Сегментация рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность процесса сегментирования рынка, определить его основные этапы.
Поставленная цель определяет главные задачи, которые подлежат решению в данной работе:
- дать определение понятию «сегментирование рынка», определить его сущность;
- определить основные черты и признаки сегментирования рынка;

Содержание

Введение
Глава 1. Сегментация рынка
1.1 Понятие и сущность сегментирования рынка
1.2 Характерные черты и признаки сегментирования рынка
1.3Основные принципы сегментирования
Глава 2 Особенности туристического рынка как рынка услуг
Глава 3 Сегментация туристического рынка
Глава 4 Критерии сегментации туристического рынка
4.1По географическим признакам
4.2По демографическим признакам
4.3По социально – экономическим признакам
4.4По психографическим и поведенческим признакам
4.5По побудительным мотивам клиентов
4.6 По сезонным признакам
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 126.59 Кб (Скачать файл)

Сегмент – это часть  рынка, которая может быть эффективно обслужена компанией. Определяется этот сегмент специальными методами.

Сегмент рынка должен отвечать следующим основным условиям:

- быть достаточно емким;

- располагать возможностями  дальнейшего роста;

- не быть объектом коммерческой  деятельности конкурентов;

- характеризоваться потребностями,  которые данное предприятие может  удовлетворить.

На рынке сбыта существуют такие объекты сегментации:

- группы покупателей;

- группы товаров и услуг;

- компании-конкуренты.

Сегментирование рынка по категориям покупателей – это  группирование покупателей в  соответствии с определенными признаками, которые определенным образом определяют мотивы их действий на рынке.

Сегментирование рынка по категориям товаров и услуг –  это производная от рыночного  сегментирования по категориям покупателей. Такое сегментирование берет  в учет нужды и предпочтения покупателей, основанные на качественных характеристиках  товаров или услуг.

Сегментирование по конкурирующим  организациям – это оценка способности  конкурентов к продвижению на рынок, и объединение их в группы на основании полученной информации.

Рынок принято сегментировать по критериям и признакам.

Критерий – это метод  оценки, на основании которой выбирается тот или иной рыночный сегмент  для продукции или компании-конкурента.

Признак – это метод, с  помощью которого такой сегмент  выделяют на рынке.

К основным критериям сегментирования  относятся:

- емкость сегмента, на  основании которой рассчитывается  количество потенциальных покупателей,  и, в соответствии с этим, требуемые  мощности производства;

- каналы, по которым будет  осуществляться распространение  и сбыт товаров или услуг,  и которые дают информацию, как  сформировать сеть сбыта;

- стойкость рынка, с  помощью которой можно определить  в какой степени целесообразно  загружать мощности компании;

- прибыльность, отражающая  степень рентабельности организации  на конкретном рыночном сегменте;

- совместимость рыночного  сегмента с рынком главных  конкурентов, на основании которой  можно сделать оценку о высоком  или низком потенциале конкурентов,  а также решить стоит ли  нести дополнительные затраты,  ориентируясь на данный сегмент;

- оценка рабочего опыта  определенного персонала организации  (по сбыту, производству или  инженерии) на определенном рыночном  сегменте, а также принятие подходящих  мер;

- конкурентоспособность  выбранного сегмента.

Главные отличительные черты  сегментирования рынка по категориям потребителей основываются на географии, демографии, психографии и поведенческих критериях. Рыночный сегмент по категориям покупателей определяется на основании наличия нескольких показателей у детерминированных групп покупателей.

Главные отличительные черты  сегментирования рынка по группам  товаров – это цена, функциональные и технические характеристики и  т.п.

Главные отличительные черты  сегментирования рынка по конкурирующим  организациям – это качественные характеристики товара, его рыночное продвижение, цена и сбытовые каналы.

Правильный выбор самого эффективного рыночного сегмента осуществляется на основании комплексного изучения всех результатов оценки рыночного  сегментирования по покупателям, товарам  и конкурентам. Все эти виды сегментации  являются взаимодополняющими.

1.3 Основные принципы сегментирования

Для проведения успешной сегментации  рынка целесообразно применять  пять основных принципов:

- различия между сегментами;

- сходства потребителей;

- большой величины сегмента;

- измеримости характеристик  потребителей;

- достижимости потребителей.

