Реклама в интернете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 15:41, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время цивилизация оказалась в точке всемирно-исторического процесса, которая определяет динамику и направление цивилизационного развития на длительную перспективу. Увеличилось производственное воздействие на природные системы, резко усилилось технологическое давление на окружающую среду. Порожденное человеком загрязнение окружающей среды вырастает в крайне острую социально-экономическую проблему современности. В 21 веке человечество оказалось на пороге к глобальному кризису: с одной стороны - противоречие между ростом народонаселения и возможностью удовлетворения его материально-энергетических потребностей, с другой - естественные экосистемы с ограниченными возможностями

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. Реклама в интернете: основы
1.1. Реклама как понятие
1.2. Распространение рекламы и рекламные носители

2. Реклама в интернете в наши дни
2.1. Сетевые рекламные компании
2.2. Анализ рекламы в сети

3. Интернализация внешних эффектов от загрязнения окружающей среды в России
3.1. Рациональное использование природных ресурсов в России: реалии и проблемы
3.2. Экономические пути решения проблемы загрязнения окружающей среды в России. Проблема автотранспорта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Попова Е. С. КЛБ10Э3 Внешние эффекты и экономические проблемы охраны окружающей среды Экономическая теория.docx

— 82.75 Кб (Скачать файл)

По влиянию на благосостояние других лиц внешние эффекты делятся на Парето-непротиворечивые , которые ведут к улучшению экономического положения субъекта без ухудшения положения других, и Парето-противоречивые, которые ведут к реальным изменениям функции полезности или производственной функции субъекта. И, последнее деление внешних эффектов бывает по способу трансформации: либо они устраняются при государственном регулировании, либо путем переговоров.

Итак, все виды внешних эффектов приводят к потерям общественной полезности, что свидетельствует о неэффективности распределения ресурсов, что в свою очередь проявляется в перепроизводстве или недопроизводстве благ.

 

 

 

 

 

    1. Влияние внешних эффектов на окружающую среду

 

В развивающихся странах на ранних стадиях урбанизации роста промышленности увеличение доходов всегда сопровождается ухудшением экологических условий. Анализируя взаимодействие этих процессов во многих странах мира с разным уровнем доходов, можно сделать вывод, что их динамика может быть описана с определенными допущениями с помощью коэффициента Джини: сначала загрязнение увеличивается вместе с ростом доходов, потом начинает уменьшаться. «Доклад о развитии мира в 1992 году» объясняет, что экологическая обстановка в четверти наименее благополучных по этому показателю городов в странах с высоким уровнем доходов лучше, чем в четверти наиболее благополучных городов в бедных странах. Более высокие доходы обеспечивают применение более чистых технологий, хотя это не является необратимым процессом. Качество воды и воздуха напрямую зависит от контроля и управления со стороны государства.

Главные источники загрязнения воздуха, которые представляют наибольшую угрозу здоровью: использование энергии в ходе модернизации производства, выхлопы автомобилей, вредные промышленные продукты. Также индустриализация всегда сопровождается ростом отходов в результате и непосредственных выбросов в атмосферу, и смены характера потребления, который стимулирует спрос на уже произведённые товары (их производство всегда сопровождается увеличением массы побочных продуктов, в том числе экологически вредных). Степень причиняемого ущерба зависит от особенностей, количества, методов сбора отходов и т.д. Отсутствие контроля со стороны государства побуждает производителей использовать наиболее дешевый путь избавления от отходов – спускать их в водоёмы, выбрасывать в воздух. Смена характера потребления новых товаров, благодаря распространению информации, быстрее происходит в городах – здесь и проявляются экологические последствия этого процесса. Без эффективных технологий и инфраструктуры, которые способных нейтрализовать давление промышленного роста на окружающую среду, модернизация причиняет ей существенный ущерб.

В современном мире, благодаря высокому уровню производства и потребления, большая доля отходов становится вредной для здоровья горожан и окружающей среды, соответственно и расходы на их очистку в расчете на единицу выпуска возрастают. Человеческий организм имеет определённую степень защиты от большинства токсичных веществ, но она быстро сокращается по мере роста их концентрации в воздухе, воде, пище. Подобная особенность характерна и для природы, но после достижения критического уровня происходит быстрое повышение концентрации и токсичности выбросов в окружающей среде.

