Понятие и сущность структурной перестройки экономики.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Структурная трансформация - это изменения в структуре национальной экономики, которые выводят страну на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют ее последовательный переход на более высокий уровень экономического и общественного развития. Структурная трансформация имеет четкий отраслевой характер и заключается в радикальном изменении пропорций экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая макро.docx

— 206.75 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие и сущность структурной перестройки экономики.

 

 Структурная трансформация - это изменения в структуре национальной экономики, которые выводят страну на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют ее последовательный переход на более высокий уровень экономического и общественного развития.    Структурная трансформация имеет четкий отраслевой характер и заключается в радикальном изменении пропорций экономики. Она связана с глубокими преобразованиями в производительных силах, обусловленными необходимостью технологического обновления производства, и ведет к глубоким сдвигам в отраслевой, технологической, региональной и других структурах национальной экономики.

 Механизм структурной трансформации заключается во взвешенном сочетании прямого государственного регулирования посредством межотраслевого и внутриотраслевого распределения ресурсов всеми методами (бюджетными, налоговыми, кредитными), разработки региональных программ развития на базе местного ресурсного потенциала и управления этим процессом путем организации, финансирования и стимулирования научно-технических исследований, средне- и долгосрочного прогнозирования для обеспечения усиления связи науки и производства.

 Главная задача структурной трансформации состоит в устранении накопившихся глубоких структурных деформаций. Важнейшими целями такой трансформации являются реорганизация производства на основе ликвидации неэффективных звеньев, разделения и слияния структурных подразделений, замены физически и морально устаревших основных фондов, выпуск новой продукции, внедрение технических нововведений.   При разработке общегосударственной стратегии структурной перестройки целесообразно выделять так называемую зону роста - хозяйственные

 

звенья, которые активно  адаптируются и перестраиваются в соответствии с требованиями рынка, включают экспортные и импортзамещаемые производства.

 Смысл структурной трансформации в странах с переходной экономикой состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, должно начаться и набирать темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Их рост вначале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым позволяет достичь устойчивой стабилизации объема ВВП, увеличения выпуска продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора должен превзойти размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции, и таким образом будет преодолена общая тенденция к спаду, начнется рост экономики в целом.

 Структуру экономики можно считать эффективной при условии максимального удовлетворения спроса населения и предприятий с учетом возможностей внешней торговли и эффективного использования имеющихся ресурсов. Однако трудно назвать хоть одну из отраслей  производства, которая в наибольшей степени отвечала бы этим условиям. Перестройка структуры экономики является одной из сложных задач даже для развитых зарубежных стран.

 Мировой опыт регулирования экономики свидетельствует о постоянном поиске механизмов, обеспечивающих непрерывные и гибкие изменения отраслевой и внутриотраслевой структуры производства в соответствии с критериями спроса и эффективности.

 На микроуровне структура производства совершенствуется путем улучшения потребительских свойств выпускаемых изделий и освоения

 

новых, пользующихся спросом и соответствующих мировым стандартам,

то есть конкурентоспособной продукции. Это требует постоянного изучения и прогнозирования спроса и формирования структуры ассортиментного выпуска с использованием методов оптимизации.

 В современных условиях при прогнозировании и планировании структуры экономики на макроуровне особая значимость придается формированию отраслевой структуры. Сначала обосновываются приоритетные отрасли  экономики (промышленность, агропромышленный комплекс, топливно - энергетический комплекс, строительство и жилищно - коммунальный комплекс, транспорт, дорожное хозяйство, связь), а затем с применением межотраслевого баланса (МОБа), исходя из конечного использования внутреннего валового продукта (ВВП), определяются масштабы развития экономики, межотраслевые связи и поставки, уровень развития отраслей и отраслевая структура экономики .

 Краткосрочные структурные прогнозы осуществляются на основе статических моделей МОБа, при прогнозировании структуры экономики на средне- и долгосрочную перспективу используются динамические модели.

С применением оптимизационных моделей межотраслевого баланса создается возможность формирования оптимальной структуры экономики. По приоритетным отраслям следует устанавливать требуемый уровень их развития,  увязку с другими отраслями, а определение оптимального уровня их развития должна осуществляться на основе межотраслевого баланса.

 Широкое распространение в процессе формирования структуры экономики находят программно-целевой метод и методы экспертных оценок. Программно-целевой метод, как правило, используется при решении крупных общенациональных проблем, а методы экспертных оценок — при прогнозировании и планировании структуры экономики на долгосрочную перспективу и в условиях неопределенности

экономического развития, а также при прогнозировании  негосударственного сектора. С учетом конкретно складывающихся условий, наличия необходимой информации на практике возможно применение и других методов.

 Для реализации основных направлений структурной перестройки экономики страны предусматривается осуществление системы мер правового, организационного, экономического, научно-технического и социального характера.

 

 

1.1 Структурной трансформации экономики Беларуси в переходный период.

