Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 16:01, курсовая работа
Краткое описание
Цель работы: исследовать групповую динамику социальных групп. Объект исследования: социальные группы. Предмет исследования: групповая динамика. Задачи: 1) исследовать процессы коммуникации в социальных группах; 2) выяснить механизм обеспечивающие групповую сплоченность; 3) исследовать феномен лидерства; 4) рассмотреть различия лидерства и руководства; 5) выделить основные принципы эффективного руководства;
Содержание
Введение 1 Коммуникация и сплоченность как виды групповой динамики 1.1 Коммуникация в группах 1.2 Сплоченность как ценностно-ориентационное единство 2 Реализация руководства и лидерства в социальных группах 2.1 Руководство и лидерство 2.2 Руководство как системный феномен 3 Механизмы групповой динамики 3.1 Разрешение внутригрупповых противоречий 3.2 «Идиосинкразитический кредит» 3.3 Психологический обмен 4 Проблема групповой динамики сетевого общества Заключение Список использованных источников
1 Коммуникация и сплоченность
как виды групповой динамики
1.1 Коммуникация в группах
1.2 Сплоченность как ценностно-ориентационное
единство
2 Реализация руководства
и лидерства в социальных группах
2.1 Руководство и лидерство
2.2 Руководство как системный
феномен
3 Механизмы групповой
динамики
3.1 Разрешение внутригрупповых
противоречий
3.2 «Идиосинкразитический кредит»
3.3 Психологический обмен
4 Проблема групповой динамики
сетевого общества
Заключение
Список использованных источников
Введение
В наши дни заметно усилился
коллективный характер деятельности,
и как следствие, увеличилось внимание
к проблемам групповой динамики. Все больше
и больше исследований посвящаются проблемам
эффективности организации и управления
людьми, регуляции развертывающихся между
ними отношений, использовании воспитательных
и психотерапевтических средств и воздействий.
Производственная бригада и семья, экипаж
космонавтов и школьный класс, воинское
подразделение и научная лаборатория,
неформальное молодежное объединение
и спортивная команда, небольшая фирма
и сеть предприятий, комитет руководителей,
принимающих ответственные решения, и
персонал больничного отделения - вот
то социальное поле, в рамках которого
результаты исследования социальных групп
находят полезное приложение, делая взаимодействие
эффективным, а работу - продуктивной.
Цель работы: исследовать групповую
динамику социальных групп.
Объект исследования: социальные
группы.
Предмет исследования: групповая
динамика.
Задачи:
1) исследовать процессы
коммуникации в социальных группах;
2) выяснить механизм обеспечивающие
групповую сплоченность;
3) исследовать феномен
лидерства;
4) рассмотреть различия
лидерства и руководства;
5) выделить основные принципы
эффективного руководства;
6) исследовать механизмы
групповой динамики обеспечивающие
развитие социальных групп, такие как
разрешение групповых противоречий, идиосинкразитический
кредит, психологический обмен
Предполагается, что существуют
коммуникативные сети в социальных группах,
обеспечивающие передачу информации.
Различные сети эффективны по-разному
в разных ситуациях, так как имеют свои
достоинства и недостатки. Сплоченность
в группах обеспечивается степень совпадения
оценок, установок и позиций группы по
отношению к объектам (лицами, задачам,
идеям, событиям), наиболее значимым для
группы в целом. Лидерство и руководство
являются различными феноменами. Руководство
является системным феноменом, и для осуществления
эффективного руководства необходимо
лидирование руководителя в деловой (научной)
сфере и совершенно не существенно выполнение
им роли эмоционального лидера. Развитие
группы происходит за счет разрешения
внутригрупповых противоречий, психологического
обмена и идиосинкразитического кредита
предоставляемого лидеру.
1 Коммуникация
и сплоченность как виды групповой
динамики
1.1 Коммуникация в группах
Одной из важнейших проблем
во многих группах являются коммуникационные
связи между их членами. Коммуникация
-- это не просто языковое, письменное или
индивидуальное общение. Она рассматривается
прежде всего как основа структуры группы,
показатель физической и социальной близости
индивидов. Очевидно, что не все методы
получения информации и ее распределения
между индивидами могут приводить к эффективной
работе группы. Многие из них отрицательно
сказываются на ее сплоченности и возможности
совместных действий. Это должно учитываться
при управлении деятельностью группы.
