Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:08, курсовая работа
В наше время относительно слабо представлены вопросы функционирования системы
планирования и управления предприятием на основе маркетинга. Дело, как
правило, ограничивается описанием организационной структуры управления
предприятием, изредка – функциональных обязанностей работников службы
маркетинга и взаимосвязей маркетинга с другими службами предприятия.
Введение
......................................................................................................................
3
I. Место маркетинга в системе управления предприятием
...........................5
II. Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления
предприятием
...................................................................11
III. Организационное построение служб маркетинга предприятия...........16
IV. Практика организации маркетинга на российском предприятии.......24
V. Контроль маркетинговой деятельности предприятия............................30
Заключение
............................................................................................................
35
Список литературы
.................................................................................................
36
- обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для
рентабельного функционирования предприятия.
Подбор и рациональная расстановка кадров в структурных подразделениях
организационной структуры основывается на оценке их профессионально-
квалификационных и эстетических характеристик кадров, а также разработку для
них должностных инструкций.
При создании (или совершенствовании) опганизационной структуры управления
предприятием необходимым условием его эффективности является
сбалансированность на каждом рабочем месте, и в первую очередь в аппарате
управления системы и средств, необходимых и достаточных для выполнения этих
функций. Иными словами, сбалансированность означает, что функции, не
обеспеченные средствами для их выполнения, не должны придаваться какому-либо
рабочему месту и, вместе с тем, не должно быть средств, не связанных с той
или иной функцией.
Кроме того, уравновешены (сбалансированы) должны быть обязанности и права
работников, а также ответственность и власть, которыми они обладают, и прежде
всего руководящий состав.
|
Кроме того, на предприятии должно быть сформировано организационная культура
в целом и его структурных подсистем (субкультур) на основе определенных
принципов и с учетом факторов, определяющих эту культуру (см.рис.1).
Рис.1. Структурная схема формирования организационной культуры предприятия.
Организационная культура придает обезличенной структуре управления
предприятием свое конкретное «лицо», отражающее стиль и характер
управленческих взаимосвязей как внутри него, так и во внешнем проявлении с
другими экономическими субъектами хозяйствования. Главными принципами,
формирующими организационную структуру предприятия, являются: комплексность
представлений о назначении производственной системы (предприятия);
первоочередность
определения ценностей и
историчность; отрицание силового воздействия; комплексность оценки.
В заключении необходимо отметить, что никакая структура управления не
является наилучшей, так как у всех могут быть достоинства и недостатки.
Следовательно, она (структура) должна периодически анализироваться в связи с
ее успехами или неудачами на рынке, и, в случае необходимости,
перестраиваться в направлении ликвидации отдельных служб и создания других и
т.п., а также изменения ее субкультур и организационной культуры в целом для
достижения соответствующих краткосрочных и долгосрочных целей организации
(предприятия).
III. Организационное построение служб маркетинга предприятия.
Управление маркетингом предполагает построение организационной структуры
службы маркетинга.
Для установления реальных связей производителя с рынком прежде всего
необходимо добиться,
чтобы организационно-
предприятия, каждая его хозяйственная единица ориентировалась на
маркетинговую, а не сбытовую деятельность, что предполагает создание
маркетинговой службы и организацию ее работы.
Маркетинговая служба предприятия представляет собой подразделение,
действующее на основе принципов и методов маркетинга. Основные задачи
маркетинговой службы – комплексное изучение рынка, анализ ситуации,
производственно-сырьевых и товарных ресурсов предприятия; выбор рынка;
разработка и
осуществление стратегии и
маркетинговых программ и обеспечение их выполнения; обоснование рекомендаций
по управлению качеством товара; разработка комплекса маркетинга (товарной,
ценовой, сбытовой политики и политики формирования спроса и стимулирования
сбыта) и обеспечение его рационального функционирования.
