Оценка системы маркетинговых исследований предприятия на материалах СОДО «Визит-Тур», г. Бобруйск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 10:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке мероприятий по совершенствованию системы маркетинговых исследований на СОДО «Визит-Тур».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить и проанализировать, описанные в научной литературе, содержание, задачи и основные направления проведения маркетинговых исследований;
- ознакомиться с работой предприятия, его организационной структурой;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГОВЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ 6
1.1.Содержание маркетинговых исследований 6
1.2. Задачи маркетинговых исследований 7
1.3. Проведение маркетинговых исследований в Республике
Беларусь на современном этапе 8
1.4. Международный кодекс маркетинговых исследований 13
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В МАРКЕТИНГЕ 15
3 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
3.1 Общая характеристика исследуемого туристического
предприятия СОДО «Визит-тур» 19
3.2. Конкуренты и поставщики СОДО «Визит-тур» 22
3.3. Анализ и оценка системы маркетинговых исследований
в туристической фирме СОДО «Визит-Тур» 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 54.67 Кб (Скачать файл)

- данные Таможенного  комитета Республики Беларусь;

- научно - исследовательская  информация (данные Академии наук  Республики Беларусь, отраслевых  НИИ и других научных учреждений);

- информация  от предприятий - партнеров;

- СМИ, Интернет, каталоги и справочники;

- рекламная  информация (прайс-листы производителей, рекламные буклеты и другие материалы);

- полевые  наблюдения и опросы.

Маркетинговая информационная система, разработанная  начальником отдела маркетингового консалтинга Центра управленческих решений Sarmont Эдуардом Чурлеем, признана «Лучшей маркетинговой информационной системой по итогам Национальной маркетинговой  премии «Энергия успеха» (ноябрь 2009г).

Маркетинговая информационная система (МИС) - это комплекс средств, которые разработаны для системного и комплексного создания, анализа и распространения информации в компании.

Целью создания маркетинговой информационной системы  является информационная поддержка  принятия управленческих решений по обеспечению стабильной и эффективной  работы в рыночных условиях.

Польза от внедрения и использования МИС:

1. Предоставление  полной маркетинговой информации  по всем направлениям деятельности:

- внутренней (потребители, реализация, товары  и услуги, продвижение);

- внешней  (рынки, цены, конкуренты).

2. Сокращение  затрат времени на сбор и  сведение информации.

3. Повышение  гибкости и эффективности системы  управления предприятием.

Этапы создания МИС:

1. Диагностика  предприятия:

- изучение  и анализ существующей организационной  структуры, фактических информационных потоков между отделами (производственным, сбытовым, маркетинговым, экономическим);

- проведение  интервью с сотрудниками по  оценке необходимого информационного  обеспечения;

- анализ информационных  потоков.

2. Разработка  маркетинговой информационной системы,  адаптация для предприятия:

- подготовка  списка показателей, которые будут  представлены в отчетах МИС  для принятия управленческих  решений;

- проработка  форматов отчетов, в которых  показатели будут представлены.

3. Внедрение  маркетинговой информационной системы  - описание бизнес-процессов и  документооборота компании.

4. Обучение  сотрудников принципам работы  с системой.

Изменения после  внедрения МИС:

- увеличивается объем, качество и количественные характеристики информации для принятия управленческих решений;

- появляется возможность оперативного выявления «проблемных» зон и реагирования на них (как во внутренней, так и во внешней среде);

- компания получает возможность более удачного позиционирования, подкрепленного точной информацией;

- на основании получаемой информации предприятие может фокусироваться на выделенных клиентах, товарных группах, грамотно направлять инвестиции в продвижение продукции на целевых потребителей;

- повышается информационная обеспеченность и эффективность принимаемых решений, направленных на достижение стратегических целей;

- повышается спрос на маркетинговую информацию отделами предприятия.

- сокращается время на принятие решений.

 

 

 

1.4. Международный кодекс маркетинговых исследований.

