Потребительская кооперация в реализации национального проекта «Образование»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель данного исследования заключается в том, чтобы определить состояние и перспективы развития сферы услуг в потребительской кооперации, а также ее роли в реализации программы проекта «Образование»
Актуальность темы заключается в том, что потребительская кооперация играет немаловажную роль в развитии многих секторов экономики и сфера услуг не стала исключением, однако на данный момент здесь есть некоторые проблемы, требующие решения. Образовательная сфера не исключение. Особенно актуальна роль потреб кооперации в реализации проекта «Образование»

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. Структура сферы услуг в потребительской кооперации
1.1 Классификация услуг потребительской кооперации
1.2 Сфера услуг в потребительской кооперации
ГЛАВА 2. Состояние сферы услуг потребительской кооперации
2.1 Состояние сферы услуг в потребительской кооперации
2.2 Проблемы и тенденции развития сферы услуг в потребительской кооперации
ГЛАВА 3. Потребительская кооперация в реализации национального проекта «Образование»
3.1 Сущность проекта «Образование»
3.2 Роль потребительской кооперации в реализации национального проекта «Образование»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая современное состояние сферы услуг.rtf

— 1,015.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

№2

Оглавление диссертации доктор экономических наук Зайнашева, Зарима Гафаровна

Введение

Глава первая. Теоретические основы современного развития сферы услуг в России

1.1. Современная роль сферы услуг в социально-экономическом развитии национального хозяйства

1.2. Теоретические подходы к структурированию сферы услуг

1.3. Фундаментальные принципы ускоренного развития сферы услуг

Глава вторая. Методологические аспекты формирования организационно-экономического механизма сферы платных услуг

2.1. Ключевые факторы конкурентоспособности сервисной деятельности

2.2. Стратегические основы сервисного менеджмента

2.3. Концептуальная модель организационно-экономического механизма развития сферы услуг

Глава третья. Региональные компоненты системного развития организационно экономического механизма сферы платных услуг

3.1. Разработка концепции региональной сервисной политики

3.2. Формирование системы долгосрочного прогнозирования развития сферы платных услуг региона

3.3. Становление сервисного управления в деятельности органов исполнительной власти

3.4. Программирование перспективного развития сферы платных услуг в регионе

Глава четвертая. Анализ тенденций развития организационнохозяйственных форм деятельности в сфере платных услуг

4.1. Объективные предпосылки преобразования организационных форм хозяйствования в сфере платных услуг

4.2. Интеграционные формы межотраслевого развития сервисной деятельности

4.3. Особенности организации и функционирования интеграционных форм объединений

Глава пятая. Организационно-методический инструментарий совершенствования деятельности предприятий сферы платных услуг

5.1. Современные инструменты повышения конкурентоспособности сервисных компаний

5.2. Методические основы совершенствования и оценки эффективности интеграционных структур в сфере платных услуг

5.3. Развитие форм научного и кадрового обеспечения предприятий сферы услуг

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Формирование организационно-экономического механизма сферы платных услуг в регионе"

Актуальность темы исследования. Общемировой ход общественного прогресса убедительно свидетельствует о неуклонном росте значения, места, роли и вклада сферы услуг в развитие цивилизованных национальных хозяйств. В социально-экономическом развитии нашей страны в последние годы все более заметными становятся расширяющиеся границы и степень участия сферы услуг, выражающиеся в увеличении ее доли в создании валового внутреннего продукта (ВВП). Однако сложившиеся темпы роста этой сферы и, особенно, уровень качества сервиса не отвечают современным требованиям общественного развития. Имеющиеся значительные расхождения между изменяющимся и возрастающимспросом на разнообразные услуги и недостаточно высоким уровнем предложения их в России указывают на неиспользуемые в полной мере рыночные и социальные возможности удовлетворения потребностей, причем, не только населения, но и различных хозяйствующих субъектов, государства, общества в целом.

Характерной тенденцией современного этапа социально-экономического развития страны выступает широкое распространение и проникновение услуг практически во все отрасли экономики и социальной сферы. Более того, деятельность многих производств, предприятий, организаций, фирм, учреждений сегодня немыслима без тех или иных услуг. Услуги в той или иной форме и степени присутствуют везде. Поэтому сфера услуг в наши дни не может рассматриваться в отрыве от других секторов общественного производства. Весьма весомы и всемерно должны учитываться факторы позитивного влияния сферы услуг на другие отрасли экономики. Претворение в жизнь именно такого широкого видения роли, которую способна сыграть эта сфера в усилении конкурентных преимуществ национального хозяйства в ближайшем будущем, будет служить действенным средством укрепления позиций России в глобальном масштабе.

Между тем, сегодня приходится констатировать, что отдельные отрасли сферы платных услуг развиваются без достаточного внимания и участия государства, поскольку еще не изжито бытовавшее прежде отношение к сервису как к нечто второстепенному. В то же время и рыночные рычаги сами по себе не создают условия для повышения эффективности функционирования и должного ускорения развития сферы услуг.

