Роль, сущность и виды рекламной деятельности в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 22:48, контрольная работа

Краткое описание

Реклама - это вид деятельности, либо произведенная в ее результате продукция, целью которых является реализация сбытовых или других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, вызывая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.
В современных рыночных условиях ни одно коммерческое предприятие не может успешно вести дела без рекламы в том или ином виде. Уже многие столетия, являясь постоянной спутницей человека, она изменяется вместе с ним. По нашему глубокому убеждению, понимание современной рекламы не может быть полным без анализа основных исторических этапов ее развития.

Вложенные файлы: 1 файл

раздел 1_ч.docx

— 48.44 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

  1. Формы и методы рекламной деятельности

 

Реклама бывает следующих  форм:

  • Зрительная (визуальная) реклама включает в себя печати газетно-журнальную, световую, оформительскую, фоторекламу.
  • Слуховая (аудиореклама)- радиореклама, воздействующая на аудиторию посредством устных рекламных сообщений
  • Зрительно-слуховая (аудиовизуальная) реклама, включающая в себя теле-, кино-, видеоролики. В рекламных целях используются практически все жанры газетной публицистики. Рекламная заметка - наиболее простая и часто используемая форма рекламирования товаров, услуг, идей. В рекламной заметке возможно выделение основных качеств товара, подробное рассмотрение характерных сторон рекламируемого изделия создание благоприятного образа товара. Заметка может быть как с заголовком, так и без него. Она ориентирует адресата, информируя, что произошло, где произошло, когда произошло, и кто участники события? Рекламная статья - комплексное исследование рекламируемого объекта, отличающееся глубоким анализом и широтой обобщений. Автор статьи популярно излагает и обобщает факты, связанные с рекламируемым товаром, услугой (идеей), выдающимся политиком.

Нужно помнить, что для  всех без исключения форм рекламы, копирование  и прямое заимствование чужой  «рекламной продукции» часто играет на руку конкуренту, а повторение чужих  ошибок непростительно.

Так как реклама есть особый вид социальной деятельности, присущей товарному производству, ее возникновение  и развитие оказались возможными только потому, что она отражает некоторые противоречия, свойственные данному общественному производству. Эти противоречия, в частности, вытекают из того факта, что потребительные свойства конкретного изделия - всегда компромисс между разнообразными требованиями (конструкторскими, технологическими, законодательными, потребительскими и  т. д.), обычно плохо согласующимися между собой, имеющими как объективный, так и субъективный характер.

Нет возможности создать  товар, который был бы идеален (с  точки зрения покупателя) по абсолютно  всем потребительным характеристикам. Противоречат друг другу требования высокой грузоподъемности и низкого  расхода горючего, роскошной отделки  и малой цены, малогабаритности автомобиля и высокой комфортности и т. д. Кроме того, на рынке выступают  обычно несколько производителей товара одного и того же рода. В таких  условиях реклама оказывается не вправе останавливаться на свойствах  товара, снижающих впечатление от него в глазах потенциального покупателя, максимум, что она может, - это  умалчивать о них. Именно эта особенность - избирательность по отношению к  информации, передаваемой рекламой своим  адресатам, - и отличает рекламу от объективного (например, научного) исследования товара и его описания. Производитель  стремится продемонстрировать с  помощью рекламы лишь положительные  свойства и лишь своего товара. Между  тем потребитель желал бы сравнить между собою потребительные свойства различных товаров, чтобы реклама  сообщала все сведения, а не только выигрышные: он хочет решить, соответствует  ли цена потребительной стоимости изделия (услуги).

В этих взаимоисключающих (в  определенной своей части) желаниях отражаются как потребности сторон системы "производство - потребление", так и их интересы, которые они  стремятся реализовать и которые  абсолютно необходимы системе как  целому, чтобы функционировать нормально. Но, поскольку активной стороной в  рекламном процессе является по преимуществу рекламодатель (производитель товара, продавец), это социальное явление - реклама - отражает в основном интересы рекламодателя и более всего - его главный экономический интерес. Такая роль рекламы объективна и  не зависит от воли производителя  и потребителя, так как она  детерминирована самой системой "производство - потребление". Все  это позволяет дать определение  сущности рекламы (рекламного процесса): формирование определенного представления  покупателя о потребительных свойствах (потребительной стоимости) товара во имя главного экономического интереса производителя этого товара.