Эффективное двухстороннее сотрудничество между  поставщиками и потребителями товаров  и услуг всех видов является жизненно необходимым для любого современного общества. Растущие международные связи  и взаимозависимость подчеркивают эту необходимость. Для этого  поставщик стремится информировать  потребителя с помощью различных  форм информационно-рекламной деятельности о том, что и где можно приобрести. Маркетинговые исследования направлены на изучение рынков товаров и услуг  всех видов. В частности, маркетинг  включает в себя систематическое  изучение поведения, ожиданий и мнений, как отдельных людей, так и  организаций.

Первый кодекс был издан в1948 г, а последний - пересмотрен в 1972 г. Европейским обществом по изучению общественного мнения и маркетинга (ЕСОМАР). Этот кодекс вызвал появление Целого ряда кодексов, подготовленных национальными организацией, занимающимися маркетинговыми исследованиями. В 1971 г. Международная торговая палата (МТП), представляющая международное сообщество по маркетингу, поставила целью проанализировать и отобрать наиболее рациональные положения существовавших кодексов и, после проведения совместных консультаций со всеми организациями, занимающимися маркетингом, опубликовала свой Международный кодекс. С 1971 г. практика маркетинговых исследований продолжала развиваться. Сложились новые ситуации, появилась необходимость защиты ряда положений, которые вошли в целый ряд национальных кодексов. В1976 г. ЕСОМАР и МТП решили, что пришло время совместными усилиями пересмотреть существующий кодекс, принять во внимание все изменения и подготовить единый международный кодекс вместо двух различных. Для этого была организована совместная рабочая группа из представителей двух организаций, которая подготовила новый вариант кодекса, одобренный и принятый этими организациями [9, с. 2].

Настоящий международный  кодекс предназначен для того, чтобы  специалисты, предприятия и организации  руководствовались основными правилами, принятыми во всем мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ  В МАРКЕТИНГЕ

Направления маркетинговых исследований определяются возможным набором объектов для  изучения. Существует несколько основных направлений маркетинговых исследований, каждое из которых имеет свой объект (приложение 1, рис.2.1).

1. Исследование  рынка - систематический количественный  и качественный анализ одного  или совокупности рынков для  получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристиках  конкурентной среды, ценах. Изучаются  тенденции деловой активности  и распределение долей рынка  между конкурирующими предприятиями  [2, с. 457].

Исследуются рынки товаров и услуг в  целом, а также локальные и  региональные рынки конкретных товаров  и услуг. Объектами рыночного  исследования являются тенденции и  процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных  и других факторов. Исследуются также  структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры  рынка, состояние конкуренции, сложившаяся  конъюнктура, возможности и риски.

Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных  тенденций, выявление ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные  способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки, осуществляется выбор  целевых рынков и рыночных ниш.

2. Исследование  конкурентов - это исследование, предполагающее получение необходимых  данных для обеспечения конкурентного  преимущества на рынке, а также  нахождения возможности сотрудничества  и кооперации с ними. Оно заключается  в оценке состояния конкурентов,  их позиции на рынке в сравнении  с позицией самой фирмы. Это  позволит фирме правильно оценить  ситуацию и ее развитие, что  дает возможность получить определенное  конкурентное преимущество. С этой  целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов, материальный, финансовый, трудовой потенциал, организация управления деятельностью.

3. Исследование  потребителей позволяет выявить  побудительные факторы, которыми  руководствуется покупатель при  выборе товара. В качестве объектов  выступают индивидуальные потребители,  семьи, домашние хозяйства, а  также потребители - организации.  Здесь разрабатывается классификация  потребителей на рынке и прогнозируется  ожидаемый спрос. Целью исследования  является сегментация потребителя  и выбор целевых сегментов  рынка. 

Очень важно  не ошибиться при выборе целевого рынка. Например, в маленьком городке  предприниматель решает открыть  химчистку высшего класса. При  исследовании потребителей выяснилось, что для местных жителей эта  услуга слишком дорогая, и они  предпочитают стирать дома. Это исследование предупредило разорение фирмы. Таким  образом, важно оценить спрос - желание  и возможность потребителей купить товар или услугу в определенное время в определенном месте.

