Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:21, курсовая работа
Целью является исследование методологических аспектов организации и планирования маркетинга на предприятии малого бизнеса.
Этой основной целью продиктованы конкретные задачи данной работы:
- выявить особенности развития и проблемы малого предпринимательства в РФ;
- разобрать основные цели и ориентации маркетинговой деятельности;
- выявить роль и значение маркетинговых исследований для эффективной работы малого предприятия;
- рассмотреть формирование стратегических планов на малом предприятии;
- осуществить маркетинговое исследование на предприятии малого бизнеса;
- разработать маркетинговую стратегию для предприятия малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………….4
1 Основы организации и планирования маркетинга на малом предприятии……………………………………………………………………….6
1.1 Сущность управления маркетингом на малом предприятии………..6
1.2 Разработка комплекса маркетинга и контроль за осуществлением маркетинговой деятельности на предприятии…………..…..…………………. 9
1.3 Роль маркетинга в малом бизнесе……………………………………11
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия малого бизнеса на примере ООО «Мебелин»……………………………….14
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………….14
2.2 Характеристика микро и макро среды деятельности
предприятия……………………………………………………………………...17
2.3 Комплекс маркетинговых мероприятий, проводимых на ООО «Мебелин»………………………………………………………………………..21
3 Рекомендации по совершенствованию организации планирования маркетинга………………………………………………………………………..22
3.1 Экономико-математические методы и модели, используемые при организации и планировании маркетинга……………………………………...22
3.2 Рекомендации по автоматизации управления маркетинговой деятельностью на предприятии ООО «Мебелин»……………………………..28
3.3 Рекомендации по совершенствованию организации маркетинга на ООО «Мебелин»…………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………
Таблица 2 – Исходная информация для сегментации рынка потребителей шкафов-купе
Потребитель (с указанием географического положения) |
2011 |
2012 | ||||
Фактически поставлено, ед. |
Цена руб.ед. |
Стоимость тыс. руб. |
Фактически поставлено, ед. |
Цена руб.ед. |
Стоимость тыс. руб. | |
г. Абакан |
60 |
6850 |
411 |
79 |
7200 |
568 |
г. Черногорск |
20 |
6850 |
137 |
27 |
7200 |
194 |
Аскизский район |
6 |
6850 |
41 |
8 |
7200 |
58 |
Усть-абаканский район |
7 |
6850 |
48 |
9 |
7200 |
65 |
Другие районы |
2 |
6850 |
14 |
3 |
7200 |
22 |
Основными группами товаров ООО «Мебели» являются:
- кухни;
- детские;
- спальни;
- прихожие;
- шкафы;
- шкафы-купе;
- комоды;
- столы;
- компьютерная мебель.
Для анализа мы рассматриваем две категорию товара – шкафы-купе, т.к. они имеют наибольший удельный вес в товарном ассортименте
Прежде следует проанализировать данные о положении на рынке рассматриваемых видов продукции в динамике. Данные о положении продукции предприятия представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Данные о положении продукции предприятия
Показатели |
Шкафы-купе | |
2011 год |
2012 год | |
1. Объем сбыта товара на рынке, всего ед. |
4200 |
5100 |
2. Доля товара предприятия на рынке, % |
2,26 |
2,47 |
3. Темпы роста сбыта, % |
8 |
10 |
4. Цена единицы товара, руб. |
6850 |
7200 |
5. Издержки на единицу продукции, руб. |
4724 |
4966 |
6. Валовая прибыль на единицу товара, руб. |
2126 |
2234 |
7. Объем сбыта товаров |
95 |
126 |
8. Объем сбыта товаров |
652 |
907 |
9. Валовая прибыль, тыс.руб. |
202 |
281 |
Согласно представленным в таблице данным за период с 2011-2012 годы показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность предприятия ООО «Мебелин» имеют тенденцию к увеличению. Так, выручка от реализации работ и услуг предприятия выросла за три года на сумму 21482 тыс. руб. или 19,5%. Себестоимость в свою очередь за аналогичный период выросла на 17153 тыс. руб. или 15,7%. Положительным моментом следует отметить устойчивую тенденцию снижения уровня затрат на 1 рубль выручки от реализации работ и услуг предприятия, что в свою очередь положительно сказалось на его конечном результате. Так прибыль от продаж ООО «ВекторТранс НК» выросла за три года 4304 тыс. руб. или 781% (4855/551*100-100).
