Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 23:08, курсовая работа
Произошли заметные подвижки и в США. В 1980 годах на кафедру маркетинга пришли работать антропологи, социологи и даже литературные критики, что естественно расширило взгляд на потребительское поведение. В результате критика традиционного подхода началась уже изнутри кафедр маркетинга. Возникшее направление в маркетинговых исследованиях получило название «нового». К 1990-м годам его право на существование было признано наряду с традиционной школой. Характерная черта нового направления – это фокус на культуру и социальные проблемы. Однако традиционный взгляд на потребительское поведение количественно доминирует.
Введение...........................................................................................................3
1.Теоретические аспекты мотивационного анализа поведение покупателей.6
1.1 Поведение покупателей, принципы и методы его изучения……………..6
1.2 Мотивационные факторы в поведении покупателей……………………...13
2. Мотивационный анализ на примере торговой компании «Спортмастер»17
2.1 Характеристика торгового предприятия супермаркета «Спортмастер»17
2.2 Организация процесса управления продажами и формирования лояльности……………………………………………………………………….20
2.3 Создание программы «Лояль», как средства повышения лояльности покупателей……………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы…………………
Убеждения и установки – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждений, отражает определенное мировоззрение личности. Что касается установки, то она выражает готовность (предрасположенность) субъекта, возникающую при восприятии им определенного объекта или ситуации и обеспечивающую устойчивый характер деятельности по отношению к ним.
Основная задача специалиста по маркетингу состоит в выявлении субъектов, принимающих решения о приобретении товаров. В отношении некоторых товаров и услуг это сделать достаточно просто. Каждый член семьи, домашнего хозяйства играет определенную роль:
В основе оценки (измерения) потребностей, потребления и спроса лежат различные теоретические посылки. Их можно представить теориями мотивации, экономическими теориями, теорией рационального потребления.
Наиболее известны две теории мотивации – З. Фрейда и А. Маслоу. Первая основана на признании действия определенных психологических сил, формирующих поведение человека и не всегда им осознаваемых. Это можно представить как своего рода ответные реакции человека на действия различных стимулов внутреннего и внешнего характера. Например, покупатель, приобретающий товар, может сказать, что он просто удовлетворяет свою текущую потребность. Однако данная покупка может быть вызвана чувством подражания, престижем, а в конечном счете – желанием выглядеть модным, современным человеком.
Теория мотивации А. Маслоу объясняет, почему в разное время людьми движут разные потребности. Она исходит из определенной иерархии потребностей. Человек как бы поочередно удовлетворяет наиболее важные для него потребности, которые становятся движущим мотивом его поведения.
В приобретение нового товара означает, что человек уже удовлетворил потребности нижних иерархий (физиологические, самосохранения, социальные). Его беспокоит необходимость добиться определенного статуса, положения в обществе, обладать определенным символом причастности к нему.
Для маркетинга важно выяснить, как потребитель осознает, какая продукция ему необходима и почему именно она удовлетворяет его потребности наилучшим образом. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что такая продукция станет товаром. Предлагаемый продукт должен быть прежде всего полезен потребителю, а уже потом нравиться самому производителю.
Опыт маркетинговой
Маркетинговая деятельность имеет дело с целостной системой личных потребностей, содержание и формы проявления которых весьма многогранны, поскольку они находятся под воздействием различных факторов и процессов объективного и субъективного характера. Задача заключается в том, чтобы четко выявить, изучить и оценить ту конкретную потребность, на удовлетворение которой направлена деятельность компании.
1.2 Мотивационные
факторы в поведении
Под мотивационными факторами в психологии понимают побудительные причины, определяющие действия человека. Таким образом, предметом настоящего исследования станут побудительные причины, толкающие покупателей делать покупки на рынках и потреблять товар.
Самовыражение – это возможность
за счет заработанных тобой лично
средств (а не государственных) делать
то, что ты хочешь и так, как ты
хочешь и, в конечном счете, выражать
самого себя в результатах своего
труда. Очевидно, что это – мечта
любого настоящего ученого – получить
полную свободу поиска и творчества.
Однако достигают ее лишь единицы
из миллионов: одни за счет того, что
работа в рамках выполнения чужих
заказов, полностью совпадает с
их личными устремлениями; а другие,
заработав денег
При вводе в действие мотивационных факторов высших уровней, может появляться напряженность в коллективе, связанная с несовпадением личных и групповых мотивационных факторов.
На поведение потребителей оказывает влияние целый ряд факторов. Эти факторы можно условно подразделить на внешние и внутренние. В свою очередь внешние факторы обычно подразделяются на факторы среды и маркетинга, а внутренние факторы подразделяются на психологические и личностные. Остановимся более подробно на выделенных группах факторов.
Внешние факторы оказывают существенное влияние на поведение покупателей и потребителей. К таким факторам относятся:
– культура;
– субкультура;
– общественный класс;
– референтные группы;
– роли и статусы.
Степень влияния каждого из перечисленных факторов на потребителей не одинакова. Самое широкое воздействие оказывает культура, а самое сильное – семья, роли и статусы. Схематично это можно представить в виде перевернутой пирамиды, вверху которой указана культура, наиболее широко воздействующая на потребителей, и внизу приведены семья, роли и статусы, оказывающие наиболее сильное влияние на поведение потребителей.
