Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:10, дипломная работа
Целью дипломного проектирования является совершенствование процесса социальной адаптации персонала на основании выявленных характерных черт и основных проблем управления персоналом в ЗАО «Стокманн» для повышения эффективности деятельности организации.
Наряду с целью дипломного проекта необходимо выделить задачи:
1. на основе анализа теоретических источников выявить сущность и значение социальной адаптации персонала организации;
2. проанализировать деятельность, систему управления и процесс социальной адаптации в ЗАО «Стокманн», выявить его недостатки;
3. разработать проектные мероприятия по совершенствованию процесса социальной адаптации персонала в ЗАО «Стокманн» и рассчитать их социально-экономическую эффективность.
Для анализа процесса социальной адаптации в ЗАО «Стокманн» были применены следующие методы:
1. Анализ существующих
2. Стандартизированное сплошное
наблюдение, целью которого является
выявить коммуникативную
3. Стандартизированный опрос для
выявления взаимоотношений
В результате анализа нормативных документов выявилось следующее:
В ЗАО «Стокманн» существует документ «Положение о курсах профессиональной подготовки новых сотрудников», в котором заявлена необходимость доведения до сотрудника корпоративных ценностей организации, но непосредственно по социальной адаптации в коллективе в этом документе ничего нет. Не существует также в должностной инструкции руководителей подразделений пунктов об их участии и ответственности в процессе социальной адаптации новых сотрудников. Таким образом, процесс социальной адаптации не регламентируется на нормативном уровне.
Стандартизированное сплошное наблюдение заключалось в посещении и наблюдении за менеджерами, инженерами, радиотехниками и консультантами. Целью наблюдения являлась фиксация взаимоотношений и контактов между сотрудниками. Для реализации поставленной цели была создана схема наблюдения (Приложение Б). До начала наблюдения были выявлены новые сотрудники. Наблюдение проходило в течение полного рабочего дня в каждом отделении. Объектами наблюдения являлись: 7 постоянно работающих сотрудников и 12 новых сотрудников. Из новых сотрудников двое работали в течение 1 недели, трое - в течение 3-х недель, четверо - в течение 2-х месяцев, трое - в течение 3-х месяцев.
Для анализа уровня коммуникативной
активности персонала были использованы
следующие параметры в
Все контакты в течение рабочего дня были разделены на группы: внерабочие контакты с клиентами (заинтересованность в работе с клиентами), рабочие контакты (то есть необходимость коммуникации в связи с выполнением рабочих задач) и внерабочие (то есть межличностные).
Также все контакты были разделены на активные (наблюдаемый является субъектом контакта) и пассивные (наблюдаемый является объектом контакта).
Для целей нашего исследования достаточно
фиксировать наличие контакта, нет
необходимости фиксировать
По результатам наблюдения можно сделать следующие выводы:
1. Заинтересованность в работе
с клиентами: высокая у
2. Количество рабочих контактов
- высокое у постоянно
3. Количество нерабочих
Таким образом, по результатам наблюдения можно сказать, что сотрудники, начинающие работать в компании не встраиваются в систему взаимоотношений, что резко снижает их удовлетворенность трудом.
Для подтверждения данных выводов был проведен опрос, направленный на выявление взаимоотношений в коллективе между постоянно работающими и новыми сотрудниками.
Анкеты для опроса отдельно разрабатывались
для постоянно работающих и новых
сотрудников. Опросные анкеты для недавно
пришедших и для давно
Результаты опроса постоянно работающих сотрудников показали, что большинство из опрошенных практически ничего не смогли рассказать о новых сотрудниках, они не знали ни фактов их биографии, ни мнения о своей работе, просто могли дать в двух словах характеристику типа: «Есть такой, недавно работает, иногда ошибается, но, в общем, ничего».
Было опрошено 20 человек из недавно принятых. Опрашивались только менеджерами, администраторами, продавцами-консультантами. Результаты их опроса выявили следующие сложности, возникающие в работе:
· большинство вновь принятых на работу сотрудников показали, что не представляют лицо, к которому возможно обратиться в случае рабочих затруднений;
· большинство сотрудников плохо
ориентируются в бытовых
· чувствуют себя сковано при общении с коллегами, в первую очередь обращает на себя незнание имен сотрудников и их обязанностей по работе.
Таким образом, результаты исследования показывают, что процесс социальной адаптации в ЗАО «Стокманн» проходит достаточно долго и тяжело. Большинство недавно работающих сотрудников испытывают различные трудности, в основном в плане неформального общения.