Отмеченное связано с тем, что механизм развития этой чрезвычайно важной сферы народного хозяйства остается малоизученным. Последнее особенно отчетливо начинает проявляться в нынешних условиях диверсификации экономики и расширения инновационное™. В связи с чем, проблема исследования организационно-экономического механизма обеспечения динамичного развития сферы платных услуг и его формирование на современном этапе является актуальной.

Степень разработанности научной проблемы. Вопросы социально-экономического развития России, ускорения роста и повышения уровня благосостояния народа постоянно находятся в поле зрения и научных дискуссий ученых, специалистов и политических деятелей. Современные проблемы социально-экономического прогресса нашей страны разносторонне рассматривались многими отечественными научными работниками, труды которых содействуют повышению эффективности общественного производства. Значительный вклад в теорию и практику современного национального развития вносят Л.И.Абалкин, С.Б.Авдашева, К.А.Багриновский, Ю.В.Винслав, А.Л.Гапоненко, С.Ю.Глазьев, А.Г.Гранберг, В.В.Ивантер, Г.Б,Клейнер, В.В.Куликов, В.И.Кушлин, В.Н.Лаженцев, В.Н.Лексин, Д.С.Львов, В.И.Маевский, В.М.Макаров, Б.С.Мильнер, В.П.Оболенский, Н.Я.Петраков, Д.Е.Сорокин, А.И.Татаркин, А.Б.Шаститко, Е.Г.Ясин. Их научно обоснованные проработки разнообразных аспектов отечественного социально-экономического развития, региональных и отраслевых разрезов, включая сферу обслуживания, достойно способствуют решению актуальных проблем и задач. Исходя из современных реалий разноплановому решению текущих вопросов и перспективных задач непосредственно в сфере услуг посвятили свои труды ученые А.М.Бабич, Е.В.Биндиченко, Н.А.Восколович, Е.В.Данилова, А.Н.Дегтярев, Е.В.Егоров, Л.И.Ерохина, Е.Н.Жильцов, В.М.Зуев, Г.П.Иванов, С.М.Иовчук, В.Н.Казаков, В.В.Котилко, В.А.Лазарев, Р.Г.Маннапов, А.Г.Новицкий, Н.А.Платонова, Р.Ю.Попова, Д.Г.Родионов, И.А.Рождественская, И.И.Санин, Н.З.Солодилова, Л.Б.Сульповар, В.Ф.Уколов, Я.С.Ядгаров и др. Вместе с тем, интенсивно идущие процессы научно-технического прогресса,глобализации, экономической интеграции, усиления конкуренции ставят все новые проблемы перед сферой услуг, что требует соответствующих научных исследований и решений. К тому же в известных отечественных научных разработках механизм формирования сферы платных услуг специально и глубоко не исследовался.

В русле обозначенного российским правительством курса на формирование инновационной модели экономики неизбежно и многогранно затрагиваются, вовлекаются, разворачиваются вопросы ускоренного развития разнообразных услуг, причем в тесной взаимосвязи со многими задачами и мероприятиями. Однако данная научная проблема до настоящего времени отдельному исследованию не подвергалась. Инновационная тематика нашла отражение в научных разработках ряда авторов, например, Е.В.Балацкого, Л.М.Гохберга, С.Д.Ильенкова, К.А.Лаврова, А.А.Румянцева, Б.И.Чурмаченко, О.Юня, С.Ю.Ягудина, Ю.В.Яковца и др. Но в их исследованиях вопросы сервисной деятельности получили лишь косвенные упоминания, не имеющие прямого отношения к развитию сферы услуг.

Весьма разнообразные аспекты предпринимательского подхода к повышению эффективности функционирования сферы сервиса (в том числе организационного, маркетингового, инвестиционного характера) раскрыты в трудах многочисленных зарубежных специалистов, к примеру К.Альбрехта, Т.Амблера, И.Ансоффа. П.Дойля, Ф.Котлера, М.Мак-Дональда, А.Маршалла, М.Портера, Р.Солоу, Д.Старка, А.Томпсона, Ф.Хайека, И.Шумпетера и др.

Однако в зарубежных исследованиях вопросы целостного раскрытия механизма развития сферы услуг не затрагивались. В то же время, использование иностранного опыта в большинстве случаев очевидно ограничено в связи с российской спецификой экономических отношений, организации сервиса, государственного участия, инновационных начал и т.п.

Из указанного следует, что поставленная научная проблема не получила полноценного изучения и разрешения и нуждается в настоящее время в основательном исследовании.

Цель исследования состоит в разработке теоретических положений, методологических основ и научно-практических рекомендаций по формированию, функционированию и дальнейшему совершенствованию организационно-экономического механизма сферы платных услуг в регионе.

