Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:40, отчет по практике
В России объем сегмента шоколада составляет от 35 до 55% всего рынка кондитерских изделий.
Несколько лет назад российский рынок шоколада контролировали западные компании, которые прочно обосновались путем покупки отечественных фабрик, что давно стали резидентами. Именно они — «Kraft Foods», «Mars» и «Nestle» – владели основной долей шоколадного (в прямом и переносном смысле слова) сегмента до того, как осенью 2008 года на сцене появился финансовый кризис.
1. Оценка спроса и предложения на национальном рынке кондитерских изделий.............................................................................................................3-8
2. Оценка спроса и предложения на региональном рынке кондитерских изделий……………………………………………………………………...8-12
3. Факторы, влияющие на уровень цен на рынке кондитерских изделий, прогнозы цен….……………………………………………………...…...21-26
Список литературы…………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………..
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КАФЕДРА МАРКЕТИНГА
ОТЧЕТ
о прохождении учебно-
студента 2 курса
специальности «Маркетинг»
Содержание
Список литературы…………………………………
Приложения……………………………………………………
В России объем сегмента шоколада составляет от 35 до 55% всего рынка кондитерских изделий.
Несколько
лет назад российский рынок
шоколада контролировали
Итак, а что же произошло с рынком шоколада
в целом?
2009-2010 годы не зачеркнули кризисных
явлений, но привели их к более или менее
устойчивому общему знаменателю, это может
являться уже той основой, по которой можно
судить о будущем рынка.
Таблица 1
Динамика основных участников рынка шоколада.
Компания Динамика в 2010 г. по отношению к 2009 г.
«Kraft Foods»
«Nestle»
- 1,5%
«Объединенные кондитеры»
+ 1%
«Ferrero»
«Cadbury»
- 0,2%
«Mars»
- 0,2%
«Прочие производители»
Какова же на данный момент доля сегмента шоколада в объеме российского рынка кондитерских изделий?
Анна Данильченко, руководитель службы маркетинга кондитерской фабрики «АЙКО», оценивает долю сегмента достаточно скромно — 15-18% от всей кондитерской продукции. При этом эксперт говорит о том, что данные разнятся в зависимости от региона: где-то потребители предпочитают шоколад, где-то — мучные изделия. Накануне кризиса 2009 года рынок шоколада находился в стадии роста, приближаясь к этапу насыщения. Объем российского кондитерского рынка по состоянию на 2010 год оценивается экспертами на уровне 1350 тыс. тонн.
Кондитерский рынок состоит из бисквитной группы, группы сахаристых продуктов и группы шоколадных изделий. Сегмент шоколадной продукции, по разным оценкам, составляет от 680 до 750 тыс. тонн в структуре кондитерского рынка, то есть от 50 до 55% объема рынка.
Надеяться на какой-то глобальный бурный рост рынка шоколада в дальнейшем не стоит — таково мнение большинства экспертов. Дело в том, что уровень потребления шоколадных изделий в России наконец-то догоняет Европу. Итак, что же получается — рынок насыщен? С одной стороны, да. С другой, нет предела совершенству.
В настоящий момент среднедушевое потребление шоколада в России оценивается в 4–5,5 кг в год, что приближается к аналогичным показателям некоторых развитых стран. В то же время теоретический запас дальнейшего роста рынка все еще достаточно высок. Так, например, средний уровень потребления шоколада в странах Западной Европы составляет в среднем 8–10 кг в год. Самый высокий показатель в Швейцарии — свыше 13 кг в год.
По данным исследовательского агентства «Маркет Аналитика», в 2009 году рынок шоколада увеличился на 5,7%, и в натуральном выражении его объем составил 799,3 тыс. тонн, а в денежном выражении рынок прибавил в весе еще ощутимее — 16%. По данным того же агентства, примерно такими же цифрами выражается сокращение импорта, то есть рост рынка происходил исключительно за счет российского производства.
