Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 17:41, курсовая работа
Конкурентоспособность предприятия или фирмы – это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных товаров и услуг. В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В связи с этим, актуальность темы данной курсовой работы очевидна: для того, чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать существующих потенциальных конкурентов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Сущность конкурентоспособности предприятия……………………….5
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия……….10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «КОСМОС».
2.1 Общая характеристика организации «КОСМОС»………………………...15
2.2. Анализ внутренней и внешней среды организации «КОСМОС».………19
2.3.Разработка рекомендаций, направленных на повышение конкурентоспособности организации «КОСМОС»………………………...…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...…........30
По степени
специализации все факторы можн
Общие факторы дают конкурентное преимущество ограниченного характера, а основывающиеся зачастую на них специализированные факторы образуют более солидную долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности предприятий.
К естественным факторам относятся природные ресурсы, географическое положение, а к искусственно созданным — техника, технология, экономическая среда и др.
Французские экономисты А. Олпивье, А. Дайан, Р. Усрсе, анализируя факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, предлагают так называемый «гипотетический многоугольник конкурентоспособности» [6. С. 97]
Многие авторы в зависимости от отношения факторов к предприятию группируют их на внешние и внутренние.
Внутренние факторы - это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности, к ним можно отнести: потенциал маркетинговых служб, научно-технический персонал, кадровый потенциал, финансово-экономический потенциал, уровень материально-технического обеспечения и др.
Внешние факторы - это социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. К внешним факторам можно отнести меры государственного воздействия экономического и административного характера; характеристики самого рынка; деятельность общественных и негосударственных институтов; деятельность политических партий, движений, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.
И.Н. Герчикова предлагает классификацию фактора конкурентоспособности в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда [2. С. 175]
- коммерческие условия;
- организация сбытовой деятельности;
- воздействие
тенденции развития
Основываясь на теоретических исследованиях, изложенных Р.А. Фатхутдиновым, перечисленные им внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества организации не отражают такие значимые элементы в деятельности предприятия, как: психологическое состояние микроклимата в коллективе, уровень психологической поддержки и социальные факторы (профессиональная пригодность и адаптация, потенциал сотрудников) (таблица 1.)
Таблица 1
Факторы конкурентоспособности предприятий по Р.А. Фатхутдинова
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
1. Структурные |
1. Правовое регулирование сферы торговли |
2. Ресурсные |
2. Уровень конкурентоспособности региона, отрасли, страны |
3. Технические |
3. Государственная поддержка развития предпринимательства |
4. правленческие |
4. Правовое регулирование функционирования страны и региона |
5. Рыночные |
5. Открытость общества и рынков |
6.Эффективность |
6. Научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона |
7. Национальная система стандартизации и сертификации | |
8. Государственная поддержка | |
9. Государственная поддержка
науки и инновационной | |
10. Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии | |
11. Налоговые, процентные ставки в стране и регионах | |
12. Система подготовки и | |
13. Климатические условия
и географическое положение | |
14. Уровень конкуренции в данной сфере деятельности | |
Примечание – Источник: [15. С. 25]
Е.П. Голубков адаптирует факторы к российской среде жизнедеятельности предприятий и выделяет следующие группы факторов, влияющих на результативность деятельности конкурентов на рынке: имидж организации, качество и концепции продуктов (уровень их соответствия мировому уровню), рыночная доля предприятия, мощность производственной, научно-исследовательской и конструктивной базы, стабильность финансово-экономического положения предприятия на рынке, маркетинговая деятельность (реклама, уровень стимулирования сбыта, глубина исследований), уровень предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания, политика организации во внешней предпринимательской среде [4.С. 358].
Факторы по-разному могут воздействовать на конкурентоспособность предприятий. Однако наличие самих факторов не обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия. Повышение конкурентоспособности зависит от их эффективного использования.
Изучение влияния различных факторов предполагает выявление сильных и слабых возможностей и угроз развития, которые оказывают факторы на деятельность предприятия.
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ «КОСМОС».
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ «КОСМОС».
Чтобы оценить маркетинговую деятельность организации, был использован сайт ресторана «КОСМОС». [17]
Ресторан высшей категории «КОСМОС» является обществом с ограниченной ответственностью. Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Ресторан «КОСМОС» расположен по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Дзержинского, 2.
Предметом деятельности данного предприятия является производство и реализация продукции общественного питания населению.
Организационную структуру предприятия можно рассмотреть на
рисунке 2.
Рисунок 2
На предприятии предусмотрены аварийный выход, система оповещения и средства защиты от пожара. Ресторан оснащен инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в том числе: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция и телефонная связь.
