Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 15:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить методы оценки интенсивности конкуренции. Исходя из поставленной цели, можно перечислить основные задачи курсовой работы:
1. Изучить конкуренцию, с точки зрения конкурентной среды и конкурентной позиции.
2. Проанализировать процесс диагностики конкуренции.
3. Рассмотреть процесс анализа конкурентоспособности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Конкуренция, конкурентная среда, конкурентная позиция……………….5
2 Диагностики конкуренции………………………………………………….10
3 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………………14
Заключение……………………………………………………………………..19
Глоссарий……………………………………………………………………….21
Список использованных источников……………
4) Обоснование способов увеличения конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия включает комплекс экономических особенностей, определяющих его позицию на рынке. Наиболее полным следует признать понятие «конкурентоспособность» на Европейском форуме по проблемам управления: “Конкурентоспособность - это реальная или потенциальная способность и возможности предприятия проектировать, произвести и представить на рынке в тех условиях, в которых она должна действовать, товары и услуги в цене и в ценовых особенностях в комплексе, более привлекательном для покупателя, чем товары конкурентов с целью максимизации прибыли”.
Основные указания формирования (укрепления) конкурентоспособных возможностей предприятия можно рассмотреть7:
1) ориентация деятельности к результату продукта, пользующемуся спросом на рынке;
2) предоставление посредством
3) обслуживание более низких
затрат для производства
4) обеспечение качества товаров, потребованных рынком;
5) предоставление материального
и технологического уровня
6) предоставление финансовых
Таким образом, конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее наличие свойств и способностей объекта, позволяющих ему соперничать в экономическом соревновании для достижения поставленной цели в качестве объекта носителя этих свойств - конкурентных преимуществ - могут выступать различные виды продукции, предприятий, отраслей, а субъектом - товаропроизводители, работники предприятия, стремящиеся улучшить условия производства его имидж, качество товара услуг. Рассматривая теорию конкурентоспособности товаров, отрасли, предприятия, необходимо заметить, что объединяющим эти различные понятия является свойство достижения преимущественных позиций относительно конкурентов в различных формах проявления конкуренции.
Один из элементов рыночного механизма саморегулирования - конкуренция - соперничество между участниками рыночной экономики для самых благоприятных сфер капиталовложения, для лучших условий производства, покупки и продажи товаров. Это вызвано суверенным правом каждого из субъектов рынка в реализации экономического потенциала, и это неизбежно приводит к столкновению их интересов к достижению целей, выполняемы ими за счет ущемления интересов других участников рыночных отношений. Конкуренция ведется объективными условиями: экономическая изоляция субъектов рынка, их зависимости от экономического стечения обстоятельств.
Цель каждого бизнесмена - максимизация прибыли, и следовательно расширение объема экономической деятельности. Это с неизбежностью приводит к взаимной борьбе бизнесменов для самых благоприятных условий производства и продажи товаров, роста объемов производства, и они действуют под отношением друг к другу как соперники или конкуренты.
Главная составляющая информации об образовании для принятия решений в области конкурентоспособности - информация о поведении конкурентов, об их конкурентоспособностях. Большой интерес таким образом представляет возможность распределения самых типичных компонентов той информации, которая будет казаться полезной информационной системе управления, полезная при создании конкурентоспособности. Вслед за этим в научной литературе считается, что чтобы получить, во-первых, данные об интенсивности конкуренции на распределенном рынке, во-вторых, построить карту конкуренции рынка, в-третьих, тщательно изучить технические и экономические и финансовые и экономические возможности конкурентов.
Интенсивность конкуренции на любом рынке определена многими факторами, главными, из которых три компонента:
- Характер распределения долей рынка;
- Темпы роста рынка;
- Доходность рынка.
Анализ динамики монополистическим образом деятельности организаций доминирования показывает, что в практике рынка России есть борьба за разрешенный к выпуску капитал, и также организационные преобразования и только тогда - действия на товарном рынке чаще. Следовательно, главная область конкурентной борьбы не товарный рынок, и конкурентная борьба за право владения капитал на этом. В целом в промышленном укреплении экономической концентрации, в т отмечен. ч. Формирование из крупных в промышленном отношении финансовых корпораций, вертикально интегрированных структур.
обнаруживаются так же попытки крупных и суперкрупных компаний влиять на законодательную и исполнительную власть для реализации корпоративных интересов и укрепления рыночной власти. Концентрация достигнута горизонтальными и вертикальными консолидациями.
Наиболее распространёнными видами монополистических злоупотреблений в сфере рыночной деятельности являются: навязывание своих правил соглашения, которые нерентабельны для него или не касаются предмета соглашения, - 41 %; нарушение установленного порядка ценообразования - 14 %; создание препятствий доступа на рынок - 7 %; учреждение исключительно высоких цен - 3 %; снятие товаров с обращения с целью создания дефицита на рынке - 2 %; другие нарушения - 33 %. Больше чем две трети нарушений, предполагаемых в этой части, необходимы на отрасли топлива и энергетического комплекса, транспорта и коммуникации.
В указанных секторах экономии жалобы поступают в основном от субъектов естественных монополий, злоупотребляя ведущими позициями (80 %).
