Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 06:46, курсовая работа
Цель исследования заключаются в разработке концепции содержания, форм и методов организации эффективного обучения студентов технологии гостеприимства.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Понятие качества в индустрии гостеприимства
1.1 Управление качеством……………………………………………………....10
1.2 Гостеприимство - важнейший элемент качественного обслуживания…..18
Глава 2. Разработка стратегии маркетинга в целях обеспечения качественного обслуживания
2.1 Методы и функции маркетинга в индустрии гостеприимства……………20
2.2 Метод точек соприкосновения. Таблица данного метода………….……..20
2.3 Метод потребительского сценария…………………………………………22
3. Проблемы подготовки менеджеров гостеприимства в системе туристского образования
3.1 Задачи исследования……………………………..………………………….27
3.2 Зарубежный опыт подготовки специалистов в области гостеприимства..27
Заключение………………………………………...……………………………..35
Список используемой литературы……………………………………………...37
Федеральное агенство по образованию
РФ
Восточно Сибирский Государственный Технологический
Университет
Кафедра «Экономическая теория и мировая
экономика»
Курсовая работа
На тему : Подготовка кадров для индустрии гостеприимства
по дисциплине «Менеджмент индустрии гостеприимства»
Улан-Удэ 2012 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие качества в индустрии гостеприимства
1.1 Управление качеством…………………………………………………….
1.2 Гостеприимство - важнейший элемент качественного обслуживания…..18
Глава 2. Разработка стратегии маркетинга в целях обеспечения качественного обслуживания
2.1 Методы и функции маркетинга в индустрии гостеприимства……………20
2.2 Метод точек соприкосновения. Таблица данного метода………….……..20
2.3 Метод потребительского сценария…………………………………………22
3. Проблемы подготовки менеджеров гостеприимства в системе туристского образования
3.2 Зарубежный опыт подготовки специалистов в области гостеприимства..27
Заключение………………………………………...……
Список используемой
литературы……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие индустрия туризма в России стремительно развивается. Возникают новые гостиничные комплексы, предприятия питания, транспортные и экскурсионные предприятия, предприятия по производству сувениров, информационные и рекламные службы, а также все новые и новые учебные заведения туристского профиля. Складывается крупный самостоятельный хозяйственный комплекс, состоящий из групп отраслей и предприятий, в каждом из которых работает множество людей, которые, собственно говоря, и являются основой существования этого огромного механизма. От их знаний, умения и желания работать, напрямую зависит, будет ли для России и дальше туризм одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей экономики.
Новые социально-экономические отношения, обусловливают новые подходы к развитию туристской сферы, что в свою очередь, приводит к повышению требований к квалификации туристских специалистов. Квалифицированные кадры в туристском бизнесе выступают одним из ключевых факторов успеха деловой активности. Во многих европейских странах организация, работающая в сфере туристского бизнеса, не может получить лицензию, если весь ее персонал не имеет специального образования.
Туризм - это сложная межотраслевая и межведомственная многоукладная система и одновременно уникальное социальное явление. Он увязывает потребности в человеческом общении, развитии личности и мышления с критериями социальной справедливости, охраны окружающей среды, возрождения исторического наследия, культуры и искусства, поэтому потребность туристской отрасли в настоящее время в России - это творческая личность, компетентный высоконравственный специалист с постоянным стремлением к совершенствованию своего мастерства. Причем данные критерии могут, и должны, относится к специалистам всех уровней от официанта, бармена, горничной, экскурсовода до управляющих (менеджеров высшего звена) отелем, рестораном, туристским комплексом и т. п. Этим и определяются новые образовательные потребности в сфере туризма в России.
С одной стороны, специализация знаний в туристской сфере делает подготовку туристских кадров работой, требующей серьезной проработки, осмысления, тонкой взаимоувязки учебных программ, длительной и серьезной практической подготовки студентов. С другой стороны, темпы развития туристских технологий ставят встречную задачу - готовить специалистов широкого профиля на базе новых образовательных программ, основанных на междисциплинарном подходе к обучению в разумно короткие сроки.
