Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:21, курсовая работа
Целью является исследование методологических аспектов организации и планирования маркетинга на предприятии малого бизнеса.
Этой основной целью продиктованы конкретные задачи данной работы:
- выявить особенности развития и проблемы малого предпринимательства в РФ;
- разобрать основные цели и ориентации маркетинговой деятельности;
- выявить роль и значение маркетинговых исследований для эффективной работы малого предприятия;
- рассмотреть формирование стратегических планов на малом предприятии;
- осуществить маркетинговое исследование на предприятии малого бизнеса;
- разработать маркетинговую стратегию для предприятия малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………….4
1 Основы организации и планирования маркетинга на малом предприятии……………………………………………………………………….6
1.1 Сущность управления маркетингом на малом предприятии………..6
1.2 Разработка комплекса маркетинга и контроль за осуществлением маркетинговой деятельности на предприятии…………..…..…………………. 9
1.3 Роль маркетинга в малом бизнесе……………………………………11
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия малого бизнеса на примере ООО «Мебелин»……………………………….14
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………….14
2.2 Характеристика микро и макро среды деятельности
предприятия……………………………………………………………………...17
2.3 Комплекс маркетинговых мероприятий, проводимых на ООО «Мебелин»………………………………………………………………………..21
3 Рекомендации по совершенствованию организации планирования маркетинга………………………………………………………………………..22
3.1 Экономико-математические методы и модели, используемые при организации и планировании маркетинга……………………………………...22
3.2 Рекомендации по автоматизации управления маркетинговой деятельностью на предприятии ООО «Мебелин»……………………………..28
3.3 Рекомендации по совершенствованию организации маркетинга на ООО «Мебелин»…………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………
Часто необходимо вникать и в более подробные детали, особенно если обнаружены отклонения от плановых заданий. В этом случае находят причины таких отклонений и разрабатывают меры по их устранению.[3]
1.3 Роль маркетинга в малом бизнесе
Малые предприятия в нынешнее время находятся в неблагоприятных условиях вследствие ограниченности собственных ресурсов и отсутствия возможности на равных конкурировать с более крупными компаниями, поэтому именно для малых предприятий жизненно важно грамотно выработать стратегию «рыночного поведения».
Маркетинг как концепция управления деятельностью предприятия в условиях рынка, провозглашающая ориентацию на удовлетворение потребностей покупателей, может и должен помочь небольшим компаниям не только «держаться на плаву», но и успешно функционировать в рыночной среде. [13]
Практика работ малых предприятий показывает, что говорить о предпринимательском подходе в маркетинге можно в тех случаях, когда руководство компании досконально разбирается в специфике своего бизнеса: внимательно следит за повседневной работой предприятия, хорошо знает особенности клиентов и конкурентов.
Как правило, маркетинговые мероприятия в малом бизнесе носят «стихийный» характер, проявляясь, в основном, в области ценового мониторинга. Большинство же принципиальных решений, включая начало нового бизнеса, принимается руководителями МП интуитивно, без достаточной проработки маркетинговых, финансовых, технологических и других аспектов нового проекта.
Управление маркетингом на предприятии - это процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности, и получения компанией прибыли, необходимой для ее существования. [4]
В понятие «разработка стратегии маркетинга» входит решение следующих маркетинговых задач:
Анализ потребностей. Чаще всего при проведении анализа потребностей используется метод сегментации: деление рынка на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные усилия.
Оценка привлекательности: Следующим шагом разработки стратегии маркетинга является определение степени привлекательности различных рыночных сегментов и выбор одного или нескольких сегментов (целевых рынков) для освоения. При оценке привлекательности используются различные инструменты маркетинга. При этом обязательно учитываются размер сегмента (рынка), тенденции его изменения (уменьшается или растет), а также цели и ресурсы компании, осваивающей сегмент. Методы анализа привлекательности основаны на изучении спроса и потенциала данного сегмента рынка. Также анализируется жизненный цикл предлагаемой продукции.
