Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Политрансстрой»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 08:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является расчет уровня конкурентоспособности предприятия строительной отрасли, на примере ООО «Политрансстрой» и разработка стратегии данного предприятия.

Задачами курсовой работы является:

1. Оценка или выявление факторов макро и микросреды, влияющих на конкурентоспособность предприятия.

2. Оценка финансового состояния организации.

3. Сравнительная характеристика конкурентоспособности продукции.

4.Выполнение SWOT-анализа, определение резервов и стратегий повышения конкурентоспособности.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………….3

1. Анализ производственно – хозяйственной деятельности предприятия

ООО «Политрансстрой»…………………………………………………………...6

1.1. Общая характеристика предприятия…………………………….…….6

1.2. Анализ маркетинговой среды предприятия…………………………...8

2. Оценка конкурентоспособности деятельности предприятия

ООО «Политрансстрой»…………………………………………………………..13

2.1. Анализ ликвидности баланса………………………………………….13

2.2. Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………..16

2.3. Анализ деловой активности предприятия………………….………...19

2.4. Анализ рентабельности…………….………………………………….21

2.5. Горизонтальный и вертикальный анализ статей баланса……………23

2.6. Конкурентоспособность продукции…………………………………..24

3. Разработка стратегии развития ООО «Политрансстрой»……….…………...27

3.1. SWOT-анализ предприятия……………………………………………27

3.2. Резервы повышение конкурентоспособности предприятия………...29

3.3. Возможный вариант стратегии обеспечения

конкурентоспособности предприятия………………………………………..…..32

Заключение…………………………………………………………………..…….36

Литература…………………………………………………………………..……..38

Вложенные файлы: 1 файл

курсач байда ттт.doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)
 

      Вывод: наиболее сильной стороной является, то что находится долгое время на рынке, а также наличие у компании определённых политических ресурсов, связи в администрации города. Наиболее слабой стороной можно считать тот факт, что компания не имеет эффективной конкурентной стратегии и в своей деятельности ориентировано только на региональный рынок. Наиболее благоприятная возможность – выход, нахождение и укрепление позиций на рынке малоэтажного строительства (сегмент таун-хаузы, коттеджное строительство). Наибольшая угроза - усиление конкуренции на рынке жилья. 

      3.2.Резервы  повышения конкурентоспособности предприятия

     Под резервом понимается существенное обстоятельство в каком-нибудь процессе, явлении; источник, из которого черпаются специально сохраненные ресурсы в случае особой необходимости их использования.

     Потенциальные возможности повышения конкурентоспособности  предприятия связаны с устранением  нерациональных потерь имеющихся ресурсов и неиспользованных возможностей рыночной ситуации, поскольку данные потери обусловлены нерациональным использованием всего потенциала предприятия в условиях существующего производства; условий конкретной среды конкретного рынка; социально-экономической и политической обстановки в мире и стране.

     Резервы конкурентоспособности – это  неиспользованные возможности повышения  конкурентоспособности предприятия, заключенные во всей совокупности факторов и сокращения на этой основе затрат живого труда на единицу создаваемой  потребительской стоимости.

     Наиболее  важные группы резервов конкурентоспособности  предприятия это:

     1. резервы использования рыночной ситуации;

      - Резервы  использования государственной  системы страхования деятельности, 
      - Резервы использования государственных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия,        

      - Резервы  грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы хозяйствования,

      - Резервы  правильного выбора целевого  рынка и его сегмента,  
      - Резервы правильного определения условий деятельности на целевом рынке.

     2. резервы использования организационного потенциала предприятия;

      - Резервы  повышения эффективности рекламы,

      - Резервы использования научно-технического потенциала предприятия,

      - Резервы  сертификации,

      - Резервы  предприятия по постпроизводственному обслуживанию продукции,   
      - Резервы маркетингового потенциала предприятия.

      3. резервы использования производственно-технологического потенциала предприятия;

      - Резервы использования основных фондов,

      - Резервы совершенствования технологии производства,

      - Резервы улучшения материально-технического обеспечения,

      - Резервы улучшения монтажных и пусконаладочных работ,

      - Резервы  улучшения погрузочно-разгрузочных  работ и транспортных услуг.

      4. резервы использования финансово-экономического потенциала предприятия;

- Резервы  финансовой устойчивости предприятия,

- Резервы  инвестиционной привлекательности  предприятия,

- Резервы  использования ценовых факторов  повышения конкурентоспособности  предприятия, в том числе применяемых  фирмами-конкурентами (скидок с цены; сроков и объемов гарантий).

      5. резервы использования кадрового потенциала предприятия.

      - Резервы уменьшения потерь рабочего времени,   
      - Резервы повышения квалификации кадров,  
      - Резервы повышения творческой активности кадров.

     Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, необходимо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают предприятие от потенциальных и реальных конкурентов.

     Для повышения конкурентоспособности  предприятия ООО «Политрансстрой» нужно в первую очередь использовать благоприятные возможности и сильные стороны, такие как:

  • Долгое нахождение на рынке.
  • Наличие определенных политических ресурсов.
  • Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия.
  • Высокое качество обслуживания объектов.
  • Проверенные и надежные поставщики.
  • Положительный имидж на рынке.