Такое определение позволяет  разграничить гуманистическую и  буржуазную рекламу по самому основному, фундаментальному признаку.

Главным экономическим интересом  бескорыстного производителя (вытекающим из принципов гуманизма), на каком  бы рынке он ни выступал, является удовлетворение на разумной основе материальных и  духовных потребностей людей. А главный  экономический интерес капиталистического производителя - максимизация прибыли. Это неизбежно приводит к существенным различиям в содержательной стороне рекламных посланий, в целях и методах гуманистической и буржуазно-хищнической рекламной деятельности.

Не приводя развернутых  доказательств, ограничимся формулированием  определений этих целей и методов:

Цель гуманистической  рекламы - формирование разумных потребностей и их возвышение. Метод ее - активизация  сознательного начала потребительской  деятельности.

Цель капиталистической, хищнической рекламы - возбуждение  ничем не сдерживаемого желания  потреблять. Метод ее - насильственная манипуляция сознанием и поведением человека. Почему следует по-разному  рекламировать товары индивидуального  использования (потребительские) и  товары производственного назначения.

Основная разница в  методах покупки товаров индивидуального  использования и производственного  назначения заключается в том, что  первые приобретаются, как правило, без консультации с другими людьми (максимум - при консультации в семейном кругу), а вторые - всегда в результате длительного коллективного обсуждения, причем на самых разных уровнях управленческой иерархии.

Товары индивидуального  использования обычно подразделяют на три группы:

- повседневного спроса - потребитель совершенно точно  знает, какой именно товар или  его заменитель необходим, и  предпочитает покупать его с  минимальной затратой сил и  времени. Он не посещает несколько  магазинов, чтобы отыскать самый  лучший, потому что это не окупается  получаемой выгодой.

Некоторые из таких товаров  приобретаются без заранее обдуманного  намерения, импульсивно, поскольку  он попался на глаза. Импульсивные покупки  совершаются в значительной степени  благодаря рекламе и средствам  стимулирования сбыта (продвижения  товара) - в частности, благодаря  упаковке. По данным французских исследователей 35% покупателей приобретают товар, прочтя текст на упаковке, а 87% - увидев знакомый товарный (фирменный) знак или  название (торговую марку - brand name). Только 3% покупателей не обращают внимания на упаковку;

- выбираемые - покупатель  сравнивает их между собой,  соотносит качество, внешний вид,  цену. Может посетить несколько  магазинов. Наиболее характерно  то, что перед покупкой человек  не имеет исчерпывающего представления  о том товаре, который он хотел  бы купить: есть только самая  общая потребность того ли  иного характера. Даже реклама  еще не вполне формирует представление  об этом товаре. Типичные примеры  таких товаров в западных странах  - женская одежда, мебель (и другие  аналогичные товары длительного  пользования), ювелирные изделия,  ткани, в известной степени  мужское готовое платье и обувь;

- специального ассортимента - они обладают уникальными (по  крайней мере, для покупателя) свойствами, сравнительно редки в продаже,  так что покупатель их сознательно  разыскивает. Он готов затратить  на это много времени и израсходовать  определенные средства. Покупатель  обладает исчерпывающими данными  о предмете своих поисков и  приобретает только данный товар,  ибо твердо убежден, что никакой  иной не способен так удовлетворить  желание, как этот. Покупатель  отказывается от заменяющих товаров  даже весьма высокого качества, он готов подождать, пока товар  не будет найден или не появится  в продаже. Типичные представители  такого рода изделий - любительские  сорта бакалейных товаров, диетические  продукты, высококлассная бытовая  радиоаппаратура, профессиональные  фотокамеры и принадлежности  к ним, автомобили, некоторые бытовые  электроприборы.

В своем желании приобрести товары двух последних групп покупатель проходит через несколько стадий.

Первая стадия - "модель разыскиваемого товара". Человек  либо точно знает, что хочет приобрести, либо представляет в самых общих  чертах. На этой стадии реклама способна оказать ему очень большую  услугу, заранее сообщая, какие товары имеются, она позволяет произвести сопоставление и выбор, не выходя из дома. Поэтому рассылка рекламы  по домашним адресам - эффективное средство воздействия на решение о покупке.