Помимо внутренних, внешних
воздействий, только что рассмотренных
нами, поведение потребителя
Семья. Наши отношения и убеждения относительно того, что правильно и что неправильно, а также относительно религии, работы, роли мужчины и роли женщины, политики, сексуального поведения, рас, этических ценностей и экономики, формируются прежде всего в семье. Влияние семьи обычно сильно и устойчиво. Очень мало людей, воспитанных в какой-либо одной религиозной вере, становясь взрослыми, меняют свою веру. Не так легко расстаются люди и с политическими взглядами, со своей социальной философией. Человек, воспитанный в капиталистической или, наоборот, социалистической среде, вероятно, и умрет капиталистом или социалистом.
С раннего возраста семья
воспитывает в нас
В последние годы такое семейное влияние уменьшилось, так как работающие родители не столь активно участвуют в воспитании своих детей, которые ищут социальные ценности за пределами семейного круга.
Общество. Мы все живем в обществе и испытываем на себе его влияние. Социальный класс к которому мы принадлежим, лидеры, мнение которых для нас ценно, группы, к которым мы себя причисляем, влияют не только на наше мировоззрение, но и на приобретаемые нами товары.
Высший класс. Высший класс составляет социальная элита. К нему принадлежат люди, чьи семьи выделялись своим благосостоянием на протяжении нескольких поколений. В этот привилегированный класс входит менее одного процента населения. Принадлежащие к этому классу люди ведут тихую и размеренную жизнь. Они обладают огромной властью, но предпочитают пользоваться ею незаметно для остальных.
Нижний слой высшего класса. Также невелик и включает менее 2% населения. Иногда его называют классом нуворишей: к нему принадлежат преуспевающие промышленники, предприниматели и профессионалы в различных видах деятельности. Члены этого слоя пока не признаны равными тем, кто образует высший класс.
Верхний слой среднего класса.
Включает в себя около 10% населения.
Его представляют преуспевающие
мелкие предприниматели, руководители
среднего и верхнего звена предприятий
и правительства и умеренно преуспевающие
профессионалы в различных
Верхний слой нижнего класса.
Это наиболее многочисленный социальный
слой, включающий до 40% населения страны.
Его представители имеют низкую
профессиональную квалификацию или
не имеют ее совсем. Очень немногие
работают на руководящих постах или
в профессиональных видах деятельности.
Когда говорят «рабочий класс», то
имеют в виду людей этой категории.
Представители этого слоя в меньшей
степени, нежели люди из четырех классов,
описанных выше, прилагают усилия
к тому, чтобы «двигаться вперед»,
«добиваться успеха» и «
Низший класс. Количество входящих в этот класс людей оценивается в 15% населения. Характеристики этого класса: низкий уровень мотивации, отчаяние, жизнь сегодняшним днем, отсутствие интереса к получению образования и «движению вперед», отношение к жизни по принципу «будь что будет».
Социальный класс. Большинство общества делится на классы, и люди в пределах одного класса традиционно тяготеют к сходству в отношении к чему-либо, к одним и тем же символам социального положения и способам расходования средств. Мы представляем собой социально подвижное общество, члены которого могут перемещаться и вверх и вниз.
Однако за прошедшие годы
из-за огромного числа разводов произошло
размывание среднего класса. Определить
его пределы очень трудно и, имея
с ним дело, занимающиеся сбытом
профессионалы часто
Часто на одного человека оказывают влияние две разные контрольные группы, и ему приходится делать между ними выбор. Например, чтобы быть признанным в определенной среде, некоторые молодые люди начинают вести себя так, как это принято в их контрольной группе (семья, к примеру, может считать неприемлемым принятие наркотиков, курение, употребление алкоголя).
2. Мотивационный анализ на примере торговой компании «Спортмастер»
2.1 Характеристика
торгового предприятия
«Спортмастер» - это крупнейшая в России сеть универсальных спортивных магазинов, в которых представлены высококачественные товары для спорта и активного отдыха ведущих фирм мира.
Группа «Спортмастер» берет свое начало с образования компании ILION в 1992 году. Её развитие шло следующим образом: закупив в 1993 году первые импортные тренажеры КЕТТLЕR для продажи их в России, уже в 1994 году ILION подписала первый эксклюзивный договор о дистрибьюции КЕТТLЕR в России и странах СНГ. Дилерская сеть была развернута в более чем 20-ти крупнейших городах России.
Знаменательным стал 1997 год. Группа компаний создала торговую марку «Спортмастер», объединив закупки за рубежом и в России, розничную и дистрибьюторскую сети продаж, рекламные и маркетинговые агентства, информационные технологии, транспортные и складские предприятия, фирму логистики, охранное агентство. Открылись магазины «Спортмастер» в Москве. Расширилось до 30 число эксклюзивных соглашений с поставщиками. В центре Минска открылся крупнейший в Белоруссии спортивный магазин КЕТТLЕR-SРОRТ. На выставке ISРО в Мюнхене впервые в истории была представлена фирма из России - компания ILION.
В настоящее время в составе Группы Компаний «Спортмастер»:
- сеть фирменных розничных
магазинов в Москве, Санкт-Петербурге,
Нижнем Новгороде, Ростове-на
Дону, Казани, Саратове, Самаре, Тольятти,
Екатеринбурге, Красноярске,
- крупнейший оптовый центр;
- две дистрибьюторские
торгово-закупочные компании, работающие
во всех крупных городах
- рекламно-маркетинговое агентство;
- фирмы, обеспечивающие
транспортировку и хранение
- современный уровень информационных технологий.
Группа Компаний на сегодняшний день - это:
- постоянно развивающаяся сеть магазинов в регионах России и в странах СНГ,
- свыше 200 постоянных партнеров по всей России и странам СНГ,