Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:21, курсовая работа
Целью является исследование методологических аспектов организации и планирования маркетинга на предприятии малого бизнеса.
Этой основной целью продиктованы конкретные задачи данной работы:
- выявить особенности развития и проблемы малого предпринимательства в РФ;
- разобрать основные цели и ориентации маркетинговой деятельности;
- выявить роль и значение маркетинговых исследований для эффективной работы малого предприятия;
- рассмотреть формирование стратегических планов на малом предприятии;
- осуществить маркетинговое исследование на предприятии малого бизнеса;
- разработать маркетинговую стратегию для предприятия малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………….4
1 Основы организации и планирования маркетинга на малом предприятии……………………………………………………………………….6
1.1 Сущность управления маркетингом на малом предприятии………..6
1.2 Разработка комплекса маркетинга и контроль за осуществлением маркетинговой деятельности на предприятии…………..…..…………………. 9
1.3 Роль маркетинга в малом бизнесе……………………………………11
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия малого бизнеса на примере ООО «Мебелин»……………………………….14
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………….14
2.2 Характеристика микро и макро среды деятельности
предприятия……………………………………………………………………...17
2.3 Комплекс маркетинговых мероприятий, проводимых на ООО «Мебелин»………………………………………………………………………..21
3 Рекомендации по совершенствованию организации планирования маркетинга………………………………………………………………………..22
3.1 Экономико-математические методы и модели, используемые при организации и планировании маркетинга……………………………………...22
3.2 Рекомендации по автоматизации управления маркетинговой деятельностью на предприятии ООО «Мебелин»……………………………..28
3.3 Рекомендации по совершенствованию организации маркетинга на ООО «Мебелин»…………………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………
Рис. 1 - Модель прогноза объема продаж
Константу сглаживания определяем методом экспертных оценок, как вероятность сохранения существующей рыночной конъюнктуры, т.е. если основные характеристики изменяются / колеблются с той же скоростью / амплитудой, что и прежде, значит предпосылок к изменению рыночной конъюнктуры нет.
Для учёта новых экономических тенденций рекомендуется регулярно уточнять модель на основе мониторинга фактически полученных объёмов продаж, добавляя их или заменяя ими данные статистической базы, на основе которой строится модель.
Для усовершенствования контроля над критериями эффективности, следует сначала объединить все предыдущие три этапа системы анализа эффективности ценовой политики, выделить критерии, по которым будет оцениваться ценообразование для данного предприятия, и только затем разработать план осуществления контроля (частота, определенные действия).
Среди критериев эффективности ценовой политики рекомендуется выделить следующие:
Обеспечение безубыточности функционирования предприятия;
Конкурентное преимущество (цена ниже, чем у конкурентов);
Получение долгосрочной прибыли;
Обеспечение наиболее прибыльного объема продаж;
Реализация целей и задач предприятия;
Возможность прогнозирования динамики потребностей покупателя, рыночной конъюнктуры.
Используя данные критерии, предприятие ООО «Мебелин» сможет не только реализовывать цели и задачи, которые оно перед собой поставило, но и в дальнейшем выходить на новые рынки с другим (расширенным) ассортиментом, с новыми категориями потребителей, с более высокой прибылью.
Для того чтобы система анализа эффективности ценовой политики работала без сбоев, необходимо разработать план осуществления контроля над эффективностью ценовой политики. На наш взгляд, следует проводить оценку ценовой политики с помощью прогнозной модели не реже, чем раз в полгода. Это будет достаточно эффективным, потому что помимо внутренних факторов, которые можно скорректировать (увеличение затрат, и т.д.), существуют и внешние факторы, с которыми надо считаться и учитывать их динамику в ценовой политике (инфляция, изменение ставок налогов и т.д.).
Рекомендуется сохранять данные о продажах, потому что размер периода, на который можно построить прогноз продаж, должен не превышать 10-12% от периода накопленных наблюдений. Например, при накопленных данных за два месяца (60 дней) прогноз можно построить только до семи дней вперед.
3.2 Рекомендации по автоматизации управления маркетинговой деятельностью на предприятии ООО «Мебелин»
В современном мире важная роль, в решении задач управления маркетинговой деятельности, принадлежит в основном автоматизированной системе управления маркетингом, которая поставленные задачи решает на более высоком уровне и с наименьшими затратами.
