Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:36, курсовая работа
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по повышению результативности коммерческой деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат».
Объектом исследования явилось ОАО «Саранский хлебокомбинат».
Предметом исследования выступает коммерческая деятельность предприятия.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты имеют вид практических рекомендаций, позволяющих повысить эффективность коммерческой деятельности предприятия. Отдельные разработки курсовой работы могут использоваться как ОАО «Саранский хлебокомбинат», так и другими предприятиями.
Введение………………………………………………………….………..….51 Концептуальные основы оценки результативности коммерческой деятельности предприятия в условиях современного рынка……………..…..……...7
1.1 Содержание коммерческой деятельности……………………..……..…7
1.2 Содержание и задачи сбыта готовой продукции……………..…...…..10
2 Оценка результативности деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат»…………………………………………………………………………………..14
2.1 Оценка динамики, структуры и распределения прибыли предприятия...……………………………………………………………………………........14
2.2 Анализ объемов продаж предприятия………………………………………………………………...………………....16
2.3 Оценка рентабельности деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат»…………………………………………………………………………………..19
3 Повышение результативности коммерческой деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат»………………………………………………………………………………..…23
3.1 Оптимизация затрат на рассматриваемом предприятии…………………………………………………………………………………...23
3.2 Мероприятия, направленные на увеличение прибыли и рентабельности и повышение конкурентоспособности предприятия………………...………26
Заключение…………………………………………………………………..30
Список использованных источников……………………………
Сущность сбыта предопределяет существование двух групп операций с готовой продукцией: материальную и нематериальную. Производственно-технические операции на складах готовой продукции в промышленности, а также на сбытовых базах и складах являются продолжением производственного процесса и называются материальными. Они включают:
приемку, сортировку, маркировку и складирование продукции;
операции с тарой и упаковкой;
формирование комплектных партий;
отправку, отгрузку, отпуск, поставку и продвижение продукции к потребителям;
реализацию;
послепродажные услуги.
Содержание этих операций в целом сводится к подготовке продукции к отправке и отправке ее покупателю в форме отгрузки или путем отпуска со склада.
Отгрузка – это отправка продукции транспортом потребителю или посреднику. При этом поставщик как субъект отгрузки обычно организует транспортировку.
Отпуск – это сдача
готовой продукции
Самостоятельное значение имеет понятие поставка, т.е. фактический отпуск или отгрузка продукции потребителям в соответствии с договорами. В объемы поставок включаются отправки продукции, как с промышленных предприятий, так и со складов посредников [4, С. 121].
Продукция, подлежащая сбыту, обязательно проходит стадию реализации, так как должна быть не только отправлена продавцом, но и оплачена покупателем. Под реализацией понимается в основном оплата стоимости продукции, получение денежных средств (выручка). Отметим две стороны процесса реализации: ее натурально-вещественный и стоимостный аспекты. Это означает обязательность получения продукции потребителем в количестве и качестве, которые достаточны для ее использования и создания производственного запаса, и в соответствии с заключенными договорами.
Для того, чтобы осуществить все операции и процессы, связанные с отправкой, поставкой и реализацией продукции, необходимо не только организовать труд складских работников, но также определить схему продвижения продукции.
В целом, формулируя цельное определение, следует отметить, что сбыт продукции представляет собой комплекс организационно-технических и финансово-экономических мероприятий, связанных с поставкой и реализацией готовой продукции. Основным требованием к сбыту с позиций рыночной экономики является готовность предприятия к удовлетворению выявленного ассортиментного спроса потребителей. Важно, чтобы это происходило при условии минимизации сбытовых запасов (готовая продукция, товары в пути и товары на складах у посредников) и издержек по сбыту [4, С. 122].
Сбытовая деятельность в промышленности организована по товарным группам – черным и цветным металлам, нефтепродуктам, лесным материалам, химической продукции и многим видам изделий машиностроения.
2 Оценка результативности деятельности ОАО «Саранский хлебокомбинат»
2.1 Оценка динамики,
структуры и распределения приб
ОАО "Саранский хлебокомбинат" в настоящее время - самый крупный производитель хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, сухого хлебного кваса, панировочных сухарей, горчицы столовой, взорванных зерен кукурузы, пшеницы и риса в Республике Мордовия, на котором трудится коллектив численностью в 350 человек.
