Современные методы маркетинговых исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы .
Выявление современных методов маркетинговых исследований.
Задачи.
1 . Изучить методы маркетинговых исследований.
2 . Провести сравнительный анализ маркетинговых исследований .
3. Провести маркетинговое исследование на примере товара: принтер Kyocera FS-1100 .
4. Дать сравнительную характеристику методов, на примере маркетингового исследования, выявив наиболее предпочтительные для конкретных задач.
3. Разработать предложения по совершенствованию методик маркетингового исследования .

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные современные направления исследований 5
1.1 Роль Интернет коммуникаций в маркетинговых исследованиях 6
1.2 Источники данных в маркетинговых Интернет - исследованиях 7
1.3 Методы исследований в маркетинге 9
1.4 Этапы маркетинговых исследований 12
1.5 Типы маркетинговых исследований 15
1.6 Виды информации и методы ее сбора 17
1.7 Сравнительная характеристика методов маркетинговых исследований 24
1.8 Этика маркетинговых исследований 27
Глава 2. Процесс маркетинговых исследований на примере компании «Геликон» 30
2.1 Краткая история и характеристика организации «Геликон» 30
2.2 Определение проблемы 31
2.3 Источники получения информации 32
2.4 Обзор рыночной ситуации 33
2.5 Формулировка гипотез и определение состава собираемой информации 38
2.6 Выбор места записи и хранения данных 40
2.7 Запись , проверка и обработка информации 43
2.8 Интерпретация информации 48
2.9 Выводы по результату исследования 49
Заключение 50
Литература 52

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.rtf

— 7.38 Мб (Скачать файл)

Механические устройства, хотя реже, но тоже находят применение в маркетинговых изысканиях. Например, для замеров интенсивности интереса или чувств опрашиваемого при контакте с конкретным рекламным объявлением или изображением используют гальванометры. Гальванометр фиксирует малейшие выделения пота, которыми сопровождается эмоциональное возбуждение. Существуют тахистоскопы - приборы, которые экспонируют для опрашиваемого рекламное объявление в интервале выдержек от менее чем в одну сотую секунды до нескольких секунд. После каждого показа опрашиваемый рассказывает обо всем, что успел увидеть или запомнить. Применяется и специальный аппарат для фиксации движений глаз, с помощью которого определяют, на какие участки падает взгляд в первую очередь, как долго задерживается он на определенных участках и т.д. Электронное устройство под названием аудиметр, подключаемое к телевизору в домах опрашиваемых, фиксирует сведения обо всех его включениях и каналах, на которые он настроен.

3) Составление плана выборки.

Выборка - сегмент населения призванный олицетворять собой население в целом. Исследователь маркетинга должен разработать такой план составления выборки, благодаря которому отобранная совокупность отвечала бы задачам, стоящим перед исследованием.

Для этого необходимо принять три решения.

Первое: кого опрашивать? Например, только ли бизнесменов, или только ли руководящих работников, а может быть рядовых служащих, или всех их вместе взятых. Исследователь должен решить, какая именно информация ему нужна и кто именно скорее всего ею располагает.

Второе: какое количество людей необходимо опросить? (или объем выборки). Большие выборки надежнее небольших, но для получения точных результатов вовсе не обязательно опрашивать многих опрашивать нужно, скорее, правильно, нежели много.

Третье: Каким образом следует отбирать членов выборки?

Для этого можно воспользоваться методом случайного отбора. Можно отбирать их по признаку принадлежности к определенной группе или категории, такой, как возрастная группа или факт проживания в определенном районе. Также отбор может основываться на интуиции исследователя, который чувствует, что именно эти лица могут быть хорошими источниками информации.

4) Способы связи с аудиторией. Под этим понимается способность вступить в контакт с членами выборки. Это можно сделать по телефону, по почте или посредством личного интервью.

Интервью по телефону - лучший метод быстрого сбора информации. В ходе его опрашивающий имеет возможность разъяснить непонятные для опрашиваемого вопросы. Это очень быстрый метод сбора информации, но он не лишен недостатков: опрашивать можно лишь тех, у кого есть телефон, а также беседа должна быть краткой по времени.

Почта - анкета, рассылаемая по почте, может быть лучшим средством вступления в контакт с лицами, которые либо не согласятся на личное интервью, либо на их ответах может сказаться влияние опрашивающего. Однако почтовая анкета требует простых, четко сформулированных вопросов, а процент и скорость возврата таких анкет обычно низки.

Личный контакт - самый универсальный из трех методов проведения опроса. Опрашивающий может не только задать больше вопросов, но и дополнить результаты беседы своими личными наблюдениями. Личное интервью - самый дорогой из трех методов и требует тщательного административного планирования и контроля. Личные интервью бывают двух видов индивидуальные и групповые. Индивидуальное интервью предполагает посещение людей на дому или по месту работы или встречу с ними на улице. В ряде случаев в качестве компенсации за потраченное время опрашиваемому вручается небольшая денежная сумма или небольшой подарок. Беседа в случае индивидуального интервью может занять от нескольких минут до нескольких часов. Групповое интервью заключается в приглашении нескольких человек на несколько часов для беседы о товаре, услуге. Ведущий должен обладать высокой квалификацией, объективностью, знанием темы, о которой пойдет речь. В противном случае результаты беседы могут оказаться бесполезными. За участие в беседе опрашиваемым обычно выплачивают небольшое денежное вознаграждение. Высказывания людей записывают, а затем изучают, пытаясь разобраться, как потребители принимают решения о покупке. Можно сказать, что групповые интервью на сегодня становятся одним из основных исследовательских орудий маркетинга, позволяющих глубже понять мысли и чувства потребителей.

