Разработка и внедрение банковского продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является обоснование внедрения на региональный рынок нового банковского продукта. Задачи работы:
- дать понятие банковского продукта;
- провести анализ состония и тенденции развития банковского рынка;
- дать характеристику банка;
- сделать предложения по внедрению нового банковского продукта;
- сделать экономическое обоснование внедрения нового банковского продукта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ, БАНКОВСКАЯ УСЛУГА. ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ НА РЫНОК 5
1.1 Понятие банковских продуктов 5
1.2 Классификация банковских продуктов 8
1.3 Особенности внедрения на рынок банковского продукта 10
2. АНАЛИЗ СОСТОНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОГО РЫНКА 14
2.1 Анализ регионального банковского рынка 14
2.2 Анализ российского банковского рынка 18
2.3 Структура банковского рынка 22
3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ НОВОГО БАНКОВСКОГО ПРОДУКТА 26
3.1 Характеристика банка 26
3.2 Предложение по развитию продуктового портфеля 28
3.3 Экономическое обоснование внедрения нового продукта 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Вложенные файлы: 1 файл

5008.doc

— 395.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.3 - Динамика основных показателей за 2011 год, активы и капитал

Группа банков

Активы

Кредиты

Кредиты ИП

Потреб. кредиты

Ценные бумаги

Капитал

Сбербанк

21%

38%

43%

38%

-16%

22%

Госбанки

34%

22%

41%

45%

53%

2%

Федеральные

8%

19%

48%

18%

-17%

5%

Крупные

19%

25%

26%

52%

1%

14%

Нерезиденты

21%

17%

20%

30%

4%

3%

Московские средние

28%

39%

51%

48%

3%

13%

Региональные средние

20%

20%

61%

56%

8%

18%

Московские прочие

29%

36%

80%

53%

11%

14%

Региональные прочие

24%

22%

23%

39%

13%

20%

Итого

24%

28%

40%

39%

6%

11%

Все без Сбербанка

25%

24%

38%

39%

17%

7%


 

2011-й стал годом потребительского  кредитования, ведь еще в 2010 году рост потребительского кредитования был на 2% ниже чем корпоративного, теперь же он значительно выше. Аналогичная ситуация и с кредитами индивидуальным предпринимателям – наиболее рискованному сегменту, который после кризиса более всего сжался. Ценные бумаги, которые раньше конкурировали с кредитованием, уступили позиции, рост обеспечили госбанки, без них он составил бы всего 2%.

Значительно ускорился рост розничного кредитования: на фоне 26% роста в корпоративном сегменте розничные кредиты выросли на 36% в прошлом году. В корпоративном сегменте основной спрос на займы пришел от инфраструктурных секторов, что, возможно, создаст хорошие перспективы для инвестиционного роста в этом году.

Рост активов значительно выше среднего показали госбанки (группа ВТБ, включая Банк Москвы и ТрансКредитБанк, Газпромбанк, Россельхозбанк и МСП Банк). Каждый из этих банков и индивидуально показывает рост активов выше среднего. Однако, капитал как всегда существенно отстает от роста активов, что сказывается на его достаточности, за год медианное значение Н1 сократилось с 25,6% до 21,8%, но это – расчет по всем банкам, по Top 50 имело место сокращение с 15,6% до 12,4%, по следующим 50 – с 15,5% до 13,1%.

Основным источником рост капитала является прибыль, на ее долю (без Сбербанка и госбанков) пришлось 73% прироста капитала, на рост уставного капитала – 29%, субординированный кредит – 8%, переоценку имущества – 4%; вычеты из капитала (вложения в акции дочерних предприятий, превышение дополнительного капитала над основным и др.) дали отрицательный прирост в 14%. У Сбербанка, как водится, своя картина: 90% прироста капитала пришлось на прибыль. Возможно, определенный оптимизм, который царил на рынке в первой половине 2011 года, а также списание значительной части «плохих» долгов позволили банкам спокойнее относиться к необходимости наращивания капитала.