Персональные компьютеры позволят автоматизировать все виды маркетинговой деятельности на ООО «Мебелин».
Для решения задач маркетингового управления предприятием необходимо хранить и анализировать огромные информационные массивы, включающие не только данные внутреннего управленческого учёта, но и внешние данные - о покупателях, конкурентах.
Для автоматизации управления маркетинговой деятельности ООО «Мебелин» использовано программное обеспечение в среде операционной системы MS WINDOWS 2000 Professional как самое оптимальное в данном случае.
Функциональное программное обеспечение будет использоваться для автоматизации решения функциональных задач и включает в себя следующие программы:
- табличный редактор EXCEL;
- «Marketing Analytic»;
- «Marketing Expert»;
- БЭСТ-Маркетинг;
- Касатка.
Табличный редактор EXCEL является самым доступным и удобным в данном случае средством анализа массивов данных, заданных с помощью таблиц.
Кроме того, он позволит проводить любые вычисления и представлять информацию графически.
В состав Microsoft Excel входит набор средств анализа данных (так называемый пакет анализа), предназначенный для решения сложных статистических и инженерных задач. Программа Marketing Analytic позволяет производить статистический анализ продаж и сегментный экономический анализ по любым аналитическим признакам товаров, покупателей, каналов сбыта и комбинациям этих признаков.
Рисунок 2 – Диаграмма рассеивания
Рисунок 3– Прогнозная ленточная диаграмма
Исключительно для планирования маркетинга рекомендовано «Marketing Expert» - система поддержки принятия решений на всех этапах разработки стратегического и тактического планов маркетинга и контроля за их реализацией.
С помощью программы «Marketing Expert» ООО «Мебелин» сможет осуществлять решение двух основных задач:
1) проведение аудита маркетинга:
оценка реального положения
2) планирование маркетинга: выработки
оптимальной стратегии и
Центральным элементом программы служит карта рынка, которую конструируют пользователь с помощью специального графического препроцессора.
Карта рынка схематично отображает предприятие, его подразделения территории, на которых оно действует, товары, группы потребителей, конкурентов и т.д. Все объекты определенным образом увязываются и детально описываются, что довольно удобно для ООО «Мебелин» если учесть широкую номенклатуру выпускаемой продукции и большое количество рынков сбыта.
Программа позволит просматривать результаты в табличном или графическом виде, распечатывать их напрямую или экспортировать данные для дальнейшего редактирования в Microsoft Word. Модуль обмена программы Project Expert 5 позволяет импортировать данные о продуктах.
Условиях их реализации и т.д., подготовленные в системе Marketing Expert Prof, в операционный план текущего проекта Project Expert 5. Таким образом, «Marketing Expert», выступая как самостоятельная программа, может в то же время служить и как дополнение к Project Expert 5 в качестве средства детальной проработки плана маркетинга для инвестиционных проектов.
Программная система "БЭСТ-Маркетинг" представляет собой удобный и эффективный инструментарий, позволяющий оценить рыночные позиции предприятия в условиях конкуренции. Система может использоваться на предприятиях производства, торговли и сферы услуг.
Бесспорным достоинством данной программы является предельная простота терминологии интерфейса, которая рассчитана на самого обычного пользователя, не имеющего специального образования в области маркетинга. Ввод информации осуществляется в виде естественных самоочевидных оценок по принципу "хуже/лучше", "важно/второстепенно".
Вводимые качественные данные преобразуются системой в количественные, что позволяет проводить соответствующие расчеты. В числе методик, на которых базируется "БЭСТ-Маркетинг" - SWOT-анализ и модель Розенберга, метод 4Р, матрица Анзоффа.
Анализ рынка:
- определение перспективных
- анализ конкурентоспособности товара;
- анализ рекламы, рекомендации по повышению ее эффективности;
- рекомендации по
Анализ конкурентов:
- степень присутствия конкурентов на рынке;
- сравнительный анализ по
- сравнительный анализ
Финансовое планирование маркетинговой деятельности:
- прогноз продаж;
- бюджет рекламы;
- сводный бюджет;
- подготовка бюджета затрат по продвижению продукции и контроль за его исполнением.
Как пример - графическое изображение "Распределение сбыта по сегментам рынка".