 

 В переходной экономике по сравнению с административно-командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства. 
Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими направлениями. Во-первых, происходит либерализация экономики, которая сводится к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Во-вторых, совершается переход от преимущественно административных методов государственного регулирования (путем предписаний, запретов, ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную и бюджетно-налоговую системы). 

 В переходной экономике роль государственного регулирования в целом выше, чем в развитом рыночном хозяйстве. Это обусловлено следующими причинами. Прежде всего, переход от административно-командной системы к рыночной не происходит автоматически, особенно в странах, находящихся на этапе индустриального общества. Государство должно активно участвовать в формировании рыночных институтов, особенно в выработке правил хозяйственной деятельности и контролировать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится главным регулятором хозяйственной деятельности, поэтому государству приходится активно вмешиваться в экономические процессы. 
Государство реализует себя в качестве носителя общенациональных интересов посредством проведения экономической политики во всем многообразии ее направлений. Политика государства в переходный период подчинена преобразованию социалистической плановой экономики в капиталистическую рыночную. Прежде всего этим определяется критерий ее адекватности переживаемому этапу развития во всех постсоциалистических странах. Однако расстановка акцентов на ее основных направлениях, значимость каждого из них, последовательность и темпы их проведения во многом определяются принятой моделью реформирования, а в пределах одинаковой модели - национальными особенностями каждой страны. 
В Белоруссии была принята либеральная модель, предложенная для практического использования МВФ. Уже в силу того, что она была рекомендована финансовой международной организацией, во-первых, а ее теоретической основой явился монетаризм, во-вторых, при ее реализации приоритетными оказались кредитно-денежная и финансовая политика. 
В отличие от большинства республик, выбравших "шоковый" вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от

масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с  ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% ("Отчет об экономиках переходного  периода" Европейского банка реконструкции  и развития, 1997г.). Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фондодержателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля. В этих условиях проводимая правительством стабилизационная политика не может полагаться на ту реакцию, которая могла бы быть в развитой рыночной системе. 
Государство приступило к регулированию денежного обращения в соответствии с присущими рыночной экономике законами. Финансовая политика была направлена на создание принципиально нового механизма формирования государственных доходов и их оптимального использования с точки зрения первоочередного решения наиболее актуальных проблем, среди которых самой острой оказалась проблема погашения государственного долга и его обслуживания. 
Методами кредитно-денежной и финансовой политики государство стремилось преодолеть финансовую дестабилизацию. Оно даже преуспело на этом поприще - в той мере, в какой это возможно при разрушительных процессах в реальном секторе экономики. И хотя придать устойчивость финансовой стабилизации при таких объективных предпосылках невозможно, тем не менее удалось обуздать гиперинфляцию первой половины 90-х годов, порожденную либерализацией цен в январе 1992 г.

 Цены только за один 1992 год выросли более чем в 26 раз. Вполне естественно, что в этих условиях во внутренней политике возобладал курс на финансовую стабилизацию как предпосылку экономического роста методами кредитно-денежной и финансовой политики, вследствие этого действительно оказавшимися приоритетными направлениями.

Региональные аспекты  структурной перестройки экономики.

 - развитие в каждом регионе отраслей и производств, обеспечивающих

  рациональное использование местных условий и ресурсов;

- обеспечение рациональной  специализации хозяйства каждого  региона;

- повышение обеспеченности регионов потребительскими товарами;

- снижение экологической  нагрузки в крупных индустриальных  центрах;

- уменьшение зависимости  крупных промышленных предприятий  от ввоза топливно-сырьевых ресурсов  из других государств при одновремен-ном проведении мероприятий ресурсо- и энергосбережения.

 Территориальные сдвиги в сельскохозяйственном производстве  и промышленности определяются с учетом особенностей природно-экономических условий каждого региона.

Как показывает практика, в  каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции  и программы решения главных  задач этого периода, фор-мирования рыночных отношений. Вместе с тем в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:

- либерализация экономики,  связанная, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства, и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги - освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а

 

также внутренней и внешней  торговли;

- реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности — государственная, коллективная и частная. Такое многообразие необходимо для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики,  сокращения сферы государственной регламентации общественного  производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;

- стабилизация экономики,  под которой понимается устранение  резких колебаний цен и формирование  устойчивых финансовых  отношений;

- реструктуризация (структурная  перестройка) экономики и отдельных  предприятий, включающая санацию производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройка технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;

- интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого необходимо либерализовать внешнюю торговлю, обеспечить надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, внешнюю и внутреннюю конвертируемость национальной валюты.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цели и задачи, основные принципы и механизмы структурной трансформации экономики.

 

 

  Выбравших «шоковый» вариант реформы в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла  эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% («Отчет об экономиках переходного периода» Европейского банка реконструкции и развития, 1997г.).  Незначительно изменились функции банковской системы РБ: как и раньше банк ограничивается функциями казенного фонд держателя и осуществляет возмещение для госбюджета. Наличие небольшого количества рыночных элементов и отсутствие по этой причине в экономике РБ элементов саморегуляции системы имеет своим следствием сохранение широкой сферы административного контроля.

Информация о работе Понятие и сущность структурной перестройки экономики.