Роль маркетинга в экономическом развитии региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2013 в 23:34, контрольная работа

Краткое описание

Осмысление необходимости маркетинга региона приходит разными пу-тями, по разным основаниям. Где-то столкнулись с фактом снижения притяга-тельности региона для туристов, инвесторов, других лиц, способных придать региону новые силы, влить в него «свежую кровь». В других местах возникает озабоченность в связи с оттоком финансовых, трудовых и других ресурсов из региона. Наконец, часто встречается проблема: как обеспечить привлекательность региональных товаров внутри территории и в то же время сделать более выгодным их экспорт за пределы региона.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.Теоретические аспекты маркетинговой деятельности 5
1.1 Содержание и развитие информационного маркетинга в регионах 5
1.2 Сущность регионального маркетинга 11
Глава 2. Роль маркетинга в регулировании региональной экономики 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

РОЛЬ МАРКЕТИНГА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку рыночная деятельность в России только начинает развиваться, внедрение маркетинговой методологии также должно носить поэтапный характер.

На начальном этапе становления и развития маркетинга в России его могут воспринимать преимущественно сак торговую деятельность в широком смысле слова, т. е. сак своего рода систему рыночного распределения.

На следующем этапе понимание маркетинга углубится: это будет уже не только чисто сбытовая, но и организационно-коммерческая функция предприятия.

По мере развития рыночных отношений и нормализации самого рынка маркетинг превратится в рыночную концепцию управления предприятием, в систему, при которой в основе принятия практически всех решений будет лежать информация, поступающая с рынка.

Сегодня, в  условиях рынка продавца, производитель еще может как-то игнорировать маркетинг, поскольку на это требуются большие расходы, а результат заранее известен — потребитель все равно приобретает данный товар, так как отсутствуют возможности выбора. В условиях рынка покупателя, когда предложение превышает спрос, а у покупателя появляется выбор, производитель ставится перед необходимостью обеспечивать реализацию своих товаров.

Маркетинг станет активно развиваться не только во всех областях экономики (промышленность, торговля, финансы, услуги и т. п.), но и в различных некоммерческих сферах (образование, культура, здравоохранение и др.).

 В настоящее время в большинстве регионах Российской Федерации присутствуют задачи регионального маркетинга, но они сформулированы в неявной форме, ощущается необходимость их активизации на всех уровнях иерархии регионального управления промышленно-производственным комплексом, но явно выраженной методики и механизма реализации регионального маркетинга и представления регионов во внешней среде не наблюдается. В настоящее время в регионах не существует целостной и единой системы регионального маркетинга, сформированной в соответствии с концепцией, существующие разрозненные функции регионального маркетинга, выполняемые членами правительства, законодательными органами власти и руководителями предприятий, на сегодняшний день не способны реализовать задачи регионов во внешней среде.

Для создания целостной  маркетингоориентированной системы  управления экономикой территории необходимы следующие условия и предпосылки:

Целесообразно сформировать структуру, реализующую основные принципы и задачи регионального маркетинга, обеспечивающие реализацию концепции и стратегии развития маркетинга региона, и способную согласовать интересы всех участников расширенного процесса воспроизводства, осуществляемого в административных рамках территории с целью обеспечения активизации продвижения регионального бренда на межрегиональном рынке и привлечения внешних участников рыночных отношений к развитию региона  как субъекта Российской Федерации.

Необходимо организовать систему мероприятий и сформировать бизнес-процессы по разработке и реализации задач регионального маркетинга с целью привлечения заинтересованных предприятий и организаций на этой основе единого процесса по ориентации всех субъектов хозяйственной деятельности региона в направлении повышения и продвижения имиджа региона как интегрального промышленного комплекса, реализующего совокупный региональный продукт на межрегиональном рынке. В организацию такого процесса необходимо вовлечь все предприятия регионального промышленного комплекса независимо от их ведомственной принадлежности, юридического статуса, отношения собственности и корпоративной культуры.

Сформировать действенную многоуровневую систему информационных взаимосвязей, обеспечивающую процесс организации, подготовки, реализации и контроля за протеканием процессов развития регионального маркетинга, и обеспечивающую единое информационное пространство, в рамках которого любое предприятие региона обретает возможность реализации концепции регионального маркетинга на примере собственного процесса производства и выпуска продукции.

Законодательно установить в рамках административно-хозяйственной  территории регионов легитимное правовое поле, определяющее для участников процесса реализации регионального маркетинга методы и критерии работы по этой реализации.

Реализовать подход, при  котором промышленная структура  и непромышленная инфраструктура, находящиеся в рамках экономического пространства территории, должны быть ориентированы в направлении достижения цели регионального маркетинга посредством ориентации всех своих маркетинговых, сбытовых, представительских функций и функций по связям с общественностью в направлении, задаваемом политикой и концепцией территории в рамках регионального маркетинга и обеспечиваемой составом и структурой его элементов.

В рамках данного механизма  необходимо перераспределить функции  и задачи регионального маркетинга в соответствии с их дифференциацией по степени ответственности за выполнение задач и получения результатов функционирования данного механизма. Таким образом, необходимо функциональную структуру регионального маркетинга разбить на две подструктуры — сосредоточенное и рассредоточенное множество функций регионального маркетинга. Сосредоточенное множество функций регионального маркетинга должно выполняться на уровне высших органов власти, а также организационно и структурно выделяться в виде отдельного проправительственного объединения, курируемого лично Главой территории. Рассредоточенное множество функций регионального маркетинга должно быть распределено по всем хозяйствующим субъектам региона с целью ориентации их деятельности в направлении решения задач, поставленных концепцией регионального маркетинга. Таким образом, в рамках территориального правового поля и существующего информационного пространства появляются два контура реализации целей и задач регионального маркетинга в виде взаимодополняющихся и взаимопересекающихся  множеств функций, структурно выраженных в виде единого центра регионального маркетинга и функционально относящихся к нему действий хозяйствующих субъектов в области регионального маркетинга вне зависимости от их юридического статуса, ведомственной принадлежности, структуры собственности и т.д.

