Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:08, курсовая работа
В наше время относительно слабо представлены вопросы функционирования системы
планирования и управления предприятием на основе маркетинга. Дело, как
правило, ограничивается описанием организационной структуры управления
предприятием, изредка – функциональных обязанностей работников службы
маркетинга и взаимосвязей маркетинга с другими службами предприятия.
Введение
......................................................................................................................
3
I. Место маркетинга в системе управления предприятием
...........................5
II. Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления
предприятием
...................................................................11
III. Организационное построение служб маркетинга предприятия...........16
IV. Практика организации маркетинга на российском предприятии.......24
V. Контроль маркетинговой деятельности предприятия............................30
Заключение
............................................................................................................
35
Список литературы
.................................................................................................
36
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение
..............................
I. Место маркетинга в системе управления предприятием
...........................5
II. Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления
предприятием
..............................
III. Организационное построение служб маркетинга предприятия...........16
IV.
Практика организации
маркетинга на
российском предприятии.......2
V.
Контроль маркетинговой
деятельности предприятия......
Заключение
..............................
35
Список литературы
..............................
36
Введение.
В наше время относительно слабо представлены вопросы функционирования системы
планирования и управления предприятием на основе маркетинга. Дело, как
правило, ограничивается описанием организационной структуры управления
предприятием, изредка – функциональных обязанностей работников службы
маркетинга и взаимосвязей маркетинга с другими службами предприятия. На
сегодня, наиболее актуальными, являются два направления развития маркетинга
на российских предприятиях:
-
инвестиционный маркетинг,
продукции и новых рынков, что находит отражение в инвестиционных проектах
предприятия;
- маркетинговое планирование, т.е. разработка концепции
формирования маркетингового плана как основы внутрифирменного планирования.
Маркетинг как система состоит из совокупности следующих элементов: целей,
принципов, функций, методов, внутренней и внешней среды, комплекса
маркетинга. Использование маркетинга как управляющей системы предполагает
изыскание возможностей постоянного уменьшения элементов неопределенности и
риска в оценках, решениях и действиях.
В процессе маркетинговой деятельности осуществляется выбор наиболее
подходящих рынка
и потребителя и способа
потребителей объектами управления, надо иметь в виду, что они в значительной
мере сами управляют деятельностью предприятия. Следовательно, маркетинг
правомерно рассматривать и как управляющую, и как управляемую систему.
Управление маркетингом затруднено в связи с тем, что на маркетинговую
деятельность оказывает
влияние большое число
сложно предвидеть. И тем не менее благодаря управлению все элементы
маркетинга объединяются в систему.
Управление маркетингом является необходимостью, вызванной разнообразными
изменениями в процессе воспроизводства, способствующими возникновению не
менее разнообразных проблем руководства. Чем мобильнее маркетинговая
деятельность, тем больше потребность в управлении.
I. Место маркетинга в системе управления предприятием.
В современном развитии производства маркетинг рассматривается как ведущая
функция управления, определяет не только рыночную, но и производственную
политику предприятия. Цель комплексной системы управления, основанной на
принципах маркетинга,
- обеспечение решения
(научно-технических, производственных, коммерческих и сбытовых) с учетом
имеющихся ресурсов (материальных, финансовых, людских и др.). Маркетинг, как
система управления, и как особая деятельность в частности должна
обеспечивать:
- надежную, достоверную информацию о рынке, структуре и
динамике потребности и спроса, вкусах и желаниях потребителей, то есть
информацию о внешних условиях функционирования предприятия;
- создание такого товара, товарного ассортимента, который
соответствует требованиям рынка, лучше, чем товар конкурента удовлетворяет
спрос, решает проблему потребителя;
- необходимое воздействие на потребителя, на спрос, на
рынок, обеспечивающее максимально возможный контроль над сферой реализации.
Маркетинг, как инструмент повышения обоснованности принимаемых хозяйственных
решений по различным вопросам производственной, научно-технической,
финансовой и сбытовой политики, должен занимать ведущее место в системе
управления предприятием.
