Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:47, курсовая работа
Целью работы является обоснование внедрения на региональный рынок нового банковского продукта. Задачи работы:
- дать понятие банковского продукта;
- провести анализ состония и тенденции развития банковского рынка;
- дать характеристику банка;
- сделать предложения по внедрению нового банковского продукта;
- сделать экономическое обоснование внедрения нового банковского продукта.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ, БАНКОВСКАЯ УСЛУГА. ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НА РЫНОК 5
1.1 Понятие банковских продуктов 5
1.2 Классификация банковских продуктов 8
1.3 Особенности внедрения на рынок банковского продукта 10
2. АНАЛИЗ СОСТОНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО РЫНКА 14
2.1 Анализ регионального банковского рынка 14
2.2 Анализ российского банковского рынка 18
2.3 Структура банковского рынка 22
3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОГО БАНКОВСКОГО ПРОДУКТА 26
3.1 Характеристика банка 26
3.2 Предложение по развитию продуктового портфеля 28
3.3 Экономическое обоснование внедрения нового продукта 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
- любой вид продукции должен полностью соответствовать запросам потребителей,
- продукт должен опираться на сильные стороны деятельности банка или его подразделения,
- продукция кредитного учреждения призвана быть лучше предложений его конкурентов,
- любая новая продукция, которую банк предоставляет клиентам, должна пользоваться поддержкой его руководства,
- разрабатываемые продукты обязаны иметь упреждающий, стратегический характер. [10.47]
Существенное значение для банков при разработке и внедрении на рынок новых банковских продуктов имеет анализ клиентских симпатий и предпочтений по отношению к предлагаемым услугам.
Маркетинг банковских продуктов применительно к юридическим лицам чаще исходит из необходимости для кредитного учреждения обеспечить их группировку по различным признакам. Прежде всего, предприятия рационально ранжировать по уровню их финансовых возможностей и объему потребляемых банковских услуг. Для конкретных банков особое значение может иметь характер рыночной деятельности клиента, особенности которой способны открыть для банка дополнительные возможности, в том числе и в сфере предоставления новых или обновленных банковских продуктов.
Кредитные учреждения в странах с развитой рыночной экономикой осуществляют обслуживание физических и юридических лиц, предоставляя им около 270 видов различных услуг.
Особенности банковских услуг состоят в следующем:
- банковские услуги в своей основе абстрактны, то есть не имеют материальной субстанции,
- оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах и качествах,
- абстрактные банковские услуги приобретают конкретный характер на основе договорных отношений,
- купля-продажа большинства банковских услуг характерна протяженностью во времени.
Коммерческий банк обязан предлагать клиентам набор услуг, который может быть реализован рентабельно. Указанные услуги предоставляются в такой форме, по такой цене, в такое время и в таком месте, которые отвечают запросам клиентуры.
Важную роль при подготовке решения о внедрении той или иной формы банковской услуги играют прошлые успехи или неудачи банков в смежных сферах деятельности. Иными словами, выражение «на ошибках учатся» является одной из особенностей банковского менеджмента.
Важной чертой продукта банка является его имидж. Имидж - это распространенное и достаточно устойчивое представление об отличительных либо же исключительных характеристиках продукта, придающих ему своеобразие и выделяющих его из ряда аналогичных продуктов. Имидж продукта складывается под воздействием следующих факторов:
- имидж банка, разрабатывающего либо же реализующего данный продукт,
- качество продукта,
- характеристики аналогичного продукта других банков,
- критерии, нормы и предпочтения клиентов, пользующихся указанным продуктом.
Имидж продукта не занимает пассивной позиции по отношению к отмеченным факторам. Он сам, в свою очередь, оказывает на них существенное влияние, что приводит к их трансформации. Данные факторы в свою очередь находятся в активном взаимодействии и воздействуют как друг на друга, так и на всю совокупность данных факторов.
В отличие от имиджа банка, обычно связанного с ролью, которую он играет в жизни общества и экономике, имидж продукта в концентрированном виде выражает отличительные особенности продукта, выделяющие его в кругу аналогов, либо же наделяющие его потребительские функции особыми, специфическими качествами.
