Понятие финансового планирования. Его цель, задачи и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 15:35, реферат

Краткое описание

Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей. Очевидно, что финансовое планирование требует специальных навыков.
Цель курсовой работы - рассмотрение основных задач и этапов составления финансового плана предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН 5
1.1 Понятие финансового планирования. Его цель, задачи и функции 5
1.2 Процесс финансового планирования 8
1.3 Организация финансового планирования 12
ГЛАВА 2.СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА 14
2.1 Прогноз производственной программы 14
2.2 План доходов и расходов и их поступление 16
2.3 Сводный баланс активов и пассивов предприятия 19
ГЛАВА 3 СТРАТЕГИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 21
3.1 Совершенствование финансового планирования 24
3.2 Финансовые показатели 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый план NEW.doc

— 251.00 Кб (Скачать файл)

Если имеется излишек  денежных средств, то это в определенной степени говорит о финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия. Для получения дополнительной прибыли эти денежные средства могут  быть инвестированы в краткосрочные  ценные бумаги.

Кроме платежного календаря  на предприятии должен составляться кассовый план. Кассовый план (бюджет) - это план оборота наличных денежных средств предприятия, отражающий поступление  и выплаты наличных денег через  кассу.

Регулярное составление  и исполнение кассового плана призвано обеспечить финансовый контроль за движением наличных денежных средств на предприятии, их эффективное использование и своевременное получение.

Кассовый план начинает разрабатываться на предстоящий  квартал в рублях, как правило, за 50 дней до начала планируемого квартала. Следует иметь в виду, что примерно в эти же сроки, - за 45 дней до начала следующего квартала, коммерческие банки обычно требуют предоставления кассового плана от своих клиентов юридических лиц.

Коммерческий банк анализирует достоверность показателей кассового плана и в необходимых случаях (с согласования предприятия) производит корректировку расчета.

Кассовый план предприятия, фирмы, компании, как оперативный  плановый финансовый документ для внутреннего  пользования, выступает как план движения наличных денег и состоит из четырех разделов.

В первом разделе показывается поступление наличных денежных средств  непосредственно в кассу предприятия. Включает торговую выручку, оплату услуг, коммунальные платежи и прочие денежные поступления предприятия.

Во втором разделе  отражаются виды выплат наличных денежных средств. Выплаты наличных денег  планируются исходя из прогнозируемого  фонда оплаты труда, сметы затрат на производство, сметы расходов средств  фонда социальной сферы, фонда материального поощрения, норм выплат суточных и иных командировочных расходов и т.д.

Третий раздел кассового  плана предприятия посвящен расчету  выплат заработной платы и прочих видов оплаты труда. В основе расчетов лежит действующий порядок начисления, удержания и выплаты наличных денежных средств в счет оплаты труда.

В четвертом разделе  кассового плана отражаются сроки  выплат по фонду оплаты труда. Он представляет собой календарь выплаты заработной платы работникам предприятия, который  составляется с учетом принятой на предприятии системы оплаты труда, предусматривающей сроки выплат (два раза в месяц, раз в месяц, еженедельно).

Заключительным этапом финансового планирования является составление сводной аналитической  записки. В ней дается характеристика основных показателей годового финансового плана: величина и структура доходов, расходов, взаимоотношений с бюджетом, коммерческими банками. Особая роль отводится анализу источников финансирования инвестиций. Большое внимание должно быть уделено распределению прибыли. Завершая аналитическую записку, делаются выводы о плановой обеспеченности предприятия финансовыми ресурсами и структуре источников их формирования.

 

ГЛАВА 2.СТРУКТУРА ФИНАНСОВОГО  ПЛАНА

 

Финансовый план предприятия  является составной частью бизнес-плана. Поэтому разработка финансового плана тесно связана со всеми разделами бизнес-плана и основывается на них.

2.1 Прогноз производственной программы

Производственная программа (план производства и реализации продукции) — это комплексное задание  по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей организации (предприятия).

Отражая цели и задачи производственной деятельности предприятия, производственная программа является ведущим разделом плана предприятия. Все другие разделы плана разрабатываются в соответствии с производственной программой и направлены на обеспечение ее выполнения в установленные сроки и при наименьших затратах. В  основу  составления  производственной  программы  должна положена  реальная  потребность  в  конкретной  продукции, объем выпуска продукции, рассчитанный на основе заключенных договоров на поставку продукции и изучения конъюнктуры рынка, по номенклатуре и ассортименту должен служить исходной базой для дальнейших расчетов по производственной программе и другим разделам плана предприятия. После этого производственная программа разрабатывается в следующей последовательности:

1. Определяются номенклатура  и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам.

2. На основе объема  поставок определяется объем  производства каждого изделия  в натуральном выражении.

3. Объем производства  по отдельным видам продукции  обосновывается расчетами производственных мощностей.

4. Исходя из натуральных  объемов производства и поставок  рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная; валовая  и чистая продукция.

5. Составляется график  отгрузки продукции в соответствии  со сроками договоров.

6. Производственная программа  распределяется по основным подразделениям  предприятия.

План производства и  реализации продукции составляется в натуральном и стоимостном выражениях.

Прогноз объемов реализации принято составлять на три года вперед, причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго года поквартально, а третий год приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.  
Логика такого разбиения проста: предполагается, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели (имеется предварительная договоренность о будущих продажах). Начиная со второго года уже приходится заниматься прогнозными прикидками.

После того, как подготовлен  план сбыта, разрабатывается производственный план, определяется количество единиц изделия, которое намечается запустить в производство, с тем, чтобы обеспечить планируемые продажи и потребности товарно-материальных запасов. Ожидаемый объем производства определяется вычитанием оцененных запасов готовой продукции на складе на начало периода из суммы предлагаемых к продаже единиц изделия и желательного объема наличной готовой продукции на складе на конец периода3.