Для хранения муки используются два склада бестарного хранения вместимостью 400 тонн. Имеется склад мокрого хранения соли.
Предприятие оснащено:
- тремя современными комплексно-механизированными линиями на базе печи ХПА-40 по производству формового хлеба производительностью 90 т/сут.;
- комплексно-механизированной линией на базе печи ФТЛ-2 по производству подового хлеба из смеси ржаной и пшеничной муки производительностью 5 т/сут.;
- механизированными линиями по производству булочных изделий мощностью 24 т/сут.;
- линией по производству сдобных пшеничных сухарей производительностью 2 т/сут.;
-комплексно-механизированной линией по производству бараночных изделий производительностью 2,5 т/сут.;
- комплексно-механизированной линией по производству печенья овсяного и пряников мощностью 3,5 т/сут.
Имеются:
- цех по производству кексов, рулетов, бисквитов, песочных и бисквитных пирожных общей мощностью 2 т/сут.;
- участок по производству горчицы столовой мощностью 1 т/сут.;
- участок по производству взорванных зерен кукурузы, пшеницы и риса производительностью 500 кг/сут.
Балансовая прибыль в 2010 возросла, в 2011 –снизилась. Сам по себе показатель балансовой прибыли не даёт представления о коммерческой деятельности организации, необходимо рассмотреть ряд коэффициентов и расчётов для получения наиболее достоверной информации и каких-либо выводов.
Таблица 1 - Анализ динамики балансовой прибыли ОАО «Саранский хлебокомбинат» за 2010-2011 гг.
Показатель |
Фактически |
Отклонения | ||
2010 год |
2011 год |
сумма, тыс. руб. |
% | |
Прибыль от реализации товаров |
1440 |
1385 |
-55 |
96,18056 |
Проценты к получению |
- |
- |
- |
- |
Проценты к уплате |
- |
- |
- |
- |
Доходы от участия в других организациях |
- |
- |
- |
- |
Прочие операционные доходы |
140 |
807 |
667 |
576,4286 |
Прочие операционные расходы |
315 |
1325 |
1010 |
420,6349 |
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности |
985 |
-747 |
-1732 |
-75,8376 |
Прочие внереализационные доходы |
714 |
755 |
41 |
105,7423 |
Прочие внереализационные расходы |
619 |
671 |
52 |
108,4006 |
Балансовая прибыль |
828 |
694 |
-134 |
83,81643 |
Рассмотрим распределение прибыли на предприятии в 2011 году по сравнению с 2010 годом, используя данные финансовой отчётности ОАО «Саранский хлебокомбинат» (табл. 2).
Из таблицы 2 видно, что распределение балансовой прибыли в 2010 и в 2011 году происходило лишь на платежи в бюджет, в 2010 году, однако, было потрачено 23 тыс. руб. в фонд социальной сферы, что составило лишь 1,69% балансовой прибыли.
Таблица 2 - Распределение прибыли в ОАО «Саранский хлебокомбинат»
Показатель |
2010 г |
2011 г |
Изменения (+,-) | |||
Сумма, тыс. руб. |
% к сумме балансовой прибыли |
Сумма, тыс. руб. |
% к сумме балансовой прибыли |
Сумма, тыс. руб. |
% к сумме балансовой прибыли | |
1.Балансовая прибыль 2.Платежи в бюджет 3.Чистая прибыль - отчисления в резервный капитал и фонды - отчисления в фонды - отчисления в фонд потребления - благотворительные цели - другие цели |
1360
532
828 -
23 -
-
- |
100
39,11
60,89 -
1,69 -
-
- |
951
257
694 -
- -
-
- |
100
27,02
72,98 -
- -
-
- |
-409
-275
-134 -
- -
-
- |
69,93
48,31
83,82 -
- -
-
- |
В целом анализ таблицы ещё раз утверждает общее снижение суммы балансовой прибыли на 409 тыс. руб. (69,93%), что соответственно снижает сумму платежей, направляемых в бюджет и сумму чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия соответственно на 275 и 134 тыс. руб. В связи с этим невозможен становиться сам факт отчислений от чистой прибыли в фонды.