Угрозу здоровью человечества представляют как выбросы в атмосферу, так и концентрация отходов в водоемах и на свалках. Эта проблема всё ещё исследована недостаточно, в то время как появляются все более веские свидетельства о реальности серьезной угрозы здоровью населения развивающихся стран по мере роста в них промышленного производства и транспорта. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во второй половине 1980-х годов 1,3 млрд. человек жили в городах, где содержание взвешенных твердых частиц превышало предельно допустимые нормы, и 1 млрд. подвергался воздействию недопустимо высоких концентраций двуокиси серы. Загрязнение водных источников и воздушной среды отходами промышленности наносит ущерб частной и общественной собственности, здоровью и благосостоянию населения. Бесхозные сточные канавы и свалки становятся рассадниками болезней. Известно, что уровень смертности жителей городов в ряде случаев выше, чем в сельской местности, хотя коммунальное обслуживание деревни находится в еще более худшем состоянии. В развивающихся странах растёт число людей, которые испытывают недостаток чистой питьевой воды и нормальных санитарных условий, а ведь эта ситуация может свести на нет достигнутые за последнее время успехи в увеличении продолжительности жизни. Эти экономические потери, вызванные в первую очередь экологическими факторами, и ущерб здоровью настолько велики, что превратились в сильнейшее препятствие для повышения жизненного уровня. Успешная борьба с болезнями и опасностью возникновения эпидемий возможна лишь при обеспечении населения чистой питьевой водой и улучшения санитарных условий, ведь хронические болезни и слабое здоровье – следствие и причина нищеты. Всё это влечёт за собой огромные расходы на лечение и производственные потери, которые истощают природные ресурсы, предназначенные для экономического развития.

 

 

    1. Применение теории внешних эффектов в экономической практике. Теорема Коуза

 

В своих исследованиях Р. Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит, как он говорит, “взаимообязывающий” характер: “При избегании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А.  Действительный вопрос,  который нужно решить,  это – следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А.  Проблема в том,  чтобы избежать более серьезного ущерба”. Другими словами, ответ не будет ясен до тех пор,  пока не удастся определить ценность того, что в результате этого приобретёт человечество, и ценность того,  чем придётся ради этого пожертвовать.  Изучив анализ проблемы социальных издержек, Коуз сделал вывод, который впоследствии Дж. Стиглер назвал “теоремой Коуза” (Coase theorem). Суть ее гласит: если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности. Дж. Стиглер выразил эту мысль следующим образом: «. . . в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны».

Р. Коуз сравнивал систему ценообразования, которая включала ответственность за ущерб от отрицательных внешних эффектов, с системой ценообразования, которая такой ответственности не несла. Это привело Р.  Коуза к парадоксальному выводу: «Если участники могут договориться сами,  а издержки таких переговоров ничтожно малы (трансакционные издержки равны нулю), то в обоих случаях в условиях совершенной конкуренции достигается максимально возможная ценность производства». Далее Коуз приводит пример: «По соседству расположены земледельческая ферма и скотоводческое ранчо: земледелец выращивает пшеницу, а скотовод разводит скот, который время от времени стравливает посевы на соседних землях.  Налицо экстернальный эффект. Проблема может быть успешно решена без участия государства. Если скотовод несет ответственность за ущерб,  возможны два варианта: либо скотовод уплатит фермеру за необработку земли, либо он решит сам арендовать землю, заплатив фермеру за необработку земли чуть больше,  чем платит сам фермер (если фермер сам арендует ферму), но конечный результат будет тем же и будет означать максимизацию ценности производства». Иначе говоря, если нет ответственности за ущерб, то размещение ресурсов оказывается таким же,  как и раньше. Различие только в платежах, которые теперь должен осуществлять фермер. Но, в то же время, «конечный результат» не зависит от правовой позиции,  если предполагается,  что ценовая система работает без издержек. При трансакционных издержках, равных нулю, у фермера и скотовода будут экономические стимулы увеличения ценности производства, потому что каждый из них получит свою долю в приросте дохода.  Тем не менее, при учете трансакционных издержек желаемый результат может быть и не достигнут: высокая стоимость получения необходимой информации,  ведения переговоров и судебных дел может превысить возможные выгоды от заключения сделки, да и при оценке ущерба не исключены значительные различия потребительских предпочтений. И, чтобы учесть все эти различия, в формулировку теоремы Коуза позднее была введена оговорка относительно эффекта дохода.

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна только для ограниченного числа участников сделки – не более трёх, ведь при возрастании численности участников резко увеличиваются и трансакционные издержки (предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной).

В своей теореме Коуз доказывает значение трансакционных издержек «от противного». В реальной действительности же их роль очень важна. Политика в области контроля загрязнения окружающей среды, несомненно, должна быть эффективной, позволяющей сбалансировать предельные общественные выгоды контроля с предельными общественными издержками,  необходимыми для его проведения в жизнь. По мере снижения процента загрязняющих окружающую среду выбросов предельные социальные затраты резко повышаются, а каждый дополнительный процент снижения обходится все дороже и дороже. В этом случае теорема Коуза помогает выработать правильную стратегию в борьбе с загрязнением окружающей среды.

Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду: 1) установление норм и стандартов по вредным выбросам; 2) введение специальных налогов за выбросы; 3) продажа временных разрешений на выбросы.

Стандарты по вредным выбросам (emissions standards) - это пределы, установленные законом по концентрации вредных веществ в промышленных отходах. Эти стандарты приняты во многих странах, например, в США, где за их выполнением следит Управление по охране окружающей среды. Если эти стандарты, установленные правительственными органами, нарушаются, это влечет крупный штраф, а как высшая мера - уголовное наказание.