В подавляющем большинстве
За первое полугодие 2012 года суммарные работающие активы национального банковского сектора выросли на 2 трлн 783 млрд и достигли 37 трлн 674 млрд рублей. Темпы их прироста составили 16% годовых. Хотя это и говорит об уверенном развитии активных операций, все же следует признать существенное замедление роста (по итогам 2011 года эти темпы составили 25%).
С географической точки зрения работающие активы банковского сектора России распределены предельно неравномерно. На 63% они приходятся на банковский сектор Москвы, и лишь на 37% — на банковский сектор всех остальных регионов России. При этом наибольший вклад в формирование работающих активов банковского сектора «региональной России» внесли банковские системы Приволжского (8,8% национальных), Северо-Западного (6,5%) и «обезглавленного» Центрального (5,8%) федеральных округов, а работающие активы банковского сектора Уральского и Сибирского федеральных округов составили по 5,2% от национальных.
Что касается прироста работающих активов в первом полугодии, то в «региональной России» очевидными «окружными» лидерами стали банковские системы Приволжского (+288 млрд) и Сибирского (+231 млрд рублей) федеральных округов, а по темпам этого прироста не было равных банковскому сектору ДВФО (+31% годовых) и СФО (+27%). Таким образом, активные операции в названных округах развивались едва ли не кратно лучше, чем и по «региональной России» (+18% годовых), и стране в целом (+16%). Наглядной иллюстрацией сказанному является диаграмма 1: самый депрессивный в России на протяжении всего периода кризиса банковский сектор Сибирского федерального округа сегодня уверенно «нагоняет» средние показатели по «региональной России».
Рис.1. Динамика работающих активов
Наибольший вклад в прирост работающих активов банковского сектора СФО за полугодие внесли банковские системы Новосибирской области (+183 млрд рублей), Красноярского края (+57 млрд), Иркутской (+19 млрд) и Омской (+12 млрд) областей. При этом приросты по банковским системам остальных регионов были не слишком заметны, а банковский сектор Кемеровской области (-31 млрд) и Алтайского края (-23 млрд) отметились изрядным сокращением работающих активов. Впрочем, сокращения работающих активов в банковском секторе Кузбасса и Алтайского края не имели никакого отношения к положению на банковском рынке этих регионов (и тот, и другой уверенно росли), а объяснялись консолидацией региональных активов Сибирского банка Сбербанка России на его «новосибирском» балансе.
В целом уверенное восстановление кредитования в Сибирском федеральном округе, которое продолжилось в 2012 году, весьма позитивно сказалось на финансовой состоятельности предприятий и на просроченной задолженности, доля которой только за первое полугодие 2012 года сократилась с 4,9% до 4,6%. (Напомним, что еще в конце 2010 года доля официальной просрочки по банковскому сектору Сибирского федерального округа превышала 7,2%). Такое улучшение качества совокупных портфелей неминуемо повышает аппетит к риску у сибирских банкиров. К сожалению, прежде всего в рознице, где ситуация уже не отличается от предкризисной, деньги готовы давать почти всем, что просто гарантирует в недалеком будущем новые риски и проблемные активы. Впрочем, на растущем рынке рост просрочки в розничном сегменте пока попросту незаметен (+5,5% годовых). Гораздо серьезнее положение в корпоративном сегменте, где темпы роста просроченной задолженности в первом полугодии уже превысили 20% годовых. Впрочем, и аппетиты большинства банкиров в этом сегменте оказались гораздо скромнее (18% годовых прироста), что на вяло растущем рынке методично ведет к ухудшению качества корпоративных портфелей, поскольку просрочка растет быстрее самой задолженности предприятий и организаций.