Маркетинг играет ведущую роль в обеспечении высокого качества продукции,
отвечающего требованиям потребителей. Это предусмотрено в международных
стандартах ИСО серии 9000 по системе качества, охватывающей все стадии
жизненного цикла продукции (в ИСО серии 9000 он называется «петля качества»).
Функция маркетинга занимает первое место в «петле качества».
В соответствии с указанными международными стандартами жизненный цикл
продукции включает 11 этапов:
1) маркетинг, поиск и изучение рынка;
2) проектирование и разработка технических требований,
разработка продукции;
3) материально-техническое снабжение;
4)
подготовка и разработка
5) производство;
6) контроль, проведение испытаний и обследований;
7) упаковка и хранение;
8) реализация и распределение продукции;
9) монтаж и эксплуатация;
10)
техническая помощь и
11)
утилизация после
Следовательно, система управления любого предприятия должна строиться в
соответствии с этими этапами жизненного цикла продукции, и ведущее место в
системе управления должно быть отведено службам маркетинга.
Являясь первым этапом жизненного цикла продукции, маркетинг вместе с тем
функционирует также на всех других его этапах и, что особенно важно
подчеркнуть, включая этапы этого цикла, относящиеся к сфере обращения и
потребления продукции. Таким образом, уже на начальном этапе подготовки
производства, предприятие обязано ориентироваться только на такую продукцию,
которая найдет свой платежеспособный спрос на рынке. Следовательно, с позиции
маркетинга при формировании системы управления следует идти от конечной цели
к тому, что должно обеспечить ее достижение.
В связи с этим структура управления должна охватывать весь жизненный цикл
выпускаемой техники – маркетинг, проектирование, производство, ремонт,
обеспечение запчастями и прочее обслуживание до снижения в металлолом.
Следует исходить из того, что задача удовлетворения потребности народного
хозяйства в определенных
видах продукции полностью
А чтобы достичь этого, необходимы определенные изменения в производственной
структуре предприятий-производителей.
Первое из них: тот, кто производит, тот и осуществляет техническое
обслуживание, а также торгует этой техникой, иначе происходит отчуждение
производителя от произведенной им техники.
Поэтому система управления должна включать в себя комплексные функции
технического обслуживания, что вызывает необходимость создания дополнительных
баз, центров фирменного технического и ремонтного обслуживания.
Переход на систему маркетинга означает подчинение задачам сбыта всех этапов
жизненного цикла продукции, всех сторон деловой активности трудовых
коллективов. Из этого вытекает, что в условиях ускоренного обновления
продукции с ориентацией на требования рынка, необходимо развитие
исследовательской базы производства и интеграции ее наукой, усиление
экспериментальной базы и опытного производства, создании научно-технических
центров. Следовательно, в структуру предприятий и их объединений следует
включать комплексные научно-технические центры или дочерние исследовательские
предприятия, или отделения по организации исследовательских и конструкторско-
технологических работ. Они обеспечивают объединение всех стадий разработки и
внедрения в производство новых изделий в единый процесс, учитывающий
требования потребителей и осуществляющих обратную связь с ними.
Комплексный научно-исследовательский центр (институт) организует исследование
и разработку новой продукции, технологическую подготовку ее производства,
разрабатывает прогрессивную технологию, средство механизации и автоматизации
производственных процессов, составляет текущие и перспективные планы развития
мощностей технического перевооружения и реконструкции производственных
единиц.
Важным условием ускорения постановки новой продукции, а производство является
развитие производства специального инструмента и технологической оснастки.
Следовательно, в структуре предприятий и их объединений должны
предусматриваться специализированные заводы, в частности, специального
инструмента и технологической оснастки (СИиТО) и ремонтно-механические (РМЗ);
для проведения строительно-монтажных работ – ремонтно-строительные управления
(РСУ), которые призваны обеспечить высокое качество ремонта и строительства.
Тенденция развития специализированных производств должны найти свое отражение
при формировании организационных структур управления предприятий по следующей
модели:
- транспортно-складское хозяйство;
- металлургическое производство;