Принцип различия между сегментами означает, что в результате проведения сегментации должны быть получены различающиеся  друг от друга группы потребителей. В противном случае, сегментация  неявно будет подменена массовым маркетингом.

Принцип сходства потребителей в сегменте предусматривает однородность потенциальных покупателей с  точки зрения покупательского отношения  к конкретному товару. Сходство потребителей необходимо для того, чтобы можно было разработать соответствующий маркетинговый план для всего целевого сегмента.

Требование большой величины сегмента означает, что целевые сегменты должны быть достаточно большими для  обеспечения продаж и покрытия издержек предприятия. При оценке величины сегмента следует учитывать характер продаваемого товара и емкость потенциального рынка. Так, на потребительском рынке  количество покупателей в одном  сегменте может измеряться десятками  тысяч, тогда как на промышленном рынке большой сегмент может  включать менее сотни потенциальных  потребителей (например, для систем сотовой или спутниковой связи, для потребителей энергомашиностроительной продукции и т.д.).

Измеримость характеристик  потребителей необходима для целенаправленных полевых маркетинговых исследований, в результате которых можно выявлять потребности потенциальных покупателей, а также изучать реакцию целевого рынка на маркетинговые действия предприятия. Данный принцип крайне важен, так как распространение  товара «вслепую», без обратной связи  от потребителей, ведет к распылению средств, трудовых и интеллектуальных ресурсов фирмы-продавца.

Принцип достижимости потребителей означает требование наличия каналов  коммуникации фирмы-продавца с потенциальными потребителями. Такими каналами коммуникации могут быть газеты, журналы, радио, телевидение, средства наружной рекламы и т.п. Достижимость потребителей необходима для организации акций продвижения, иначе информирования потенциальных  покупателей о конкретном товаре: его характеристиках, стоимости, основных достоинствах, возможных распродажах  и т.п. [1, с. 213]

В основе процедуры сегментации  рынка, наравне с применением  принципов сегментации, лежит и  обоснованный выбор соответствующего метода сегментации.

1.4Основные методы сегментирования рынка

Наиболее распространенными  методами сегментирования рынка  являются метод группировок по одному или нескольким признакам и методы многомерного статистического анализа (мультиатрибутиваная сегментация). Отметим особенности этих методов.

Метод группировок или  однопараметрический метод состоит  в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. Какой-либо признак выделяется в качестве системообразующего критерия (владелец товара, потребитель, намеревающийся приобрести товар), затем формируются подгруппы, в которых значимость этого критерия значительно выше, чем по всей совокупности потенциальных потребителей данного товара. Путем последовательных разбивок на две части выборка делится на ряд подгрупп.

Пример использования  однопараметрического метода сегментирования  представлен на рисунке 2.3.1.

Диапазон значений переменной (уровень дохода, тыс. руб.)

Сегмент

 

от

до

 

100

300

А

301

600

В

601

1000

С

Потребитель

Уровень дохода

Сегмент

1

360

В

2

530

В

3

640

С

4

245

А

5

515

В

6

600

В

7

345

В

8

460

В

9

580

В

10

730

С

         

Рисунок 2.3.1 - Пример использования  однопараметрической модели сегментирования  рынка

Многопараметрические подходы  используются чаще и предполагают анализ совокупности признаков сегментации, которыми описываются свойства изучаемых  потребителей. Здесь возможно два  подхода.

При первом сегментационные  признаки подвергаются анализу последовательно  один за другим. Такой подход реализуется  посредством составления дерева сегментов и метода AID (предполагает проведение сегментации по приоритетным сегментам, выделенным на предыдущих этапах метода). На каждом шаге выделяются сегменты, которые могут быть подвергнуты  разбиению с помощью следующего анализируемого признака. Аналитик сам  определяет последовательность применения признаков для сегментации потребителей и отнесения их к сегментам.

Пример сегментации потребителей компьютеров методом AID представлен  на рисунке 2.3.2.

Рисунок 2.3.2 - Сегментирования  потребителей компьютеров методом AID

При втором подходе все  выбранные признаки изучаются совместно  и одновременно (здесь чаще всего  используется кластерный анализ). При  этом аналитик может исследовать  либо дерево возможных объединений, либо задавать желаемое число кластеров. Пример сегментации потребителей верхней  одежды методом дерева сегментов  представлен в приложении А.