Оценка динамики рынка шоколада, сделанная агентством GLOBAL REACH CONSULTING в 2009 году, несколько скромнее: по его данным, объем продаж шоколадных изделий увеличился на 14% в стоимостном выражении. Зато анализ рынка за 1-й квартал 2010 года звучит вполне обнадеживающе: рост продаж составил 15% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года.
Что же касается производства кондитерских изделий в целом, то по данным Росстата на рынке просматриваются тенденции роста производства, ежегодный уровень которого составляет порядка 7% по отношению к предыдущему году в натуральном выражении, в стоимостном выражении данный показатель достиг 30%. В стоимостном выражении рынок растет быстрее за счет повышения спроса на продукцию премиальной группы. По оценке экспертов годовой объем российского рынка кондитерских изделий измеряется примерно 12 млрд. долларов и занимает второе место в мире.
Наиболее емким в плиточном шоколаде является формат 100 г, доля которого в общем обороте сегмента составляет около 70%. К нишевым продуктам с более узкой потребительской аудиторией относятся плитки большого формата — 150-200 г, пористый, а также стиковый (порционный) шоколад. Что касается вкусовых предпочтений, то наиболее популярны у потребителей плитки с добавками. Продажи темного шоколада по объему превышают продажи молочного шоколада в несколько раз. В темном шоколаде больше какао-продуктов и меньше жира, что отвечает модным тенденциям.
Вообще, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большинство россиян (79%) едят шоколад регулярно, причем наибольшей популярностью пользуется молочный, горький и шоколад с начинкой. Существенно меньше тех, кто больше всего любит белый шоколад, а 19% к шоколаду и сладкому вообще равнодушны и не едят такие продукты (рис.1).
Рис. 1 - Структура российского рынка плиточного шоколада по видам продукции, % от объема реализации
Если рассматривать форму шоколадного изделия, наиболее предпочтительной уже долгие годы остаются развесные конфеты, на долю которых приходится 35% (рис.2).
Сегмент развесных конфет — самый популярный у населения и единственный, где лидирующие позиции удерживают отечественные компании. В этом сегменте в наибольшей степени представлены региональные производители, продажи которых, как правило, ограничиваются рамками своих регионов. Наиболее востребованными являются конфеты со сливочной начинкой, суфле и шоколадной начинкой. На втором месте находится сегмент плиточного шоколада, на долю которого приходится порядка 26 % всего рынка.
Производство шоколадных изделий является сезонным и для успешного функционирования кондитерской фабрики необходимо, чтобы производственный цикл соответствовал всплеску сезонного потребления товара. К примеру, шоколадные конфеты в коробках – одна из наиболее крупных категорий исследуемого рынка с ярко выраженной сезонностью. Рост продаж в пиковые периоды может составлять более 30%. Для сравнения изменения объемов продаж в других сегментах за те же периоды менее значительны – в них рост продаж составляет от 10% до 30%. Наибольшим спросом шоколадная продукция в коробках пользуется в декабре-январе, а также марте месяце. Это обусловлено тем, что, как правило, данная продукция приобретается с целью подарка на праздники.
Рис. 3 – Динамика объемов производства по месяцам за 2010 г, тыс. тонн
Под влиянием кризиса значительно сократилось потребление конфет в коробках, вследствие чего рынок этой категории существенно уменьшился. Сегмент пакетной фасовки развесных конфет оказался более устойчив к воздействию кризиса за счет частичного перемещения потребителей в эту нишу из категории коробочных конфет – некоторое количество покупателей, приобретавших для личного потребления в докризисный период коробочный ассортимент, переключилось на более экономичную пакетную фасовку.
В результате анализа российского рынка кондитерских изделий отметим отсутствие какого-либо единственного производителя, который мог бы доминировать во всех сегментах рынка одновременно. Так в настоящее время для рынка характерны сильная конкуренция и процесс концентрации производства, в том числе за счет поглощения крупными производителями средних региональных фабрик, и/или объединения в национальные холдинги и концерны. На территории России порядка 2000 производителей осуществляют деятельность по производству кондитерской продукции, из которых основными игроками к настоящему моменту являются 7 компаний, занимают около 20% всего рынка.
