Пути совершенствования фирменной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и особенности фирменной торговли, провести маркетинговые исследования сети фирменных магазинов, сделать выводы о фирменной торговли на основе полученных данных. В соответствии с поставленной целю, задачами курсовой работы являются:
- определить понятие и роль фирменной торговли в Республике Беларуси;
- изучить особенности фирменной торговли на примере сети фирменных магазинов;
- выявить пути совершенствования организации фирменной торговли.

Содержание

Введение
Сущность и содержание фирменной торговли в системе маркетинга
Понятие и специфика фирменной торговли
Возникновение и развитие фирменных магазинов, их роль.
Развитие фирменной торговли в Республике Беларусь
Роль и возможности фирменной торговли в системе маркетинга на примере ОАО «Могилевский мясокомбинат»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Могилевский мясокомбинат»
2.2 Маркетинговые исследования сети фирменных магазинов «Богатырская еда» методами анкетирования и наблюдения.
2.2.1 Маркетинговые исследования методам анкетирования
2.2.2 Маркетинговые исследования методам наблюдения
3. Пути совершенствования фирменной торговли
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 296.75 Кб (Скачать файл)

В анкетировании приняло  участие 30 человек: 23 женщины и 7 мужчин.

По возрастной группе респонденты  разделились на:

до 20 лет  - 7%, 20-30 лет – 30%, 31- 40 лет – 40%, 41-50лет – 3%, и более 50 лет – 6 человек.                                                                                

20% опрошенных являются студентами/учащимися, 27% - рабочими, 20% - пенсионерами , 3% - госслужащими, 7% -домохозяйками, 7%- бизнесменами, 3% - безработными, 13% - специалистами.

В среднем в каждой семье  проживает по 3 человека, из которых ведут хохяйство два человека.

В зависимости от дохода респонденты разделились на следующие  группы:

До 1 000 000 руб.                    30%;

1 000 000 – 4 000 000 руб.      63%;

Более 4 000 000 руб.               7%;

Ответ респондентов на первый вопрос анкеты  представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Ответы респондентов на вопрос

По рисунку  мы видим, что преобладающее большинство людей приобретают мясную продукцию раз в несколько дней.

На второй вопрос «Употребляете ли вы продукцию ОАО «Могилевский мясокомбинат»?» анкеты респонденты ответили единогласно «да», следовательно с продукцией знакомы 100% опрашиваемых.

На третий вопрос «Какое отношение у Вас к продукции ОАО «Могилевский мясокомбинат»?» респонденты ответили следующим образом:

У 80 % опрашиваемых отношение положительное, у 20% нейтральное.

На четвертый вопрос «Укажите, какие факторы являются для Вас наиболее значимыми при покупке мясной продукции(от 1 – самые значимые, до 9 – наименее значимые)» респонденты ответили так:

 

 

Рисунок 2 – Ответы респондентов на четвертый вопрос

Данный вопрос анкеты был  полузакрытым, т.е. респондент мог предложить свой вариант ответа. Но никто из респондентов не предложил свой вариант.

 На пятый вопрос «Где Вы  обычно приобретаете мясную продукцию?» респондеты ответили следующим образом:

Рисунок 3 – Ответы респондентов на четвертый вопрос

 

Шестой  вопрос был открытым и задан с целью выяснения ошибок конкурентов в их мясной продукции. Ответы респондентов были следующими:

ИЗАО «Белатмит» не удовлетворяет потребностям покупателей, т.к.  продукция не отличается высоким качеством.

Так же респонденты ответили, что не употребляют мясную продукцию российского производства, из-за того, что продукция очень низкого качества.

Еще упомянули частное предприятие «ИНКО-ФУД», которое не удовлетворяет потребностям покупателей.

На седьмой вопрос «Были ли Вы в фирменном магазине  «Богатырская еда» ОАО «Могилевского мясокомбината» ?»  30% респондентов ответили нет, 70% - да.

Ответы респондентов на восьмой вопрос представлены на рисунке 4

 

Рисунок 4 – Ответы респондентов на восьмой вопрос

На девятый вопрос анкеты «Устраивает ли Вас уровень обслуживания в сети фирменных магазинов «Богатырская еда»?» 30% респондентов ответили «да, абсолютно», 60% - «да, но могло быть и лучше » и 10% - «нет». При более детальном опросе, выяснилось, что не во всех магазинах «Богатырская еда» хороший уровень обслуживания. Посетители магазина не довольны уровнем знания продавцов своей продукции. А несколько респондентов сообщили о том, что они столкнулись с хамским поведением продавцов. 

 

На дясятый вопрос «Довольны ли Вы стоимостью продукции мясокомбината в фирменных магазинах?» 80% респондентов ответили «да», обосновав это тем, что продукция хорошего качества соответствует своей цене. 20% респондентов ответили «нет», сказав, что можно было и немного снизить цену.