Убытки по итогам года показали 47 банков. Основные составляющие доходов и  расходов приведены в таблице. Безусловным  лидером по приросту доходов являются потребительские кредиты – доля доходов от них в общих доходах по кредитам выросла за два года с 26% до 34%. Непропорционально увеличению других расходов выросли затраты на зарплату, которые, буквально, сопоставимы с ростом активов. Это свидетельствует как о росте квалифицированного персонала, так и о росте зарплат, в целом. Управленческие расходы без зарплаты выросли на 20%. Небольшая для банков, но показательная статья «Расходы на рекламу» выросла в целом на 37%, Сбербанк, естественно, один из лидеров прироста. А вот по поводу статей доходов и расходов оценки экспертов не были единодушны.

Таблица 2.4 - Динамика доходов и расходов 2011 г. к 2010 г.

Группа

Прибыль

Доходы по кредитам предприятиям

Доходы по потребкредитам

Доходы по ценным бумагам

Комиссионные доходы

Процентные расходы

Расходы на зарплату

Управленческие расходы

Расходы на рекламу

Сбербанк

75%

1%

23%

-8%

8%

-11%

26%

30%

76%

Госбанки

3%

-8%

32%

-13%

13%

4%

27%

16%

42%

Федеральные

58%

4%

-2%

-9%

15%

-12%

21%

24%

-13%

Крупные

41%

5%

39%

-31%

32%

2%

30%

15%

26%

Нерезиденты

24%

-3%

25%

-6%

5%

3%

23%

14%

28%

Московские средние

73%

21%

35%

-34%

24%

15%

26%

45%

53%

Региональные средние

76%

7%

51%

-25%

18%

-3%

27%

15%

26%

Московские прочие

19%

20%

47%

-14%

28%

27%

25%

22%

43%

Региональные прочие

42%

9%

41%

-9%

17%

1%

25%

22%

33%

Итого

45%

1%

28%

-15%

14%

0%

25%

22%

37%

Итого без Сбербанка

26%

1%

29%

-18%

17%

3%

25%

20%

31%


 

Главной тенденцией 2011 года в динамике обязательств стал существенный рост депозитов юридических лиц (46% против 9% в 2010 году ), тогда как срочные вклады физлиц заметно снизили свой рост (19% против 30% в 2010 году). Также сократился рост расчетных счетов – с 26% до 10% и немного вкладов физлиц до востребования – с 41% до 32%. Львиную долю прироста обеспечили средства бюджета, прежде всего, Минфина, который размещал депозиты в крупнейших банках страны для вливания ликвидности. Максимум 1 трлн. рублей пришелся на октябрь–ноябрь, на конец года объемы в два раза меньшие.

2011 год был достаточно активным, но вторая половина года (дефицит  ликвидности, волатильность на фондовых рынках) был сложным для банков. Несмотря на более консервативные прогнозы по прибыли банков в начале года (500 млрд. рублей), впоследствии ориентиры были повышены, а прибыль по отрасли превысила 800 млрд. рублей. По темпам роста год тоже был достаточно успешным, но частично росту кредитного портфеля (корпоративного) способствовало ухудшение ситуации с ликвидностью осенью 2011 года.

2.3 Структура банковского  рынка

 

Работающие активы банковского сектора федерального округа преимущественно складывались из кредитов, выданных активным субъектам экономики, то есть предприятиям и частным предпринимателям (50%), и кредитов населению (почти 44%). При этом портфель межбанковских кредитов, кредиты, выданные исполнительным органам власти и небанковским финансовым организациям, следует признать ничтожными (менее 2% совокупного портфеля каждый). Еще более ничтожной оказалась доля приобретенных прав требования (менее 1%).

