Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:10, дипломная работа
Целью дипломного проектирования является совершенствование процесса социальной адаптации персонала на основании выявленных характерных черт и основных проблем управления персоналом в ЗАО «Стокманн» для повышения эффективности деятельности организации.
Наряду с целью дипломного проекта необходимо выделить задачи:
1. на основе анализа теоретических источников выявить сущность и значение социальной адаптации персонала организации;
2. проанализировать деятельность, систему управления и процесс социальной адаптации в ЗАО «Стокманн», выявить его недостатки;
3. разработать проектные мероприятия по совершенствованию процесса социальной адаптации персонала в ЗАО «Стокманн» и рассчитать их социально-экономическую эффективность.
Следует отметить, что в отечественных организациях наблюдается недостаточная проработанность механизма управления процессом социальной адаптации. Управление социальной адаптацией требует проработки в первую очередь наличия трех организационных элементов [8]:
· структурное закрепление функции управления социальной адаптацией;
· наличие процедуры управления социальной адаптацией;
· информационное обеспечение этой процедуры.
В качестве возможных
организационных решений
1. Выделение
соответствующего
2. Распределение специалистов, занимающихся управлением адаптацией, по подразделениям или группам подразделений. В данном случае специалист по персоналу становится куратором определенных подразделений. Следует заметить, что специалистом по управлению адаптацией может быть как сотрудник одного из подразделений системы управления персоналом, так и подготовленный к этой роли сотрудник другого функционального подразделения.
3. Развитие наставничества.
Зарубежные фирмы активно
4. Развитие структурных
взаимосвязей системы
В качестве возможных методов используемых в процедуре управления адаптацией работников могут быть предложены следующие [11]:
· организация семинаров, курсов и т.п. по различным аспектам адаптации;
· проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
· интенсивные
краткосрочные курсы для
· проведение организационно-
· специальные курсы подготовки наставников;
· использование метода постепенного усложнения заданий, выполняемых новым работником;
· выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
· выполнение разовых поручений по организации работы органа управления (производственного совещания, совета директоров и т.п.);
· подготовка замены кадров при их ротации;
· проведение в коллективе подразделения специальных ролевых игр по сплочению сотрудников и развитию групповой динамики.
Кроме того, следует
обратить внимание на реализацию принципов
организации труда, оказывающих
мотивационное воздействие на персонал
и облегчающих процесс
· создание целевых проблемных групп, творческих бригад, варьирование их состава, времени и проблематики работы;
· определение
рациональной степени свободы режима
труда, широкое использование
· оптимальное дублирование задач подразделений, введение элементов конкурсности и соревновательности подразделений, проектов и т.п.;
· гласность результатов труда (как групповых, так и индивидуальных);
· участие работников в управлении (использование методов групповой выработки решений, коллективного участия в разработке стратегических программ, делегирование полномочий и ответственности и т.п.);
· проведение совещаний с рациональной периодичностью и длительностью;
· рациональное
использование возникающих
· использование творческих методов выработки решений;
· обеспечение
обратной связи с администрацией
и коллегами по вопросам достигнутых
результатов труда и
1.3 Факторы, влияющие на процесс социальной адаптации и критерии ее эффективности
Целенаправленная работа по социальной адаптации новых сотрудников в компании является одним из важнейших направлений работы с персоналом. Адаптация работника в организации зависит одновременно от многих факторов, поэтому и оценка успешности адаптации может осуществляться лишь на основании одновременного учета значительного числа тех аспектов деятельности, которые определяют желание (или нежелание) работника продолжать работу в организации.
Под факторами адаптации понимается совокупность условий и обстоятельств, которые определяют темпы, результат, уровень и устойчивость адаптации (Рисунок 3).
Результаты, полученные при изучении процесса адаптации, позволяют внести коррективы не только в саму работу по адаптации, но и в процедуру отбора, в критерии, на основании которых были отобраны работники в организацию. Трудности адаптации могут быть обусловлены необъективной рекламой вакантной должности, что способствует возникновению у работника завышенных ожиданий на начальном этапе деятельности в организации. Нереализованность таких ожиданий, как правило, приводит к разочарованию, что негативно сказывается на функциональном состоянии и производственном поведении нового сотрудника.