 

И на одиннадцатый вопрос «Хотели бы Вы, чтобы в магазинах «Богатырская еда» проводились дегустации мясной продукции?» респонденты разделились на 75% и 25% соответственно ответам «да, конечно» и «мне все равно». Ответа «нет» из респондентов не сказал ни один человек.

 

2.2.2 Маркетинговое  исследование методом наблюдения

Наблюдение – это всегда направленное систематизированное  непосредственное прослеживание и  фиксирование (регистрация) значимых явлений, процессов, событий, принципов и  поступков людей. Оно позволяет  не только зафиксировать интересные факты, но и проверить полученные ранее данные; получить как предварительные  представления об объекте, так и  дополнительные сведения о нем.

При проведении  наблюдения должны соблюдаться следующие требования:

- наблюдение должно осуществляться  в относительно короткий промежуток  времени с тем, чтобы изменение  окружающей обстановки не повлияли  на изучаемое поведение;

- интересующие процессы  и явления должны быть доступны  для наблюдателя;

- наблюдению следует подвергать  такое поведение, в основе которого  не лежит часто повторяющаяся  систематизированная деятельность.

Нами были проведены структурированные  наблюдения, которые подразумевают  под собой формализованную процедуру, при которой наблюдатель заранее  определяет единицы наблюдения. Целью  проведения данных наблюдений является изучение работы фирменных магазинов «Богатырская еда» могилевского мясокомбината. Наблюдения проводились в магазине «Богатырская еда» (Фирменный магазин №12), г. Могилев, ул. Первомайская, 27(весь список фирменных магазинов, а так же мест, где можно приобрести продукцию могилевского мясокомбината можно увидеть в приложении Б). В течение 10 минут мы фиксировали поведение покупателей, при совершении покупки, а так же поведение продавцов. Оценили интерьер магазина. В магазине кроме продукции могилевского мясокомбината, так есть прилавки с молочной продукцией, вино-водочный отдел, табачный отдел, отдел хлебобулочных изделей и Наблюдение проводилось в 17.00. За время наблюдений в магазин зашел 31 человек. Из них к прилавку с мясной продукцией подошли 17 человек: 12 женщин и 5 мужчин. Они целенаправленно шли к прилавку, поэтому можно сделать вывод, что эти посетители не единожды бывали в этом магазине.

 Женщина купила батон  вареной колбасы высшего сорта  «Докторская», за ней мужчина варено-копченая салями "Ветчинная" высшего сорта, так же были куплены сардельки, копчености и свежее мясо. Большинство покупатели не ограничились одним видом продукции, а покупали и мясо и колбасы и т.п. Так же только пару человек купили продукции в районе 300-400 грамм и менее.

Витрины с мясной продукцией расположены прямо по центру магазина и находятся напротив выхода. Поэтому, когда заходишь в магазин сразу бросается в глаза мясная продукция. В магазине расположены три стеклянные витрины, в одной варено-копченая продукция, в другой вареная, а в третьей полуфабрикаты.

При покупке товара, продавец вел себя приветливо и по просьбе  потребителя рассказать про продукт, отвечал емко и по существу. О  чем можно сделать вывод, что  продавцы хорошо осведомлены о той  продукции, которую продают. 

Магазин расположен рядом с дорогой, хорошо просматривается и расположен по пути следования пешеходов. Над магазином висит огромная желтая вывеска с логотипом и надписью «Богатырская еда». Ниже более мелким шрифтом написано, что в магазине продается продукция могилевского мясокомбината.

Одним из преимуществ магазина является возможность оплаты покупок  при помощи пластиковых карточек, а также наличие инфокиоска непосредственно в помещении магазина перед входом в торговый зал, то есть увеличивается вероятность того, что зайдя в магазин оплатить услуги, покупатель так же приобретет продукцию. Наибольший поток покупателей наблюдается в утренние часы (с 10.00 до 12.00), так как в это время привозят свежую мясную продукцию,  субпродукты, свежее мясо; в предпраздничные дни. В выходные дни в магазине можно часто встретить целые семьи, которые совершают покупки в большом размере.

 

3. Пути совершенствования  фирменной торговли

В условиях развития рыночных отношений  особую актуальность приобретает вопрос о повышении эффективности фирменной  торговли. Её развитие во многом зависит  от применения совершенной технологии, рационального использования торговых площадей, оснащения магазинов современным, высокопроизводительным торговым оборудованием.

Отечественный и зарубежный опыт подтверждает, что наиболее эффективным методом  розничной  продажи является самообслуживание, которое позволяет при наименьших трудовых и материальных затратах добиваться наиболее высокой эффективности труда работников фирменных магазинов и улучшать качество обслуживания населения. Структура затрат  времени покупателя в  магазинах, имеющими традиционный метод продажи товаров  - через прилавок и магазинах самообслуживания представлена в табл. 5.