К числу факторов детерминирующих групповую
эффективность относятся:
1) способность членов
группы к развитию организационной
структуры;
2) степень свободы, с которой
личность может функционировать
в группе, имея в виду, что независимость
действий члена группы обусловлена
не только доступностью получаемой
информации, но также и всевозможными
ситуационными моментами, действиями
других членов группы и оценкой
воспринимаемой субъектом ситуации;
3) насыщение или информационную
перегрузку, испытываемую членами
группы в позициях коммуникативной
сети; причем особенно чувствительны
к насыщению позиции, расположенные
в центре сети, и сами централизованные
сети, чем, кстати, нередко и объясняется
меньшая эффективность централизованных
сетей в решении сложных проблем;
4) уровень развития социальной
группы, способный в ряде случаев,
как свидетельствует материалы
работ, выполненных в рамках стратометрической
концепции коллектива, существенным образом
влиять на взаимосвязь рассматриваемых
переменных .
Влияние различных способов
коммуникаций на деятельность группы
было изучено А. Бавеласом. Он рассматривал
итоги деятельности групп из пяти членов
при различных способах коммуникации,
которые назвал так: «круг», «змея», «штурвал»,
«игрек», «паутина»
Способы коммуникации
в группе из 5 человек.
А. Бавелас установил, что схемы
коммуникаций при выполнении группового
задания в значительной степени влияют
на результаты действий группы. Например,
при выполнении несложных заданий в ограниченное
время наиболее эффективным способом
коммуникации является «штурвал», так
как в данном случае исключается общение
членов группы между собой. Они могут контактировать
только с лидером в центре «штурвала»,
который получает информацию от всех,
перерабатывает ее и выдает управленческие
указания. Для выполнения творческих работ,
где должно соблюдаться относительное
равенство при принятии решений, очень
хорош способ коммуникации «круг». Ни
один из членов группы не перегружен информацией,
каждый находится в равном положении и
может получить информацию от любого члена
группы; кроме того, здесь возможна и обратная
связь. «Круг» позволяет группе быстрее
ориентироваться на новые задачи, чем
это делает группа с другими способами
коммуникации. Каждый способ коммуникации,
таким образом, приводит к разным результатам
групповой деятельности.
Эффективная коммуникация быстрее
приводит к индивидуальной удовлетворенности
деятельностью группы, позволяет ее членам
наиболее полно выразить себя. Централизация
коммуникации фокусирует внимание членов
группы на специфических предметах и приводит
к концентрации усилий. Организация коммуникации
как в школьном классе, так и в рабочем,
трудовом коллективе на предприятии может
способствовать, с одной стороны, повышению
производительности, а с другой -- достижению
удовлетворенности в групповом взаимодействии.
Например, в результате изучения возможностей
лекционного метода и метода дискуссий
в студенческих группах было установлено,
что для заучивания лучше всего использовать
чтение лекций для больших групп (по аналогии
со способом коммуникации типа «штурвал»),
а для стимулирования самодеятельного
мышления в большей степени подходит дискуссионный
метод (аналогичный способу коммуникации
типа «круг»). Таким образом, использование
различных способов коммуникации в зависимости
от ситуации и целей группы позволяет
эффективнее решать практические проблемы.
1.2 Сплоченность
как ценностно-ориентационное единство
Данная концепция
была развита А.В. Петровским и сторонниками
стратометрической концепции групповой
активности.
Согласно А.В. Петровскому, «сплоченность
как ценностно-ориентационное единство
-- это характеристика системы внутри:
групповых связей, показывающая степень
совпадения оценок, установок и позиций
группы по отношению к объектам (лицами,.
задачам, идеям, событиям), наиболее значимым
для группы в целом» . Причем «ценностно-ориентационное
единство группы как показатель ее сплочения
отнюдь не предполагает совпадения оценок
и позиций членов группы во всех отношениях,
нивелировку личности в группе, например
в сфере вкусов, эстетических ценностей;
читательских интересов и т. д. Ценностно-ориентационное
единство в коллективе -- это прежде всего
сближение оценок в нравственной и деловой
сфере, в подходе к целям и задачам совместной
деятельности» .
Интересный анализ проводят
Г.М. Андреева и А.И. Донцов, соотнося
три психологических уровня разработанной
А.В. Петровским и модели многоуровневой
структуры межличностных отношений с
различными возможными проявлениями сплоченности.
