Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:05, курсовая работа
Развитие товарно-денежных отношений в России привело к формированию насыщенного товарами рынка - “рынка покупателя”, когда предложение превышает спрос по большинству товарных групп, причем как по продукции производственного назначения, так и по товарам широкого потребления. Развиваются конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно-сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности предприятия. Обеспечение оптимального сбыта произведенной продукции и услуг требует от предпринимателей ориентации на запросы и предпочтения целевых групп потребителей, а также формирования соответствующего рыночного спроса по объему и качественным характеристикам.
Именно соотношение запросов рынка и возможностей предприятий должно быть положено в основу разработки магистральных направлений, целей и стратегий предпринимательской деятельности, а также маркетинговых программ, оперативных и стратегических планов на микроуровне.
Введение 3
1. Основные организационные структуры маркетинга 5
2. Влияние концепции маркетинга на организационную
структуру предприятия 12
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика
предприятия (ГП “Кировский завод “Сельмаш”) 13
2.2. Маркетинговая среда предприятия и анализ производственно-
хозяйственной ситуации 18
3. Организация отдела маркетинга на предприятии 24
3.1. Выбор организационной структуры и распределение функций 24
3.2. Технология маркетинговой деятельности 27
3.3. Взаимосвязь с другими подразделениями предприятия 30
Заключение 31
Список литературы
завода “Сельмаш” и товариществ (вариант
1)
ТОО ТОО
… ТОО
1, 2 . . . 25 - балансы совместной
деятельности
В результате такой структурной перестройки в 1994 г. у завода появилась возможность продолжать производственную деятельность, т.е. закупать сырье, материалы, выплачивать заработную плату и производить текущие платежи в бюджет.
По завершении года работы, помимо положительных моментов выявился ряд недостатков, которые мешали улучшению финансово-экономического состояния завода. Так, по договору ведения общих дел, т.е. балансов, были получены товариществам, что, в свою очередь, создало внутризаводскую кооперацию, т.к. в технологическом цикле изготовления продукции присутствовали несколько ТОО. Такая хозяйственная деятельность привела к увеличению налоговых платежей и, естественно, к уменьшению прибыли. Помимо этого, участники, ведущие балансы, вынуждены были заниматься снабженческими, сбытовыми, бухгалтерскими, маркетинговыми и др. функциями, с выполнением которых были не в силах справиться, в силу отсутствия у них соответствующих служб. При этом заводские службы, имея соответствующий опыт, информационное и материальное обеспечение, вынуждены были сокращаться, т.к. их функции перешли к ТОО. Кроме этого, из-за ведения учетной политики по совместной деятельности товариществами искажалась заводская отчетность (все затраты и платежи в бюджет учитывались на балансах ТОО), что негативно повлияло на общие финансовые показатели предприятия.
Проанализировав все достоинства и недостатки реформирования оргструктуры, руководство завода и ТОО решили изменить схему ведения совместной деятельности следующим образом. Ведение общих дел и баланса всей совместной деятельности было поручено заводу, что позволило задействовать весь технический, технологический, коммерческий и интеллектуальный потенциал заводских служб и отражать финансовые результаты от совместной деятельности в заводской отчетности. Товариществам было поручено только управление производственной деятельностью по договору товарной номенклатуры. Интерес ТОО при такой организационной структуре выражается в максимальном снижении себестоимости и выпуске продукции, пользующейся устойчивым спросом на товарном рынке, поскольку они получают часть прибыли от реализации производимой ими товарной продукции.
Помимо товариществ, созданных на основе производственных подразделений (цехов), было решено создать ООО на базе соответствующих коммерческих служб (снабжения, сбыта, финансов, маркетинга), которому было поручено управление всеми делами в сфере маркетинга по совместной деятельности, т.е. изучение рынка, обеспечение конкурентоспособности продукции, разработка стратегии охвата рынка, поиск каналов распределения продукции, ведение рекламной работы, постановка сервисного и послепродажного обслуживания и т.д. С учетом спроса целевого рынка ООО брало на себя разработку стратегии производственно-сбытовой деятельности в рамках договора о совместной деятельности по производству продукции.
Для управления всей совместной деятельностью
был создан координационный совет из руководителей
ТОО и завода, в функции которого входило
решение всех хозяйственных вопросов
и распределение прибыли, полученной в
результате совместной деятельности.
При такой структуре управления схема
совместной деятельности приобрела следующий
вид (схема 2).
завода “Сельмаш” и товариществ (вариант
2)
Естественно, в настоящее время данная оргструктура уже не имеет той формы, которая была изначально, многие ТОО ликвидированы (т.е. снова влились в заводскую структуру), но отдельные еще продолжают выполнять свои функции, они стали более самостоятельными, а некоторые вообще отделились от заводской структуры, хотя и располагаются на заводских площадях, но на основании аренды (например, ГУП “Спецоборудование”).
Основные технико-экономические показатели
деятельности завода “Сельмаш” в динамике
за 1997-1999 гг. приведены ниже в табл. 3.
Технико-экономическая
характеристика завода “Сельмаш”
Показатели | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. |
Общий объем реализации | 1378172,4 | 1252884,0 | 1044070,0 |
Себестоимость реализации | 1123339,4 | 1080134,0 | 939247,0 |
Прибыль от реализации | 254833,0 | 172750,0 | 104823,0 |
Рентабельность реализации , % | 18,49 | 13,79 | 10,04 |
Среднесписочная численность, чел. | 2500 | 2463 | 2432 |
Норма
выработки на одного работающего,
руб. |
55127 |
50868 |
42931 |
Фондовооруженность, руб. | 78186 | 96191 | 87647 |
Фондоотдача, руб. | 7,05 | 5,29 | 4,90 |
Как видно из данных табл. 3, в течение
трех последних лет на предприятии наблюдалось
постоянное снижение объема реализации,
соответственно, уменьшалась и прибыль
от реализации, падала рентабельность
реализации. Себестоимость реализованной
продукции также снижалась, но изменение
этого показателя связано напрямую с общим
падением объема реализации, а не с работой
предприятия по общему снижению себестоимости.