Подводя итоги анализа деятельности, системы управления и процесса социальной адаптации персонала в ЗАО «Стокманн» можно сделать следующие выводы:
· ЗАО «Стокманн»- одна из ведущих уверенно занимающая лидирующее положение на рынке организация;
· Линейно - функциональная структура является наиболее органичной для выполнения основных целей ЗАО «Стокманн»;
· Служба Управления персоналом в ЗАО «Стокманн» имеет довольно развитую структуру и выполняет не только технические функции, но и решает основные кадровые вопросы;
· В соответствии с системой мотивации и оплаты труда компания предоставляет своим сотрудникам не только материальную компенсацию, но и дополнительные возможности - систему внутрифирменного образования и широкий спектр социальных программ;
· Существует отдельная программа
Курса профессиональной подготовки
новых сотрудников силами Управления
персоналом (Учебным центром). Таким
образом, сотрудники приходят в отделение
полностью профессионально
· Выявлена средняя текучесть кадров в ЗАО «Стокманн». В первую очередь увольняются люди, проработавшие в организации меньше года. В большинстве случаев увольнение происходит по собственному желанию;
· Анализ системы управления персоналом показал, что имеются значительные упущения в области социальной адаптации. В первую очередь необходимо разработать программу и процедуру социальной адаптации персонала, а затем формализовать ряд нормативных документов, регламентирующих этот процесс.
В рамках дипломного проектирования необходимо разработать проект совершенствования процесса социальной адаптации персонала в ЗАО «Стокманн».
Основанием для разработки проекта
послужила объективная
Таким образом, необходимо сделать следующие шаги:
1. Сформировать институт
2. Разработать программу
· первичное представление сотрудника коллективу;
· ознакомление сотрудника с правовыми документами и бытовыми условиями на рабочем месте;
· различные адаптационные
Также проектные предложения включают разработку следующих документов:
· План адаптационных мероприятий.
· Положение о наставничестве.
· Памятка нового сотрудника.
План адаптации персонала
Перечень функций управления адаптацией персонала должен выявлять функциональные взаимосвязи подразделений организации в процессе функционирования системы адаптации.
Расчет социально-
План подготовки персонала к внедрению проекта составляется с учетом требования создания у персонала положительного образа процедуры адаптации, позитивных ожиданий и готовности полноправно участвовать в реализации процесса адаптации персонала.
Внедрение новой процедуры социальной адаптации персонала организации направлена на реализацию следующих целей:
1. Разработать документационное
обеспечение, регламентирующее
2. Повысить эффективности работы
сотрудников за счет
3. Повысить
4. При использовании новой
5. Улучшить уровень сплоченности
и внутренней интеграции, что
приведет к развитию
6. Сотруднику необходимо
· Какой стиль общения принят в коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный, комеди-клаб и т.п.)?
· Как принято обращаться к сотрудникам, равным по уровню / должности, подчиненным, руководителям?
· Есть ли в компании какие-то группы, «лагеря», территории? Какие между ними взаимоотношения?
· С кем обедать? С кем курить?
· У кого дети такого же возраста? У кого кошки/собаки/рыбки/птички? У кого похожие хобби, увлечения?
· Что можно / нельзя обсуждать в курилке, за обедом?
· К кому можно / нельзя обращаться за помощью, советом? и т.д.
Данные цели должны быть доведены до сведения всех сотрудников организации, что, в конечном счете, будет влиять на понимание людей необходимости процедур социальной адаптации и чувство ответственности перед организацией.
Данный проект будет направлен на новых сотрудников организации.
Проектируемая программа процедуры социальной адаптации персонала содержит разработку следующих документов:
· План адаптационных мероприятий.
· Положение о наставничестве.
· Памятка нового сотрудника.
Разработка проекта по совершенствованию процедуры социальной адаптации протекает в 3 этапа:
1. Принятие решения о
2. Разработка программы и формализация ее с помощью вышеперечисленных документов, регламентирующих принципы усовершенствования процесса социальной адаптации.
3. Оценка предполагаемой
План адаптационных
I этап (первая неделя) - подготовительная фаза.
II этап (вторая неделя) - начальный период.
III этап (третья неделя) - период приспособления.
IV этап (четвертая неделя) - завершение периода введения в должность.
V этап (окончание 3-го месяца) - подведение итогов испытательного срока.
Первый этап Подготовительный.
Длится данный этап одну неделю и включает в себя мероприятия по подготовке рабочего места сотрудника и поочередную подачу необходимой информации. Здесь важно выделить 4 временных отрезка:
1. Подготовка рабочего места до прихода нового сотрудника.
2. Первый рабочий день нового сотрудника.
3. Первая рабочая неделя.
4. Последний день рабочей недели.
При подготовке рабочего места до прихода нового сотрудника необходимо, прежде всего, убрать все личные вещи, принадлежавшие предыдущему сотруднику. Затем при помощи инженера и соответствующих специалистов следует заранее произвести настройки автоматизированного рабочего места под нового сотрудника: а именно, создать личный почтовый ящик, установить необходимые для работы программы, ссылки на корпоративный сайт и т.п. Важным психологическим шагом является проявление внимания лично к новичку. Для этого можно положить на рабочее место ручку и записную книжку с логотипами «Стокманн», а также подписать открытку от имени работников отделения. В необходимый набор документов на рабочем столе новичка обязательно входит Памятка новому сотруднику. Разработка этого документа будет осуществляться в параграфе 3.1.3 данного проекта. Очень ответственным моментом является определение и назначение наставника
Информация о работе Совершенствование процесса социальной адаптации персонала организации