Модель включает несколько слоев (страт),
каждый из которых характеризуется определенным
принципом построения межличностных отношений
и соответственно своеобразием проявления
тех или иных групповых феноменов и процессов.
В качестве центрального (ядерного) звена
берется сама предметная деятельность
группы, ее содержательные общественно-экономические
и социально-политические характеристики.
По существу данный слой определяет, как
можно думать, своеобразие социальных
(официальных) отношений в группе. Три
последующие страты являются психологическими
по своей сути. В первой из них фиксируется
отношение каждого члена группы к групповой
деятельности, ее целям, задачам, принципам,
на которых она строится, мотивация деятельности,
ее социальный смысл для каждого участника.
Во второй страте представлены межличностные
отношения, опосредствованным содержанием
групповой совместной деятельности, ее
целями и задачами, принанятыми, в группе
принципами и ценностными ориентациями
и т.п. Как подчеркивает А.В. Петровский,
«деятельностное опосредствование -- принцип
существования и принцип понимания феноменов
второй психологической страты» . Что
же касается третьего психологического
уровня групповой структуры, то он согласно
обсуждаемой модели представляет собой
поверхностный слой межличностных отношений,
применительно к которым ни коллективные
цели деятельности, ни общезначимые для
коллектива ценностные ориентации не
выступают в качестве основного фактора,
опосредствующего личные контакты членов
группы. Иными словами, отношения это уровня
свободны от детерминирующих влияний
реализуемы совместной деятельности.
Так, третьему психологическому уровню
модели соответствует, по мнению Г.М.Андреева
и А.И. Донцова, сплоченность, базирующаяся
преимущественно на эмоциональных контактах
членов группы, второму психологическому
уровню - сплоченность, выраженная в совпадении
у них ценностей, связанных с процессом
совместной деятельности, наконец; первому
психологическому уровню - сплоченность,
в основе которой лежит разделение всеми
членами группы общих целей групповой
деятельности, т. е. сплоченность как единство
целей групповой деятельности или целевое
единство группы.
Экспериментальное воплощение
обсуждаемого подхода представлено тремя
крупными исследовательскими направлениями.
Первое из них, преимущественно связанное
с работами Р.С. Немова и Ю.В. Янотовской,
ориентировано на изучение специфики
ценностно-ориентационного единства в
группах, различающихся по характеру реализуемой
ведущей деятельности. Работы второго
направления, выполненные Т.Б. Давыдовой,
В. В. Шпалинским и др., содержат материалы
о связи ценностно-ориентационного единства
группы с процессами социального контроля
в ней, ее организованностью и работоспособностью
(продуктивностью). Что же касается третьего
направления изучения сплоченности в
рамках рассматриваемого подхода, то его
разработка представлена главным образом
исследованиями А.И. Донцова, выделившего
одну из высших форм ценностно-ориентационного
единства в группе -- предметно-ценностное
единство, в котором отражено совпадение
ценностных ориентаций членов группы,
касающихся предмета совместной групповой
деятельности, и экспериментально показавшего
правомерность подобного понимания сплоченности.
Как видно из приведенных выше
материалов, трактовка сплоченности как
ценностно-ориентационного единства,
в особенности в наиболее ярко проступающих
деятельностно детерминированных его
образцах (например, в форме предметно-ценностного
единства), практически элиминирует из
анализа, этого группового феномена эмоциональную
его составляющую. Точнее будет сказать,
что составляющая эта принимается во внимание,
но, как подчеркивают сторонники обсуждаемого
подхода, лишь применительно к поверхностному
слою внутригрупповых отношений, каковым
и является третий психологический уровень
групповой структуры в концептуальной
схеме А.В. Петровского.
2 Реализация руководства
и лидерства в социальных группах
2.1 Руководство
и лидерство
Если посредством лидерства
упорядочивается система неформальных
отношений, а руководство выступает в
качестве фактора организации официальной
структуры, каково в таком случае оптимальное
сочетание указанных феноменов для успешного
функционирования группы? Иными словами,
как должны соотноситься между собой действия
руководителя и лидера, необходимо ли
руководителю реализовывать все возможные
(или хотя бы основные) лидерские роли
или достаточно довольствоваться какой-
то одной (но какой именно?) из них и т. п.?
Была поставлена задача выяснить, как
реализация руководителем определенной
лидерской роли влияет на эффективность
функционирования возглавляемого им научного
подразделения. В первом исследовании
в качестве критерия эффективности была
взята выявлявшаяся специальным вопросником
удовлетворенность научных сотрудников
различными аспектами членства в коллективе.