Оценка конкурентоспособности: оценка способности малого и среднего предприятия конкурировать на рынке данной продукции. Определяются конкурентные преимущества. Данный вид маркетингового анализа тесно связан с методикой предварительного позиционирования каждого вида продукции, входящего в «портфель», предлагаемый целевой группе потребителей. Используются различные аналитические подходы, основанные на изучении предложения.
Выбор «портфеля продукции». «Портфельный» анализ - инструмент, с помощью которого руководство организации выявляет и оценивает различные направления своей хозяйственной деятельности с целью вложения ресурсов наиболее прибыльные из их числа и сужения наиболее слабых направлений деятельности. В результате тщательного анализа отбираются виды деятельности (продукты) с наиболее высокой степенью привлекательности для потребителей, и соответственно с высокой конкурентоспособностью.
Выбор стратегии развития. Стратегия развития компании - главное направление маркетинговой деятельности, следуя которому организация стремится достигнуть выбранных целей. На выбранных целевых рынках могут использоваться различные типы стратегий, например недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг.
Каждое из перечисленных выше действий подразумевает использование совокупности маркетинговых методов, которыми широко пользуются профессиональные маркетологи в своей работе. В силу уже упомянутой выше ограниченности финансовых ресурсов, не каждое малое предприятие готово воспользоваться услугами профессиональных маркетологов, но такая ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. [2],[15]
2 Анализ маркетинговой
2.1 Краткая характеристика предприятия
Объектом маркетингового исследования является производственная фирма ООО «Мебелин», основанная в 2002 году. Данная фирма занимается производством корпусной мебели, в том числе офисной и домашней мебели: мебель для кухни, детские, спальни, прихожие, шкафы, шкафы-купе, комоды, столы, компьютерная мебель. Каждая из групп включает в себя широкий видовой ассортимент.
Организационно правовая форма – общество с ограниченной ответственностью. Форма собственности – частная, учредителями являются физические лица. Средняя численность предприятия 80 человек.
Коммерческий директор осуществляет руководство материально-техническим снабжением, сбытом продукции и транспортным обслуживанием предприятия.
В его обязанности входит:
- обеспечение участия
- принятие мер по расширению хозяйственной самостоятельности предприятия, своевременному заключению договоров с поставщиками и потребителями, расширению прямых и длительных хозяйственных связей, обеспечение выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции;
- осуществление контроля за
выполнением плана реализации
продукции, материально-технического
обеспечения предприятия, плана
по прибыли и другим
- разработка мероприятий по
ресурсосбережению и
- организация работы складского
хозяйства, обеспечение количественной
и качественной сохранности
- обеспечение полного
- организация работы по
- обеспечение составления установленной отчетности о выполнении планов материально - технического снабжения, сбыта готовой продукции и работе внутризаводского транспорта.
Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за рациональным, экономным использованием всех видов ресурсов, сохранностью собственности, активным воздействием на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Производственный процесс, применяемый на предприятии ООО «Мебелин» имеет тип мелкосерийного производства, что характеризуется изготовлением изделий под заказ, небольшим объемом выпуска. При этом производственный процесс осуществляется на различном универсальном оборудовании с применением ручного труда.
Реализация продукции осуществляется в розницу, через сеть собственных магазинов.
В настоящее время основным объектом внимания ООО «Мебелин» являются нужды потребителей, фирма придерживается концепции совершенствования товара, главный акцент сделан на качестве товара, на его преимуществах от товаров конкурентов. Ассортимент продукции довольно широкий. Производственный процесс максимально гибок, определяется потребностью и емкостью рынка. При производстве товара большую роль принадлежит конструкторам и технологам, но ведущую роль все же играют экономисты и дизайнеры. Ценовая политика определяется с учетом сложившихся цен на рынке. Конкурентоспособность товара рассматривается через призму цены потребления. Горизонт перспективного планирования преимущественно краткосрочный. Задачами производства является производить то, что будет продано. Конечной целью является получение прибыли за счет обеспечения удовлетворения потребностей покупателей.