Цель коммуникационной политики ресторана «КОСМОС»– создать имидж ресторана, предлагающий высококачественный сервис, вкусную кухню, а также дополнительные услуги по приемлемым для целевой аудитории ценам.
Ресторан ориентирован на выполнение следующих видов услуг:[17]
Обслуживание в ресторане складывается из следующих элементов:
Прочие услуги включают:
Кухня: европейская, авторская, русская.
Ресторан «КОСМОС», это то место, где можно провести время с удовольствием. Очень вкусная и разнообразная еда, уютная атмосфера, вежливый персонал.
Очень удобное расположение ресторана «КОСМОС» – в самом центре Екатеринбурга, на берегу реки Исеть рядом с живописными достопримечательностями – Храмом на Крови и литературным кварталом, что позволяет легко добраться до заведения почти на любом транспорте, а машину можно припарковать на бесплатной парковке рядом с рестораном.
Часы работы: пн-вс: с 12:00 до 02:00
Средний чек бизнес-ланча: 350 рублей.
Средний чек банкета: 1500 рублей.
Средний чек фуршета: 1000 рублей.
Детское меню: Детские салаты, супы, горячее отличаются объемом порций и их составом.
Скидки: постоянным клиентам.
Интерьер: оригинальный винтажный дизайн.
Количество банкетных залов: 5
Число мест: 500
Терраса: есть летнее кафе при заведении
Банкет: Максимум на 500 человек.
Услуги, предоставляемые в кафе, обеспечивают удовлетворение потребностей потребителей и отвечают требованиям ГОСТ Р 50674 «Услуги общественного питания. Общие требования». [3]
Ресторан «КОСМОС», является сертифицированным предприятием. Для осуществления своей деятельности предприятие располагает всеми необходимыми документами: лицензия, сертификат, должностные инструкции и санитарные книжки сотрудников, ассортиментный перечень выпускаемой продукции и др.
А также осуществляет свою деятельность на основе договоров на вывоз мусора, на стирку столового белья, на санитарную обработку предприятия, ремонт и обслуживание всех видов торгово-технологического оборудования.
Ресторан гарантирует отличный отдых и хорошее настроение. Спокойная и доброжелательная атмосфера, квалифицированные повара и безупречное обслуживание позволяют расслабиться и отвлечься от повседневных будней.
Можно без преувеличения сказать, что «КОСМОС» одно из самых хороших заведений Екатеринбурга.
2.2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ «КОСМОС».
Для более полного представления о деятельности компании и ее положения на рынке ресторанных услуг необходимо провести SWOT-анализ (см. табл. 2). Данный анализ подразумевает анализ внутренней среды компании, а также выявления возможностей и опасностей для компании со стороны рынка. На основе данного анализа можно выработать стратегии дальнейшего поведения для преодоления опасностей и усиления сильных сторон компании
Таблица 2
SWOT-анализ
Факторы внешней среды | ||||
Возможности: 1.Улучшение уровня жизни населения 2.Изменение рекламных технологий 3.Появление новых 4.Разорение и уход с рынка конкурирующих компаний 5.Создав специальные
программы для каждого сезона
года – т.е. улучшить 6.Появление нового контингента 7.Появление новых партнеров 8.Повышения |
Угрозы: 1.Рост темпов инфляции; 2. Изменение уровня цен; 3. Понижение курса $ 4. Рост налогов в отрасли 5.Усиление конкуренции 6. Появление новых фирм на рынке 7.Уменьшение посещения
ресторана в связи с 8.Резкий рост цен на алкоголь 9.Изменение политики поставщиков 10.Сезонные колебания
| |||
Факторы внутренней среды |
Сильные стороны: 1.Достаточная известность (Бренд); 2.Наличиие незадействованных финансовых ресурсов; 3.Удачное расположение в центре города; 4.Большой опыт работы в развлекательной индустрии; 5.Наличие надежных партнеров; 7.Входит в число 15-и
самых лучших ресторанов Екатер 8.Гибкая схема оплаты услуг; 9.Наличие постоянных клиентской базы;
|
- стратегия усовершенствования -достаточная известность будет способствовать завоеванию новой потребительской базы; |
- стратегия улучшения
уровня и возможностей сервиса
в организации, для увеличения
конкурентоспособности | |
Слабые стороны: 1.Сбои в снабжении; 2.Недостатки в рекламной политике; 3.Недостаточный контроль
исполнения приказов и 4.Большая кадровая «текучка» ; 6.видение развития ресторана
со стороны Руководства, 8.Наличие большого количества
promo-групп, которые быстро 9.Высокая ценовая политика; |
- стратегия развития
рекламной политики во |
- стратегия развития
партнерских отношений с |