Данная цель предопределила постановку следующих задач: обобщение теоретико-методологических основ развития сферы услуг в нашей стране, выяснение ее новой роли в процессах общественного прогресса, выявление специфики структурирования и взаимодействия с другими секторами экономики в современных условиях; обоснование системы принципов развития сферы платных услуг на современном этапе; определение сущностных основ и базовых элементов организационно-экономического механизма развития сферы услуг; разработка методологических основ формирования и функционирования организационно-экономического механизма сферы платных услуг в регионе; обоснование научно-практических рекомендаций по системному развитию сферы услуг региона; выявление и изучение особенностей, проблем и важнейших тенденций развития организационно-хозяйственных форм деятельности в сфере услуг; ■ разработка новых организационно-методических инструментов повышения эффективности деятельности предприятий в сфере услуг;

Объект исследования - сфера платных услуг в регионе; ее основные отрасли, группы и виды; организации в сфере услуг и в сопряженных с ней областях деятельности.

Предметом исследования является совокупность организационно-управленческих и социально-экономических отношений, связей и тенденций, возникающих и изменяющихся в процессах формирования и функционирования механизма развития сферы платных услуг.

Теоретико-методологическую базу исследования составили фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых, содержащие общерыночный, институциональный, региональный, отраслевой, межотраслевой, социально ориентированный научные подходы, отражающие эволюцию общественного производства, его секторов, в том числе сферы услуг, раскрывающие закономерности и специфику современного периода общественного развития.

Система взглядов, развиваемая в настоящем исследовании, опирается на научные представления о взаимозависимости социально-экономических процессов, протекаемых в ходе общественного развития, преобладании многоаспектных интеграционных, межотраслевых, многоотраслевых, комбинированных отношений, связей, форм, структур, явлений, тенденций. При этом в качестве сущностной, стержневой составляющей научных обоснований развития сферы платных услуг выдвигается ее ярко выраженная специфика, признаваемая всеми научными школами и получившая убедительные теоретико-методологические и практические подтверждения.

Общую теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составил системный подход.

Основные инструменты исследования: системно-структурный и системно-функциональный методы анализа и синтеза; причинно-следственный метод; метод аналогий; метод социологического опроса; экспертный метод; метод группировки показателей; метод организационно-управленческого моделирования.

Информационно-статистическая база исследования включает данные статистических органов Российской Федерации и Республики Башкортостан, сведения и показатели, публикуемые в периодической печати, отчетные и прогнозные данные, а также фактологическую информация ряда компаний сферы услуг отдельных регионов страны. В процессе исследования также широко использовались законодательные и нормативные акты РФ и субъектов Федерации.

Научная новизна диссертации состоит в теоретико-методологическом обосновании формирования и функционирования организационно-экономического механизма сферы платных услуг на основе системного подхода и разработке организационно-методического инструментария повышения эффективности сервисной деятельности в регионе.

Наиболее существенными составляющими научной новизны, разработанными лично автором и выносимыми на публичную защиту, являются следующие:

1) раскрыты современные тенденции возрастания системообразующей роли сферы платных услуг в процессах диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики в условиях становления отечественной инновационной модели хозяйствования, исходя из чего обоснованы теоретико-методологические предпосылки системного развития сферы услуг на основе государственной сервисной политики, региональных стратегий, местного стимулирования, рыночных инструментов, межотраслевых взаимосвязей, делового партнерства организаций сферы услуг и органов исполнительной власти, повышения уровня внутрифирменного управления; сформулированы авторские определения социально-экономических категорий «сервисизация», «сервисная политика» и предложен авторский вариант структурирования и классификации сервисных секторов и входящих в них отраслей, подотраслей и укрупненных групп услуг;

2) обоснована система принципов обеспечения современного развития сферы платных услуг, в числе которых: учет специфики конкретных видов услуг; сопряжение намечаемого развития с созданием национальной инновационной системы; государственное регулирование функционирования и развития сферы услуг на основе определенной сервисной политики; встроенность ускоренного развития в общую систему отечественных реформ; дифференцированный подход к внутрирегиональному развитию сферы услуг; укрепление межотраслевого взаимодействия; активная вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность; усиление конкуренции и развитие рыночной инфраструктуры; системное повышение качества сервиса; переход к современному стратегическому управлению;

3) определены сущность и методологические основы формирования организационно-экономического механизма сферы услуг в регионе, сформулировано авторское определение понятия «организационно-экономический механизм развития сферы услуг» и разработана концептуальная модель этого механизма, включающая соответствующие элементы: формы, инструменты, рычаги, меры стимулирования и поддержки - на трех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном);

4) разработаны основные положения концепции региональной сервисной политики; сформированы методические основы перехода к системе долгосрочного прогнозирования развития сферы платных услуг в регионе, подготовлены научно-методические рекомендации по формированию и реализации целевой программы системного развития данной сферы, разработана системная модель ее современного развития, охватывающая основные взаимосвязи, факторы, компоненты и инструменты, создающие движущие силы динамичного прогресса;

Информация о работе Потребительская кооперация в реализации национального проекта «Образование»