4. Исследование  фирменной структуры рынка - это  исследование, проводимое с целью  получения сведений о возможных  посредниках, с помощью которых  предприятие будет в состоянии  «присутствовать» на выбранных  рынках. Объект исследования - коммерческие, торговые и иные посредники, транспортно  - экспедиторские, рекламные, страховые,  юридические, финансовые, консультационные  и другие компании и организации,  создающие в совокупности маркетинговую  инфраструктуру рынка. 

5. Исследование  товара - это определение соответствия  технико-экономических показателей  и качества товара (тестирование  товара и упаковки), обращающегося  на рынке, запросам и требованиям  покупателей, анализ их конкурентоспособности.  Оно позволяет получить сведения  о том, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры он более всего ценит. Объекты исследования - потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствие продукции законодательным нормам и правилам, перспективные требования потребителей. Результаты исследований дают возможность предприятию разработать собственный ассортимент товаров, определить направление деятельности в зависимости от различных стадий жизненного цикла товара.

5.1. Исследование  макросреды - исследование законодательных  ограничений деятельности, экономических  условий, социально-культурных изменений,  демографических тенденций, экологических  проблем. 

5.2. Исследование  внутренней среды - исследование  производственно-сбытовой деятельности, производственного портфеля, сильных  и слабых сторон фирмы. 

6. Исследование  цены - исследование эластичности  спроса по цене, состава затрат  на производство товара, текущего  уровня цен на товар, возможностей  увеличения прибыли. В качестве  объектов исследования выступают  затраты на разработку, производство  и сбыт товаров, влияние конкуренции  со стороны других предприятий  и товаров-аналогов, поведение и  реакция потребителей относительно  цены товара.

7. Исследование  товародвижения и продаж - это  исследование, преследующее цель  определить наиболее эффективные  пути, способы и средства доведения  товара до потребителей и его  реализации. Главными объектами  изучения выступают торговые  каналы, посредники, продавцы, формы  и методы продажи, издержки  обращения (сопоставление торговых  расходов с размерами получаемой  прибыли). Исследование включает  анализ функций и особенностей  деятельности различных типов  предприятий оптовой и розничной  торговли, выявление их сильных  и слабых сторон, характера сложившихся  взаимоотношений с производителями.  Результатом исследования будет  определение возможности увеличения  товарооборота предприятия, оптимизация товарных запасов, разработка критериев выбора эффективных каналов товародвижения, разработка приемов продажи товаров конечным потребителям.

8. Исследование  системы стимулирования сбыта  и рекламы - преследует цель  выявить, как, когда и с помощью  каких средств лучше стимулировать  сбыт товара, повысить авторитет  товаропроизводителя, успешно осуществлять  рекламные мероприятия. В качестве  объектов исследования выступают:  поведение поставщиков, посредников,  покупателей, эффективность рекламы,  отношение потребительской общественности, контакты с покупателями.

Направления исследований постоянно расширяются. Признанный авторитет, автор одного из наиболее популярных учебников по маркетингу, Филипп Котлер, перечисляет 28 основных направлений исследования, а более поздний авторитет - до 100, среди которых самыми важными являются исследования:

- емкость рынка;

- распределение его ролей между конкретными фирмами;

- структуры и доходов населения, потребительского поведения и мотивации;

- политики цен и ценовой эластичности;

- текущей деловой активности;

- реклама и ее эффективность;

- каналов товародвижения и информационных потоков;

- имиджа товаров и их производителей;

- законодательного регулирования и организации;

- основных тенденций социально-экономического движения;

- методики самих исследований;

- общественных вкусов и ценностей.

 

 

3. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Общая характеристика исследуемого туристического предприятия СОДО «Визит-тур»

В данной курсовой работе мы будем рассматривать деятельность СОДО «Визит-тур» по адресу: г.Бобруйск, ул.Советская,153.

СОДО «Визит-Тур» имеет центральный офис в г. Бобруйске, а также офисы в г. Минске, Могилеве, Осиповичах.

Информация о работе Оценка системы маркетинговых исследований предприятия на материалах СОДО «Визит-Тур», г. Бобруйск