Сегментация рынка гостиничных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение определенных групп покупателей со схожими потребностями, поведенческими и мотивационными характеристиками, выявление актуальных проблем, возникающих в процессе сегментирования рынка, а также поиск путей совершенствования механизма рынка гостиничных услуг.
Задачи нашего исследования состоят в том, чтобы дать определение сегментации рынка гостиничных услуг; описать критерии сегментации; выделить этапы сегментации рынка; рассмотреть подходы к формированию целевого рынка; показать особенности сегментирования рынка на примере конкретного предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА............................................5
1.1. Сегментация......................................................................................................5
1.2. Выбор целевого рынка.....................................................................................8
1.3. Позиционирование.........................................................................................10
2. СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА............................................................................18
2.1. Недифференцированная стратегия маркетинга..........................................18
2.2. Дифференцированная стратегия маркетинга..............................................20
2.3. Концентрированная стратегия маркетинга..................................................21
3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЧНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА "КОРСТОН" г.КАЗАНЬ.................22
3.1. Характеристика гостинично - развлекательного комплекса "Корстон"...22
3.2. Анализ целевого рынка на примере гостинично- развлекательного комплекса........................................................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В г. ТАГАНРОГЕ


Факультет управления в экономических и социальных системах

Кафедра  Государственного и муниципального права и управления

 

   

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  дисциплине

«МАРКЕТИНГ В ГОСТИНИЧНОМ И РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ»

 

на тему

 

Сегментация рынка  гостиничных услуг

 
 

 

 

 

 

Руководитель курсовой работы

   

 

Якименко М.В.

 

(подпись)

 

(Фамилия  Имя Отчество)

       

 

Студент, гр. М-98

   

 

Тверезовская К.В.

 

(подпись)

 

(Фамилия  Имя Отчество)


 

 

   

« ___»  _____________201_ г.


 

 

 

 

 

 

 

Таганрог 2011г.

     СОДЕРЖАНИЕ

 ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3

  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА............................................5
    1. Сегментация......................................................................................................5
    2. Выбор целевого рынка.....................................................................................8
    3. Позиционирование.........................................................................................10
  2. СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА............................................................................18
    1. Недифференцированная стратегия маркетинга..........................................18
    2. Дифференцированная стратегия маркетинга..............................................20
    3. Концентрированная стратегия маркетинга..................................................21
  3. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА НА ПРИМЕРЕ ГОСТИНИЧНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА "КОРСТОН" г.КАЗАНЬ.................22
    1. Характеристика гостинично - развлекательного комплекса "Корстон"...22
    2. Анализ целевого рынка на примере гостинично- развлекательного комплекса........................................................................................................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...............................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и практический аспект данных проблем связаны с тем, что гостиничный рынок, как и многие другие рынки, характеризуется существованием большого числа групп потребителей, отличающихся друг от друга вкусами, предпочтениями, уровнем доходов. И даже если эти группы представляют клиентов или потребителей одного отеля (или продукта), мотивация приобретения продукта различна. Например, клиентами одного и того же отеля могут являться бизнесмены, путешествующие туристы и участники конференций. Очевидно, что мотивы и цели их покупок, требования к одному и тому же продукту отеля будут очень сильно отличаться. Путешествующие туристы, более чувствительные к уровню цен, чем командированные бизнесмены или организаторы мероприятий, заказывают, как правило, двухместное размещение, а также обеды и ужины по специальному (групповому) меню. Те, кто платит деньги не из собственного кармана, могут заказывать более дорогое размещение, питание и т.п. Как правило, ими же востребованы и дополнительные услуги гостиницы – телефонная связь и подключение к Интернету в номере, услуги бизнес-центра, переговорные комнаты, возможность аренды технического оборудования и т.д. Управление процедурами сегментирования рынка гостиничных услуг для успешного функционирования отеля на рынке менеджменту необходимо знать особенности различных групп потребителей и их отношение к конкретным гостиничным продуктам. Умение выделить, найти и полностью удовлетворить потребности рынка значительно повышает эффективность управления продуктами отеля и ведет к получению дополнительных доходов от их продаж. Актуальность темы курсовой работы связана со значительным распространением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Объект исследования - процесс сегментирования рынка. Предмет исследования - теоретические и практические основы сегментирования рынка гостиничных услуг.

