Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:31, курсовая работа
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Для того чтобы обеспечивать выживаемость, необходимо, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.
Важным этапом совершенствования планирования явилась реформа 1965 г., когда начал осуществляться переход к экономическим методам управления. В стране было предусмотрено расширение сферы товарно-денежных отношений в качестве необходимой базы для усиления материального стимулирования и повышения эффективности общественного производства. Среди других показателей на первое место была поставлена прибыль. С помощью цен стимулировалось производство товаров более высокого качества путем установления надбавок к ценам. Для товаров пониженного качества предусматривались скидки. В результате в экономическом развитии страна добилась существенных успехов. Для последующих пятилетних планов было характерно упорное стремление следовать пропорциям восьмой пятилетки, хотя экономика явно сопротивлялась этому. Снижение темпов экономического роста ограничивало объем ресурсов, которые могли быть направлены на социальные нужды. Плановики понимали, что решение этих проблем возможно лишь в условиях резкого повышения эффективности общественного производства. Кроме того, принималось множество решений директивного характера о развитии отдельных отраслей и регионов, которые считались обязательными для учета в планах. Нередко Госплан СССР, приступая к разработке очередного плана, обнаруживал, что объемы капитальных вложений на плановый период по большинству отраслей заранее определены вышедшими решениями. Народнохозяйственные пропорции уже в планах деформировались, так как плановики обязаны были максимально выполнить директивные решения. Следующий этап связан с принятием в 1979 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качество работы", которым предусматривалось усиление роли пятилетних планов и расширение применения норм и нормативов при их формировании. Однако это постановление практически не реализовывалось и в конце 80-х гг. стала осуществляться коренная перестройка управления экономикой.
В 1987 г. был разработан и принят сборник документов "О коренной перестройке управления экономикой", среди которых одним из важнейших явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О перестройке планирования и повышении роли Госплана СССР в новых условиях хозяйствования". Деятельность Госплана подверглась резкой критике. Был намечен ряд мер по повышению научной обоснованности планов, улучшению работы плановых органов, переходу от преимущественно административных к экономическим методам, обеспечению условий для деятельности предприятий на принципах полного хозрасчета и самофинансирования. Сократилось количество утверждаемых показателей. С 1988 г. предприятиям стали доводиться контрольные цифры-ориентиры, государственный заказ, лимиты и экономические нормативы. Контрольные цифры отражали общественные потребности в продукции, производимой предприятием, и минимальный уровень эффективности производства. Они не утверждались, а носили ориентирующий характер.
Последующие этапы совершенствования прогнозирования и планирования (с начала 90-х гг.) связаны с переходом к рынку и распадом СССР. Страны СНГ начали с учетом особенностей экономики осуществлять поиск подходов к планированию экономического и социального развития в условиях рыночных отношений.
Современная практика прогнозирования опирается на развитый математико-статистический инструментарий и насчитывает сотни моделей, а также массу разнообразных приемов расчетов. Стремительное развитие информационных технологий в конце ХХ-начале ХХI вв. предопределило необходимость принятия сильно структурированных решений в истории развития прогнозирования. Широко применяются методы оптимального программирования и исследования операций, сложные статистические методы (наименьших квадратов, скользящих средних, экспоненциального сглаживания, гармонических весов и т.д.), а также методы экспертных оценок (Дельфи, мозговой атаки) и методы моделирования (логического, экономического, информационного, имитационного и т.д.).
Проблемы прогнозирования в течение последних десятилетий стали особенно сложными вследствие быстрых изменений в экономике. Основной проблемой прогнозирования на отечественных предприятиях является снижение уровня прогнозирования, что обусловлено объективными и субъективными причинами. Объективные причины заключаются в недостатках централизованной системы прогнозирования, созданной в дореформенный период, которая оказалась неадекватной изменившимся условиям работы предприятий. Субъективные причины обусловлены недостаточной квалификацией руководителей и специалистов по прогнозирования предприятий. Кроме того, важными проблемами прогнозирования на российских предприятиях в настоящее время являются следующие:
Ограничивающими факторами, отрицательно влияющими на использование прогнозирования в отечественных условиях, являются чрезмерно высокая степень неопределенности на российском рынке, которая снижает масштабы и горизонты прогнозирования, а также низкий уровень накопления капитала на предприятиях, не позволяющий осуществлять эффективные затраты на организацию прогнозирования. [5; 88]
Проблемы прогнозирования
Прогнозирование как наука сформировалась в начале XX века, что было связано с развитием и усложнением производства, требовавшего новых подходов к управлению. Повышение неопределенности среды функционирования предприятия потребовало разработки новых подходов к прогнозированию. Прогнозирование играет ведущую роль в повышении эффективности деятельности предприятия, поскольку способствует достижению основной цели предприятия, которая заключается в получении максимальной прибыли на основе удовлетворения спроса потребителей. Это достигается за счет координации деятельности предприятия, выявления рисков и разработки мер по их предотвращению, объективной оценки деятельности предприятия, рационального распределения ресурсов, повышения производительности труда, снижения неопределенности результата и т.д. Для осуществления роли в повышении эффективности деятельности предприятия прогнозирование должно основываться на ряде принципов, важнейшими из которых являются системность, компетентность, оптимальность, адаптивность, учет ограниченности ресурсных возможностей, научная обоснованность прогнозов. [3; 9]
Рассмотрение прогнозной деятельности как исследования будущих событий и явлений в развитии объекта требует определения методологических принципов, составляющих конструктивную основу для разработки и использования прикладных методов прогнозирования.