Успешное функционирование маркетинговой службы предприятия предполагает
комплексную деятельность экономического, валютно-финансового, планирующего,
технико-производственного, сбытового и исследовательского характера, что
предопределяет высокие требования к уровню теоретической подготовки персонала
этой службы.
Существует несколько ориентаций организационных структур маркетинговых служб
на предприятии. Наиболее распространенная из них – функциональная, товарная,
региональная и сегментная (см. рис.2а, 2б, 2в и 2г).
Рис.2а. Функциональная ориентация структуры маркетинга.
Управляющий маркетингом товара А
Управляющий рекламой товара А
Управляющий сбытом товара А
Управляющий исследованиями рынка по товару А
Управляющий маркетингом товара Б
Управляющий рекламой товара Б
Управляющий сбытом товара Б
Управляющий исследованиями рынка по товару Б
Управляющий маркетингом товара В
Управляющий рекламой товара В
Управляющий сбытом товара В
Управляющий исследованиями рынка по товару В
Управляющий маркетингом товара Г
Управляющий рекламой товара Г
Управляющий сбытом товара Г
Управляющий исследованиями рынка по товару Г
Рис.2б. Товарная ориентация структуры маркетинга.
|
|
Управляющий маркетингом региона А
Управляющий маркетингом региона Б
Управляющий маркетингом региона В
Управляющий рекламой региона А
Управляющий исследованиями рынка региона А
Управляющий сбытом в округе 1
Управляющий сбытом в округе 2
Управляющий сбытом в округе 3
Рис. 2в. Региональная ориентация структуры маркетинга.
|
|
Управляющий маркетингом в сегменте А
Управляющий маркетингом в сегменте Б
Управляющий маркетингом в сегменте В
Управляющий рекламой в сегменте А
Управляющий исследованиями рынка в сегменте А
Управляющий сбытом в сегменте А
Управляющий рекламой в сегменте Б
Управляющий исследованиями рынка в сегменте Б
Управляющий сбытом в сегменте В
Управляющий рекламой в сегменте В
Управляющий исследованиями рынка в сегменте В
Управляющий сбытом в сегменте В
Рис.2г. Сегментная ориентация структуры маркетинга.
Функциональная ориентация организационных структур маркетинговой службы
применяется, если количество реализуемых предприятием товаров невелико, а
число рынков не превышает четырех-пяти. В этом случае специалисты,
подчиненные маркетинг – директору, выполняют определенные функции и несут
персональную ответственность за конкретный участок работы. Если расположить
эти должности по схеме принятия решения (сбор информации, постановка целей,
планирование тактики, оперативная деятельность), то можно обеспечить работу
пятью специалистами: по исследованиям рынка, по планированию маркетинга для
каждого из товаров, по формированию спроса и стимулированию сбыта, по
товародвижению и продажам, по сервисному обеспечению. При этом легко
определить потоки движения исходной и управляющей информации. Взаимоотношения
между сотрудниками маркетинговой службы ясны и не дают повода для
противоречий между ними.
Однако с расширением номенклатуры товаров возникают затруднения при
определении ответственных за успех и провалы в коммерческой работе, при
оценке эффективности
различных рекламных
появляются проблемы с принятием решений о выходе на рынок с товарами. Когда
количество товаров и рынков превышает семь-девять на одного человека,
возникает реальная опасность их неуправляемости. В такой ситуации структуру
с функциональной ориентацией желательно преобразовать в товарную.
Товарная ориентация
организационной структуры
заключается в том, что по каждому товару или группе сходных товаров
назначается специальный маркетинг-управляющий, которому подчиняются
управляющие по формированию спроса и стимулированию сбыта, по товародвижению
и продажам, по сервисному обеспечению. Кроме того, управляющий по
формированию спроса и стимулированию сбыта подчиняется главному управляющему
по формированию спроса и стимулированию, а для определенного товара (группы
товаров) назначается управляющий по исследованию рынка, снабжающий