Перечень и анализ влияния базовых факторов внешней среды, характеристик банковской сферы, рассматриваемых в рамках Стратегии (Стратегия развития банковского сектора Красноярского края до 2020 года) представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1 - Результаты SWOT-анализа банковского сектора
Внешнее окружение |
Банковский сектор Красноярского края |
Возможности |
Сильные стороны |
ускорение экономического развития региона, как за счет внутренних источников (реинвестирование растущих доходов хозяйствующих субъектов на цели простого и расширенного воспроизводства), так и за счет притока средств государственных и частных инвесторов; формирование национальных институтов развития, готовых к партнёрству с кредитными организациями, в том числе с региональными банками; расширение федеральных и/или краевых целевых программ инфраструктурной направленности (модернизация/замена ветхого жилого фонда и инженерной/коммунальной инфраструктуры; обустройство инфраструктурой земельных участков под новое строительство); развитие телекоммуникационных и информационных технологий (как предпосылка распространения высокотехнологичных банковских продуктов); постоянное увеличение страхового возмещения по вкладам. |
близость к клиентуре: лучшая осведомленность об особенностях ведения бизнеса, следовательно, возможность более точной оценки рисков и, как правило, оперативность принятия решений; разветвленность и полифункциональность
сети пунктов банковского готовность меняться: разнообразие и регулярное обновление продуктовой линейки, ориентация на различные группы клиентов (социальные группы); все головные кредитные организации, зарегистрированные в регионе, и зарегистрированные на других территориях, но открывшие подразделения в крае, являются участниками системы страхования вкладов. |
Угрозы |
Слабые стороны |
преобладание традиционных (индустриальных) производств в секторе нефинансовых предприятий с сохранением экспортной ориентированности; возможное снижение доходов у компаний, ориентированных на внутренний спрос, в условиях снижения конкурентоспособности по сравнению с иностранными и/или инорегиональными компаниями-производителями аналогичных товаров (услуг); замедление роста сужение (сокращение количества и/или замедление роста объемов финансирования и/или консервация объемов финансирования) федеральных и/или краевых целевых программ социальной направленности. |
зависимость регионального рынка банковских услуг от небольшого числа неместных крупных банков на фоне подверженности процессов экономического развития края влиянию инорегиональных финансово-экономических структур и внешних конъюнктурных факторов; низкий уровень капитализации банков края относительно концентрации капитала в секторе нефинансовых предприятий; преобладание в привлеченной ресурсной базе краткосрочных средств; территориально неравномерная плотность сети предоставления банковских продуктов (услуг); отсутствие международного признания у 4-х из 5-ти региональных банков (у одного банка, зарегистрированного в крае, есть международный рейтинг). |
Таким образом, существуют перспективы дальнейшего развития банковского сектора Красноярского края и расширения его участия в экономике региона, но это развитие будет тормозиться под влиянием сложившегося сочетания слабых сторон банковского бизнеса и внешних угроз, источниками которых являются:
За 2011 год банковская система лишилась 39 кредитных организаций (3 НКО и 35 банков). 18 организаций лишились лицензии в результате слияний, 3 добровольно ликвидированы, у остальных отозвана лицензия (аналогичные показатели за 2010 год – 47 кредитных организаций потеряло лицензии всего, 19 из них – слияния, за 2009 год – 59 всего, 12 слияний).
2011 год был сложным и
Таблица 2.2 - Доля банков в совокупных активах банковской системы
Группа банков |
01.01.2012 |
01.01.2011 |
01.01.2010 |
Сбербанк |
27,2% |
27,8% |
27% |
Госбанки (8 банков) |
27,8% |
25,6% |
26,7% |
Федеральные (А>400)* |
5,9% |
6,8% |
7,2% |
Крупные (А>80)* |
9,6% |
9,9% |
10,1% |
Нерезиденты (дочерние банки) |
12% |
12,3% |
12,6% |
Московские средние (А>10)* |
6% |
5,8% |
5,2% |
Региональные средние (А>10)* |
4,3% |
4,5% |
4,2% |
Московские прочие |
3% |
2,9% |
2,7% |
Продолжение табл. 2.2
Региональные прочие |
2,7% |
2,7% |
2,5% |
Санируемые (8 банков) |
1,6% |
1,7% |
1,8% |
Итого |
100% |
100% |
100% |
Все без Сбербанка |
72,8% |
72.2% |
73% |
* Размер активов на 1.01.2011, млрд.руб.
Сценарий 2012–2013 гг. будет в значительной степени зависеть от стратегии Минфина по размещения свободных средств бюджета. Если правительство продолжит наращивание депозитов в банках, то, безусловно, госбанки получат еще большее преимущество и будут и дальше поддерживать кредитный рост рынка.
Информация о работе Разработка и внедрение банковского продукта