Из приведенных данных видно, что исследуемый товар по теории о жизненном цикле товара находится в стадии зрелости. По Бостонской матрице шкафы-купе и спальни относятся к «Дойным коровам».
«Дойные коровы»:
- в незначительной степени
- находятся в фазе зрелости;
- высокая доля рынка является причиной больших преимуществ в области затрат;
- высокая прибыль обуславливает
финансирование других
|
|
|
|
2.3 Комплекс маркетинговых
Направление деятельности производственной фирмы «Мебелин» - производство корпусной мебели, а также оптово-розничная торговля в сети собственных магазинов. Пока что фирма занимает достаточно ограниченную долю рынка, но чтобы обеспечить прибыльность, фирма большое значение придает качеству продукции, ее ассортименту, разнообразию фактур, уровню цен и обслуживания.
Как уже отмечалось, ассортимент очень разнообразен: от тумб и столов до комплектов спален, детских и кухонь. Номенклатура товаров насчитывает более 200 наименований, и ассортимент постоянно расширяется.
В связи со спецификой товаров предприятие уделяет огромное внимание предпродажному обслуживанию клиентов - это предоставление им возможности консультации со специалистами в торговых залах, по желанию клиента за дополнительную плату он может получить консультации от квалифицированного специалиста по дизайну. Поэтому к выбору и обучению персонала фирма подходит со всей ответственностью. Качественное и достойное обслуживание помогает привлечь новых и сохранить постоянных клиентов фирмы.
Большую роль в развитии «Мебелин» играет рекламные компании, которые проводятся регулярно. Наиболее эффективной является реклама на местных телеканалах и радиоволнах, а также наружная реклама (различные щиты и стенды). Также фирма уделяет большое внимание рекламе в газетах и журналах, которые приобретает большое число горожан.
Также фирма регулярно проводит различные промо-акции по рассылке, разноске и раздаче рекламного материала (брошюры, листовки, дисконтные карты). Регулярно проводит рекламные акции своей продукции, сезонные скидки и распродажи, участвует в различных мебельных ярмарках, выставках-продажах и проводит другие подобные мероприятия.
3 Рекомендации по совершенствованию организации планирования маркетинга
3.1 Экономико-математические методы и модели, используемые при организации и планировании маркетинга
Одной из проблем предприятия является отсутствие учета сезонных колебаний спроса, а значит, и возможности получение дополнительной прибыли.
Анализ потока заказов за 2012 год показывает, что наибольшее количество заказов приходится на январь, февраль, конец мая, июнь – август (всплеск предпринимательской активности), сентябрь, октябрь (конец года – завершение всех работ). Это означает, что наибольшее количество продаж осуществляется в это время.
Если учитывать колебания спроса в эти периоды времени, то можно успешно корректировать цены и получить сверхприбыль. Рассмотрим это в нашем конкретном примере продаж.
На основе анализа реализованных заказов за 2012 год строим временной ряд (таблица 4). Временной ряд можно использовать для прогнозирования с использованием аддитивных и мультипликативных моделей.
Таблица 4 - Временной ряд за 2012 г.
Месяц |
Продажи, тыс. |
Значение тренда |
Сезонная компонента |
Средняя |
Январь |
356 |
6,40699424 |
-0,60699424 |
-0,238933628 |
Февраль |
452 |
5,71086769 |
-0,61086769 |
-0,242807078 |
Март |
315 |
5,16524864 |
-0,56524864 |
-0,197188028 |
Апрель |
240 |
4,11400625 |
-0,61400625 |
-0,245945638 |
Май |
346 |
5,27479889 |
-0,57479889 |
-0,206738278 |
Июнь |
597 |
7,08062144 |
-0,28062144 |
0,087439172 |
Июль |
598 |
7,23779744 |
0,16220256 |
0,530263172 |
Август |
602 |
7,16796649 |
0,93203351 |
1,300094122 |
Сентябрь |
543 |
6,80221009 |
-0,50221009 |
-0,134149478 |
Октябрь |
527 |
6,40699424 |
-0,60699424 |
-0,238933628 |
Ноябрь |
330 |
4,73835424 |
-0,53835424 |
-0,170293628 |
Декабрь |
382 |
5,71086769 |
-0,61086769 |
-0,242807078 |
Всего |
5288 |
Итого: |
-4,41672734 |
0 |
Аддитивную модель прогнозирования можно представить в виде формулы:
F = T + S + E,
где: F – прогнозируемое значение; Т – тренд; S – сезонная компонента; Е – ошибка прогноза.