Лидером на рынке кондитерских изделий на российском рынке является украинская корпорация ROSHEN, которая представлена ОАО «Липецкой кондитерской фабрикой «Ликонф»». По оценкам экспертов, данная компания является лидером по объемам продаж элитных сортов шоколада на территории России. В список лидеров входят также компания «Nestle», холдинг ООО «Объединенные кондитеры», ОАО «Кондитерское объединение «СладКо»», в категории весовых шоколадных конфет — КФ «Славянка» (г. Старый Оскол).
На кондитерском рынке России Холдинг «Объединенные кондитеры» по итогам 2010 года занимал около 14% от всех выпущенных кондитерских изделий. Основной объем приходится на ОАО «РотФронт», «Кондитерская фабрика «Красный октябрь»», ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский»».
Объемы продаж шоколада растут, чему не мешает даже рост цен на сладкий деликатес. Многие аналитики, признавая, что «жирные годы» экономики закончились, считают: в целом продовольственный рынок ожидает снижения объемов. Прогнозы экспертов оправдываются в мясном и молочном сегменте. И лишь рынок шоколада и шоколадных изделий не оправдывает прогнозов. Согласно исследованиям, спрос на шоколад и шоколадные изделия растет. Психологи считают такой феномен закономерным – при потреблении шоколада у людей резко поднимается настроение. Во времена, когда «все плохо», иногда необходимо снять стресс, тогда сладкий антидепрессант приходится очень кстати.
Как отмечают игроки кондитерского рынка, сегодня шоколад и шоколадные изделия являются самыми популярными сладостями. В Самарской области три признанных «шоколадных» кита – ООО «Кондитерское объединение «Россия»», ООО «Шоколадная фабрика «Добрые вести»» и ЗАО «Самарский кондитер»». Первое было создано в Самаре в 1967 году и сегодня принадлежит одному из крупнейших мировых производителей шоколада – компании «Nestle». Фабрика «Россия» производит более 150 наименований продукции: шоколад под торговыми марками «Россия – щедрая душа» и «Золотая марка», а также шоколадные конфеты класса «премиум» «Комильфо» и шоколадную продукцию под брендами «Nestle» и «Nuts».
В 2007 году несколько региональных предприятий были объединены в единое производство – шоколадную фабрику «Добрые вести». Сейчас ассортимент фабрики насчитывает около 90 наименований кондитерских изделий, из которых около 20 видов плиточного шоколада и 45 видов шоколадных конфет.
КФ «Самарский кондитер» было основано в 2000 году. Производственные мощности предприятия позволяют выпускать до 4 тыс. тонн продукции в год. В основном это конфеты «Финики в шоколаде», «Чернослив в шоколаде», «Абрикос в шоколаде», «Фруктовое ассорти».
Помимо этих, на региональном рынке
имеется еще несколько менее
заметных производителей шоколада. Все
они выпускают продукцию
По мнению г-на Мурашова, местными производителями потребность региона в шоколаде и шоколадных изделиях удовлетворяется примерно на 50%, около 30% завозится из других стран (в основном это продукция класса «премиум»). Остальное приходит из других регионов, преимущественно, из Московской области.
По словам руководителей предприятий, занимающихся производством шоколадной продукции, положение дел на этом рынке вселяет оптимизм – о сокращении объемов продаж речь не идет. Правда, и на шоколадном рынке эксперты отмечают, что потребительский спрос смещается в пользу более дешевых товаров.
Директор по развитию КФ «Самарский кондитер» Ольга Евдокимова говорит: «В самом начале кризиса действительно продажи несколько упали. Однако довольно быстро мы вернулись на прежние позиции и даже увеличили производство».
Информация о работе Оценка спроса и предложения на рынке кондитерских изделий