Потребительская кооперация в реализации национального проекта «Образование»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить состояние и перспективы развития сферы услуг в потребительской кооперации, а также ее роли в реализации программы проекта «Образование»
Актуальность темы заключается в том, что потребительская кооперация играет немаловажную роль в развитии многих секторов экономики и сфера услуг не стала исключением, однако на данный момент здесь есть некоторые проблемы, требующие решения. Образовательная сфера не исключение. Особенно актуальна роль потреб кооперации в реализации проекта «Образование»

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Структура сферы услуг в потребительской кооперации
1.1 Классификация услуг потребительской кооперации
1.2 Сфера услуг в потребительской кооперации
ГЛАВА 2. Состояние сферы услуг потребительской кооперации
2.1 Состояние сферы услуг в потребительской кооперации
2.2 Проблемы и тенденции развития сферы услуг в потребительской кооперации
ГЛАВА 3. Потребительская кооперация в реализации национального проекта «Образование»
3.1 Сущность проекта «Образование»
3.2 Роль потребительской кооперации в реализации национального проекта «Образование»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая современное состояние сферы услуг.rtf

— 1,015.10 Кб (Скачать файл)

Андрей Фурсенко сообщил, что работа по поддержке профессионального образования будет продолжена. В частности, в стране будет создана сеть федеральных и национальных исследовательских университетов. «Мы готовы с 2009 года в рамках выделенного бюджета начать их конкурсную поддержку», - сказал глава Минобрнауки.

Помимо этого, на базе инновационных учебных заведений профессионального образования планируется создать современную систему непрерывного образования. Как рассказал Андрей Фурсенко, уже сегодня подготовлен перечень программ для качественной переподготовки 60-70 тыс. востребованных специалистов во всех регионах России.

Обратившись к вопросам общего образования, министр сообщил, что в этом году завершится реализация таких направлений, как поддержка инновационных школ, поставка в образовательные учреждения нового учебного оборудования и автобусов. По его словам, за три года этой работы оснащенность школ современным оборудованием и автотранспортом возросла в 4-5 раз. Теперь, как отметил Андрей Фурсенко, необходимо обратить внимание на состояние школьных зданий. «Мы предлагаем начиная с 2010 года в рамках объявленной Президентом инициативы «Наша новая школа» начать на условиях софинансирования поддержку программ регионов по модернизации всего школьного хозяйства», - сообщил он.

Министр также рассказал, что в рамках нацпроекта планируется продолжить поддержку лучших учителей и талантливой молодежи, а также сохранить дополнительные выплаты за классное руководство «в рамках поддержки перехода на новые системы оплаты труда». Регионы, внедряющие комплексные проекты модернизации образования, должны завершить эту работу к концу 2009 года.

Новым направлением работы станет поддержка региональных центров дистанционного обучения детей-инвалидов. «Мы предлагаем начать эту поддержку уже в 2009 году, выделив не менее одного миллиарда рублей в рамках имеющегося финансирования национального проекта», - рассказал глава Минобрнауки. Кроме того, в национальный проект войдет дошкольное образование. Как рассказал Андрей Фурсенко, сегодня в рамках Федеральной целевой программы развития образования разрабатываются современные модели организации дошкольного образования, готовятся программы краткосрочных курсов для воспитателей (социальных работников) и эта работа будет продолжена в 2009 году. Одновременно готовится все необходимое для того, чтобы с 2010 года начать в каждом субъекте конкурсную поддержку муниципальных программ развития дошкольного образования по аналогии с поддержкой регионов, внедряющих комплексные проекты. «К 2012 году предлагаем поддержать не менее 10% муниципальных образований», - отметил Андрей Фурсенко.

По мнению Андрея Фурсенко, предстоящий этап реализации нацпроекта «Образование» - это выход на новый качественный уровень развития отрасли. «Предлагаемые мероприятия позволят достичь более глубоких системных изменений, решения тех задач, которые поставлены в концепции долгосрочного социально-экономического развития страны и основных направлениях деятельности Правительства», - считает министр.[4]

С 2009 года в России начнет реализовываться новый четырехлетний цикл развития и модернизации системы образования. Об этом заявил Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на заседании коллегии Минобрнауки, прошедшем 2 сентября и посвященном основным положениям государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы».

На первом в этом учебном году заседании членам коллегии был представлен проект четырехлетней государственной программы внедрения новой модели образования, разработанный в соответствии с поручениями Президента и Правительства РФ. Как было отмечено на коллегии, реализация новой модели образования станет продолжением приоритетного национального проекта «Образование», интеграцией его основных направлений с другими существующими государственными программами, направленными на развитие образования. При этом предусмотренные системные изменения затронут все уровни образовательной системы, включая сферы, ранее не входившие в нацпроект. Так, в ее рамках предполагается обновить организационно-экономические механизмы в системе образования, сделать дошкольное образование более гибким и многообразным, сориентировать общее образование на индивидуальный подход к учащимся, расширить сферу дополнительного образования.

