Политология как научная и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:57, лекция

Краткое описание

Политология отвечает на многие вопросы, поставленные практикой современного этапа развития нашего государства и всего мирового сообщества. Эта наука о «политике», «технологии» политического процесса. Изучая сферу политической жизни общества, она вооружает знаниями закономерностей становления и функционирования политической власти, политических отношений и политической деятельности, помогает сформировать необходимые умения и навыка равноправного участника политической жизни.

Содержание

1.Объект, предмет политологии
2.Возникновение и основные этапы развития Политологии
3.Система наук о политике
4.Методология политической науки
5.Функции и задачи политологии
6.Особенности развития политологии в России

Вложенные файлы: 1 файл

lekcii_politologiya.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Однопартийная система  иногда существует и в авторитарных режимах. В большинстве стран  Африки после их освобождения в 60-х гг. была установлена однопартийность. Создание оппозиционных партий обычно запрещается законом. Недопустимость многопартийности обосновывается тем, что она якобы нарушает национальное единство. В данном случае однопартийность также служит обеспечению контроля над политической жизнью со стороны правящих кругов.

Двухпартийная система существует в стране в том случае, если из множества партий, ведущих политическую борьбу, реально на политическую власть претендуют только две партии. Такая ситуация имеет место в некоторых странах англосаксонской политической системы - в США, Великобритании, Новой Зеландии. При двухпартийной системе особое положение двух ведущих партий определено не привилегиями, а их реальными политическими возможностями объединять интересы основных групп социума. Поэтому двухпартийная система, в отличие от однопартийной, всегда возникает спонтанно и без насильственных и искусственных основ.

В США существует так  называемая совершенная двухпартийность. Две ведущие партии - республиканская и демократическая - обладают настолько большим преимуществом перед другими партиями, что на выборах получают в сумме более 90% голосов. Обычно все депутаты Конгресса США, а так же губернаторы штатов и мэры городов принадлежат только к этим партиям. На протяжении более чем полутора сотен лет все президенты и вице-президенты США принадлежали либо к республиканской, либо к демократической партии. Другие партии реально не могут претендовать на политическую власть, не обладают значительным представительством в парламенте и не привлекаются в правительство.

В Великобритании двухпартийность  не является совершенной. Главную борьбу за политическую власть ведут две  основные партии - консервативная и  лейбористская. На протяжении многих десятилетий другие партии не могут стать для них равными соперниками. Однако преимущество ведущих партий над остальными не столь значительно, как в США. В Великобритании ведущие партии на выборах получают в сумме гораздо меньше 90% голосов. Обычно консервативная и лейбористская партии получают по 30-50% голосов. Третья партия Великобритании - либеральная - иногда достигает на выборах 25% голосов, однако этого недостаточно, что бы претендовать на место премьер-министра. Существующая в Великобритании мажоритарная избирательная система выборов в парламент способствует укреплению позиций сильных партий.

Двухпартийная система  возникает в странах при определенных социально-экономических и политических условиях. Необходимым условием является отсутствие в обществе и между политическими силами жестких противоречий. Не случайно в англосаксонских странах исключительно слабы радикальные - фашистские и коммунистические - партии, гораздо слабее, чем в Европе, здесь развито социалистическое движение. Основные политические силы в таких странах близки друг другу по идеологическим позициям, способны к компромиссу и сотрудничеству.  Различия между ведущими партиями умеренны. Обычно одна партия объединяет вокруг себя все левоцентристские силы (демократы в США, лейбористы в Великобритании), а вторая партия - правоцентристские силы страны (республиканцы в США, консерваторы в Великобритании).

Существующая в ФРГ  партийная система получила название системы двух с половиной партий. В данном случае основную борьбу ведут так же две партии. Однако роль других партий более значительна.   В данной партийной системе каждая из двух ведущих партий находится в альянсе с какой-либо меньшей партией и с ее помощью борется за власть. Так, в ФРГ ведущими партиями являются Социал-демократическая партия (СДПГ) и Христианско-демократический союз/Христианский социальный союз (ХДС/ХСС). До 1998 г. у власти долгие годы находилась партия ХДС/ХСС, выступавшая в союзе с партией свободных демократов (канцлером являлся лидер ХДС/ХСС Г. Коль). В 1998 г. власть перешла к СДПГ, вступившей в альянс с партией «зеленых». Пост канцлера занял лидер СДПГ Г. Шредер. При данной партийной системе альянс ведущей партии с «союзником» неравноправен и отражает их различие в политической роли. Ведущая партия всегда контролирует пост канцлера (главы правительства) и большинство министерств. Союзная партия получает контроль над малым числом министерств. В 2005 г. пост канцлера ФРГ заняла представитель ХДС/ХСС А.Меркель.

Система двух с половиной  партий близка к двухпартийной системе. В данном случае две ведущие партии так же стремятся охватить весь политический спектр страны. Одна партия объединяет правоцентристские силы (ХДС/ХСС), вторая партия - левоцентристские силы (СДПГ). Вероятно, введение в ФРГ мажоритарной избирательной системы могло бы превратить ее партийную систему в аналог двухпартийной системы Великобритании.

Партийная система ряда стран может быть определена как многопартийная. В многопартийной системе борьбу за верховную власть в государстве ведут более чем две политические партии. Многие партии относительно равноценны, и захватить доминирующее положение никому не удается. В целом данная система отличается большим динамизмом, изменчивостью и неустойчивостью. Меняются не только роли партий между собой, но и их альянсы, сами партийные организации. Такие партийные системы существуют во Франции, Италии, Канаде, Испании, Португалии.

