Понятие спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 23:50, курсовая работа

Краткое описание

Спрос – это количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купит при каждом возможном уровне цен в течении определенного периода времени. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары.

Содержание

1.Понятие спроса……………………………………………………………...3
2.Спрос как функция. Закон спроса …………………………………………5
3.Индивидуальный и рыночный спрос……………………………………..12
4.Задания……………………………………………………………….………17
5.Список литературы……………………………………………………….…..18

Вложенные файлы: 1 файл

mikroekonomika_3_var.doc

— 242.50 Кб (Скачать файл)

 


 


                                                

Самарский  государственный

экономический университет

 

 

Заочный факультет

 

Печатнова Людмила Андреевна

 


г. Самара, ул. Советской Армии, 141, тел. 224-45-99

 

фамилия, имя, отчество студента

 

Курс ________2_____________________________________

Профиль______Мировая_экономика___________________

Занимаемая должность_______________________________

Наименование предприятия___________________________

Контрольная работа №___3___________________________

По дисциплине________Микроэкономика______________

Дата получения работы деканатом_____________________

Дата сдачи работы на кафедру________________________

Дата рецензирования работы__________________________

Дата возвращения работы кафедрой в деканат___________

 

 

Самара 2013

 

                                                    Содержание

 

         1.Понятие спроса……………………………………………………………...3

2.Спрос как функция. Закон спроса …………………………………………5

3.Индивидуальный и рыночный спрос……………………………………..12

4.Задания……………………………………………………………….………17

5.Список литературы……………………………………………………….…..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие спроса

       Спрос – это количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купит при каждом возможном уровне цен в течении определенного периода времени. Спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Объем и структура спроса зависят как от цен на товар, так и от других, неценовых факторов, таких, как мода, доходы потребителей, а также от цены на другие товары, в том числе на товары-заменители и на сопряженные, сопутствующие товары.

     Рассматривая категории спроса и потребностей, следует иметь ввиду, что  потребности первичны по отношению к спросу, составляют  его вещественное  содержание  и поэтому именно они  определяют его развитие, а не наоборот. Появление новых потребностей лежит на основе возникновения и развития спроса на потребительские блага, с помощью которых эти потребности  удовлетворяются. Исчезновение же потребностей в некоторых благах, происходящее по мере развития и совершенствования общества, влечет за собой  и исчезновение спроса на них. Именно в этом проявляется взаимосвязь между спросом и потребностями.

       Таким образом, потребности и спрос – категории, далеко не тождественные друг другу. Между ними имеются весьма существенные и количественные  различия. Прежде всего, потребности – гораздо более широкое понятие, нежели спрос. Они практически безграничны, в то  время как  платежеспособный спрос всегда  ограничен рамками платежеспособной возможности индивидов. Так, существует потребность населения в современных средствах передвижения (например, автомобили). Однако не каждый может приобрести предметы, удовлетворяющие соответствующие потребности, так как  возможность это в значительной степени определяется покупательной  способностью потребителей. Таким образом, спрос выступает лишь как  часть потребностей населения в материальных благах, которая ограничена рамками платежеспособной возможности.

  Говоря о категории спроса, следует так же упомянуть о  таких понятиях как «цена спроса»  и «объем спроса». Цена спроса - цена, по которой покупатели  товара на данном рынке готовы, способны покупать товар. Цена  спроса зависит от объема спроса, денежных возможностей покупателей и других факторов. В свою очередь, нужно понимать, что объем спроса – это количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной конкретной цене в течении определенного периода времени.

 

  1. Спрос как функция. Закон спроса.

   Спрос («Р») показывает количество  продукта, которое потребители готовы  и в состоянии купить по  каждой из предложенных на  рынке цен.

   На динамику спроса оказывают  влияние ценовые и неценовые  факторы:

  • Цена данного товара (Р);
  • Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc);
  • Текущие доходы потребителей (V);
  • Вкусы и предпочтения потребителей (Z);
  • Объективные (внешние) условия потребления (N);
  • Ожидания потребителей (Е).

Зависимость «Д» от указанных факторов называется функцией спроса:

QД = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где QД объем спроса,

функция спроса от цены: QД = f (P).

