Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 05:51, курсовая работа
Организации, торгующие на рынке потребительских товаров и на рынке товаров производственного назначения, понимают, что они не могут обращаться ко всем покупателям на всех этих рынках одновременно или, по крайнее мере, ко всем одинаково. Покупателей слишком много, они слишком разбросаны и слишком различаются в своих потребностях и покупательских привычках.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА 4
1.1. Деление рынка на сегменты. 4
1.2. Основы сегментации потребительских рынков. 9
1.3 Этапы процесса сегментации 14
1.4. Эффективность сегментирования 15
1.5. Целевой сегмент рынка 16
2. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТОВАРА НА РЫНКЕ 19
2.1. Стержневая стратегия 19
2.2. Позиционирование товара 20
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29
Приложение 1 30
Приложение 2 31
Приложение 3 32
Приложение 4 34
Приложение 5 35
Приложение 6 36
Приложение 7 37
Приложение 8 38
Приложение 9 39
Приложение 10 40
При выборе стратегии охвата рынка следует рассмотреть множество факторов. Какая именно из стратегий окажется наилучшей, зависит от ресурсов компании. Когда ресурсы компании ограничены, концентрированный маркетинг оправдан больше всего. Недифференцированный маркетинг более пригоден для единообразных товаров. Товары, которые варьируются по своему дизайну, требуют применения дифференцированного или концентрированного маркетинга. Также обязательно должен быть рассмотрен этап, на котором находится товар в своём жизненном цикле. Если компания выводит на рынок новый товар, то она предлагает практически только одну его разновидность, и недифференцированный или концентрированный маркетинг оказываются здесь наиболее разумными. Когда товар достигает в своём жизненном цикле этапа зрелости, дифференцированный маркетинг становится всё более оправданным.
Стержневая стратегия представляет собой своего рода ось, на которой крепиться вся маркетинговая стратегия. Эта стратегия направлена на поиск и создание таких рыночных условий, в которых сильные стороны компании могут проявиться в наибольшей степени. Она призвана, во-первых, выявить группу потребителей, в глазах которых фирма будет пользоваться явно выраженным преимуществом, и во-вторых, реализовать это преимущество, завоевав этих потребителей.
Обычно потребители выбирают те товары и услуги, которые представляют для них наибольшую ценность. Поэтому, для того чтобы завоевать и удержать потребителей, компании необходимо более глубокое по сравнению с конкурентами понимание нужд потребителей, а также самих процессов совершения покупки и предоставление потребителям товаров и услуг, предоставляющих для них большую ценность, чем аналогичные товары и услуги конкурентов. Компания достигает конкурентного преимущества в той мере, в какой она способна занять позицию, при которой она обеспечивает потребителям своего целевого рынка наивысшую ценность либо за счёт предложения товаров и услуг по более низким по сравнению с конкурентами ценам, либо за счёт предоставления потребителям больших выгод, которые в достаточной мере компенсируют более высокие цены на товары и услуги. Если компания позиционирует свой товар посредством предложения более высокого качества или большего объёма услуг, она затем должна будет предоставить обещанное качество и услуги. Таким образом, позиционирование начинается с дифференциации маркетингового предложения компании с тем, чтобы оно несло большую ценность для потребителей, чем предложения конкурентов. Каждое рыночное предложение или же предложение компании может быть дифференцировано по товару, услугам, персоналу или имиджу.
Когда компания определилась с тем, на какие именно сегменты рынка она собирается выйти, ей необходимо принять решение относительно того, какие "позиции" ей желательно было бы в этих сегментах занять.
Позиционирование товара - это способ, в соответствии с которым потребители идентифицируют тот или иной товар по его важнейшим характеристикам. Позиция товара - место, занимаемое данным товаром в сознании потребителей по сравнению с аналогичными конкурирующими товарами.
Можно выделить три варианта позиционирования:
1. Первая стратегия направлена на укрепление в сознании потребителей текущей позиции марки.
2. Вторая стратегия
заключается в том, чтобы
3. Третья стратегия
заключается в том, чтобы
Одним из способов выяснения взглядов потребителей на рынок являются карты-схемы восприятия. Эти карты-схемы предназначены для наглядного изображения близости между товарами или сегментами, измеряемой в терминах психологических факторов, для оценки которой применяется метод многомерного шкалирования потребительских восприятий и предпочтений.
Для некоторых компаний
выбор стратегии
После того как компания идентифицировала множество возможных конкурентных преимуществ, которые могут быть положены в основу позиционирования, она должна осуществить правильный выбор наиболее существенных конкурентных преимуществ и суметь эффективно довести выбранную позицию до рынка.
Предположим, что компании повезло настолько, что она обнаружила у себя несколько потенциальных конкурентных преимуществ. В этом случае ей необходимо выбрать те из них, на которых она будет строить свою стратегию позиционирования. Ей необходимо принять решение о том, сколько отличительных особенностей своих товаров и услуг следует рекламировать и поддерживать и какие именно. Ниже приведены некоторые критерии, в соответствии с которыми следует выбирать отличительные особенности при позиционировании.
1. Значительность. Данная
отличительная особенность
2. Характерность. Конкуренты
не предлагают данной
3. Превосходство. Данная
отличительная особенность
4. Наглядность. Смысл
данной отличительной
5. Защищённость от
копирования. Конкуренты не
6. Доступность. Покупатели
должны быть в состоянии
7. Прибыльность. Внедрение
данной отличительной
Как говорилось выше, позиция товара - это способ, в соответствии с которым потребители идентифицируют тот или иной товар по его важнейшим характеристикам - место, занимаемое данным товаром в сознании потребителей по сравнению с аналогичными конкурирующими товарами. Для того чтобы выбранная позиция работала, она должна стать достоянием потребителей. Поэтому, после того как позиция выбрана, компании следует предпринять ряд шагов для того, чтобы, во-первых, довести требуемую позицию до сведения целевых потребителей, и, во-вторых, предоставить эту позицию в их распоряжение.