Вторая стадия - "модель обладания". Человек мысленно примеряет  вещь к себе, своей квартире, своему образу жизни, мнению знакомых и родственников - словом, "проигрывает ситуации". Опять-таки на этой стадии реклама способна продемонстрировать (теперь уже на визуальном уровне), как изделие  смотрится в интерьере, на улице  и т. д. Показ товара в различных  ситуациях - важное средство рекламного воздействия в данном случае.

Третья стадия - "решение  о покупке или отказ от нее". Она обычно происходит в магазине, где покупатель ознакомился с  товаром, подержал в руках, увидел в  действии: продолжается познание особенностей товара и проверка модели обладания. На этой стадии очень важна роль положительных эмоций (их вызывают отсутствие очереди, чистота в торговом зале, предупредительность персонала  и т. п. сопутствующие факторы), благоприятно влияющих на решение. Атмосфера на месте  продажи способна как поддержать решение о покупке, так и разрушить  его, если модель обладания придет в  конфликт с реальностью. Реклама  на месте продажи обязана поддерживать благоприятное впечатление о  товаре. Четвертая, заключительная стадия (особенно при покупке дорогой  вещи) - "прав ли я?" - возникает, когда  товар куплен. Человек еще раз  сопоставляет модель обладания с  тем, что он на самом деле получил, и если реакция отрицательна, возникает  стремление переложить вину за случившееся  на кого-то другого: продавца ("всучил") или рекламу ("надула"). Если реакция  положительна, действие рекламы усиливается, авторитет ее растет, доверие к  ней повышается и в целом реклама  склоняет к новым покупкам товаров  той же фирмы.

 

  1. Функции рекламы

 

Все функции рекламы   предлагают свести в следующие отдельные группы:  маркетинговую, коммуникативную (информативную), образовательную, экономическую и социальную.

Маркетинговая функция рекламы является основополагающей   и заключается в продвижении информации о фирме, ее товарах и услугах с целью  достижения поставленных маркетинговых целей.

Маркетинговыми целями  являются:

  • Выполнение плана-задания по объему продаж с дальнейшим расчленением по видам и категориям услуг. Данная цель имеет абсолютный характер, так как задается количеством обучающихся и вносимой ими платой за обучение;
  • Увеличение (или поддержание)  рыночной  доли компании, как в отношении отдельных видов и категорий товаров и услуг, так и по  выпускаемой продукции (услугам) в целом при стремлении к снижению требуемых затрат на продвижение. Данная цель имеет относительный характер, так как задается в %.

Коммуникативная (информативная) функция связана с передачей информации о компании и ее товарах или услугах всем субъектам маркетинга данной компании. В нашем случае это, в первую очередь конечно, потребители продукции, в роли которых могут выступать как физические, так и юридические лица.

Последовательным продолжением рыночных (маркетинговых) целей компании являются конкретно сформулированные коммуникативные цели (рекламные):

  • Достижение необходимой степени известности компании и предлагаемых товаров и услуг в абсолютном и процентном выражении от целевой аудитории;
  • Достижение необходимого охвата потенциальных клиентов рекламой в абсолютном и процентном выражении; 
  • Достижение необходимой степени действенности рекламы (например, числа или процента запросов на продукт или информацию о нем со стороны охваченных рекламой клиентов) в абсолютном и процентном выражении.

На мой взгляд,  перечисленные выше  коммуникативные (рекламные)   цели наиболее предпочтительны для постановки общих целей рекламных кампаний.

Если провести аналогию продвижения  информации о компании с  продвижением бренда, то задачу по продвижению информации о компании можно считать выполненной, если  более 60%   потребителей знают о существовании компании и отличают ее от компаний-конкурентов.  Для потребительских товаров по утверждению Рюмина М.Ю. бренд считается развитым, когда более 60% потребителей данной товарной категории   знают и могут отличить  его от других марок по ключевым элементам.   

Идеальным  медиа средством для продвижения бренда на рынке потребительских товаров является телевидение и радио. Самая предпочтительная форма  телевизионной рекламы  - это  блиц-ролики или споты продолжительностью от 20 до 30 секунд, а форма  радио-рекламы - это рекламные объявления и радио-ролики.

Образовательная функция рекламы проявляется в использовании   ее в качестве средства обучения.  

Информация о работе Роль, сущность и виды рекламной деятельности в условиях рынка