Целью курсовой работы является рассмотрение определенных групп покупателей со схожими потребностями, поведенческими и мотивационными характеристиками, выявление актуальных проблем, возникающих в процессе сегментирования рынка, а также поиск путей совершенствования механизма рынка гостиничных услуг.

Задачи нашего исследования состоят в том, чтобы дать определение сегментации рынка гостиничных услуг; описать критерии сегментации; выделить этапы сегментации рынка; рассмотреть подходы к формированию целевого рынка; показать особенности сегментирования рынка на примере конкретного предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СЕГМЕНТАЦИИ РЫНКА
      1. Сегментация

Сегментация рынка  – это процесс его разделения на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные продукты и комплексы маркетинга. Цель сегментации – максимальное удовлетворение требований потребителей к гостиничному продукту, а также оптимизация затрат отеля на его разработку, выпуск и реализацию. При проведении сегментации рынка в гостиничном бизнесе рекомендуется использовать следующие группы критериев.

Культурно-географические критерии. Это деление рынков потребителей гостиничных услуг по территориальному признаку. В качестве географического рынка могут рассматриваться отдельные страны, группы стран или целые регионы мира, имеющие определенную историческую, политическую, экономическую, этническую и религиозную общность. В соответствии с этими признаками принято выделять следующие географические рынки: Северная Америка, Латинская Америка, Скандинавия, Западная Европа, Восточная Европа, Южная Европа (Италия, Испания, Португалия), Россия и страны СНГ, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Африка, Австралия. Каждому отелю рекомендуется определять самостоятельно порядок выделения и группировки рынков по территориальному признаку для наиболее выгодного и эффективного представления своих продуктов и соответствия стратегическим целям.1

Потребители отдельных  географических рынков, как правило, имеют схожие предпочтения и стиль поведения. Например, известно, что в настоящее время испанский рынок является одним из наиболее быстрорастущих, испанцы славятся страстью к путешествиям. В то же время они достаточно экономны и предпочитают отели среднего класса (три-четыре звезды) или не очень дорогие пятизвездочные отели. Поэтому при работе с этим рынком определяющим будет фактор цены. Кроме того, испанцы характеризуются невысокой степенью организованности и свои поездки в большинстве случаев планируют в последний момент. Поэтому менеджмент отеля может формировать специальные предложения для туристических фирм, работающих на испанском рынке, в прогнозируемые низкие сезоны.Большим преимуществом при работе с каким-либо географическим рынком является знание особенностей и перспектив его политического и экономического развития. Обладая подобного рода информацией, менеджмент отеля может наиболее выгодно представлять его услуги и максимизировать продажи.

Социально-экономические  критерии предполагают выделение сегментов потребителей на основе общности побудительных мотивов и целей поездок, социальной и статусной принадлежности, уровня доходов и расходования средств. В гостиничном бизнесе данная группа критериев, пожалуй, наиболее часто используется при сегментации рынка. Так, в соответствии с целями поездок выделяют следующие группы (сегменты) туристов: бизнес-туристы (командированные, бизнесмены, коммерсанты); туристы, направляющиеся на отдых и экскурсии (познавательный и поощрительный туризм); конгрессмены и организаторы мероприятий и т.д.

Каждая из этих групп потребителей не является окончательно определенной. В каждой группе можно  выделить потребителей с разным уровнем  доходов или командировочных  средств (например, технический персонал, менеджмент низового, среднего и высшего звеньев), различного статуса и социального положения (президенты компаний и рядовые сотрудники, министры и чиновники более низкого ранга, поп-звезды и сопровождающие, футбольные команды и болельщики и т. п.). Можно и далее сужать получаемые сегменты потребителей — по сезонности поездок, длительности пребывания в отеле и т.п. Для каждого из этих рынков потребуются различные варианты одних и тех же гостиничных продуктов по разным ценам, реализуемых через различные каналы сбыта.2

Психоповеденческие критерии объединяют комплекс характеристик потребителей, отражающий модель жизни и поведения человека, определяемую увлечениями, поступками, интересами, типом отношений с другими людьми и т.д. Эти критерии учитывают различные особенности потребителя туристических и гостиничных услуг, таких, как предпочитаемые средства транспорта (наземные, водные, воздушные), размещение (новые отели, отели, представляющие историческую ценность, и т.д.), приверженность конкретному отелю, отношение к рекламе, новинкам рынка, чувствительность к качеству обслуживания и т.п. Знание такого рода особенностей своих потребителей позволит менеджменту гостиницы правильно представлять свой продукт различным сегментам потребителей и использовать наиболее эффективные инструменты продвижения.