Большую часть корпоративного портфеля банковского сектора (379 млрд рублей, или 39%) контролировал Сбербанк России (таблица 3). Эквивалентный портфель кредитов предприятиям и предпринимателям смогли вместе сформировать лишь 17 других участников обзора, в числе которых по масштабам кредитования предприятий явно выделялись Газпромбанк (почти 82 млрд, или 8,3%), которому в 2012 году удалось обойти РСХБ (8%), Альфа-Банк (4,3%), МДМ Банк (3,5%) и Райффайзенбанк (2,5%), к которым все увереннее подтягивался и Связь-Банк (1,8%). Возглавить же группу «средних корпоративных кредиторов», на наш взгляд, должен был бы Банк ВТБ. По нашим оценкам, его корпоративный портфель мог составлять до 15% корпоративного портфеля окружного банковского сектора.

 

 

 

Таблица 2.5 - Кредиты населению, млн. руб.

Название 

Сумма кредитов населению на 01.07.2012

Доля просроченных, %

Доля в банковском секторе СФО

1

Сбербанк России (СФО)

357475

1,8

42

2

ВТБ 24

100309

4,4

11,7

3

Восточный

47838

1,7

5,6

4

Совкомбанк

33230

2,2

3,9

5

ТранКредитБанк

32370

2,8

3,8


 

Совокупный прирост корпоративного портфеля за полугодие составил почти 83 млрд рублей. При этом более 31% всего  этого прироста (+25,5 млрд рублей) в  единственном лице обеспечил Газпромбанк. Среди остальных участников заметными приростами корпоративного портфеля отметились Сбербанк России (+5,2 млрд, или 6% окружного прироста), а также «средние» Райффайзенбанк (+4 млрд, или 5%), Связь-Банк (+3,2 млрд, или 4%) и НСКБ «Левобережный» (+1,5 млрд рублей). В целом корпоративное кредитование отличалось весьма жесткой конкуренцией, а 14 из 40 участников за полугодие подрастеряли свой корпоративный портфель.

На наш взгляд, успешное развитие корпоративного кредитования целым рядом операторов можно связать и с успешным управлением рисками. Достаточно сказать, что при средней просрочке по банковскому сектору в 5,9% выдающееся качество своего портфеля смогли обеспечить банки НОРДЕА (0% просроченной задолженности), Газпромбанк (0,3%), Связь-Банк, Стромкомбанк и «Открытие» (по 0,5%), КБ «Кедр» (0,6%), СКБ-банк (0,7%), Райффайзенбанк и КБ «Акцепт» (по 0,8% просроченной задолженности).

На первый взгляд, динамика развития корпоративного кредитования в банковском секторе округа (18% годовых) не вызывает большого оптимизма. Тем не менее по этому показателю банковский сектор СФО занял 2-е место в России, уступив лишь дальневосточному, и на 50% «улучшил» национальные показатели (12% годовых). Лидерами же по темпам прироста корпоративного портфеля стали Банк НОРДЕА (+167% годовых), омский региональный ПЛЮС Банк (+154%), АК БАРС (108%), новосибирский региональный «НОМОС-БАНК-Сибирь» (+102%), Газпромбанк (91%), БайкалБанк (+75%) и новосибирский Банк «Акцепт» (+62% годовых).

Как и следовало ожидать, розничное  кредитование развивалось намного интенсивнее, а темпы его прироста за полугодие превысили 40% годовых (против 37% по национальному банковскому сектору). Большую часть розничного портфеля банковского сектора (357 млрд рублей, или 42%) контролировал Сбербанк России. Эквивалентный портфель кредитов населению смогли вместе сформировать лишь 10 других ведущих кредиторов, в числе которых по масштабам розничного бизнеса явно выделялись Банк ВТБ24 (100 млрд, или 11,7% окружного портфеля), а также специализированные розничные КБ «Восточный» (48 млрд, или 5,6%) и Совкомбанк (33 млрд, или 3,9%), от которого, впрочем, почти не отставали универсальные ТрансКредитБанк (32 млрд), РСХБ и РОСБАНК (по 31 млрд рублей).

