Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:00, курсовая работа
Структурная трансформация - это изменения в структуре национальной экономики, которые выводят страну на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют ее последовательный переход на более высокий уровень экономического и общественного развития. Структурная трансформация имеет четкий отраслевой характер и заключается в радикальном изменении пропорций экономики.
Структурная трансформация - это изменения в структуре национальной экономики, которые выводят страну на принципиально высшую ступень общественного развития и знаменуют ее последовательный переход на более высокий уровень экономического и общественного развития. Структурная трансформация имеет четкий отраслевой характер и заключается в радикальном изменении пропорций экономики. Она связана с глубокими преобразованиями в производительных силах, обусловленными необходимостью технологического обновления производства, и ведет к глубоким сдвигам в отраслевой, технологической, региональной и других структурах национальной экономики.
Механизм структурной трансформации заключается во взвешенном сочетании прямого государственного регулирования посредством межотраслевого и внутриотраслевого распределения ресурсов всеми методами (бюджетными, налоговыми, кредитными), разработки региональных программ развития на базе местного ресурсного потенциала и управления этим процессом путем организации, финансирования и стимулирования научно-технических исследований, средне- и долгосрочного прогнозирования для обеспечения усиления связи науки и производства.
Главная задача структурной трансформации состоит в устранении накопившихся глубоких структурных деформаций. Важнейшими целями такой трансформации являются реорганизация производства на основе ликвидации неэффективных звеньев, разделения и слияния структурных подразделений, замены физически и морально устаревших основных фондов, выпуск новой продукции, внедрение технических нововведений. При разработке общегосударственной стратегии структурной перестройки целесообразно выделять так называемую зону роста - хозяйственные
звенья, которые активно адаптируются и перестраиваются в соответствии с требованиями рынка, включают экспортные и импортзамещаемые производства.
Смысл структурной трансформации в странах с переходной экономикой состоит в том, что наряду со свертыванием и ликвидацией старых, неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, которые преобладали до сих пор, должно начаться и набирать темп развитие современных эффективных и конкурентоспособных производств и видов деятельности. Их рост вначале компенсирует спад в старых производствах, и тем самым позволяет достичь устойчивой стабилизации объема ВВП, увеличения выпуска продукции промышленности и сельского хозяйства. Затем темп роста более эффективного сектора должен превзойти размеры спада производства на прежних мощностях, не обеспечивающих выпуск пользующейся спросом продукции, и таким образом будет преодолена общая тенденция к спаду, начнется рост экономики в целом.
Структуру экономики можно считать эффективной при условии максимального удовлетворения спроса населения и предприятий с учетом возможностей внешней торговли и эффективного использования имеющихся ресурсов. Однако трудно назвать хоть одну из отраслей производства, которая в наибольшей степени отвечала бы этим условиям. Перестройка структуры экономики является одной из сложных задач даже для развитых зарубежных стран.
Мировой опыт регулирования экономики свидетельствует о постоянном поиске механизмов, обеспечивающих непрерывные и гибкие изменения отраслевой и внутриотраслевой структуры производства в соответствии с критериями спроса и эффективности.
На микроуровне структура производства совершенствуется путем улучшения потребительских свойств выпускаемых изделий и освоения
новых, пользующихся спросом и соответствующих мировым стандартам,
то есть конкурентоспособной продукции. Это требует постоянного изучения и прогнозирования спроса и формирования структуры ассортиментного выпуска с использованием методов оптимизации.
В современных условиях при прогнозировании и планировании структуры экономики на макроуровне особая значимость придается формированию отраслевой структуры. Сначала обосновываются приоритетные отрасли экономики (промышленность, агропромышленный комплекс, топливно - энергетический комплекс, строительство и жилищно - коммунальный комплекс, транспорт, дорожное хозяйство, связь), а затем с применением межотраслевого баланса (МОБа), исходя из конечного использования внутреннего валового продукта (ВВП), определяются масштабы развития экономики, межотраслевые связи и поставки, уровень развития отраслей и отраслевая структура экономики .
Краткосрочные структурные прогнозы осуществляются на основе статических моделей МОБа, при прогнозировании структуры экономики на средне- и долгосрочную перспективу используются динамические модели.
С применением оптимизационных моделей межотраслевого баланса создается возможность формирования оптимальной структуры экономики. По приоритетным отраслям следует устанавливать требуемый уровень их развития, увязку с другими отраслями, а определение оптимального уровня их развития должна осуществляться на основе межотраслевого баланса.
Широкое распространение в процессе формирования структуры экономики находят программно-целевой метод и методы экспертных оценок. Программно-целевой метод, как правило, используется при решении крупных общенациональных проблем, а методы экспертных оценок — при прогнозировании и планировании структуры экономики на долгосрочную перспективу и в условиях неопределенности
экономического развития, а также при прогнозировании негосударственного сектора. С учетом конкретно складывающихся условий, наличия необходимой информации на практике возможно применение и других методов.
Для реализации основных направлений структурной перестройки экономики страны предусматривается осуществление системы мер правового, организационного, экономического, научно-технического и социального характера.
1.1 Структурной трансформации экономики Беларуси в переходный период.
В переходной экономике
по сравнению с административно-командной
системой происходит коренное изменение
роли государства. Отказ от прежнего всевластия
государства сопровождается превращением
его в одного из участников хозяйственной
деятельности. В то же время, поскольку
рынок еще не стал целостной системой,
а стихийное действие рыночных механизмов
не всегда приводит к повышению экономической
эффективности, в переходный период существенную
роль в проведении преобразований играет
экономическая политика государства.