Для целей сегментирования  также используются методы мультиатрибутивной классификации, когда разделение происходит по комплексу анализируемых признаков одновременно. Наиболее эффективными из них являются методы автоматической классификации, или иначе кластерного анализа.

Метод кластерной сегментации  в последнее время находит  все более активное применение в  первую очередь благодаря развитию электронных систем обработки маркетинговой  информации. Данный метод позволяет  провести группировку объектов различной  природы, а для любого набора переменных - найти группы объектов, обладающих сегментными признаками.

Термин «кластерный анализ»  обозначает множество вычислительных процедур, используемых при классификации  объектов. В результате применения классифицирующих процедур создаются  «кластеры», или группы очень похожих  объектов.

Методы кластерного анализа  предусматривают подготовку данных об анализируемых объектах и представление  этих объектов в виде однородных групп. Целесообразность применения кластерного  анализа к проблемам сегментации  обусловлена тем, что его вычислительные процедуры позволяют классифицировать потребителей по группам.

Общая идея кластерного анализа  в рамках решения проблем сегментации  сводится к решению следующих  задач: классификация потребителей; разработка различных схем кластеризации; создание гипотез о существовании  в исследуемой совокупности потребителей однородных групп; проверка гипотез  о наличии однородных групп в  исследуемых совокупностях потребителей.

Кластерный анализ проводится по следующим этапам:

- подготовка данных для  кластеризации (часто в виде  таблиц значений переменных по  результатам анализа анкет);

- определение множества  свойств, по которым будут оцениваться  объекты (выбор переменных, которые  будут играть первоочередную  роль при сегментации);

- вычисление меры сходства  между объектами (нормирование  переменных, приведение их в сопоставимый  вид для определения похожести  потребителей);

- применение кластерного  анализа для создания групп  сходных объектов (использование  выбранных переменных для определения  схожести различных потребителей  и формирования схожих потребительских  групп - сегментов);

- проверка достоверности  результатов кластерного решения  (оценка полученных групп потребителей  и нахождение адекватного описания  сегментов с учетом средних  показателей по использованным  в ходе анализа переменным, составление  профилей сегментов). [6, с. 137]

Реализация указанных  шагов происходит следующим образом.

Строится таблица, в которую  заносятся данные по всем изучаемым  потребителям и интересующим нас  признакам. Проводится нормирование значений признаков, чтобы привести различные  численные значения, описывающие  разные признаки к сопоставимому  виду. Далее происходит «взвешивание»  признаков сегментации для отражения  большей или меньшей роли признака при измерении сходства между  различными объектами-потребителями.

После определения важности признаков осуществляется непосредственно  процесс кластеризации, т.е. деления  совокупности потребителей на однородные группы-кластеры.

Современные программные  продукты, такие как «SPSS», позволяют  задавать желаемое число кластеров, которое исследователь хотел  бы получить на выходе; выбирать различные  процедуры кластеризации в зависимости  от применения разных мер сравнения (мер сходства); обрабатывать огромные массивы информации и предоставлять  полученные модели сегментации в  графическом или табличном виде.

Таким образом, результатом  проведения кластерного анализа  является отнесение каждой единицы  исследуемой совокупности (каждого  потребителя) к определенному сегменту. Пример такого отнесения по пяти признакам  представлен в таблице 2.3.2.

Таблица 2.3.2 – Отнесение  единиц совокупности к кластерам (сегментам)

№ объекта(потребителя)

Признаки сегментирования

№ кластера (сегмента)

Пол (ж – 0, м – 1)

Участие в ранее проводимых акциях по стимулированию (нет – 0, да – 1)

Расходы на приобретение молочных продуктов в неделю, $

Расходы на приобрете-ние молочных продуктов изучаемой марки, $

Уровень доходов, $

1

0

0

5

1

170

1

2

0

0

10

1

340

2

3

0

1

9

0

200

3

4

0

0

7

0

30

4

5

0

0

5

1

210

3

6

0

0

8

3

350

2

7

0

1

6

2

290

2

8

0

1

7

2

60

4

9

0

0

8,5

4

210

3

10

0

0

8

2

300

2

Информация о работе Сегментация рынка