Роль и организация розничной торговли в процессе распределения товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:51, курсовая работа

Краткое описание

В процессе коммерциализации экономики особую значимость приобретает такая важная форма реализации товаров как, розничная торговля. Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продажи в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Содержание

Введение 3
Специфика и формы организации розничной торговли 5
Понятие розничной торговли 5
Формы и виды розничной торговли 6
Организация розничной торговли 13
2.1. Организационные формы управления розничной торговли 13
2.2. Классификация предприятий розничной торговли 14
2.3. Организационные структуры торговых фирм 21
3. Направления повышения эффективности розничной торговли 25
3.1. Внутренняя среда и базовый продукт 25
3.2. Стимулы внутри магазина 27
3.3. Политика работы с клиентами и формирование постоянных клиентов 32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 71.09 Кб (Скачать файл)

Теперь об электронной торговле. Здесь скорее следует говорить о  торговле, осуществляемой посредством  ресурсов Интернет. В настоящее время  электронная торговля  получает все большее развитие. Для того чтобы приобрести товар, покупателю необходимо иметь компьютер, телефон  и модем. Появление новых виртуальных  магазинов обусловливает неплохие темпы компьютеризации российского  населения. Сегодня широко распространена продажа книг, компьютерной техники, бытовой электротехники и т.д. Выгода от организации торговли в такой  форме заключается в том, что  занятому покупателю или покупателю, не желающему тратить свое время  на поиск нужного товара, предоставляется  возможность несколько дороже, но приобрести нужный товар, «не выходя»  из дома или офиса. В свою очередь, продавец может так организовать свою работу, что ему не понадобятся  большие складские площади для  хранения — ему достаточно несколько  единиц каждого наименования товара и штат курьеров. Если заканчивается  товар, а заказы поступают, курьеры  сначала заезжают к поставщику, а  затем к покупателю. Но следует  отметить, что это скорее характерно для небольших фирм, а потому различие в ценах бывает достаточно существенным. В го же время, как говорится, «каждому свое» — у покупателя всегда есть возможность просмотреть цены у  разных продавцов, сравнить их и принять  решение в пользу того или другого [3, с

360].

Наконец, последняя форма — торговля по каталогам и с помощью проспектов, буклетов. Инструментами продаж в  данном случае являются печатные издания, в которых представлены чаще всего  фотоснимки, реже — чертежи и  схематические изображения предлагаемых товаров. Каталоги представляют собой  справочники, в которых приводятся перечень товаров, фотографии образцов (зачастую нескольких окрасок, цветов или моделей), их описание (технические  характеристики, медицинские показания, данные испытаний и исследований и т.д.), цена за единицу, возможные  схемы скидок и т.д. То же можно  сказать и о проспекте или  буклете с той разницей, что  каталог, как правило, посвящен большей  группе товаров в отличие от проспектов или буклетов, на страницах которых  может быть представлено от одного до десятка товаров. К каталогам  прилагаются купонные книжки или  вкладыши, которые заполняются покупателем  и направляются продавцу. Может быть предусмотрена и возможность  заказа товара по телефону.

 

Товар будет  либо доставлен покупателю курьерской службой, либо по почте [3, с 362].

Еще одна форма продажи — по телефону. В начале и середине девяностых годов  попытки организовать торговлю по телефону предпринимались многими торговыми  и псевдоторговыми организациями. Последние, а также недоверчивость покупателя к данной форме предопределили почти полное исчезновение этой формы  продажи.

Телевизионную, электронную торговлю и торговлю по каталогам можно  отнести к посылочной торговле. Остановив  свой выбор на том или ином товаре на основе информации, доведенной посредством  телевидения, Интернет или каталога, покупатель, проживающий в удаленном  от головной торгующейорганизации пункте, имеет возможность получить заказанный товар по почте [7, с 260].

Или ином товаре на основе информации, доведенной посредством телевидения, Интернет или каталога, покупатель, проживающий в удаленном от головной торгующей организации пункте, имеет  возможность получить заказанный товар  по почте.

Из сказанного следует вывод  о том, что розничная торговля, будучи завершающим этапом многосложного  процесса товародвижения, является индикатором  спроса, т.е. выявляет необходимые по цене и потребностям товары производственно-технического назначения и широкого потребления.