Принцип прогнозирования характеризует основное исходное положение или идею теории. Рассмотрим основные принципы прогнозирования и для удобства сведем их в таблицу 1.1.3.
Таблица 1.1.3
Основные принципы прогнозирования финансовой устойчивости предприятия
Принцип |
Характеристика прогнозирования финансовой устойчивости предприятия |
Системность |
Означает требование взаимоувязанности и соподчиненности объекта, прогнозного фона и элементов прогнозирования в соответствие с целями и задачами исследования. |
Согласованность |
Означает необходимость согласования поисковых и нормативных прогнозов различной природы и различного срока упреждения времени. |
Альтернативность |
Связан с возможностью развития объекта исследования и его отдельных элементов по разным траекториям, при разных взаимосвязях и структурных соотношениях. Определение возможных путей развития объекта. |
Вариантность |
Означает требование разработки вариантов прогноза, исходя из вариантов прогнозного фона. |
Непрерывность |
Заставляет производить |
Верифицируемость |
Означает потребность в |
Наблюдаемость |
Обеспечивает исследователя по возможности достаточными и достоверными статистическими данными. |
Эффективность |
Определяет необходимость |
Повышение эффективности деятельности предприятия невозможно без решения проблем прогнозирования. Выбор конкретного метода прогнозирования во многом зависит от наличия и качества информационной базы. В данном случае важен принцип наблюдаемости, который обеспечивает исследователя достаточными, по возможности, и достоверными статистическими данными [13; 22].
Важнейшим принципом, позволяющим объединить на общей методологической базе все многообразие методов прогнозирования в исследовании процессов самой разной природы, является принцип системности. Принцип системности прогнозирования определяет необходимость взаимосвязанности и соподчиненности прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов с учетом обратных связей. Практическая реализация этого принципа означает соответствие прогнозов содержанию каждого элемента прогнозируемой системы и одновременно получение целостной картины развития экономического объекта в будущем. Соблюдение этого принципа особенно важно при прогнозировании перспектив развития сложных больших экономический систем, а также при согласовании перспектив развития объекта прогнозирования и прогнозного фона.
Принцип согласованности
Принцип вариантности прогнозирования требует разработки вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочей гипотезы, постановки цели и вариантов прогнозного фона. Главная проблема практической реализации этого принципа состоит в том, чтобы отделить реалистичные, осуществимые варианты развития от вариантов развития, которые при прогнозируемых условиях не могут быть реализованы.
Принцип непрерывности прогнозирования требует корректировки прогнозов по мере необходимости при поступлении новых данных об объекте прогнозирования.
Принцип адекватности означает максимальное
приближение теоретической
Методы прогнозирования можно разделить на два больших класса: фактографические (т.е. количественные, основанные на экстраполяции уже известных тенденций и моделей) и экспертные (т.е. качественные, составляемые на основе оценок экспертов и дающие представление о возможных принципиальных изменениях в прогнозируемой системе). Для прогнозирования потребительской привлекательности товаров и услуг в современных условиях применяются методы прогнозирования, представленные в табл. 1.1.4
Таблица 1.1.4.
Фактографические (количественные) и экспертные (качественные) методы прогнозирования финансовой устойчивости предприятия
Наименование метода |
Описание |
Статистический метод |
Объединяет совокупность методов обработки количественной информации об объекте прогнозирования по принципу выявления содержащихся в ней математических закономерностей развития и математических взаимосвязей характеристик с целью получения прогнозных моделей. |
Прогнозная экстраполяция |
Основной упор делает на
выделение наилучшего в |
Метод исторической аналогии |
Основан на установлении и использовании аналогии объекта прогнозирования с одинаковым по природе объектом, опережающим первый в своем развитии |
Опережающий метод прогнозирования |
Данный метод основан на использовании свойства научно-технической информации, суть которого состоит в опережении реализации различных научно-технических достижений |
Патентный метод прогнозирования |
Основан на анализе и оценке изобретений, новшеств по принятой системе критериев и исследовании динамики их патентования |
Публикационный метод |
Основан на оценке публикаций об объекте прогнозирования по принятой системе критериев и исследовании динамики их опубликования |
Прогнозирование по портфелю заказов |
На основе имеющихся или предполагаемых
заказов потенциальных |
Казуальные методы |
В основе данных методов лежит поиск факторов, определяющих изменение прогнозируемого показателя; к ним относятся методы корреляционно-регрессионного анализа, ведущих индикаторов и др. |
Казуальные методы |
В основе данных методов лежит поиск факторов, определяющих изменение прогнозируемого показателя; к ним относятся методы корреляционно-регрессионного анализа, ведущих индикаторов и др. |
Метод экспоненциального сглаживания |
Распространенный прием |
Метод сценариев |
Описывается возможный ход событий с указанием вероятности их решений. В сценарии определяются основные факторы. Которые должны быть приняты во внимание, и указывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события. |
Метод экспертных оценок |
Эксперт основывает свое суждение на группе причинных факторов, действующих в рамках определенного сценария, оценивая вероятность их реализации и их вероятное влияние на изучаемый показатель. |
Моделирование |
Методы моделирования основаны на предположении постоянства основных причинно-следственных отношений между характеристиками исследуемого процесса и влияющими на него факторами, которые были зафиксированы в прошлом. |