивающихся производств и отраслей сферы услуг, в которых трансформационные процессы оказались значительными, а влияние качественных характеристик на спрос — заметным.

Показанная в работе модель прогнозирования спроса на услуги авто-сервисной отрасли является многофакторной динамической моделью и содержит прямые и обратные связи между переменными. Кроме факторов цен на сервисные услуги и доходов населения в ней учитываются также численность и структура парка автотранспортных средств и качество обслуживания. Кроме услуг в автотранспортной отрасли, в современной мире повышен интерес потребителей к сервисному обслуживанию товаров длительного пользования, которые требуют послепродажного обслуживания на специальных сервисных центрах. При планировании освоения нового рынка необходимо проанализировать потребность в таких услугах уже существующих на рынке товаров и в соответствии с полученными данными рассчитать сервисные мощности.

Список использованной литературы

 

  1. Багриновский К. А., Матюшок В.М. Экономико-математические методы и модели (микроэкономика). - М.: РУДН, 1999. - 183 с.
  2. Егорова Н.Е., Мудунов А.С. Применение моделей и методов прогнозирования спроса на продукцию сферы услуг. - М.: ЦЭМИ РАН, 2000. - 54 с.
  3. Костюнин С. В. Моделирование процесса освоения предприятием нового рынка: на примере товаров длительного пользования : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.13 / Костюнин Сергей Владимирович; [Место защиты: С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т].- Санкт-Петербург, 2008.- 172 с.
  4. Костюнин С. В. Моделирование спроса на услуги сервисной сети гарантийного и послегарантийного обслуживания товаров длительного пользования [Электронный ресурс] / С. В. Костюнин // Режим доступа - http://transmap.ru/articles/view/399/ Дата обращения Дата обращения: 11.05.2014.
  5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Экспресс - курс. - СПб.: Питер, 2004. - 496 с.
  6. Кулибанова В.В. Маркетинг: сервисная деятельность. - СПб.: Питер, 2000. - 240 с.
  7. Мудунов А. С. Система моделей прогнозирования спроса на продукцию сферы услуг [Электронный ресурс] / А. С. Мудунов // Аудит и финансовый анализ. 2001. № 3. – Режим доступа - http://www.cfin.ru/press/afa/2001-3/11.shtml Дата обращения: 11.05.2014.
  8. Романович Ж. А. Сервисная деятельность: Учебник / Ж. А. Романович, С. Л. Калачев; под общ. ред. проф. Ж. А. Романовича. – 6-е изд, перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 284 с.

 


Информация о работе Моделирование спроса на услуги в сфере сервиса