Рисунок 5 - Распределение сбыта по сегментам рынка
В пункте меню «Товар-Анализ» мы получаем результаты обработки введенной нами информации. Все данные сведены в несколько таблиц.
Результаты обработки можно также посмотреть в графическом виде.
Рисунок 6 – Конкурентоспособность на сегментах рынка
Так же с помощью данной программы формируется сводный бюджет маркетинга.
В программе предусмотрен помесячный ввод плановых и фактических значений и автоматический расчет квартальных и годовых итогов. Календарный период планирования и денежная единица соответствуют значениям.
Благодаря программной системе "БЭСТ-Маркетинг" предприятие сможет оценить свои сильные и слабые стороны в рекламной и маркетинговой политике и получить комплекс рекомендаций по укреплению позиций на рынке.
Автоматизация на предприятии специалиста ведущего инженера по маркетингу позволит не только сократить затраты рабочего времени сотрудника на выполнение обязанностей, но и создаст возможность формирования архивов учетной и отчетной информации, упростит документооборот, а также позволит своевременно совершенствовать системы маркетинга на предприятии ООО «Мебелин».
3.3 Рекомендации по совершенствованию организации маркетинга на ООО «Мебелин»
В современных условиях каждое малое предприятие заинтересовано в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ему нужно знать, как анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать эффективный комплекс маркетинга и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий. Грамотное, обоснованное маркетинговое решение поможет предприятию выжить в неблагоприятной внешней среде.
ООО «Мебелин» несмотря на то, что не имеет специального маркетингового отдела, который грамотно проводил бы маркетинговую политику, применяет некоторые маркетинговые мероприятия, благодаря которым предприятие достигло определенных успехов. Такими положительными мероприятиями выступают – создание торговой марки, предоставление скидок при большом объеме закупок и для постоянных покупателей, разработка ценовой политики.
Торговая марка представляет собой зеленые контуры дома, возле которого расположено дерево. Вид торговой марки легко запоминающийся, зеленый цвет символизирует деревообрабатывающую отрасль и дает ощущение экологичности производимых товаров, дом и дерево как символ чего-то надежного и долговечного. Минусом торговой марки является то, что она не обеспечена правовой защитой. Предприятие использует товарную марку на фирменных бланках, упаковке товара, при размещении рекламы, заказывает календари и ручки с фирменной символикой.
Целенаправленная ценовая политика в маркетинге состоит в том, что предприятие устанавливает на свои изделия такие цены, и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение запланированных краткосрочных и долгосрочных целей и решение оперативных задач, связанных с реализацией товара в определенной фазе его жизненного цикла, деятельностью конкурентов.
Как сказано выше, одним из необходимых мероприятий на ООО «Мебелин» является создание маркетинговой службы, которая бы определила дальнейший курс действия предприятия, который даст возможность дальнейшего роста предприятия и поможет достичь целей деятельности компании.
В связи с тем, что на рынке преобладает совершенная конкуренция, и все фирмы предлагают потребителю практически идентичный товар, то следует искать слабые места в качестве обслуживания, предлагаемых дополнительных услугах, месте расположения конкурентов, уровне цен, ассортименте, оригинальности дизайна, соответствие современным веяниям моды, продукции в наличии и т.д. Словом, попытаться повернуть недостатки своих конкурентов в свою сторону.
Таким образом, фирме следует обращать особое внимание на следующие направления: качество обслуживания, дополнительные услуги (доставка, рассрочка платежа, кредитование через современные банки, гарантия качества и др.), ассортиментный выбор, престижность, следование современным тенденциям моды.
Также для реализации комплекса маркетинга по продвижению товара ООО «Мебелин» предлагается рекламная компания, включающая в себя рекламный ролик на телевидении, размещение информации и макета о ООО «Мебелин» в газетах и на наружной рекламе, а также в журнале-справочнике. Также необходимо участвовать в выставочных ярмарках-продажах, которые проводятся раз в год.
Заключение
Цель маркетинга - обеспечение рентабельности операций, получение высоких коммерческих результатов, определенной прибыли в заданных границах времени в пределах имеющихся средств и производственных возможностей, завоевание запланированной до ли рынка за счет достижения устойчивых связей с определенными сегментами рынка, расширение операций и т. п.
Информация о работе Совершенствования организации планирования маркетинга