Демографические критерии. Сегментация потребителей по демографическим критериям относится  к числу достаточно широко применяемых  в гостиничном бизнесе. Это объясняется  устойчивостью данных характеристик  во времени и наличием между ними и спросом тесной взаимосвязи. Известно, что молодежь, т.е. молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет, с низким или средним уровнем доходов предпочитает останавливаться в недорогих отелях класса две-три звезды. При этом важным критерием выбора отеля является наличие в нем бара, ночного клуба, дискотеки. Для этого сегмента характерна высокая туристская активность, объясняемая стремлением молодых людей к общению, познанию и наличием у них свободного времени (каникул).

Сегментация может  осуществляться также при последовательном применении нескольких критериев. Важно, чтобы в результате сегменты не оказались слишком малочисленными, и, следовательно, невыгодными для массового освоения, а также чтобы их не оказалось слишком много — излишняя детализация ведет к размыванию критериев.

 

 

 

      1. Выбор целевого рынка

После того как  основные сегменты рынка определены, гостиничному менеджменту необходимо оценить степень их привлекательности  и решить, на какие сегменты рынка  оно должно ориентироваться, т.е. осуществить  выбор целевого рынка и выработать стратегию маркетинга. Целевой рынок – это наиболее подходящая и выгодная для отеля группа сегментов рынка или всего один сегмент, на котором будет сконцентрирована маркетинговая активность. Выбор целевого рынка гостиничным предприятием не алгоритмизируется, а является скорее творческим процессом.3 Рекомендуется учитывать следующие основные требования, предъявляемые к тем сегментам рынка, на которых менеджмент отеля хочет остановить свое внимание:

- количественные параметры сегмента должны быть легко измеряемы – емкость рынка (например, максимальное количество номеров/ночей, которое можно реализовать на рынке), потенциальный объем дохода, количество покупателей и т.п.; подобная информация поможет понять менеджменту гостиницы, какими ресурсами и в каком объеме необходимо располагать для работы на данном рынке, какие каналы сбыта необходимо задействовать; · доступность сегмента для гостиницы – наличие на рынке каналов сбыта (компаний, агентств, операторов и т.д.) адекватной мощности, способных обеспечить реализацию запланированного объема услуг, а также возможность беспрепятственной связи с потребителями для их информирования об услугах гостиницы;

- возможность освоения сегмента – руководство отеля должно решить, обладает ли оно достаточными ресурсами для работы на данном сегменте, а также определить, какие дополнительные ресурсы и средства могут потребоваться;

- высокая (достаточная) прибыльность и рентабельность работы гостиницы на выбранном сегменте рынка;

- совместимость данного сегмента с рынком гостиниц-конкурентов – необходимо понять, насколько выход отеля на данный сегмент затронет интересы других игроков рынка; следует спрогнозировать их возможную ответную реакцию, а также правильно оценить собственные силы; если же в процессе такого анализа окажется, что силы не равны, возможно, отелю следует поискать другой сегмент, где конкуренция, по крайней мере на начальном этапе, будет слабее;

- перспективы работы на выбранном сегменте, возможности его дальнейшего роста.

Решая задачу выбора своего целевого рынка, маркетологи гостиницы, как правило, изучают аналогичные продукты отелей-конкурентов, что помогает лучше оценить возможности проникновения на рынок данных продуктовых рядов и сформировать мероприятия их успешного освоения. Ключевой задачей гостиничного менеджмента является максимальное приближение характеристик продуктов к требованиям клиентов. Для этого необходимо осуществить выбор таких параметров продукта и соответствующих элементов комплекса маркетинга, которые могут обеспечить ему конкурентные преимущества.

Информация о работе Сегментация рынка гостиничных услуг