Что касается профессионального образования, то здесь планируется расширить участие работодателей на всех этапах образовательного процесса, активно вовлекать студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные научные исследования (и в целом уделить повышенное внимание интеграции образования и науки), а также сформировать систему непрерывного образования, чтобы каждый житель России мог по своему желанию учиться на протяжении всей жизни. Цели и задачи госпрограммы полностью синхронизированы с целями и задачами Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в соответствии с которой стратегическая цель государственной политики в образовании - это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Директор департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Игорь Реморенко обозначил основные отличия новой модели образования от реализованных ранее программ. Во-первых, необходимо прийти к тому, чтобы система образования была в первую очередь сориентирована на потребителей образовательных услуг, она должна быть гибкой, не иметь «тупиковых» ветвей и полностью отвечать идее непрерывного образования.

Во-вторых, образовательная система должна стать прозрачной и открытой для общества и иметь с ним хорошую обратную связь, обеспечивающую участие представителей общественных организаций в контроле качества образования, в рейтинговании учебных заведений, в выработке стандартов образования. В-третьих, необходимо обновление и повышение квалификации управленческого корпуса в данной сфере. В связи с этим Игорь Реморенко отметил, что «управленцы, прошедшие через национальный проект» заметно отличаются в лучшую сторону уровнем профессионализма и умением организовать современный качественный учебный процесс в своих образовательных учреждениях.

Неоспоримые качественные изменения в сфере образования - результаты реализации приоритетного национального проекта, отметил также Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По его мнению, если сравнивать с ситуацией в 2004 году, в лучшую сторону изменилось настроение школьных учителей, изменился в целом подход к высшему образованию, наметились положительные тенденции в сфере начального и среднего профессионального образования - 150 созданных ресурсных центров «начали потихонечку поднимать планку и задавать новое отношение» в системе НПО и СПО.

«У нас сегодня есть повод для оптимизма, потому что мы с вами за первый четырехлетний цикл сделали довольно много. Нам удалось выполнить почти все задачи, которые мы перед собой ставили, - считает Андрей Фурсенко. - Это говорит и о том, что намеченное на следующие четыре года мы тоже сделаем».

Члены коллегии одобрили основные положения государственной программы «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы». По словам Министра образования и науки РФ, программа будет доработана с учетом пожеланий и предложений, высказанных на заседании, и представлена на рассмотрение экспертов в октябре текущего года.[5]

3.2 Роль потребительской кооперации в реализации национального проекта «Образование»

 

Для решения кадрового вопроса потребительской кооперации целесообразно заключать договоры с средними профессиональными и высшими учебными заведениями. Это даст потребительской кооперации возможность без затрат получить нужного специалиста. Для сельских районов такая программа необходима, потому как именно на селе чувствуется острая нехватка кадров, которые моли бы поднять его на принципиально новый уровень развития. Как уже было сказано выше, потребительская кооперация развивается в основном именно в сельских районах, потому как здесь она больше востребована и в полной мере реализует свою социальную миссию. [16]

В реализации программы «Образование» потребительская кооперация может участвовать посредством заключения вышеобозначенных договоров, а также в предоставлении сопутствующих образовательному процессу услуг. Например,

  • транспортных (это необходимо для доставки детей в школьные учреждения при условии их нахождения в отдаленном от места проживания месте),
  • системы питания (предоставление качественных и доступных по цене продуктов питания в столовые школ, детских садов и вузов позволит повысить качество питания дошкольников, школьников и студентов. Это, в свою очередь, отразится на здоровье и обучении.)
  • коммунальная система (если в ведении коммунального предприятия, относящегося к потребительской кооперации, находятся учреждения образования, то имеет смысл сделать оплату коммунальных услуг бартерной - коммунальное предприятие снижает или убирает оплату труда взамен на бесплатное или льготное обучение своих сотрудников или их детей. Таким образом, в плюсе обе стороны.)
  • медицинских услуг (предоставление медицинской помощи всем учащимся на льготных условиях)
  • Туристско-рекреационных услуг (проведение для учащихся ознакомительных экскурсий, также на льготной основе)[17]

Таким образом, можно сказать, что потребительская кооперация имеет огромный потенциал для реализации или помощи в реализации программы «Образование». При этом обращения именно в предприятия потребительской кооперации для государства выгодно, потому как можно найти компромисс в ценах на предоставление услуг или выйти на оплату услуг по бартерной системе. Это сэкономит денежные средства государства, а потребительская кооперация получит своих обученных кадров.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проблемы потребительской кооперации решаемы. Об этом говорит Концепция развития потреб кооперации до 2015 года. К тому же деятельность кооперативов выгодна государству, поэтому и будет развиваться. Уже на сегодняшний день в стране функционирует несколько десятков тысяч кооперативов, в которых задействовано около 60 млн. человек.

