Рекомендации по проведению процедур стратегического планирования на предприятиях России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2014 в 12:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по стратегическом планированию на предприятиях России.
В соответствии с целью курсовой работы, выделены ее задачи:
-изучить сущность стратегического планирования, а также ее цели;
-изучить структуру стратегического планирования;
-дать анализ стратегического планирования и разработать мероприятия по его совершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Сущность и цели стратегического планирования………………………..4
1.2Структура стратегического планирования…………………………………8
1.3Преимущества и недостатки в сфере стратегического планирования маркетинга………………………………………………………………………13
1.4Роль маркетинга в стратегическом планировании………………………..15
ГЛАВА 2- ПРАКТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ…………………………………………………………………………21
2.1 Особенности стратегического планирования на современных предприятия……………………………………………………………………..21
2.2 Рекомендации по проведению процедур стратегического планирования на предприятиях России………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая стратегическое планирование.docx

— 69.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1. Сущность и цели стратегического планирования………………………..4

1.2Структура стратегического планирования…………………………………8

1.3Преимущества и недостатки в сфере стратегического планирования маркетинга………………………………………………………………………13

1.4Роль маркетинга в стратегическом планировании………………………..15

 ГЛАВА 2- ПРАКТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИИ…………………………………………………………………………21

 2.1 Особенности стратегического планирования на современных предприятия……………………………………………………………………..21

 2.2 Рекомендации по проведению процедур стратегического планирования на предприятиях России………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выбранная стратегия в той или иной степени значительно зависит от конкурентоспособности предприятия, от места предприятия на рынке, а также от работы маркетингового отдела предприятия.

Как показывает современная статистика, разработкой стратегии, ее анализом, воплощением в работу занимаются далеко не все предприятия. Поэтому,  данная проблема является весьма актуальной.

Все предприятия подстраиваются под предпочтения потребителей, но тем не менее предлагают продукцию, совершенно отличную от конкурентов. Основная идея предприятий- идеально подстроиться под платежеспособный баланс потребителя и прочно удержаться на этой позиции.

Предметом исследования данной курсовой работы является стратегическое планирование на предприятиях России, а также изучение их недостатков и достоинств.

Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по стратегическом планированию на предприятиях России.

В соответствии с целью курсовой работы, выделены ее задачи:

-изучить сущность стратегического  планирования, а также ее цели;

-изучить структуру стратегического  планирования;

-дать анализ стратегического  планирования и разработать мероприятия  по его совершенствованию.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1. Сущность и цели стратегического планирования

 

Понятие стратегическое планирование в большинстве своем интерпретируется как одна из функций управления, сущность которой проявляется в долгосрочных целях, политике и действиях компании. Если на предприятии есть четкая разработанная политика стратегического планирования, это  является признаком хорошего маркетинга предприятия.

Стратегическое планирование невозможно без изучения политики конкурентов, их деятельности, объема продаж, основных поставщиков, а также политики ценообразования и внедрения продукта на рынок. Поэтому, целью стратегического планирования в первую очередь является разработка таких целей деятельности, которые приведут к превышению уровня фирмы над уровнем ее конкурентов.

Стратегическое планирование является своего рода политикой выживания фирмы в современных  рыночных условиях. Данное планирование показывает картину будущего: какая должна быть организация, какое окружение будет у нее и какая позиция она будет занимать на рынке, и самое главное- какие у нее будут преимущества по сравнению  с другими предприятиями.[2, c 55]

 Стратегическое планирование в своем управлении выделяет три функции: функциональную,  процессорную и элементарную.

Функциональная проявляется прежде всего в том, что управление рассматривается как совокупность тех видов деятельности, которые приводят к какому-либо результату.

Процессорная- управление рассматривается как процесс подготовки и принятия решений.

Элементарная- управление рассматривается как деятельность взаимосвязей каких-либо отдельных элементов.

Часто понятия «стратегическое планирование» и «стратегическое управление» путаются между собой, поэтому необходимо разграничить эти понятия сразу. Как утверждает И. Ансоффа эти различия заключаются в следующем: « Стратегическое планирование ставит своей целью на принятии стратегических решений, а стратегический менеджмент связан с достижением стратегических результатов, таких как: открытие новых рынков, новых товаров». По его мнению стратегическое планирование является аналитическим процессом, а стратегический менеджмент- организационным результатом.

Само понятие «стратегическое планирование» трактуется по- разному. Например, Д. Бодди и Р. Пэйтон данное планирование определяют как процесс формулировки задач и стратегий организации. Мильнер и Лиис утверждают, что «Стратегическое планирование представляет собой разработку долгосрочных планов развития компании, которые составляются на основе анализа большого количества данных». Как думает Голубкова, «Стратегическое планирование- процесс разработки и поддержания между целями и возможностями организации в сложившихся рыночных условиях».

Сущность стратегического планирования позволяет ответить на три вопроса:

-Какое положение на  рынке занимает предприятие в  настоящее время?

-Какое положение идеально  для предприятия через 3,5,10 лет?

-Как достигнуть такого  идеального положения?

В результате, в зависимости от ответа на третий вопрос, формируются цели стратегического планирования предприятия. Цели представляют собой как возможные пути развития предприятия, а стратегия- это непосредственно сам их план достижения.[4, c 87]

Целями могут быть как конечные финансовые результаты деятельности предприятия, например, планирование чистой прибыли при расширении деятельности компании.

Прежде чем определять цели компании, необходимо дать ответы  на следующие вопросы:

-Является ли цель миссии  предприятия реальной?

-Является ли цель наиболее  ясной и однозначной?

-Является ли цель инструментом  развития фирмы на рынке?