Рисунок 3 - Виды адаптации и факторы, влияющие на ее эффективность
Говорить об успешном результате проведения процесса адаптации можно только в том случае, если осуществлен анализ критериев эффективности этого процесса.
Основными критериями эффективности процесса адаптации являются [13]:
· повышение уровня удовлетворенности трудом;
· повышение норм выработки;
· повышение производительности;
· повышение качества выполняемой работы за счет уменьшения количества совершаемых ошибок;
· уменьшение количества жалоб со стороны клиентов;
· уменьшение времени на выполнение работ, проектов, услуг;
· увеличение количества клиентов.
Следует отметить, что об эффективности процесса адаптации можно судить только по совокупности данных критериев, поскольку единичные факторы не могут привести к успеху всего процесса.
Для установления норматива показатели по этим критериям отслеживаются в течение нескольких кварталов. Значение полученного показателя ниже норматива свидетельствует о необходимости анализа и выявления причин низкой результативности. Также важно анализировать полученные показатели в динамике.
Каждая организация, проводящая адаптацию своих сотрудников, стремится к тому, чтобы ее эффективность была максимальной. Чтобы добиться этой цели требуется уделить достаточно внимания каждому этапу процесса адаптации. Невнимание к любому из этапов, скорее всего, приведет к неудовлетворительным результатам всего процесса.
Информацию, полученную в результате оценки эффективности конкретных процедур адаптации персонала, необходимо анализировать и использовать при подготовке и проведении аналогичных процедур в будущем. Оценка эффективности адаптации работников организации позволяет постоянно работать над повышением качества адаптации, избавляясь от таких адаптационных процедур, которые не оправдали возложенных на них надежд.
1.4 Зарубежный опыт в сфере социальной адаптации персонала
Как показывает мировой опыт, успешная работа по развитию кадров способствует созданию рабочей силы, обладающей более высокими способностями и мотивацией к выполнению поставленных задач. Большинство крупнейших западных банков, такие как UBS, JP Morgan Chase, Merrill Lynch, Deutsche Bank, Banca Intesa, OTP Bank и др. разработали и внедрили официальные программы и процедуры воспитания корпоративной культуры, в которых указывается, чего ждет организация от своего работника в соответствии с имиджем компании и независимо от занимаемой им должности. Также немало места в этих программах и процедурах уделяется стандартам социальной адаптации персонала.
Например, в Deutsche Bank разработана целая система ценностей в части кадровой политики. Согласно ей отношение менеджеров к работникам имеет первостепенное значение. Руководитель отвечает за создание продуктивной среды, в которой реализуются ценности Deutsche Bank. В ходе неофициального общения работники узнают неписаные правила компании, кто обладает реальной властью, каковы шансы на продвижение, какой уровень производительности считают достаточным коллеги. Нормы, отношение к работе и ценности, принятые в неформальных группах могут работать как на поддержку, так и против официальных ценностей организации.
Очень большое значение подбору и адаптации кадров уделяют японские корпорации. Система подготовки кадров здесь отличается большой спецификой. Учащиеся японской школы до перехода на вторую ступень среднего образования (10 - 12 классы) практически не могут получить какой-либо профессиональной подготовки, т. е. большая часть японской молодежи, имея среднее образование, выходит на рынок труда если не вовсе профессионально не подготовленной, то, во всяком случае, без какого-либо свидетельства о присвоении квалификации.
Это, однако, мало смущает руководство японских компаний. Профессиональная подготовка в фирмах неотъемлемая часть японской системы управления кадрами. Руководство компаний стремится привлечь молодых людей непосредственно со школьной скамьи, потому что отсутствие каких-либо навыков в работе свидетельствует о неиспорченности, отсутствии стороннего влияния, готовности воспринять правила поведения, принятие в данной корпорации. Поступившая молодежь проходит обязательный курс начальной подготовки адаптации. Это происходит в течение относительно короткого периода двух месяцев.