2.2 План доходов и расходов и их поступление

Задача этого документа - показать, как будет формироваться, и изменяться прибыль предприятия. В основе его составления лежит прогноз объемов реализации продукции. Для нового проекта прогноз денежных потоков может быть более важен, чем прогноз прибылей, из-за того, что в нем детально рассматриваются величина и время максимального денежного притока и оттока. Обычно уровень прибыли, особенно в начальные году осуществления проекта, не является определяющим при рассмотрении непосредственных финансовых нужд. Более того, доходы, как правило, не превышают расходы в некоторые периоды времени. Прогноз денежных потоков и выявит эти условия. Проводя планируемый уровень продаж и капитальных затрат в тот или иной период, прогноз подчеркивает необходимость и время дополнительного финансирования и определяет пиковые требования к рабочему капиталу. Администрация решает, как это дополнительное финансирование должно быть получено и в какие сроки и как будет осуществлен возврат средств. Если проект разрабатывается в сезонной или циклической отрасли, или в отрасли, где смежники требуют от новой фирмы наличных выплат (или необходимо капитальное строительство), прежде чем продукт будет готов к продаже и начнет приносить доход, прогноз денежных потоков является важнейшим фактором для принятия решения о продолжении дела. Детализованный прогноз, который понятен и пригоден для руководства, может помочь привлечь внимание к проекту, несмотря на периодически возникающие денежные кризисы, которые следует предотвращать. Когда денежный поток сформирован, необходимо обсудить противоречия между денежными потребностями и их возможным удовлетворением в критические точки, например при низком накоплении средств и при предполагаемых снижениях продаж. Планирование потребности в оборотном капитале. На предприятии необходимо проводить планирование использование, как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки  приобретения основного капитала достаточно велики. Это означает, что важно включить финансовое планирование в процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование прямых затрат на материалы. Должна быть составлена смета прямых затрат на материал, чтобы  определить, как много материала  потребуется и сколько должно быть приобретено, исходя из потребностей производства. Количество материала, подлежащего закупке, зависит от предполагаемого его расхода и имеющихся запасов.

Смета прямых затрат на оплату труда. В производственном плане  существуют предпосылки для подготовки сметы затрат на оплату труда. Для подсчета требуемых прямых затрат труда следует умножить ожидаемый объем производства за каждый период на число часов работы, необходимых для производства одной единицы изделия. Затем результат умножается на стоимость прямых затрат труда за час, чтобы получить бюджетные затраты на оплату труда.

Смета общезаводских  накладных расходов. Это перечень всех общезаводских расходов, помимо прямых трат на материалы и оплату труда, таких как амортизация, налог  на имущество и заводская арендная плата. Важно помнить, что амортизация не требует затрат денежных средств и, следовательно, должна вычитаться из сметы общезаводских накладных расходов, когда определяются денежные выплаты по смете общезаводских накладных расходов.

Смета торговых и административных расходов. Содержит перечень общефирменных расходов, понесенных в процессе реализации продукции и организации бизнеса. Для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках (продажа минус переменные затраты минус постоянные затраты) нужно рассчитать переменные торговые и административные расходы, приходящиеся на единицу продукции.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход  от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача, прежде всего, состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность. Очень популярным подходом при планировании является принцип "желаемого дохода". Он начинается с того, что предприниматель определяет, какой доход он хочет получить, а затем определяет объем продаж, необходимый для покрытия всех расходов и обеспечения этого дохода.

План доходов и расходов основывается на следующих прогнозных оценках:

* доходов от реализации;

* прочих доходов;

* издержек производства  и реализации продукции; 

* прочих издержек:

* ожидаемых налоговых  выплат;

* выплат процентов  по долгам 

План доходов и расходов также составляется в первый год  помесячно, во второй - поквартально, в  третий - в целом.

Разработка плана поступления и расходования денежных средств также является важным моментом текущего планирования финансовой деятельности предприятия. Целью разработки этого плана является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия на всех этапах планируемого периода.  Поэтому показатели этого плана часто рассчитываются не только поквартально, но и в помесячной разбивке.

Разрабатываемый план поступления  и расходования денежных средств  состоит из двух разделов, которые  должны быть сбалансированы между собой в разрезе каждого квартала (месяца). В разделе «Поступление денежных средств» планируется привлечение денежных активов от продажи продукции (товаров, работ, услуг), продажи другого имущества, взыскания просроченной дебиторской задолженности и из других источников. В разделе «Расходование денежных средств» предусматривается использование денежных средств на покупку сырья, материалов и товаров; малоценных и быстроизнашивающихся предметов; аренду и содержание основных фондов и на другие цели. Учитывая высокую финансовую ответственность за просрочку платежей, при планировании необходимо предусматривать не только соответствие поступления и расходования денежных средств, но и наличие определенных резервов в форме остатка свободных денежных средств на расчетном счете, других счетах и в кассе предприятия.

2.3 Сводный баланс активов и пассивов предприятия

Баланс активов и  пассивов отражает их состояние на предприятии на определенную дату. При его составлении используются подготовленные ранее план доходов  и расходов и баланс денежных поступлений и выплат. Схема баланса имеет такой вид:

Актив  
1. Основные средства и прочие внеоборотные активы, в том числе:  
       * нематериальные активы;

* основные средства.

2. Запасы и затраты,  в том числе: 

* производственные запасы;

* малоценные и быстроизнашивающиеся  предметы;

* незавершенное производство;

* расходы будущих периодов;

Информация о работе Понятие финансового планирования. Его цель, задачи и функции