Применение мультипликативных моделей обусловлено тем, что в некоторых временных рядах значение сезонной компоненты представляет собой определенную долю трендового значения. Эти модели можно представить формулой:
F = T * S * E,
На практике отличить аддитивную модель от мультипликативной можно по величине сезонной вариации. Аддитивной модели присуща практически постоянная сезонная вариация, тогда как у мультипликативной она возрастает или убывает, графически это выражается в изменении амплитуды колебания сезонного фактора. Для нашего примера актуальна аддитивная модель.
Итак, строим прогнозную модель для нашего случая:
Определяется тренд, наилучшим образом аппроксимирующий фактические данные. Существенным моментом при этом является использование полиномиального тренда, что позволяет сократить ошибку прогнозной модели (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Сравнительный анализ линейного и полиномиального трендов
Вычитая из фактических значений объёмов продаж значения тренда, определяем величины сезонной компоненты и корректируем таким образом, чтобы их сумма была равна нулю.
Рассчитываются ошибки модели как разности между фактическими значениями и значениями модели (табл. 5).
Таблица 5 - Расчет ошибок
Месяц |
Объем продаж |
Значение модели |
Ошибка |
Январь |
356 |
6,168060612 |
-0,368060612 |
Февраль |
452 |
5,468060612 |
-0,368060612 |
Март |
315 |
4,968060612 |
-0,368060612 |
Апрель |
240 |
3,868060612 |
-0,368060612 |
Май |
346 |
5,068060612 |
-0,368060612 |
Июнь |
597 |
7,168060612 |
-0,368060612 |
Июль |
598 |
7,768060612 |
-0,368060612 |
Август |
602 |
8,468060612 |
-0,368060612 |
Сентябрь |
543 |
6,668060612 |
-0,368060612 |
Октябрь |
527 |
6,168060612 |
-0,368060612 |
Ноябрь |
330 |
4,568060612 |
-0,368060612 |
Декабрь |
382 |
5,468060612 |
-0,368060612 |
Е= Σ О2 : Σ (T+S)2
Где: О- отклонения модели от фактических значений
S – сезонная компонента;
Т- трендовое значение объёма продаж;
Ошибка равна 0,00867%
Строится модель прогнозирования:
F = T + S ± E ,
где: F– прогнозируемое значение;
Т– тренд;
S – сезонная компонента;
Е - ошибка модели.
На основе модели строится окончательный прогноз объёма продаж (табл. 6).
Fпр t = a Fф t-1 + (1-а) Fм t
где: Fпр t - прогнозное значение объёма продаж;
Fф t-1 – фактическое значение объёма продаж в предыдущем году;
Fм t - значение модели;
а – константа сглаживания.
Таблица 6 - Модель прогнозирования
Месяц |
Значение тренда |
Средняя |
Ошибка |
Модель |
Полиномиальная модель |
Реальные продажи, тыс.р. |
Январь |
6,40699424 |
-0,238933628 |
-0,368060612 |
356 |
0 |
356 |
Февраль |
5,71086769 |
-0,242807078 |
-0,368060612 |
452 |
5,66 |
452 |
Март |
5,16524864 |
-0,197188028 |
-0,368060612 |
315 |
5 |
315 |
Апрель |
4,11400625 |
-0,245945638 |
-0,368060612 |
240 |
4,38 |
240 |
Май |
5,27479889 |
-0,206738278 |
-0,368060612 |
346 |
3,74 |
346 |
Июнь |
7,08062144 |
0,087439172 |
-0,368060612 |
597 |
5,12 |
597 |
Июль |
7,23779744 |
0,530263172 |
-0,368060612 |
598 |
6,92 |
598 |
Август |
7,16796649 |
1,300094122 |
-0,368060612 |
602 |
7,54 |
602 |
Сентябрь |
6,80221009 |
-0,134149478 |
-0,368060612 |
543 |
7,74 |
543 |
Октябрь |
6,40699424 |
-0,238933628 |
-0,368060612 |
527 |
6,2 |
527 |
Ноябрь |
4,73835424 |
-0,170293628 |
-0,368060612 |
330 |
5,48 |
330 |
Декабрь |
5,71086769 |
-0,242807078 |
-0,368060612 |
382 |
4,38 |
382 |
Информация о работе Совершенствования организации планирования маркетинга