Таблица 5 -  Структура затрат времени покупателей при применении различных  методов продажи товаров

Показатель

Методы продажи  товаров

 Самообслуживание

Традиционный

Все затраты  времени, %

100

100

в том числе:

   

на отбор  товаров

65

29

на ожидание в очереди к продавцу

13

40

на получение  товаров

4

9

на кассовый расчет

18

22

Затраты времени  на покупку одного товара, % ко времени  для магазина с обслуживанием  через прилавок

 

58

 

100


 

 

По данным таблицы, можно отметить, что в магазинах самообслуживания наибольший удельный вес в общей  сумме затрат времени на покупку  занимает время, отведенное на  отбор товаров. Однако это не означает, что покупатель в магазине самообслуживания предоставлен сам себе. Наоборот, продавцы-косультанты  могут уделить покупателям больше времени и дать им в случае необходимости хороший и дельный совет, квалифицированную консультацию.

Важное условие повышения эффективности  работы фирменных магазинов –совершенствование торгово-технологического процесса в них, позволяющее более рационально использовать материально-техническую базу предприятий. 
Решение этого вопроса во многом зависит от совершенствования планировки торговых залов и рационального размещения оборудования. Существенные резервы в повышении эффективности работы фирменных магазинов самообслуживания заключается в увеличении установочной и выставочной площадей. Также следует максимально использовать вместимость оборудования.

В Республике Беларусь  розничный товарооборот фирменной торговли составляет 3,9 % от общего объема товарооборота торговых организации. Тем не менее, большое число фирменных магазинов пока не удовлетворяют требованиям изложенным в Типовом положении о фирменном магазине.

Министерство торговли, также как  и органы управления торговлей исполкомов, уделяют недостаточное внимание вопросам оказания помощи фирменным магазинам по организации их работы, отработке технологии, подготовке кадров. Для устранения этих недостатков необходимо организовать повышение квалификации кадров специалистов министерств, концернов, исполкомов, руководителей и специалистов фирменных магазинов. Со своей стороны министерствам, концернам, имеющим фирменную торговую сеть, необходимо проанализировать кадровый состав специалистов, укрепить ответственные должности квалифицированными специалистами.

Все эти упущения, отрицательно сказываются  на работе фирменных  торговых объектов. Причём к общим недостаткам, свойственным торговле в целом (это – нарушение правил торговли, неудовлетворительное санитарное состояние, перебои в торговле и т.д.), добавились и свои, присущие только фирменной торговле. Во многих фирменных магазинах покупательский спрос не изучается, часть из них работает до 17 – 18 часов, с выходными в субботу и воскресенье, от чего уже давно ушла государственная, и частная торговля. Для устранения этого недостатка облисполкомам  необходимо ещё раз пересмотреть режим их работы, максимально приблизив его к интересам населения, причём особенно это касается торговли продовольственными товарами.

Также существует такая серьезная  проблема работы фирменной торговой сети, как монополизация рынка. Некоторые  предприятия значительную часть  своей продукции реализуют через  свою фирменную торговую сеть, в  результате чего в остальных торговых объектах ощущается недостаток этих товаров.

Следует отметить в качестве проблемы , политику ценообразования фирменной торговой сети. Если фирменный магазин является структурным подразделением предприятия, не являясь юридическим лицом, то это даёт ему возможность создать иногда иллюзию дешевизны товаров в своём магазине, так как реальные затраты магазина (арендная плата, коммунальные услуги, транспортные расходы и т.д.) относятся на себестоимость продукции, а значит и ведут к её удорожанию в остальной торговой сети.

Для устранения этой проблемы необходимо создать равные условия деятельности для всех торговых  объектов, придав статус юридического лица всем фирменным магазинам, что в конечном итоге должно привести к некоторому снижению себестоимости выпускаемых товаров и соответственно к снижению розничной цены.

В связи с чем необходимо установить со стороны государственных органов контроль за выполнением законов и положений о фирменной торговле. 

 

 

Заключение

На основании исследований, проведенных в курсовой работе, можно сделать следующие выводы:

В современных условиях необходимость  функционирования фирменных магазинов  приобретает особую актуальность. Переход  к рынку требует глубокого  изучения и учета всех звеньев  цепи продвижения товара к потребителю, начиная от зарождения идеи, создания товара и заканчивая его продажей. Для эффективного управления рынком необходима межотраслевая скоординированная  деятельность промышленности, торговли, ценообразования, рекламы и т.п. В  настоящее время основная роль фирменной  торговли заключается в том, что  она помогает промышленным предприятиям приспособиться к рыночным условиям хозяйствования и успешно реализовывать  свою продукцию на рынке.

Информация о работе Пути совершенствования фирменной торговли