Все действия компании, направленные на завоевание целевого сегмента (цена товара, выбор каналов распределения, рекламные средства, слоган, оформление и др.) должны соответствовать выбранной методике позиционирования. Все вместе они способствуют успешному продвижению товара на рынке.
Торговое предприятие «Ружейная Мануфактура» занимается продажей оружия, рыболовно–охотничьих и туристических аксессуаров. Располагается магазин по адресу: ул. Взлетная, 24, Советского района, микр–он Взлетка.
Главным образом, «Ружейная
Мануфактура» (далее «РМ») представляет
в продаже охотничье
Ввиду заинтересованности управления «РМ» в развитии торговли и увеличения прибыли было принято решение о проведении маркетингового исследования по направлениям:
- лидеры продаж;
- интенсивность продаж в течении года;
- соотношение продаж
оружия отечественного и
- определение конъектуры покупателей;
- положение относительно основных конкурентов;
с целью сбора обще статистических данных, последующим подведением итогов и, возможно, принятия каких-либо решений для совершенствования работы магазина в рамках маркетингового управления.
Исследования проводились на основе собственных отчетных ведомостей организации, специально подобранных статистических данных, письменного анкетирования покупателей, данных баз и магазинов города, а так же, информации, предоставляемой поставщиками. (Приложения 4,5,6,7,8,9,10
По итогам исследования сделан вывод о том, что большую популярность у потребителей имеют модели отечественного производства, типа МЦ, ТОЗ, причем в большей части гладкоствольные ружья калибра 12, 16 и 20.
Данное предпочтение объясняется прежде всего относительно невысокой ценой этих моделей, их универсальностью в применении, а так же проверенной надежностью.
С другой стороны, при ориентировании на качество стрельбы и изготовления оружия, надежность и убойность, выбор покупателей склоняется в сторону дорогих, нередко иностранных, моделей, таких как Барс, Тигр, ТОЗ, Вепрь, Соболь, а так же ANSCHUTZ, BENELLI ARGO, CZ, SAVAGE и др. Данная тенденция проявляется среди опытных клиентов, работавших с многими типами оружия и оценивших превосходство качественного высокоточного нарезного оружия.
В течении года по большинству
видов товаров наблюдается рост
объемов продаж в последние весенние
и первые осенние месяцы, что обуславливается
открытием в эти периоды
В отношении основных конкурентов, приоритетно оружейных магазинов, «РМ» занимает прочную позицию, и, при умелом управлении, имеет шансы сохранять и улучшать свое положение, как лидирующее. При сопоставлении с магазинами типа «Покров», занимающимися в основном спецодеждой, «РМ» явно уступает, и, в дальнейшем, исходя из рациональных соображений, товары данного профиля будет необходимо исключать из продажи.
Так же, на основе исследований, видно, что целесообразным является разделение покупателей на группы по характерным признакам, к примеру таким, как опытность владения оружием, род его применения, уровень благосостояния, место проживания, возраст, и разработка индивидуальных методов работы и предложений соответствующих для каждой групп. Эти действия будут проявлением своего рода сегментации потенциального потребительского рынка, с целью выявления наиболее выгодных групп покупателей, и, следовательно, улучшения эффективности работы предприятия.
Итак, подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующий вывод.
Одним из основных направлений маркетинговой деятельности является сегментация рынка, позволяющая аккумулировать средства предприятия на определенном направлении своего бизнеса. У фирмы может не хватать ресурсов для того, чтобы работать на всем рынке. Поэтому фирма ищет доходный сегмент, который соответствует ее ресурсам и возможностям. Сегментация рынка заключается в его разделении на относительно четкие группы потребителей (рыночные сегменты), которые могут быть ориентированы на разные продукты и, соответственно, требовать разных маркетинговых усилий.
Правильно выбранные сегменты увеличивают доходность фирмы. Именно поэтому практическая полезность выделения доходных сегментов рынка очевидна.
В моей работе были рассмотрены основные методы сегментирования. В реальности существует гораздо больше методов определения рыночного сегмента. Выбор соответствующего метода – сложная задача, которую каждое предприятие должно решать самостоятельно, опираясь на свои цели, задачи и возможности.
Сегментация может иметь преимущества и недостатки, однако обойтись без неё невозможно, поскольку в современной экономике каждый товар может быть успешно продан лишь определённым сегментам рынка, но не всему рынку.
Сегментация рынка может производиться с использование различных критериев. Для сегментации рынка товаров народного потребления основными критериями (признаками) являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические.
В качестве основы для сегментирования рынков товаров промышленного назначения можно использовать большую часть тех же переменных, что и при сегментировании потребительских рынков. Чаще всего сегментирование рынка товаров промышленного назначения проводят по разновидностям конечных потребителей товара или по весомости заказчика.
Одним из важнейших этапов сегментации рынка, после определения критериев, принципов и методов сегментации, является выбор целевого рынка. Выбор стратегии охвата рынка производится на основе анализа конкурентоспособности, применительно к каждому сегменту. Выбор целевого сегмента осуществляется на основе критериев сегментации потребительского или промышленного рынков, подробно рассмотренных выше.