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

 

2.1. Организационные формы управления  розничной торговли

Торговля занимает важное место  в экономике и является одной  из наиболее динамично развивающихся  отраслей

Для активного развития розничной  торговли имеется целый ряд предпосылок:

- доходы населения;

- большой процент населения,  принадлежащий к среднему классу;

- развитая система дистрибуции  обеспечивает наилучшую структуру  логистики для предприятий розничной  торговли.

В розничной торговле наблюдаются  значительные структурные изменения  в организационных формах торговли. Во-первых, ослабляются позиции неорганизованной торговли (продажа товаров на вещевых, смешанных торговых рынках) и усиливаются  позиции торгующих организаций  в стационарной торговой сети. Следует  также отметить, что местные власти  предпочитают поддерживать современные  форматы торговли за счет открытых рынков. Основная причина предпочтения современных форматов торговли открытым рынкам -значительное повышение собираемости налогов при открытии магазина торговой сети по сравнению с открытой торговлей [12, с 432].

Во-вторых, одновременно с ослаблением позиций  неорганизованной торговли продолжается устойчивая тенденция к активному  развитию розничных сетей в рамках организованной торговли.

Несмотря на высокие темпы роста, инфраструктура розничной торговли Беларуси значительно уступает ряду зарубежных стран

Важный фактор, определяющий рост торговых сетей в Беларуси - это  увеличение потребительского спроса, в основе которого лежит рост реальных доходов населении.

 

2.2.  Классификация предприятий  розничной торговли

Розничная торговля – это торговая деятельность по продаже товаров и услуг непосредственно конечным потребителям для личного, семейного или домашнего использования. Все участники каналов распределения – производители, оптовики, импортеры – могут выступать в качестве розничных торговцев, если сбывают продукцию непосредственно конечным потребителям.

Чтобы выяснить основные формы розничной  торговли, необходимо рассмотреть критерии, по которым обычно классифицируют предприятия  розничной торговли. В качестве таких  критериев используют структуру  собственности, структуру стратегии  организации торговли, уровень предлагаемых услуг и немагазинные формы торговли.

Ритейл – торговая сфера, характеризующая  розничную торговлю. Ритейл использует особые технологии торговли, называемые ритейл-технологиями, то есть ведение бизнеса в розничной торговли  [9, с 165].

Новая тенденция ритейла – освоение торговыми сетями новых форматов. Дискаунтеры строят гипермаркеты, супермаркеты открывают “магазины у дома”.

Как бы мы ни оценивали мультиформатность, положительно или отрицательно, ее развития не остановить. Другое дело, так  ли мультиформатность связана с  качественным ростом розницы, с необходимостью выстраивать форматы более организованно, дифференцировать бизнес по категориям и сегментам рынка, или же все  намного прозаичнее, и вызвана  она желанием крупных игроков  использовать все имеющиеся торговые площади?

Дискаунтеры – в них ограниченный ассортимент (до 3 тыс. наименований) и  достаточно низкие цены, благодаря  чему достигается высокая оборачиваемость. Этот формат особенно активно развился после дефолта, когда покупательская способность россиян сильно упала [9, с 183].

Супермаркеты – магазины с большим  предложением товара (до 25 тыс. наименований), с более высоким уровнем наценок, рассчитаны на покупателей с достатком  выше среднего.

Гипермаркеты – с гиперпредложением  товаров разнообразных категорий: от автомобильных принадлежностей  до свежей выпечки, здесь достаточно низкие цены, но рассчитаны гипермаркеты на тех, кто может позволить себе приехать за покупками на машине и  затовариться сразу на неделю, то есть тоже на достаточно обеспеченных людей.

“Магазины у дома” – небольшие  магазины, предназначены для обеспечения  текущих потребностей живущих рядом  с ними покупателей. В идеале предполагается, что в такой универсам можно  попасть, выйдя из квартиры в тапочках за булкой и пакетом молока. Другое название таких магазинов – «сonvenience store». В классическом «сonvenience store»  обычно имеются кафе, ресторанчики, интернет-кафе, салоны бытовых услуг: от парикмахерской до видеопроката. Этот сегмент недостаточно развит на российском рынке, что также выражается в  том, что “магазины у дома” не всегда предоставляют дополнительные услуги, и поэтому не соответствует классическому пониманию «сonvenience store».

Несколько лет назад основные новости  в мире ритейла были посвящены  появлению и развитию торговых сетей  в рамках определенных форматов. Теперь же все больше новостей о том, как  торговые сети присматриваются и  выходят в смежные для себя форматы.