Специфика подготовки менеджеров гостеприимства определяется многообразием знаний и умений, которыми должен обладать специалист в области технологии гостеприимства. Кроме знаний по общей методологии обслуживания туристов, ему нужны знания методов производства конкретных услуг, т. е. по технологии ресторанного обслуживания, по технологии обслуживания в отеле, по технологии предоставления транспортных услуг, по технологии экскурсионного обслуживания туристов. Необходимы также глубокие знания и навыки по внедрению информационных процессов и новых технологии в вышеперечисленные виды услуг.
При существующей системе подготовки кадров общий срок обучения специалиста с высшим образованием только по одному из данных направлений, например, инженера-технолога предприятий питания, составляет примерно 9 лет, потому что подготовка повара 4 разряда в кулинарном училище осуществляется в течение года, техника-технолога в техникуме - в течение трех лет, инженера - технолога в институте еще пяти лет. И это, не говоря уже о том, что, в принципе, при такой подготовке требуется еще второе образование по направлению «Менеджмент», а это еще примерно два года. Итого общая продолжительность обучения при существующей системе 11,5 лет. Нетрудно посчитать, таким образом, сколько лет понадобится для подготовки полноценного специалиста по менеджменту технологии гостеприимства.
Следовательно, необходимо создать такую концепцию подготовки менеджеров технологии гостеприимства, которая позволила бы за счет:
• преемственности содержания общего и профессионального образования;
• единства изучаемых технических, технологических, других процессов, создания на их основе интегрированных курсов обучения;
• замены репродуктивных методов на продуктивные, проблемно-исследовательские;
• осуществления профессионального направления общеобразовательной подготовки;
• проведения максимально возможного количества практических занятий;
• применения эффективных способов развития творческих способностей в процессе профессионального становления;
• внедрения новых форм обучения (сертификационное обучение), совершенствования уже известных (переподготовка дипломированных специалистов, повышение квалификации);
• ориентации на личностные ценности, потребности;
• эффективного использования кадрового потенциала, материальных ресурсов базовых предприятий
• готовить специалистов разных уровней для работы в индустрии туризма в значительно более короткие сроки и в рамках одного учебного заведения,
Необходимость комплексного подхода к обслуживанию туристов в наших предприятиях и отсутствие специальных знаний у работников руководящего звена по основам технологии гостеприимства, отсутствие научно обоснованных требований к квалификации менеджеров технологии гостеприимства, а, следовательно, стройной системы подготовки (обучения) специалистов определили проблему нашего исследования.
Решение проблемы подготовки квалифицированных кадров по технологии гостеприимства требует научно-обоснованных подходов к формированию концепции гостеприимства в профессиональной подготовке менеджеров туризма. Необходимо также моделирование структуры обучения и формирования его содержания путем разработки учебно-тематических планов и учебных программ курсов, входящих в модельную структуру обучения технологии гостеприимства.
Цель исследования заключаются в разработке концепции содержания, форм и методов организации эффективного обучения студентов технологии гостеприимства.
Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов в процессе обучения технологии гостеприимства.
Предмет исследования - формирование профессиональных навыков обслуживания туристов в процессе подготовки менеджеров гостеприимства (на примере Института технологии туризма).
Гипотеза исследования предполагает, что профессиональная подготовка студентов по технологии гостеприимства станет эффективной, если:
• научно обосновано понятие технологии гостеприимства и определено его место в структуре учебного процесса;
• определены требования к квалификации менеджера гостеприимства;
• найдено оптимальное соотношение и единство технических, технологических, управленческих и других дисциплин, а также теоретического и практического блоков обучения и на основе этого смоделированы и научно обоснованы структура, содержание и методы обучения студентов технологии гостеприимства;
• содержание профессионального обучение по технологии гостеприимства будет включать в себя специальные знания по ресторанному и гостиничному обслуживанию, экскурсоведению, технологии транспортного обслуживания, информационным и телекоммуникационным системам в туризме, туристскому маркетингу, технологии создания туристского предприятия, правовым вопросам туристской деятельности, структурно распределенным по курсам обучения и по семестрам.
По оценке экспертов ВТО – Всемирной Туристской Организации Россия к 2010 году войдёт в первую десятку наиболее привлекательных стран для совершения туристских поездок. Эти прогнозы могут стать реальностью при условии систематической и целенаправленной работы государства и предпринимательского сектора по развитию этой отрасли народного хозяйства и обеспечении её готовности в приёме всёвозрастающего потока туристов.