Некоторое увеличение фондовооруженности
связано с уменьшением численности работающих,
которое происходило медленнее, чем снижение
общего объема реализации и в итоге вызвало
снижение показателя выработки на одного
работающего.
В целом за рассматриваемый срок происходило
постоянное ухудшение финансово-экономических
показателей деятельности завода и необходимо
кардинальное изменение стратегии развития
предприятия (поиск новых рынков, работа
над ассортиментом и пр.).
2.2. Маркетинговая
среда предприятия и анализ производственно-
хозяйственной ситуации
Для начала хотелось бы снова обратиться к книге Е.П.Голубкова ( ), который образно сравнивает рынок с морем, на волнах которого находятся потребители, поведение их определяется вектором их потребностей. Вектор потребностей для разных потребителей имеет разные направленность и величину и подвержен частым изменениям. Рынок является нашим шефом (начальником), и, выходя на него (идя на прием к шефу), надо хорошо подготовиться. Потребитель - это наш король, повелитель, любые требования которого мы должны безоговорочно выполнять.
Над потребителями расположены конкуренты, которые стараются вовлечь потребителей в сферу своих интересов и наилучшим образом удовлетворить их потребности.
Таким образом, маркетинг - это процесс согласования возможностей предприятия и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности, и получения предприятием прибыли, необходимой для его существования и лучшего удовлетворения запросов потребителей в будущем.
Процесс согласования запросов потребителей и возможностей предприятия протекает в определенной внешней среде, в которой осуществляется маркетинговая деятельность. Различают микровнешнюю и макровнешнюю среду маркетинга.
Микровнешняя среда (среда прямого воздействия)
маркетинга включает в свой состав совокупность
субъектов и факторов, непосредственно
воздействующих на возможность предприятия
обслуживать своих потребителей (само
предприятие, поставщики, маркетинговые
посредники, клиенты, конкуренты, банки,
СМИ, правительственные организации и
др.). Микровнешняя среда также испытывает
непосредственное воздействие со стороны
предприятия.
Когда само предприятие рассматривается как фактор внешней среды маркетинга, то имеется в виду, что успешность управления маркетингом зависит и от деятельности остальных (кроме маркетинговых) подразделений предприятия, интересы и возможности которых следует принимать во внимание, а не только - маркетинговых служб.
Под макровнешней средой (средой косвенного воздействия) маркетинга понимается совокупность крупных общественных и природных факторов, которые воздействуют на все субъекты микровнешней среды маркетинга, но не немедленным, прямым образом, и включающая в свой состав: политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные факторы.
Как бы ни не нравились руководству предприятия такие условия внешней среды, как, например, политическая нестабильность и отсутствие проработанной правовой базы, изменить их непосредственным образом оно не может, а скорее должно в своей маркетинговой деятельности приспосабливаться к этим условиям. Однако иногда предприятия придерживаются более активного, и даже агрессивного подхода в своих стремлениях воздействовать на внешнюю среду, здесь прежде всего имеется в виду микровнешняя среда маркетинга, стремление изменить общественное мнение о деятельности предприятия, установить более теплые отношения с поставщиками и т.п.
Если внешняя среда не находится в сфере непосредственного управления со стороны предприятия, то управление маркетинговой деятельностью осуществляется путем воздействия на параметры комплекса маркетинга, т.е. совокупности управляемых параметров маркетинговой деятельности, манипулируя которыми руководство предприятия старается наилучшим образом удовлетворить потребности рыночных сегментов.
Основной проблемой завода “Сельмаш”, как и многих предприятий госсектора, является сохранение научно-технического квалифицированного персонала и загрузка производственных площадей, высвобождаемых в связи с сокращением оборонных заказов. Развиваемые в настоящее время предприятием направления производства товаров народного потребления и гражданской машинотехнической продукции не обеспечивают полной загрузки производственных мощностей и занятости имеющегося персонала. В этой связи и при поддержке администрации Кировской области, крайне заинтересованной в структурной перестройке производства государственных предприятий, заводом велась активная проработка новых направлений развития товарного производства, для чего были рассмотрены предложения иностранных фирм по созданию мощностей для выпуска отопительного оборудования и проведена определенная подготовка к осуществлению этого проекта.
Кроме того, службой маркетинга предприятия проводится определенное исследование таких элементов внешней среды, как анализ конкурентов (в основном об их ценах). С этой позиции был проведен анализ замочно-скобяной продукции по 11 экономическим районам России, Украине и Белоруссии. В результате данного анализа было установлено, что общее количество заводов, производящих замочно-скобяную продукцию, составляет 129, из них 22 завода являются крупными конкурентами завода “Сельмаш”. По ассортименту выпускаемой замочно-скобяной продукции завод лидирует среди конкурентов, однако по ценам также лидирует, но по их уровню (наиболее высокому). Данные о ценах приведены в табл. 4. В настоящее время цену на замки снизить не удается из-за высоких издержек и сложности с поставками сырья, приобретаемого в основном по бартеру.
Информация о работе Организация службы маркетинга на предприятии