Кроме того, измерялась степень реализации
руководителем двух лидерских ролей: роли
делового лидера (она «складывалась» из
выполнения каждым членом коллектива,
включая руководителя, своего рода субролей
критика, аудита, генератора идей, организатора,
научного авторитета) и роли эмоционального
лидера (она «складывалась» из характеристик
межличностных контактов членов коллектива).
Полученные данные позволили разбить
изучавшиеся коллективы на две примерно
равные группы: с руководителем-лидером
и руководителем-нелидером (имелись в
виду оба типа лидерства: деловое и эмоциональное).
В результате статистического анализа
было установлено, что рост удовлетворенности
сотрудников членством в коллективе связан
главным образом с лидированием руководителя
в деловой (научной) сфере и мало зависит
от выполнения им роли эмоционального
лидера. При этом в структуре самой роли
делового лидера наибольший удельный
вес имели суброли научного авторитета
и генератора идей.
Во втором исследовании набор
критериев эффективности научного коллектива
был расширен: в него наряду с удовлетворенностью
вошли мотивация научных работников, как
и удовлетворенность, выявлявшаяся специальным
вопросником, и продуктивность работы
коллектива, оценивавшаяся экспертами.
Были внесены изменения и в рассмотрение
лидерства. Они выразились, во-первых,
в увеличении числа лидерских ролей, соотносимых
с ролью руководителя: была выделена роль
мотивационного лидера, или мотиватора
(ею характеризовалась способность членов
коллектива неформально побуждать своих
коллег к занятию научной деятельностью).
Другое новшество касалось особенностей
измерения лидерства. В связи с тем, что
почти во всех исследовавшихся на данном
этапе работы коллективах руководители
являлись одновременно деловыми и мотивационными
лидерами (не будучи, заметим, в подавляющем
своем большинстве таковыми в эмоциональной
сфере) и это обстоятельство, по существу,
исключало возможность разбиения эмпирической
выборки на две хотя бы приблизительно
равные группы (с руководителями -- лидерами
и нелидерами), была использована дополнительная
вычислительная процедура, позволившая
получить своеобразный индекс лидерства,
выражавший степень неофициального влияния
руководителя в определенной сфере жизнедеятельности
коллектива, т. е. фактически величину
его лидерского потенциала. И наконец,
если на первом этапе исследования брались
разнородные по характеру научной деятельности
коллективы (естественнонаучного, гуманитарного,
технического профиля), то на втором этапе
работа велась с монопрофильной выборкой
(коллективы молекулярных биологов). Основываясь
на предварительном анализе собранных
материалов, решено было принять во внимание
два лидерских индекса руководителя: индекс
делового лидерства (ИДЛ) и индекс мотивационного
лидерства (ИМЛ) как имеющие достаточно
высокие величины. Что же касается индекса
эмоционального лидерства (ИЭЛ), то практически
у всех руководителей он был низок и представлялось
нецелесообразным рассматривать его связь
с параметрами эффективности коллектива.
В зависимости от величины лидерских
индексов руководители образовали две
выборки: с высоким и низким ИДЛ и ИМЛ.
Определения «высокий» и «низкий» в рассматриваемом
случае довольно условны, поскольку различия
между выборками в средних цифровых выражениях
оказались невелики, хотя и статистически
достоверны.
Сопоставление количественных
показателей удовлетворенности и мотивации
научных работников, входящих в коллективы,
возглавляемые руководителями с разными
лидерскими индексами, обнаружило заметные
преимущества в пользу коллективов с высоким
ИДЛ и ИМЛ руководителя.
Отметим также еще несколько
существенных моментов, касающихся мотивационного
потенциала руководителя. Он, во-первых,
является важным условием роста такого
показателя продуктивности научного коллектива,
как вклад в развитие науки. Получены статистически
достоверные различия по этому параметру
между коллективами с высоким и низким
ИМЛ руководителя. Кроме того, этот индекс
оказался единственным из трех лидерских
индексов, давшим статистически значимые
корреляции со стремлением научных работников
остаться в своем институте (r=0,610 при р<0,10)
и с вкладом в развитие науки (r=0,882 при
р<0,01). Последний результат служит, на
наш взгляд, еще одним доказательством
роли мотивационного потенциала руководителя
в обусловливании продуктивности коллективной
научной деятельности.