   Зависимость между ценой  и количеством покупок можно  выразить 3 способами: графически, аналитически и функционально. Использую задачу №1 отобразим зависимость тремя способами. О условию известно, что функция спроса имеет вид : Qd= 30-P, где Qd – величина спроса на мясо в день (кг), а P – цена в рублях за 1 кг. Это функциональный способ представления зависимости. Если обратится к табличному способу, то он будет выглядеть так:

 

 

 

 

 

   P

        Qd

1

29

2

28

3

27

4

26

5

25

6

24


 

В этой таблице, где первый столбец – цена, второй объем спроса можно проследить зависимость объема спроса от цены. Чем больше цена, тем меньше объем спроса на мясо. Так же можно проиллюстрировать данную зависимость с помощью графика (рис 1).

(рис. 1)

 

          Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен.

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

      Действие ценовых  факторов приводит к изменению  величины спроса, передвигая его  в другие точки по постоянной  кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).

      Говоря о законе  спроса, имеет смысл обратиться к двум подходам к равновесию по Маршаллу и по Вальрасу.

     Леон Вальрас (1834-1910) Франко-швейцарский экономист, основатель  математического направления экономического  анализа.

При данном подходе рассматриваются прямые функции спроса (предложения):

Это означает исследование динамики объемов спроса и объемов предложения при заданных ценах.

Пусть реальная рыночная цена будет выше цены равновесия , как это представлено на рисунке.

При этой цене объем спроса составит , а объем предложения .

Возникает избыток предложения, и на рынке возникает тенденция к понижению цены.

Напротив, если рыночная цена ( ) установится ниже цены равновесия, возникает дефицит товаров, и цена будет иметь тенденцию к повышению.

Таким образом, условие равновесия по Вальрасу, это равенство величины спроса величине предложения.

Равновесие по Маршаллу

    Альфред Маршалл (1842-1924) английский экономист, профессор Кембриджского университета, основатель Кембриджской школы в экономической теории.

      При альтернативном  подходе исследуются обратные  функции спроса (предложения).

то есть упор делается на ценах спроса и ценах предложения при заданном объеме.

    Пусть реальный объем продаж ниже равновесного уровня , тогда цена спроса , отражающая готовность покупателей приобрести этот товар, будет выше цены предложения . Это будет стимулировать продавцов увеличивать объем продаж.

    И наоборот, если объем продаж выше равновесного уровня то цена спроса , будет меньше цены предложения .

Подобная рыночная ситуация заставит продавцов сократить объем продаж до точки равновесия.

 

        Рыночное равновесие по Маршаллу (объем продаж выше рыночного объема)

 

Условие равновесия по Маршаллу представляет собой равенство цены спроса цене предложения:

        Современная экономическая теория оперирует функциями спроса и предложения по Вальрасу, то есть прямыми функциями, а их графики изображаются по Маршаллу. Между тем, двойственность в подходах практически не оказывает влияние на результаты анализа спроса и предложения.

 

 

 

 

 

    В рамках данной темы необходимо так рассмотреть понятия закона убывающей предельной полезности, эффекта дохода и эффекта замещения, т.к. они оказывают неродственное влияние на спрос.

     Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объёме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Математически это означает, что первая производная функции общей полезности по количеству данного блага положительна, а вторая — отрицательна. Иначе говоря, закон убывающей предельной полезности гласит, что функция полезности возрастает и выпукла вверх.

      Например, для голодного человека полезность первой тарелки супа выше, чем второй, второй — выше, чем третьей, и т. п.

Из этого закона следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта.

       Однако, закон  убывающей предельной полезности  не всегда действует при малых  количествах товара. Например, если  человек принимает одну таблетку — он излечивается не полностью. Если две — то он излечивается полностью, и предельная полезность возрастает по сравнению с одной таблеткой. Однако дальнейшее потребление антибиотиков только вредит организму, и предельная полезность становится отрицательной.

   Эффект дохода (Income effect) — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага.

     Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

    Например, при снижении цены мяса с 200 до 100 руб. за кг. человек на свой доход в 10 000 руб. сможет вместо 50 кг. купить уже 100 кг. Если он захочет сохранить уровень потребления и будет и дальше покупать 50 кг. мяса, то оставшиеся средства он сможет пустить на покупку других товаров, что сделает его богаче. Вследствие этого увеличится спрос.

  Эффект замещения (Substitution effect) — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор.

   Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает.

   Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай.

    Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом.

    Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них.

     Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т.е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе.      Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Информация о работе Понятие спроса