Прирост розничного портфеля банковского  сектора СФО за полугодие составил почти 142 млрд рублей. При этом большую часть данного прироста обеспечил Сбербанк России (+67 млрд, или 47% окружного прироста). Выдающимися приростами портфеля кредитов населению также отметились «средние» Банк ВТБ24 (+15,7 млрд, или 11%), специализированные Совкомбанк (+9,8 млрд), Восточный экспресс банк (+9,7 млрд) и ХКФ Банк (+8,6 млрд), от которых несколько отстали универсальные Газпромбанк (+5,1 млрд), ТрансКредитБанк (+4,3 млрд) и РСХБ (+4 млрд рублей). При этом свой розничный портфель за полугодие теряли лишь пять из 40 участников обзора. Важно отметить, что хотя на балансе сибирских филиалов Альфа-Банка розничный портфель попросту отсутствует, сам банк является одним из лидеров розничного сегмента сибирского банковского рынка. Просто 16 млрд 557 млн рублей были выданы сибирякам не филиалами, а кредитно-кассовыми офисами, обороты которых учитываются на балансе головного банка, то есть не имеют отношения к банковскому сектору СФО.

Отметим, что наилучшее качество своих розничных портфелей смогли обеспечить Газпромбанк (0,4% просрочки), региональные банки «Акцепт» и Хакасский муниципальный (по 0,8%), РСХБ и Томскпромстройбанк (по 1,2%), а также розничный АлтайЭнергоБанк (1,4%). При этом у целого ряда ведущих операторов (Промсвязьбанк, РГС Бззанк, Банк Москвы, МДМ Банк, «Енисей», «Интеза», АК БАРС, Стромкомбанк) процент просроченной задолженности по розничным портфелям был двузначным. Отличных же показателей качества по совокупному портфелю кредитов населению (3,7%) банковскому сектору СФО удалось добиться исключительно благодаря его главному маркетмейкеру — Сбербанку России, доля просроченной задолженности по огромному портфелю которого не превышала 1,8%.

Лидерами по темпам прироста розничного портфеля стали СКБ-банк (+124% годовых), ХКФ Банк (107%), НСКБ «Левобережный» (93%), Совкомбанк (84%), региональные Кузнецкбизнесбанк и БайкалБанк (по 82%), Томскпромстройбанк (73%) и Связь-Банк (70% годовых).

В целом наблюдается развитие банковского  сектора.

 

3. РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ  НОВОГО БАНКОВСКОГО ПРОДУКТА

3.1 Характеристика банка

 

ОАО «Альфа-Банк» - крупнейший частный  банк России, успешно работающий с 1990 года. Он является высокотехнологичным универсальным банком, предоставляющим полный комплекс услуг корпоративным и частным клиентам. Банк входит в число самых надежных и диверсифицированных финансовых структур России.

ОАО «Альфа-Банк» является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами. Банк входит в число самых надежных и диверсифицированных финансовых структур России.

В ОАО «Альфа-Банк»  обслуживается около 70 тыс. корпоративных  клиентов и более 1,1 млн. физических лиц.

ОАО «Альфа-Банк» сохраняет  позицию самого «кредитующего» частного банка. Кредитование  один из наиболее важных продуктов, предлагаемых Банком корпоративным клиентам. Кредитная деятельность ОАО «Альфа-Банк» включает торговое кредитование, кредитование оборотного капитала и капитальных вложений, торговое и проектное финансирование. Среди клиентов Банка есть крупные предприятия, при этом основные заемщики - предприятия среднего бизнеса. ОАО «Альфа-Банк» диверсифицирует свой кредитный портфель, последовательно снижая его концентрацию.

Успешно развивается  инвестиционный бизнес ОАО «Альфа-Банк». Банк эффективно работает на рынках капитала, ценных бумаг с фиксированной доходностью, валютном и денежном рынках, в сфере операций с деривативами. Банк стабильно удерживает позицию одного из ведущих операторов и маркет-мейкеров на внешнем рынке суверенных российских облигаций и долговых инструментов российского корпоративного сектора.

Информация о работе Разработка и внедрение банковского продукта