2.2 Характеристика микро и макро среды деятельности предприятия
ООО «Мебелин» сотрудничает с постоянными поставщиками. При производстве используются импортные и российские материалы.
Для ООО «Мебелин» очень важно иметь стабильных поставщиков, поэтому все фирмы являются проверенными и отобранными среди других существующих фирм.
Внутренний рынок и деятельность организации постоянно находятся под влиянием политических событий и решений, и руководство организации должно следить за принимаемыми решениями и законами не только федерального правительства, но и местных органов власти.
Приход к власти нового человека влечет за собой изменения. Если будут ужесточены меры к производственным организациям, то это повлечет за собой повышение цен и, как следствие, снижение спроса на продукцию. В целом, влияние политического фактора в данный момент на ООО «Мебелин» незначительно.
В целом, влияние политического фактора в данный момент на ПФ «Мебелин» незначительно. Однако можно отметить следующее:
Изменение валютного курса влияет на стоимость продукции. Таможенная политика также оказывает влияние на деятельность фирмы. Повышение таможенных пошлин на ввозимое сырье иностранных поставщиков может привести к увеличению себестоимости продукции и как следствие повышение цен.
В г. Абакане функционирует большое число местных и из соседних регионов фирм занимающихся производством и продажей мебели.
Основными конкурентами ООО «Мебелин» являются следующие фирмы производящие и продающие мебель:
- Дом мебели «Георг» - производство корпусной и мягкой мебели;
- Производственная фирма «
- ООО «Идеал мебель» - производство корпусной мебели;
- ПКФ «Модерн» - производство мягкой и корпусной мебели;
- Мебельная фабрика «12 стульев» - производство корпусной и мягкой мебели;
- ООО «Универсал мебель» - производство корпусной мебели.
А также крупные Красноярские и Новосибирские фирмы:
- «Командор»;
- «Армада мебель»;
- «Ярмарка мебели» и др.
Можно сказать, что на сегодняшний день Абаканский мебельный рынок представляет собой пример совершенной конкуренции и даже пересыщен предложением мебели. Не смотря на то, что за последние два года в г. Абакане было открыто более пяти фирм, производящих мебель, открывается все больше и больше магазинов-«перекупщиков», реализующих мебель различных производителей по более завышенным ценам. Но с другой стороны это дает реальный шанс ООО «Мебелин» завоевать большую долю рынка и выместить часть конкурентов (небольших фирм) с рынка.
Таблица 1 – Фирмы-конкуренты
Название фирмы-конкурента |
Местоположение |
Цена руб.ед. товара | |
Шкаф-купе |
Спальня | ||
Мебельная фабрика «12 стульев» |
г. Абакан |
7500 |
35800 |
Дом мебели «Георг» |
г. Абакан |
10000 |
43200 |
ПКФ «Модерн |
г. Абакан |
6600 |
34300 |
ООО «Идеал мебель» |
г. Абакан |
8400 |
38200 |
ООО «Мебелин» |
г. Абакан |
7200 |
35500 |
Как видно из таблицы цены на рассмотренные виды мебели ООО «Мебели» находятся на вполне приемлемом уровне: ПКФ «Модерн» предлагает свою мебель по ценам немного ниже, с мебельной фабрикой «12 стульев» цены находятся на примерно одинаковом уровне, но по сравнению с другими фирмами цены ООО «Мебелин» более низкие.
ООО «Мебелин» имеет постоянных покупателей, находящихся не только по месту нахождения фирмы, но и в некотором отдалении от нее, также фирма пытается расширить круг своих клиентов.
Количество сегментированных покупателей, показанных на основе бухгалтерского и управленческого учета, приведены ниже в таблице.
Информация о работе Совершенствования организации планирования маркетинга