Исходя из вышеприведенных  условий и предпосылок, для реализации концепции и принципов регионального маркетинга на территории необходимо формирование агентства регионального маркетинга, создаваемого при администрации Главы региона в качестве штабной консалтинговой структуры, и выполняющего функции по продвижению и позиционированию региона во внешней среде, по формированию бренда региона, и адекватно определяющего место региона в федеральной административной иерархии экономических субъектов Российской Федерации, что является основной генеральной целью агентства. Миссией агентства регионального маркетинга является содействие созданию благоприятных условий для повышения качества производства, развитию имиджа региона на межрегиональном уровне с целью определения адекватного места в региональном разделении труда.

В рамках данной структуры  происходит реализация сосредоточенных  функций регионального маркетинга. Данная структура является ведущим  звеном системы регионального маркетинга, где формируется и реализуется основной процесс развития регионального маркетинга. В качестве управляемого звена рассматриваются все хозяйствующие субъекты региона, участвующие в процессе регионального маркетинга, так как агентство осуществляет функциональное руководство в области организации и координации выполнения ими рассредоточенных функций регионального маркетинга.

Реализация данного  подхода позволяет констатировать, что система регионального маркетинга представляется в виде взаимодополняемого процесса выполнения сосредоточенных и рассредоточенных функций, структурно и организационно представленных в виде двух взаимопроникающих образований: ядра системы — Региональное агентство регионального маркетинга, и периферии — хозяйствущие субъекты, осуществляющие рассредоточенные функции регионального маркетинга, поддерживающие концепцию развития регионального маркетинга и реализующие стратегические планы советов.  

В нашем областном центре существует много проблем в сфере маркетинга. Это непонимание тамбовских руководителей о необходимости проведения маркетинговой политики, ограниченность бюджетов тамбовских организаций, невозможность на месте повысить квалификацию.

По словам тамбовских маркетологов, профессиональных специалистов в области продвижения не так много. Некоторые, добиваясь успеха в Тамбове, уезжают в другие города. Других не устраивает зарплата в этой области и они переходят на другие должности. Также существует проблема нежелания молодых специалистов обучаться и повышать уровень квалификации, а студентов - набираться опыта.

  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня перед российскими  регионами возникает проблема эффективной  и адекватной региональной политики, направленной на реконструкцию и  реформирование экономики и привлечение инвестиций, разработки и осуществления планов развития территорий, опирающихся в первую очередь на использование местного потенциала. Для этого необходима разработка и реализация долгосрочной концепции комплексного развития экономики и социальной сферы региона - региональный маркетинг территории, предусматривающий постепенное устранение негативных явлений и решение сложных социально-экономических проблем. В настоящее время многие российские регионы приходят к пониманию необходимости маркетинга территорий и информационного маркетинга.

В современной России конкурентная борьба регионов за возможности использования преимуществ внешнеэкономического сотрудничества имеет разные последствия, определяемые воздействием различных внешнеэкономических факторов на процессы регионального развития. Уровень экспорта регионов страны в целом соответствует уровню их промышленного развития. Большое значение в экономическом развитии региона имеет инвестиционный климат, определяющий привлекательность отдельных субъектов РФ для потенциальных инвесторов. Привлечение инвестиций является одним из самых действенных методов улучшения социально-экономического положения и уровня жизни в регионе. Привлечение инвестиций в регион позволяет поддерживать действующее производство, провести его модернизацию на новом технологическом уровне, а также развивать рынок жилья, потребность в котором в области весьма существенна.

Вся экономическая система территории, все ее хозяйствующие субъекты и инфраструктурные элементы становятся ориентирами во внешней среде в направлении достижения общерегиональных целей развития регионального маркетинга, в том числе формирования совокупного имиджа региона как экономически активного субъекта с высокой инновационной восприимчивостью, что является основой регионального бренда.

 

Список литературы

  1. Браверман А.А. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. - М.: ОАО Издательство "Экономика",2007.
  2. Бутов, В.И. Основы региональной экономики / В.И. Бутов, В.Г. Игнатов, Н.П. Кетова. – М.: Ростов н/Д, 2006. – 512 с.
  3. Ергунова О.Т. Построение маркетингоориентированной системы управления развитием экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. — 2012. — № 2 (13). — c. 3-7.
  4. Кадышев Е.Н. Проектирование интегрированной системы управления организацией на региональном уровне. – М.: Гелиос АРВ, 2000. - 210 c.
  5. Кретов И. Маркетинг на предприятии . - М.: АО "Статинформ",2009.
  6. Кулешов, В.А. Анализ развития экономики федеральных округов/ В.А. Кулешов, В.С. Маршак // Регион: экономика и социология. – 2008. - № 1. – с. 15-16
  7. Маркетинг: Учебник /А.Н. Романов и др. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
  8. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. - СПб.: Наука, 2006.
  9. Шеховцева, Л.С. Конкурентоспособность региона: факторы и метод создания / Л.С. Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. - № 4. – с. 12-14

 

 

 




Информация о работе Роль маркетинга в экономическом развитии региона