Однако, конкуренция имеет большое значение в экономической жизни общества и стимулирует деятельность хозяйствующих субъектов.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Интенсивность, - ный |
- напряженный, усиленный дающий высокую производительность. |
2 |
Качество продукции |
совокупность свойств (в т. ч. мера полезности) продукции, обусловливающих ее способность удовлетворять определенные общественные и личные потребности. |
3 |
Конкуренция (позднелат. concurrentia - от concurrere - сталкиваться) |
соперничество, соревнование людей, групп, организаций в достижении сходных целей, лучших результатов в определенной общественной сфере. |
4 |
Монополия |
в экономике - ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги. При этом осуществляется определенный контроль над вхождением в данную отрасль др. фирм как потенциальных конкурентов. |
5 |
Олигополия (от олиго... и греч. poleo - продаю - торгую) |
термин, обозначающий ситуацию на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли. |
6 |
Потребление |
использование общественного продукта в процессе удовлетворения потребностей, заключительная фаза процесса воспроизводства. |
7 |
Потребности |
нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Осознанные обществом, социальными группами, общностями и индивидами потребности выступают как их интересы. |
8 |
Рентабельность (от нем. rentabel - доходный - прибыльный) |
показатель экономической эффективности производства. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам или себестоимости продукции. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов и природных богатств. |
9 |
Релятивизм от лат. relativus - относительный) |
признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет к агностицизму. |
10 |
Семантика (греч. semantikos - обозначающий) |
раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов. |
11 |
Фактор (от лат. factor - делающий - производящий) |
причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты. |
1 |
Федеральный закон от 25.05.1995 г. [Текст] №83 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // Собрание законодательства РФ. 1995. №22. Ст. 1977. |
2 |
Андреева Л.Т. Взгляд на систему конкурентоспособности как доминанту устойчивого развития экономики [Текст] // "Экономист" №1, 2011. – 902 с. |
3 |
Бобров Н.Т. Конкурентная борьба [Текст] // "Маркетинг" №5, 2011.- 689 с. |
4 |
Борисов Е.Ф. Экономическая теория [Текст]. Курс лекций для студентов вузов/Е.Ф. Борисов. - М.: "Знание" ЦИНО, 2006. - 478 с. - ISBN 5-7646-0016-2. |
5 |
Виханский, О.С. Менеджмент [Текст].3-е изд. / О.С. Виханский М.: Гардарики, 2008. - 528 с. - ISBN 978-5-8199-0120-5. |
6 |
Гавриков А.И. Региональная экономика и управление [Текст]: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 239 с. - ISBN 5-89123-901-9. |
7 |
Годин А.М. Маркетинг [Текст]: Учеб. - М.: ИТК "Дашков и К", 2007. - 756 с. - ISBN 5-238-79321-4. |
8 |
Государственное регулирование рыночной экономики [Текст]. - М.: ЗАО "Издательский дом "Экономическая литература"", 2007. - 590 с. - ISBN 5-238-00057-Х. |
9 |
Дурович А.П. Основы маркетинга [Текст]: учеб. пособие/ А.П. Дурович. - М.: Новое знание, 2009. - 512с. - ISBN 5-238-00438-4. |
10 |
Жигун Л.А. Особенности механизма регулирования конкуренции в России [Текст] // "Менеджмент в России и за рубежом" №4, 2008 – 670 с. |
11 |
Карасева, М.В. Финансовое право [Текст]: Учеб. - М.: Юристъ, 2010. - 256 с. - ISBN 5-8401-0020-Х. |
12 |
Классики менеджмента [Текст] / под ред. Уорнера. - Спб.: Питер, 2011 - 1168 с. - ISBN 5-9516-0016-2. |
13 |
Котлер Филипп, Армстронг, Гари, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга [Текст]: Пер. с анг. - 2-е европ. изд. - Спб.: Издательский дом Вильямс, 2011. - 994с.: ил. - парал. тит. англ. - ISBN 5-94735-058-0. |
14 |
Копеин В.В. Конкуренция под строгим контролем [Текст] // "Экономика и организация промышленного производства" №5 2008. – 450 с. |
15 |
Маккей Харви. Как уцелеть среди акул: деловая стратегия (пер. с англ) [Текст] - М.: Экономика, 2008. - 367 с. - ISBN 5-88543-108-6. |
16 |
Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента [Текст]: пер. с англ. - 2-е изд. М.: Дело, 2007. - 800 с. - ISBN 5-94352-079-1. |
17 |
Менеджмент, маркетинг и экономика [Текст] /под ред.А.П. Егоршина - Н. Новгород: НИМБ - 2011 г. - 458 с. - ISBN 5-16-001894-2. |
18 |
Ноздрева, Р.Б. Маркетинг [Текст]: учеб. пособ. - М.: ТК Велби, 2005. - 232 с. - ISBN 5-7646-0016-2. |
19 |
Основы менеджмента [Текст]: Учеб. для вузов/под ред.Д. Д. Вачугова. - М.: Высш. школа, 2009. - 367 с. - ISBN 5-89123-901-9. |
А |
. |
Б |
|
В |
|
1 Карасева, М.В. Финансовое право [Текст]: Учеб. - М.: Юристъ, 2010. – С. 14
2 Жигун Л.А. Особенности механизма регулирования конкуренции в России [Текст] // "Менеджмент в России и за рубежом" №4, 2008 – С. 90
3 Виханский, О.С. Менеджмент [Текст].3-е изд. / О.С. Виханский М.: Гардарики, 2008. – С. 88
4 Государственное регулирование рыночной экономики [Текст]. - М.: ЗАО "Издательский дом "Экономическая литература"", 2007. – С. 87
5 Виханский, О.С. Менеджмент [Текст].3-е изд. / О.С. Виханский М.: Гардарики, 2008. – С. 298
6 Андреева Л.Т. Взгляд на систему конкурентоспособности как доминанту устойчивого развития экономики [Текст] // "Экономист" №1, 2011. – С. 673
7 Борисов Е.Ф. Экономическая теория [Текст]. Курс лекций для студентов вузов/Е.Ф. Борисов. - М.: "Знание" ЦИНО, 2006. – С. 44