Для стран с многопартийной системой характерно наличие глубоких идеологических и программных противоречий между основными партиями. Так, во Франции сильные позиции занимают как Коммунистическая партия, так и праворадикальный Национальный фронт. Аналогичное разнообразие и широта политического спектра имеет место и в других многопартийных странах. Существование многопартийной системы отражает наличие в обществе сложных социальных, региональных, экономических, иных разногласий. Нестабильность общественно-политической ситуации не позволяет восторжествовать центристским силам.

Для политической практики в многопартийных странах характерно создание партийных альянсов и коалиций, которые в случае победы формируют коалиционные правительства.

Динамизм многопартийной системы проявляется в изменчивости  партий, неустойчивости их существования. Для V Республики во Франции (с 1958 г.) характерна недолговечность партийных структур. Срок существования партии часто не превышает здесь период деятельности одного поколения политиков. Политические лидеры общенационального масштаба обычно выступают и как основатели собственных партий (президенты Ш. Де Голль, В. Жискар д`Эстен, Ф. Миттеран, Ж. Ширак). При этом не происходит снижения роли партий в политической жизни страны.

В некоторых странах  мира естественным путем складывается доминирующее положение в стране какой-либо одной партии. В течение  долгих лет ведущая партия сохраняет  контроль над властью исключительно за счет популярности и политического превосходства над оппонентами. Такая система получила название системы с доминирующей партией.  Так, социал-демократы около полувека почти безраздельно правят в странах Скандинавии, партия Индийский национальный конгресс (ИНК) десятилетия не имела равных конкурентов в Индии, институционно-революционная партия с 1927г. находилась у власти в Мексике, либерал-демократы господствуют в политической жизни Японии.

 

 

 

                          

 

 

 

 

                        Лекция 6. Политические процессы

 

1. Понятие политического процесса

2. Структура политического процесса

3. Субъекты политического процесса

4. Типология политических процессов

5. Особенности политического процесса  в России

6. Политические изменения и их  типы

7. Теории политической модернизации

 

1. Понятие политического процесса

 

Словосочетание «политический  процесс» часто используется не только исследователями, употребляется оно  и в СМИ, и в обыденной речи. В России под политическим процессом  часто понимают череду событий политической жизни, связанную с применением властями судебного и карательного аппарата. Это связано с тем, что в обыденном сознании это словосочетание долгое время ассоциировалось со сталинскими политическими процессами, с показательными судами над диссидентами, с репрессиями в гитлеровской Германии и т.п. При описании подобных явлений политологи также пользуются данным выражением, однако в политической науке слова политический процесс используют, прежде всего, для обозначения одной из базовых категорий политического анализа, более сложной по содержанию и смыслу.

Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани  взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Однако в силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют его либо с политикой в целом, либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний. Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти. Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

Все эти подходы так  или иначе характеризуют важнейшие  источники, состояния и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлений. Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов.

Категория «политический  процесс» фиксирует и раскрывает ту реальную взаимосвязь состояний  политических объектов, которая складывается как в соответствии с сознательными  намерениями субъектов, так и  в результате многообразных стихийных воздействий. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.

В силу такой интерпретации  политического процесса его центральной  характеристикой выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений   Изменения означают как трансформацию свойств, которые не затрагивают основных структур и механизмов власти (например, могут меняться лидеры, правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления власти сохраняются в прежнем качестве), так и модификацию несущих, базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния.

В науке сложилось  множество представлений об источниках, механизмах и формах изменений. Например, Маркс видел основные причины политической динамики во влиянии экономических отношений, Парето связывал их с циркуляцией элит, Вебер – с деятельностью харизматического лидера, Парсонс – с исполнением людьми различных ролей и т.д. Однако чаще всего в качестве основного источника политических изменений называют конфликт.

Конфликт – один из возможных вариантов взаимодействия политических субъектов. Однако из-за неоднородности общества, непрерывно порождающего неудовлетворенность людей своим положением, различия во взглядах и иные формы несовпадения позиций, как правило, именно конфликт лежит в основе изменений поведения групп и индивидов, трансформации властных структур, развития политических процессов. Как источник политического процесса конфликт представляет собой разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга распределение властных полномочий или ресурсов.

Иногда взаимодействия политических субъектов могут быть чисто случайными. Иногда они закономерны. В результате совершения подобных «ожидаемых» действий создаются устойчивые связи и взаимоотношения, возникают правила, нормы, организации и т.д., то есть создаются и воспроизводятся политические институты. Действия и взаимодействия политических субъектов осуществляются во времени и в пространстве – в итоге возникает упорядоченная последовательность действий и взаимодействий, носящая определенный смысл. Такая последовательность может быть обозначена термином «политический процесс».

С учетом данных обстоятельств  политический процесс можно определить как упорядоченную последовательность действий и взаимодействий политических субъектов, связанных с реализацией властных интересов и целедостижением и, как правило, создающих и воссоздающих политические институты. Можно дать и другое определение политического процесса – иное по форме, но близкое сути: политический процесс представляет собой развертывание политики во времени и в пространстве в виде упорядоченной последовательности действий и взаимодействий.

В политической науке  существуют различные точки зрения на то, что такое политический процесс. Некоторые исследователи считают, что понятие политический процесс может иметь два значения в зависимости от того, о каком уровне развертывания политики идет речь – о микроуровне, то есть о непосредственно наблюдаемой деятельности или даже единичных действиях индивидов, или о макроуровне, то есть о фазах функционирования институтов, например, партий, государств и т.д. В первом случае под политическим процессом понимается «некая равнодействующая суммы акций различных социально-политических субъектов». Во втором случае политический процесс определяют как «цикл политических изменений, последовательную смену состояний политической системы».

Информация о работе Политология как научная и учебная дисциплина