Сделан вывод, что балансовая прибыль предприятия в 2011 году по сравнению с 2010 годом снизилась, что отрицательно сказывается на развитии ОАО «Саранский хлебокомбинат».
2.2 Анализ объемов продаж предприятия
Прибыль от реализации продукции во многом завист от объемов продаж и уровня среднереализационных цен.
В данном случае уровень среднереализационных цен используется для приведения к сопоставимому виду данных по периодам. Ассортимент реализуемой продукции на предприятии достаточно значителен по диапазону цен.
Объём реализации продукции может оказать положительное или отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объёма продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному росту прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объёма реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличивается доля более рентабельных видов продукции в общем объёме её реализации, то сумма прибыли возрастает, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается. Для рассматриваемого предприятия этот показатель скорее связан с изменением ассортимента реализуемой продукции, так как продукцию, спрос на которую неэластичен, невозможно однозначно охарактеризовать с точки зрения рентабельности.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости ведёт к соответствующему росту прибыли и наоборот.
Как указывалось в предыдущем пункте, произошло снижение прибыли от реализации продукции в 2010 году на 13 тыс. руб. Рассмотрим влияние ряда факторов на данный показатель за 2009-2011 гг.
На изменение суммы прибыли от реализации продукции в 2010 по сравнению с 2009 годом могут оказать влияние изменения объёма и структуры реализованной продукции, её полной себестоимости и цен.
Таблица 3 - Оценка динамики реализации продукции и прибыли ОАО «Саранский хлебокомбинат», тыс. руб.
Показатель |
2009 г. |
Реализация 2010 г. в ценах 2009 г. |
2010 г. |
Выручка от реализации продукции |
56772 |
56772 |
66339 |
Себестоимость реализованной продукции |
55345 |
57336 |
64899 |
Результат: |
|||
прибыль |
1427 |
-564 |
1440 |
(убыток) |
|||
Уровень рентабельности, % |
1,0258 |
0,9902 |
1,0222 |
Влияние изменения объёма реализации продукции на сумму прибыли определим следующим образом (табл.3):
∆Р1 = 57336 / 56772 * 1427 – 1427 = 14,175 тыс. руб.
Влияние на прибыль изменения по сравнению с 2009 годом ассортимента и структуры реализованной продукции:
∆Р2 = 1440 – 1427 – 14,175 = - 1,175 тыс. руб.
Таким образом, прибыль от продаж существенно изменилась в 2010 году под влиянием положительной тенденции изменения объёмов реализации за указанный период, продукция рентабельна.
Аналогично предыдущим расчётам определим влияние изменения различных факторов на результативный показатель – прибыль от реализации в 2011 году (табл. 2.5).
Влияние изменения объёма реализации продукции на сумму прибыли:
∆Р1 = 66458 / 66056 * 1440 – 1440 = 8,76 тыс. руб.
Изменение ассортимента
и структуры продукции
∆Р2 = 1385 – 1440 – 8,76 = - 63,76 тыс. руб.
Таблица 4 - Динамика реализации продукции и прибыли ОАО «Саранский хлебокомбинат» в 2010-2011 гг.
Показатель |
2010 г |
Реализация 2011 г в ценах 2010 г. |
2011 год |
Выручка от реализации продукции |
66339 |
66458 |
67982 |
Себестоимость реализованной продукции |
64899 |
66056 |
66597 |
Результат |
|||
прибыль |
1440 |
402 |
1385 |
(убыток) |
|||
Уровень рентабельности, % |
1,0222 |
1,0060 |
1,0208 |
Таким образом, основное влияние на уменьшение прибыли от реализации в 2011 году оказал отрицательное влияние фактор структурных сдвигов, продукция нерентабельна. Это вполне оправдывается значительным расширением ассортимента реализуемой продукции за короткий период времени.
На основе проведённого анализа можно сделать следующий вывод о том, что в 2010 году увеличение прибыли от продаж произошло за счёт увеличения объёма реализации изделий, а в 2011 рассматриваемый показатель уменьшился за счёт изменения номенклатуры реализуемых изделий.