Система государственного регулирования
в переходной экономике характеризуется
двумя определяющими направлениями. Во-первых,
происходит либерализация экономики,
которая сводится к отказу государства
от монополии на ведение тех или иных видов
хозяйственной деятельности. Во-вторых,
совершается переход от преимущественно
административных методов государственного
регулирования (путем предписаний, запретов,
ограничений) к экономическим (через денежно-кредитную
и бюджетно-налоговую системы).
В переходной экономике
роль государственного регулирования
в целом выше, чем в развитом рыночном
хозяйстве. Это обусловлено следующими
причинами. Прежде всего, переход от административно-командной
системы к рыночной не происходит автоматически,
особенно в странах, находящихся на этапе
индустриального общества. Государство
должно активно участвовать в формировании
рыночных институтов, особенно в выработке
правил хозяйственной деятельности и
контролировать их выполнение. Далее,
в переходной экономике рынок не сразу
становится главным регулятором хозяйственной
деятельности, поэтому государству приходится
активно вмешиваться в экономические
процессы.
Государство реализует себя в качестве
носителя общенациональных интересов
посредством проведения экономической
политики во всем многообразии ее направлений.
Политика государства в переходный период
подчинена преобразованию социалистической
плановой экономики в капиталистическую
рыночную. Прежде всего этим определяется
критерий ее адекватности переживаемому
этапу развития во всех постсоциалистических
странах. Однако расстановка акцентов
на ее основных направлениях, значимость
каждого из них, последовательность и
темпы их проведения во многом определяются
принятой моделью реформирования, а в
пределах одинаковой модели - национальными
особенностями каждой страны.
В Белоруссии была принята либеральная
модель, предложенная для практического
использования МВФ. Уже в силу того, что
она была рекомендована финансовой международной
организацией, во-первых, а ее теоретической
основой явился монетаризм, во-вторых,
при ее реализации приоритетными оказались
кредитно-денежная и финансовая политика.
В отличие от большинства республик, выбравших
"шоковый" вариант реформы в соответствии
с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла
эволюционный путь рыночных преобразований.
Государство отказалось от
масштабной приватизации
государственных предприятий, сохранив
над ними административный контроль.
Так, доля продукции частных предприятий
(иностранные, совместные, общества с
ограниченной ответственностью, частные)
в общем объеме ВВП колеблется
от 15% до 25%, при этом число работающих
на этих предприятиях составляет менее
10% ("Отчет об экономиках переходного
периода" Европейского банка реконструкции
и развития, 1997г.). Незначительно изменились
функции банковской системы РБ: как и раньше
банк ограничивается функциями казенного
фондодержателя и осуществляет возмещение
для госбюджета. Наличие небольшого количества
рыночных элементов и отсутствие по этой
причине в экономике РБ элементов саморегуляции
системы имеет своим следствием сохранение
широкой сферы административного контроля.
В этих условиях проводимая правительством
стабилизационная политика не может полагаться
на ту реакцию, которая могла бы быть в
развитой рыночной системе.
Государство приступило к регулированию
денежного обращения в соответствии с
присущими рыночной экономике законами.
Финансовая политика была направлена
на создание принципиально нового механизма
формирования государственных доходов
и их оптимального использования с точки
зрения первоочередного решения наиболее
актуальных проблем, среди которых самой
острой оказалась проблема погашения
государственного долга и его обслуживания.
Методами кредитно-денежной и финансовой
политики государство стремилось преодолеть
финансовую дестабилизацию. Оно даже преуспело
на этом поприще - в той мере, в какой это
возможно при разрушительных процессах
в реальном секторе экономики. И хотя придать
устойчивость финансовой стабилизации
при таких объективных предпосылках невозможно,
тем не менее удалось обуздать гиперинфляцию
первой половины 90-х годов, порожденную
либерализацией цен в январе 1992 г.
Цены только за один 1992 год выросли более чем в 26 раз. Вполне естественно, что в этих условиях во внутренней политике возобладал курс на финансовую стабилизацию как предпосылку экономического роста методами кредитно-денежной и финансовой политики, вследствие этого действительно оказавшимися приоритетными направлениями.
Региональные аспекты
структурной перестройки
- развитие в каждом регионе отраслей и производств, обеспечивающих
рациональное использование местных условий и ресурсов;
- обеспечение рациональной
специализации хозяйства
- повышение обеспеченности регионов потребительскими товарами;
- снижение экологической
нагрузки в крупных
- уменьшение зависимости
крупных промышленных
Территориальные сдвиги в сельскохозяйственном производстве и промышленности определяются с учетом особенностей природно-экономических условий каждого региона.
Как показывает практика, в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач этого периода, фор-мирования рыночных отношений. Вместе с тем в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:
- либерализация экономики, связанная, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства, и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги - освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а
также внутренней и внешней торговли;
- реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности — государственная, коллективная и частная. Такое многообразие необходимо для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;
- стабилизация экономики,
под которой понимается
- реструктуризация (структурная
перестройка) экономики и
- интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого необходимо либерализовать внешнюю торговлю, обеспечить надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, внешнюю и внутреннюю конвертируемость национальной валюты.
Выбравших «шоковый» вариант
Информация о работе Понятие и сущность структурной перестройки экономики.