Классификация предприятий розничной  торговли по формам собственности

Предприятия розничной торговли разделяются  на независимых розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы (рис. 1).

 

 

 

Рисунок 1 - Классификация розничной торговли по формам собственности*

*Источник: [12, с.355].

Независимые розничные  торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, парикмахерские, химчистки, автозаправочные станции и пункты автосервиса. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев, и для этой деятельности требуются относительно небольшие инвестиции и средняя квалификация торгового персонала. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.

Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции. В настоящее время в США на долю сетей приходится 20% розничных торговых точек, обеспечивающих 52% оборота всей розничной торговли.

Розничные франшизы. Это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам. Приобретение франчайзинга позволяет мелким фирмам пользоваться преимуществами уже накопленного опыта, налаженных каналов распределения и имиджа крупных розничных предприятий.

Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Арендодатели также заинтересованы в такой форме благодаря выгодным условиям аренды и привлечению дополнительных посетителей в магазин. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов – газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п [12, с 363].

Кооперативы розничной  торговли. Они могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу.

В кооперативах, созданных потребителями, розничный магазин принадлежит  его членам пропорционально вложенным  ими средствам. Цель такой кооперации – приобретение продуктов и товаров  для самих членов по более низким ценам. Доля таких кооперативов в  общем объеме розничной торговли весьма мала.

Данную классификацию можно  проводить, используя комбинацию таких  характеристик, как режим работы, местоположение, товарный ассортимент, уровень цен и т.п. На рис. 2 показаны предприятия розничной торговли, попадающие под такую классификацию.

 

Рисунок 2. Классификация предприятий розничной торговли по структуре стратегии*

*Источник: [12, с.365].

Розничная торговля, осуществляемая вне магазина

Хотя  на сегодняшний день подавляющее  большинство товаров и услуг  продаются в стенах тех или  иных предприятий розничной торговли, объем продаж, осуществляемых вне  магазинов, растет гораздо быстрее. На его долю приходится уже 12% всех потребительских  покупок. Некоторые наблюдатели  делают прогноз, что уже к началу XXI в. половина всех товаров будет  продаваться вне магазинов. По другим оценкам к этому же времени  около одной трети всех продаж потребительских товаров будет  проходить по внемагазинным каналам, таким как теле, магазины, по каталогам  и через сеть Internet. Многие магазины принадлежат независимым владельцам, однако, все большее их число относится  к одной из форм корпоративной розничной торговли. Такие организации во многом используют эффект масштаба. Основные типы организаций, занимающихся розничной торговли, представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Основные типы внемагазинной розничной торговли.*

Тип

Описание

1

2

Личная продажа

Возникла много веков  назад, когда существовали еще странствующие  торговцы, и развивалось до уровня отрасли с оборотом в 9 млрд.дол. США, в которой работают свыше 600 компаний, предлагающих свои товары на дому, в  офисах и на специальных вечеринках. Существует три типа личной продажи: «один на один» (собственно личная продажа), «один многим"» (вариант "«вечеринка"»  и моногоуровневый (сетевой) маркетинг.

Продажа «один на один»

Торговый представитель  наносит визит одному человеку (потенциальному пользователю товара) и пытается продать  ему свой продукт. Торговый представитель  приходит в дом к человеку, который  пригласил друзей и соседей на вечеринку или другое подобное мероприятие. Затем он демонстрирует свой товар  и принимает заказы.

Продажа «один многим»

Наилучшие продавцы, как правило, получают большие премии. Например, компания Mary Kay предлагает наиболее отличившемся бриллианты, изделия из меха норки.

Многоуровневый (сетевой) маркетинг

Пионером этого вида продаж стала компания Arnway, оборот которой  в1994 г. превысил 5,3 млр. дол. США. Половина сделок этой компании заключается в  Японии и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Это «пирамидальный» вариант  личной продажи, при котором компания набирает независимых работников, становящихся дистрибьюторами ее продукции. Эти  дистрибьюторы в свою очередь  нанимают других людей и продают  товар им, а те тоже нанимают распространителей  и т. д. Конечная продажа осуществляется чаще всего на дому у покупателей. Дистрибьютор получает определенный процент  от продаж всей нижестоящей торговой группы, а также из заработка от собственной продажи товаров  конечным потребителям.

Информация о работе Роль и организация розничной торговли в процессе распределения товаров