Повышения уровня осведомленности потребителей о своих правах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.
Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.
При написании данной работы рассмотрено законодательство о защите прав потребителей, представленное целой группой нормативных актов, законов, постановлений правительства, регулирующих отношения в области защиты потребительских прав.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты изучения осведомленности потребителей 6
1.1. Осведомленность потребителей о своих правах 6
1.2. Консьюмеризм 18
1.3. Характеристика законодательства, регулирующего защиту прав потребителей 20
2. Анализ осведомленности потребителей о своих правах 24
2.1. Уровень правовых знаний населения Набережных Челнов 24
2.2. Исследование степени осведомленности потребителей на примере магазина «Эльдорадо» 25
3. Рекомендации по повышению уровня осведомленности потребителей о своих правах 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

осведомленность.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

За годы становления  потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю  как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг  и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»  вступил в силу 7 апреля 1992 года. В  нем впервые были закреплены признанные международным сообществом права потребителей, а также механизм их защиты. Многие нормы, например, право на информацию, право на качество, право на безопасность, возможность защиты неопределенного круга потребителей вообще впервые появились в российском законодательстве. Иски о защите прав потребителей освободили от государственной пошлины. Закон стал одним из первых нормативных актов, предусматривающих компенсацию за моральный ущерб.

К середине 90-х  годов информация о правах потребителей широко распространяется. Закон РФ «О защите прав потребителей» признан одним из самых применяемых в России, а по оценкам международных экспертов – одним из самых жестких в мире. Для тех государств, в которых рыночные отношения только начинают складываться, это оправданно.

Сегодня в России рынок уже насыщен товарами. Возникли фирмы, для которых одной из главных  стратегических задач стало привлечение  постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. Потребители, пережившие шок при вхождении  в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время, более грамотными при защите своих интересов.

Тема защиты прав потребителей остаётся актуальной и на сегодняшний день. В выпускной  квалификационной работе «Организации по защите прав потребителей в г. Уссурийске и Уссурийском районе и меры по их усовершенствованию» подробно рассматривается законодательство о защите прав потребителей, механизм регулирования государственной защиты потребительских прав в России.

Объектом исследования выступают местные органы по защите прав потребителей – отдел по защите прав потребителей администрации муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район и общественная организация по защите прав потребителей города и района.

Предмет исследования – деятельность отдела и общественной организации по защите прав потребителей на территории муниципального образования.

Цель исследования – определение мер по усовершенствованию деятельности организаций по защите прав потребителей в городе и районе.

Задачи исследования – определить направления деятельности отдела по защите прав потребителей и общественной организации по защите потребительских прав и меры по усовершенствованию их деятельности на территории муниципального образования.

При написании  данной работы рассмотрено законодательство о защите прав потребителей, представленное целой группой нормативных актов, законов, постановлений правительства, регулирующих отношения в области защиты потребительских прав.

В процессе подготовки выпускной квалификационной работы была изучена и проанализирована деятельность отдела по защите прав потребителей муниципального образования, который, образно говоря, является передним краем работы государства с потребителем на территории муниципального образования.

Закон РФ «О защите прав потребителей» закрепил широкие права за общественными объединениями потребителей. В работе представлена деятельность общественной организации по защите прав потребителей г. Уссурийска и Уссурийского района, принимающей активное участие в формировании потребительской политики, защите потребительских прав жителей города и района.

Знание законодательства о защите прав потребителей, умение ориентироваться в потребительских  проблемах, обеспечивать качественное предоставление товаров и услуг  необходимо не только гражданам-потребителям, но и предпринимателям, менеджерам, руководителям, которые предоставляют населению эти товары и услуги.

Новизна и практическая значимость работы обусловлены тем, что в ней представлены конкретные меры по усовершенствованию деятельности муниципальных органов в области защиты прав потребителей и общественной организации, которые решают одну, поставленную перед ними задачу – осуществлять контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, обеспечивать защиту интересов и прав потребителей города Уссурийска и Уссурийского района.

 

1. Теоретические  аспекты изучения осведомленности  потребителей

  • 1.1. Осведомленность потребителей о своих правах

  • Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

    Качество товара (работы, услуги)

    1. Продавец (исполнитель)  обязан передать потребителю  товар (выполнить работу, оказать  услугу), качество которого соответствует  договору.

    2. При отсутствии  в договоре условий о качестве  товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

    3. Если продавец (исполнитель) при заключении  договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

    4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан

    передать потребителю  товар, который соответствует образцу  и (или) описанию.

    5. Если стандартом  предусмотрены обязательные требования  к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

    Права и обязанности  изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока  службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу).

    1. На товар  (работу), предназначенный для длительного  использования, изготовитель (исполнитель)  вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать  потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

    2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать  срок службы товара (работы) длительного  пользования, в том числе комплектующих  изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Республики Казахстан.

    3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими).

    4. На продукты  питания, парфюмерно-косметические  товары, медикаменты, товары бытовой  химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством РК.

    5. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок службы или срок годности, но он не установлен, запрещается.

    6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать  на товар (работу)гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

    7. Продавец вправе  установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем, или, если гарантийный срок изготовителем не установлен, продавец вправе установить гарантийный срок сверх сроков, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 19 настоящего Закона.

    Требования, которые  потребитель вправе предъявлять  к продавцу в случае обнаружения  недостатка товара в течение установленного продавцом гарантийного срока, порядок  и сроки удовлетворения этих требований, а также ответственность продавца устанавливаются договором между потребителем и продавцом.

    Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта  и технического обслуживания товара

    Изготовитель  обязан обеспечить возможность использования  товара в течение его срока  службы. Для этой цели изготовитель обеспечивает ремонт и техническое обслуживание товара, а также выпуск и поставку в торговые и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объеме и ассортименте запасных частей в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю.

    Право потребителя  на безопасность товара (работы, услуги)

    1. Потребитель  имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом.

    2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

    Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил  на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю.

    Вред, причиненный  жизни, здоровью или имуществу потребителя  вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению всоответствии со статьей 14 настоящего Закона.

    3. Если для  безопасного использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки  и утилизации необходимо соблюдать  специальные правила (далее - правила), изготовитель (исполнитель) обязан  указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

    4. Товар (работа, услуга), на который законами или  стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждаются Правительством РК.

    Правила проведения сертификации пищевых продуктов  и продовольственного сырья утверждены постановлением Госстандарта РК от 17 апреля 1996 г. N 4

    В настоящее  время действует перечень производимых в РК и ввозимых на ее территорию товаров, безопасность которых подлежит подтверждению, утвержденный постановлением Правительства РК от 22 июля 1992 г. N 508

    О таможенном контроле за товарами, для которых требуется подтверждение их безопасности см. Приказ ГТК РК от 12 декабря 1992 г. N 612

    Не допускается  продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе  импортного товара, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного в установленном порядке знаком соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

    5. Если установлено,  что при соблюдении потребителем  установленных правил использования,  хранения или транспортировки  товара (работы) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

    Если причины  вреда устранить невозможно, изготовитель (исполнитель) обязан снять такой  товар (работу, услугу) с производства. При невыполнении изготовителем (исполнителем) этой обязанности снятие товара (работы, услуги) с производства, изъятие из оборота и отзыв от потребителей производятся по предписанию соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

    Информация о работе Повышения уровня осведомленности потребителей о своих правах