Тенденции развития сферы услуг как в общей экономике России, так и в потребительской кооперации в настоящее время является положительной. Именно поэтому развитие этого сектора экономики и потребительской кооперации будет активно развиваться.

Что касается проекта «Образование», то потребительская кооперация играет в его реализации важную роль. Однако реализация помощи в данной сфере не настолько велика, насколько могла бы быть. Это связано с ограничением ареала деятельности кооперативов, обусловленное законодательством РФ, которое дает льготы на развитие потребительской кооперации в одних сферах и создает неблагоприятные условия для ее развития в других.

Однако потребительская кооперация все-таки вносит свой вклад в некоторые аспекты развития образования. В частности, в строительство новых школ и дошкольных учреждений, а также в организацию питания детей, поставляя продукты питания из сельских районов, где располагаются. При заключении взаимовыгодных договоров с образовательными учреждениями соблюдается реализация необходимых сторонам аспектов: учреждения получают услуги от организаций потребительской кооперации причем на выгодных условиях, а потребительская кооперация пополняет за счет образовательных учреждений свой квалифицированный кадровый состав.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Список электронных источников

  1. http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_cooper/TeorCoop/History/g1_6.htm#3.3 - сайт СибУПК, раздел «Теория потребительской кооперации», подраздел «История»
  2. http://www.rus.coop/union/91610/91611 - Концепция развития потребительской кооперации до 2010 года.
  3. http://www.rost.ru/projects/education/ed1/ed11/aed11.shtml - сайт «Приоритетные национальные проекты»;
  4. http://rost.ru/news/2008/12/251742_15933.shtml - Национальный проект «Образование» - итоги и планы на будущее

Список правовых документов

  1. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) от 28.06.1993 (вступил в силу с 01.01.1994)
  2. Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ». - М., 2000.
  3. Постановление Правительства РФ «О повышении роли потребкооперации в обеспечении населения продовольствием» от 07.01.1999, № 24.

Список литературы:

  1. Вахитов К.И. Паевые отношения в потребительских обществах// Проблемы развития потреб. кооперации в условиях формирования рынка: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 1994 г.
  2. Гутман Г.В. Взаимосвязь экономических и социальных функций потребительской кооперации/ Гутман Г.В., Калмыков В.В., Чукин Н.И., Гутман М.Ю. - ИКЦ "Маркетинг", 2001 г. - 176стр.
  3. Наговицина Л.П. Социальная экономика: кооперативный путь развития / Л. П. Наговицина // Деловой вестн. «Рос. кооп.». - 2001. - N 11. - С. 37-41.
  4. Наговицина Л.П., Соловьева В.Н. Система лояльности в потребительской кооперации//Вестник Белгородского университета потребительской кооперации.- 2006.- № 2.
  5. Наговицина Л.П. Увеличение численности пайщиков - основной итог социальной работы и главный резерв экономического развития кооперативной организации// Газета СибУПК "Кооператор Сибири".
  6. Новоселов Ю.А., Иткулов С.Г. Информационный механизм реализации социальной миссии потребительской кооперации. - Новосибирск: СибУПК, 2002. - 3,0 п.л., авт. 1,5 п.л.
  7. Разомасова Е.А. Состояние и перспективы сервисной деятельности в потребительской кооперации Российской Федерации. Лекция по предмету «Актуальные проблемы потребительской кооперации»/ Е.А. Разомасова, - СибУПК, Новосибирск, 2006, - 15 c.
  8. Теплова Л.Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие/ Л.Е. Теплова: - Вита-Пресс 2001 г.
  9. Сипко Л.П. Научно-организационные основы совершенствования экономических отношений организаций потребительской кооперации в условиях формирования рыночной экономики села/ Л.П. Сипко. - Новосибирск: НЭ и ОПП СО РАН, 1999.- 248 стр.
  10. Хайрулина М.В. Управление социально-экономической системой: Методологические аспекты (на примере потребительской кооперации). - Новосибирск: Наука, 2002. - 248 с.
  11. Храмцова Т.Г. Методология исследования социально-экономического потенциала потребительской кооперации: диссертация доктора экономических наук: Новосибирск, 2002. - 410 c.

Информация о работе Потребительская кооперация в реализации национального проекта «Образование»