-Хватает ли для этой цели определенных кадров и ресурсов?

При разработке целей компании, необходимо чтобы они отвечали следующим условиям: цели должны быть наиболее масштабными, реальными, ограниченными во времени, непротиворечивы по отношению к другим целям.

В зависимости от данной классификации цели могут быть:

-краткосрочные цели, то  есть рассматриваются текущие  цели предприятия, такие как: увеличение  текущей прибыли, обеспечение полной  окупаемости затрат или устойчивое  положение на целевом рынке;

-долгосрочные цели: завоевание  рынка в сложившихся экономических  условиях, достижение лидирующего  положения по каким-либо экономическим  показателям.

Также цели стратегического планирования могут разделяться на неэкономические и экономические:

-увеличение численности  персонала;

-отказ от неэффективных  видов производства;

-увеличение объема продаж;

-увеличение чистой прибыли;

-внедрение на рынок  нового продукта;

-расширение сферы деятельности  предприятия;

-повышение эффективности  работы управленческого персонала.

На предприятии самой важной целью является несомненно экономическая цель, так как без нее невозможно функционирование фирмы.

Стратегическая цель- определяется как направление деятельности предприятия, данная цель ведет к выполнению ее миссии.[13, c 55]

Сформулированные цели предприятия в большинстве своем воплощаются в жизнь при помощи реализации задач.

 

    1. Структура стратегического планирования

 

Структура стратегического планирования рассматривается как шесть управленческих процессов, которые вытекают один из другого. Структуру стратегического планирования оформим в виде схемы.

 

Схема 1.1 Процесс стратегического планирования



 

 

 

 

 

 

 






 


 


 

 

 

 

 

 

 

Исходя из данной схемы, можно сделать вывод, что структура стратегического планирования включает:

-определение миссии предприятия;

-определение целей, а  также задач фирмы;

- определение обоснованной  оценки внешней среды предприятия;

-внутренняя среда предприятия;

-определение стратегии  предприятия;

-выбор стратегии предприятия.

1. Определение миссии  или цели организации является  самым важным структурной составляющей, так как данный этап предполагает  само предназначение данного  предприятия, а также его роли  на рынке.

2. Определение целей и  задач. В зависимости от вида  целей и задач они могут  делиться на несколько видов: количественные цели, качественные  цели,  стратегические цели и  тактические цели и тд…[4, c 88]

3. Анализ внутренней и  внешней среды, а также их оценка. Анализ внутренней и внешней  среды также являются важнейшими  анализами на этапе стратегического  планирования, так как на основании  данного анализа определяются главные цели предприятия , которые в будущем позволят достичь свою миссию. Само понятие анализы среды включает в себя следующие виды анализа: непосредственно сама внутренняя среда предприятия, его макроокружение и само окружение предприятия.

Анализ макроокружения и непосредственного окружения предприятия определяет те аспекты, которые будет иметь предприятие, если работа по планированию будет успешной в его деятельности  и что оно потеряет если работа обречена на провал и что в итоге преподнесет ему окружение.[9, c 96]

Под анализом макроокружения предполагается рассмотрение всех сфер жизни, таких как: экономическая сфера, правовая сфера, природная сфера, социальная и культурные сферы.

К непосредственному окружению фирмы относятся: ее поставщики, покупатели, а также ее конкуренты и ее рабочие кадры.

4. Стратегический анализ. На данном этапе управленцу  необходимо на основании трех  выше этапов определить путь  деятельности предприятия и выбрать наиболее оптимальные пути решения.

При выборе стратегии одним из главных является вопрос, как вести конкурентную борьбу в выбранных направлениях.

Конкурентоспособность организаций зависит от многочисленных внешних условий и решений, принимаемых самими организациями и органами государственной власти.

На важность проведения стратегического анализа конкурентов, оценки рыночных позиций и конкурентных стратегий указывают многие авторы: М. Портер, Б. Райан, К. Уорд, Б. Карлофф, Дж. Шанк, В. Говиндараджан, Т.Н. Музыка, Л.А. Зимакова, Ю.Н. Лапыгин, В.Е. Крылов, А.Н. Хорин, В.Э. Керимов, А.Н. Лапин и др. А.Н. Хорин и В.Э. Керимов отмечают, что анализ конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, занимает особое и очень важное место в стратегическом анализе. Он должен выявить сильные и слабые стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы . Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер предложил, детально проработал и довел до уровня практических разработок три взаимосвязанные концепции:

- конкурентный анализ  отрасли (Industry analysis);

- конкурентное преимущество  компании и построение на его  основе конкурентной 

стратегии (Competitive advantage);

- цепочка ценностей (Value chain).

Дж. Шанк и В. Говиндараджан предлагают исследовать возможности получения устойчивого преимущества в конкуренции либо путем более эффективного, чем у конкурентов, контроля за затратообразующими факторами, либо путем перестройки структуры цепочки ценностей .[13, c 45]

Признаком, свидетельствующим о прочности конкурентной позиции компании, является конкурентоспособность ее цен и издержек в сравнении с конкурентами в отрасли. Анализ издержек и цепочек ценностей является необходимым инструментом при сравнительной оценке цен и издержек фирмы и ее конкурентов при определении эффективности отдельных видов деятельности компании и при выявлении тех сфер деятельности, которые требуют более тщательного исследование .

Все эти позиции привели нас к необходимости разработки методики стратегического анализа конкурентов.

При разработке методики мы исходили из следующих основных позиций. Во-первых, в процессе разработки методики необходимо учитывать модель пяти конкурентных сил М. Портера, используемую для анализа соперничества на рынке и обобщения

Информация о работе Рекомендации по проведению процедур стратегического планирования на предприятиях России