   Чем выше будет уровень  квалификации руководящих сотрудников предприятия, чем чаще и качественней будет производиться обслуживание объектов, чем крепче будут налажены взаимоотношения с поставщиками, тем более вероятней, что предприятие прежде всего, добьется повышение производительности труда, имиджа фирмы, а значит и прибыли. В связи с этим имеются все возможности для освоения нового направления деятельности. Но это будет все затрудненно, если не будет сведен к минимуму риск появления угроз, таких как:

  • Отсутствие конкурентной стратегии
  • Ориентированность только на региональный рынок
  • Преодоление усиления конкуренции на рынке
  • Уменьшение продаж

    3.3. Разработка стратегии обеспечения конкурентоспособности

     Существуют  три основные области выработки  стратегии фирмы на рынке.

     Первая  область связана с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип  стратегий связан с  тем, что кампания добивается самых  низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Предприятия, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологическую и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции, т. е. чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне должно осуществляться всё то, что связанно с себестоимостью продукции.

     Вторая  область выработки стратегии связанна со специализацией в производстве услуг. В этом случае предприятие должно осуществлять высокоспециализированное производство и маркетинг, для того чтобы становиться лидером в производстве своей продукции. Это приводит к тому, что потребители выбирают данную марку, даже если цена и достаточна высока.

     Третья  область определения стратегии  относится к фиксации определенного  сегмента рынка и концентрации усилий предприятия на выбранном рыночном сегменте. В этом случае предприятие не стремиться работать на всём рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в определенном типе продукции.

     Разработка  стратегии конкурентоспособности  предприятия преследует две основные цели:

  1. эффективное распределение и использование ресурсов (внутренняя стратегия). Планируется использование ограниченных ресурсов, таких как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется завоевание новых рынков и выход из нежелательных рынков;
  2. адаптация к условиям внешней среды. Ставится задача обеспечить эффективное приспособление к изменению внешних факторов (экономические изменения, политические факторы и др.)

В экономической теории выделяют несколько видов базовых стратегий:

     - ограниченный рост. Эту стратегию  применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются от «достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия (например, инфляцию);

     - рост. Эта стратегия чаще всего  применяется на динамично развивающихся предприятиях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерна установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем развития прошлого года;

     - сокращение или стратегия последнего  средства. Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показателя деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции;

     - комбинированная стратегия. Эта  стратегия представляет собой  любое сочетание рассмотренных  стратегий – ограниченного роста,  роста и сокращения. Комбинированной  стратегии придерживаются чаще  всего крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях.

     Каждая  из вышеупомянутых стратегий представляет собой базовую стратегию, которая  в свою очередь имеет множество  альтернативных вариантов.

     На  конкурентоспособность предприятия  в большой степени является состояние основных средств и их использование. Улучшения использования основных средств на предприятии можно достигнуть путем:

     • освобождения предприятия от излишнего  оборудования, машин и других основных средств или сдачи их в аренду;

     • своевременного и качественного проведения планово-предупредительных и капитальных ремонтов;

     • приобретения высококачественных основных средств;

     • повышения уровня квалификации обслуживающего персонала;

     • своевременного обновления, особенно активной части, основных средств с  целью недопущения чрезмерного морального и физического износа;

     • повышения коэффициента сменности  работников предприятия, если в этом имеется экономическая целесообразность;

     Для ООО «Политрансстрой» нужна стратегия  направленная в первую очередь на эффективное использование основных средств, профессиональной руководящей и рабочей силы, укрепление на рынке малоэтажного строительства, выход за рамки регионального рынка. Увеличение качества предоставляемых товаров и работ при уменьшении себестоимости, так же позволят прочно держать свои позиции на рынке всё с усиливающейся конкуренцией.

 

     Заключение

     В эпоху глобализации и интернационализации  производства единственным критерием  его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность.

    В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. В сложившихся условиях глобализации рыночной экономики, возрастающей конкуренции между фирмами, высоких темпов развития научно-технического прогресса усиливается необходимость осуществления оценки и прогнозирования конкурентоспособности производственных систем.

    Развитие  конкурентных преимуществ предприятия  в процессе принятия стратегических решений должно осуществляться во взаимодействии следующих основных элементов: целей предприятия, возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон предприятия.

    Если  предприятие не является монополистом по номенклатуре выпускаемой продукции, то естественным образом в рыночной среде возникает проблема его  конкурентоспособности. В этих условиях выпускаемая продукция по параметрам цены, качества должна пользоваться не меньшим спросом, чем аналогичная продукция, предлагаемая другими предприятиями.

     Вообще  конкурентоспособность с точки зрения потребителя  – это более высокое по сравнению с аналогами-заменителями соотношение современных качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление. С точки зрения производителя конкурентоспособность продукции – это достижение безусловной рентабельности в своей деятельности и создание положительного имиджа у своих потребителей.

Информация о работе Оценка конкурентоспособности предприятия ООО «Политрансстрой»