Но практика установления стандартов имеет веские недостатки. Например, они разрешают в определенных пределах бесплатно сбрасывать вредные вещества, а при установлении единых для всей страны норм не учитывается разная степень загрязнения окружающей среды в разных регионах.  Именно поэтому затраты, которые связаны с достижением единого уровня загрязнения, могут приводить к значительным потерям отдельных фирм и общества в целом, потому что игнорируются существующие в частном секторе сравнительные преимущества. Также очень важно, что стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения.

Следующий пункт, плата за выбросы, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. Опыт применения ее в Германии показывает, что общий объём выбросов в этой стране значительно сократился. Но и эта система имеет свои минусы, ведь полной уверенности в том, что стандарты загрязнения не будут нарушены, просто нет.  В наше время довольно широкое применение получили новые методы борьбы с загрязнением окружающей среды, например, продажа прав на загрязнение природной среды: государство определяет объем вредных выбросов,  допустимый в данной области, затем продает его в форме лицензий, каждая из которых дает право на сброс загрязняющих веществ. Согласно рекомендациям, которые даёт Р. Коуза, необходимость заполнения пробелов в существующей системе собственности способствует созданию новых рынков и осуществлению интернализации внешних эффектов: одни фирмы будут вынуждены сокращать выпуск либо внедрять более совершенные технологии, а фирмы, для которых цена лицензий окажется слишком высока, вынуждены будут прекратить производство. Данная система обеспечит переход прав на выбросы к фирмам, которые имеют более низкие издержки по снижению вредных выбросов. Таким образом, эффективность при более низких издержках повысится. Можно сделать вывод, что на сегодняшний день продажа прав на загрязнение является самым гибким средством в борьбе за улучшение экологической ситуации в мире.

 

 

Глава 3. ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНИХ ЭФФЕКТОВ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РОССИИ

 

 

       3.1. Рациональное использование природных ресурсов в России: реалии и проблемы

 

 

В развитых странах ответственность за регулирование внешних эффектов, которые связаны с загрязнением окружающей среды и транспортными проблемами, несёт государство. И полнота интернализации внешних эффектов может служить показателем оценки систем экологического регулирования. Конкретными инструментами интернализации внешних экологических эффектов выступают методы прямого регулирования, рыночные методы (пигувианский налог, плата за пользование и система торгуемых разрешений, как было описано в предыдущей главе) и институциональные подходы (стратегия раскрытия информации и добровольные инициативы бизнеса). Напомню, что прямое регулирование охватывает широкий круг инструментов управления прямого действия, устанавливаемых экологическим законодательством. Это запреты(квоты) на применение определенной продукции, технологические ограничения, ограничения на местоположение источников выбросов (установление санитарно-защитных зон), а также лицензии, нормативы и стандарты, государственная экспертиза, государственная экологическая экспертиза, обязательная экологическая отчетность и т.д. В России существует производственно-хозяйственная категория нормативов, в остальных же развитых странах это технологические стандарты на оборудование или технологические процессы, наиболее популярным и доступным из которых является принцип нормирования. Главное место среди рыночных инструментов занимают платежи за выбросы, называемые пигувианскими налогами. Налоги Пигу представляют собой рыночные сигналы, которые нацелены на изменение поведения загрязнителя, которому предоставляется возможность выбирать: платить или снижать выбросы. Корректно установленные налоги стимулируют инновационное развитие в развитых странах.

Систематизировать и наглядно продемонстрировать свойства инструментов экологического регулирования позволяет анализ SWOT. Результаты SWOT-анализа основных инструментов экологического регулирования в целом подтверждают высокий потенциал их применения в России, за исключением торгуемых разрешений, в связи с недостаточным развитием в нашей стране рыночной инфраструктуры. Цикл хозяйственной деятельности в РФ регламентирован комплексом ограничений, которые основаны на требованиях экологии, промышленной безопасности, охраны труда.

Система экологического регулирования в РФ представляет собой разрешительную систему, которая носит обязательный характер. Главными элементами этой системы являются производственно-хозяйственные нормативы (в западной терминологии они носят название «непередаваемые разрешения на выбросы или лицензии на выбросы без права передачи»), которые предприятия обязаны за свой счет разработать, согласовать и затем утвердить. Разрешительная документация включает в себя: разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух (предельно-допустимые выбросы - ПДВ), разрешения на сброс загрязняющих веществ в составе сточных или дренажных вод (нормативно-допустимые стоки - НДС), нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР), разрешения на временно согласованные выбросы (ВСВ/лимиты) и др. Но только часть из всех требуемых разрешений имеет непосредственно природоохранный характер, например, разрешения на сбросы загрязняющих веществ. Другая же часть необходимой разрешительной документации, не относится к сфере природопользования и охраны окружающей среды, например, разрешение на строительство или разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Только косвенно такая документация способствует выполнению природоохранных требований, поскольку подтверждает, что объект спроектирован и построен в соответствии с действующими нормативными требованиями и отвечает экологическим требованиям в той мере, в какой это определено этими нормами.

Информация о работе Реклама в интернете