Особое внимание в социальной и профессиональной адаптации в японских фирмах отводится воспитанию корпоративной культуры организации, ее имиджу, воспитанию гордости за свою компанию, корпорацию. Это так называемый «корпоративный дух» фирмы или компании. Он воспитывается через систему приобщения работника к делам фирмы, к ее атмосфере, задачам и миссии. Каждая компания имеет свою форму рабочей одежды, девиз, нередко гимн. Постоянно внедряются целенаправленные ритуалы, всевозможные собрания, конференции. Заметную роль в этом играют ветераны компаний, умельцы, воспитатели. В Японии во время адаптации большинство новых рабочих и служащих несколько месяцев проходят подготовку по специально разработанной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развивать мощный корпоративный дух уже на этапе специального обучения и участвовать в обсуждении проблем и задач подразделения. Более того, многие молодые рабочие и служащие в течение нескольких лет после поступления на работу живут в общежитиях фирмы.
Углубленные программы
и ответствующие процедуры
В Германии имеется «Закон о правовом режиме предприятия», который требует от работодателя ознакомления нового сотрудника с условиями работы и с будущей сферой его деятельности, а также представление его будущим коллегам по работе. Работник должен знать режим и условия труда и свои обязанности. Для этого используются собеседования. Новичок знакомиться с правилами, процедурами, получает наставления со стороны старших по должности.
Подводя итог вышеизложенному, можно сказать о том, что роль социальных факторов в процессе (процедуре) адаптации достаточно велика. Разработка и совершенствование процедур социальной адаптации может значительно улучшить деятельность организации в современном мире, который в настоящее время делает большой упор на «человеческий фактор», роль и место индивида в организации.
2 Анализ деятельности и процесса социальной адаптации персонала ЗАО «Стокманн»
2.1 Общая характеристика
ЗАО «Стокманн» осуществляет торговую деятельность в России с 1989 года. Сегодня в Москве насчитывается четыре торговых центра (ТЦ) «Стокманн». Магазины располагаются в торговых комплексах Мега: Мега Теплый Стан, Мега Химки и Мега Белая Дача. Четвертый ТЦ «Стокманн» в Москве открылся в феврале 2009 года в торгово-развлекательном центре Метрополис.
Кроме того, в Санкт-Петербурге работает магазин модной одежды (Невский проспект, 25); на конец 2010 года запланировано открытие ТЦ «Стокманн Невский Центр» на Невском-114.
Также компания «Стокманн» в России владеет сетью магазинов Seppдlд, Bestseller, Lindex и Nike и имеет дисконтный магазин на Ленинском проспекте, 73.
История финского концерна «Стокманн» насчитывает более 140 лет. Компания основана в 1862 году и на сегодняшний день уже объединяет около 40000 акционеров. Сегодня «Стокманн» -- это одна из самых успешных сетей торговых центров в Европе.
На территории Финляндии открыто семь торговых центров «Стокманн». Сеть стремительно развивается и за пределами Финляндии -- в России и странах Балтии. В настоящее время четыре торговых центра действуют в Москве, один специализированный магазин в Санкт-Петербурге, а также торговые центры в Таллинне и Риге.
Помимо торговых центров в концерн «Стокманн» входит компания Хобби Холл, специализирующаяся на продаже товаров по почте и через Интернет, сеть магазинов модной одежды Seppдlд и Lindex.
Успех компании «Стокманн» основан на том, что предприятие строит свою деятельность на строгой системе основных ценностей. Ценности, определенные еще в начале 1990-х годов, -- это прибыльность, ориентация на клиента, эффективность, привязанность общим целям и умение ценить людей. В 2004 году к этому списку добавили социальную ответственность. Эти шесть основных ценностей составляют моральный краеугольный камень компании. Они дают общее представление о том, по каким единым правилам строится деятельность всех подразделений компании «Стокманн». Эти единые правила помогают принимать правильные решения, выполнять работу и получать результат.
Информация о работе Совершенствование процесса социальной адаптации персонала организации