Одномерное определение туризма, связанное, прежде всего с туристами и организацией туристских поездок уступает место многомерному понятию – индустрия гостеприимства, в рамках которого объединяются все родственные отрасли экономики, специализирующиеся на обслуживании людей через специализированные предприятия: отели и рестораны, транспортные компании и туристские агентства, зрелищные, спортивные, культурные, развлекательные и игорные заведения.
Гостинично-ресторанный бизнес является основной её составляющей, поскольку обеспечивает первичные потребности человека в отдыхе, сне и еде. По разным оценкам, число туристских поездок на Земном шаре к 2010 году превысит 1 млрд. и туристы истратят на свои путешествия $ 1,55 триллиона (прогноз ВТО – Всемирная туристская Организация). В этой отрасли сегодня занят каждый шестой из трудоспособного населения, и доминируют в ней международные корпорации, именуемые гостиничные и ресторанные «цепи», которые «как сети растянулись по всему свету» и вовлекают в своё обслуживание сотни миллионов людей.
Бизнес индустрии гостеприимства охватывает сегодня такие сферы культурно-зрелищной деятельности, как цирки, зоопарки, аттракционы передвижных городков, национальные парки, парки культуры и отдыха, киноконцертные и выставочные залы и т. п. К развлечениям теперь относят занятия спортом в спортивных залах, бассейнах и аквапарках, стадионах и т. д. Сопровождает развлечения также приобщение к культурным ценностям: посещение театров, музеев, библиотек, различных клубных учреждений. В известной степени туризм сегодня тяготеет и к деятельности в области культуры. Предприятия, выпускающие оборудование для индустрии гостеприимства, сувениры, предметы туристского назначения также входят в состав этой отрасли.
Карта-схема индустрии гостеприимства1
Покупатели |
Архитекторы |
Работники сельского хозяйства |
Диетологи |
Специалисты в области здорового питания |
Профессионалы по гигиене и санитарии |
Специалисты по Недвижимости |
Материально-техническое |
Поставщики оборудования для общественного питания |
Учёные и технологи по продовольствию |
Производители продовольствия и напитков |
Пивовары и виноделы |
Эксплуатация эданий |
Управление средствами отдыха |
Общественное питание |
Производство/ изготовление пищи |
Закусочные и клубы |
Профессионалы по организации поездок |
Дизайнеры |
Туристские центры |
Рестораны и кафе |
Организация питания |
Государственный сектор |
Должностные лица |
Администраторы |
Таймшер |
Гостиницы |
Арендодатели |
Выставки и конференции |
Системные аналитики |
Специалисты по консультацион- ным услугам |
Предприятия самообслужива ния |
Закусочные быстрого питания |
Организация досуга |
Оздоровление |
Бухгалтеры |
Оздоровитель ные услуги |
Кемпинг / караванинг |
Розничная продажа |
Туризм и приключения |
Спортивный туризм |
Налоговые инспекторы |
Услуги по научной Организации труда |
Специализированный туризм |
Образовательный туризм |
Оздоровитель- ный туризм |
Курорты |
Штат врачей |
Изготовители мебели |
Туристские достоприме- |
Организации, планирующие туризм |
Профессии социального обеспечения |
Поездки на лечение |
Посольства / консульства |
Специалисты контроля Качества |
Культурное наследие |
Обучение туризму |
Экотуризм |
Иммиграция / визы |
Инвесторы |
Историки |
Исторические места |
Массовый туризм |
Транспорт |
Выдача билетов |
Представители малого бизнеса |
Инженеры |
Тематические парки |
Парки и сады |
Гиды и экскурсоводы |
Транспортные фирмы-перевозчики |
Изготовители формы и |
Археологи |
Музеи |
Искусство |
Туроператоры |
Турагенты |
Специалисты по управлению трудовыми ресурсами |
Реставраторы |
Галереи |
Развлечения |
Игорный бизнес |
Центры туристской информации |
Банки / обмен Валюты |
Специалисты по Технике безопасности |
Управляющие стадионами |
Услуги страхования |
Специалисты по маркетингу |
Средства массовой информации | |
Персонал по Санитарному и экологическому контролю |
Аварийные службы |
Услуги по картографии |
Специалисты по рекламе и пиару |
Маркетологи |
Информация о работе Подготовка кадров для индустрии гостеприимства