3. По периодичности возникновения:

3.1. Постоянная информация - отражает постоянные, длительное время неизменные величины маркетинговых интересов.

3.2. Переменная информация - содержит фактические количественные и качественные характеристики функционирования субъектов рынка.

3.3. Эпизодическая информация - определяется, формируется и предоставляется по мере необходимости.

4. По назначению:

4.1. Справочная информация - нужна для ознакомительного вспомогательного использования, отражает относительно стабильные признаки.

4.2. Рекомендательная информация - содержит прогнозы реализации товарной продукции, приоритеты выбора целевых рынков, поставщиков, посредников, торговцев. Основывается на результатах специальных исследований или анализе данных, приводимых в печатных изданиях и коммерческих базах данных рыночной ситуации

4.3. Нормативная информация - включает нормативные законодательные акты, нормы и нормативы элементов производства, обращения и т.д.

4.4. Сигнальная информация - появляется в ходе возникновения отклонений фактического состояния объектов маркетинговых интересов от запланированного.

Таким образом, маркетинговая информационная система строится на основе увязки всей необходимой информации и ее составляющих. Данная система позволяет:

- классифицировать информацию,

- быстро и рационально обработать информацию,

- фильтровать и уплотнять информацию,

- определять источники информации,

- направлять информацию по адресу, в требуемом объеме, в нужное время,

- определять права пользователей информацией на каждом уровне.

В обобщенном виде важнейшими элементами маркетинговой информационной системы являются базы:

База данных маркетинга - структурированная совокупность данных, позволяющая субъекту рынка получить всю информацию, необходимую для принятия маркетингового решения.

Банк методов обработки информации включает арифметические операции, математические и статистические методы, графическую обработку и др.

Банк моделей включает соответствующие модели, приобретенные на стороне и наработанные непосредственно субъектом рынка.

 

 

1.7 Сравнительная характеристика методов маркетинговых     исследований

 

Выбор форм и методов исследования рынка связан с множеством факторов: доступными источниками информации, широтой охвата и т.д. В зависимости от уровня постановки проблемы различаются прикладные и фундаментальные исследования.

 

Классификационный признак

Виды исследований

Уровень постановки проблемы

Прикладные

Фундаментальные

Этап изучения проблемы

Поисковые

Описательные

Пояснительные

Источник информации

Первичные (полевые)

Вторичные (кабинетные)

Периодичность проведения

Разовые

(специальные)

Постоянные

Области использования результатов

Стандартные (синдицированные)

Степень охвата

Сплошные

Выборочные

Уровень измерительной «точности»

Качественные

Количественные


 

Количественные исследования - это описание проблемы в числовом выражении. Здесь подтверждается или опровергается высказанная гипотеза. Данные, как правило, представляются в виде таблиц и графиков.

Качественные исследования имеют общую цель - выявить проблемы и/или объяснить наблюдаемые явления. С их помощью можно определить различные побудительные мотивы действий потребителей, а также на основе каких факторов принимается решение.

В практике исследований используются количественные и качественные методы исследования, но зачастую не раздельно, а совместно или говоря языком маркетинга проводится триангуляция. Под триангуляцией понимается параллельное использование количественных и качественных методов исследования для решения какой-либо проблемы. Термин триангуляция берет свое начало в практике навигации, где для определения точного местоположения объекта используются различные точки отсчета. Комбинируя количественные и качественные методы исследования, маркетолог может повысить достоверность и точность получаемой информации.

Так, например, при разработке вопросника для проведения количественного исследования может потребоваться проведение нескольких глубинных интервью со специалистами в данной области. Это позволит более точно сформулировать вопросы и получить более качественные данные.

 

Таблица 1. Сравнительная характеристика количественных и качественных исследований

Характеристика

Количественное

исследование

Качественное

исследование

1. Цель исследования

Получить количественные характеристики определенных показателей выборки и перенести данные результаты на генеральную совокупность.

Достичь первоначальное общее понимание причин определенных явлений.

2. Гибкость при проведении исследования

Низкая (наличие структурированного, стандартного вопросника: односторонняя коммуникация)

Высокая (персональное интервью, в ходе которого первоначальный план интервью может изменяться)

3. Размер выборки

Большая

Небольшая

4. Выбор респондентов

Репрезентативная выборка

Эксперты по данной проблеме

5. Информация, полученная от одного респондента

Незначительная

Значительная

6. Методы анализа данных

Статистические

Субъективная интерпретация

7. Требования к интервьюеру

Никаких специальных требований

Наличие специальных знаний по исследуемой проблеме

8. Затраты времени

Значительные на стадии подготовки и незначительные на стадии анализа

Незначительные на стадии подготовки и значительные на стадии анализа


 

Математическое моделирование в маркетинговых исследованиях весьма затруднено. Это обусловлено:

- сложностью объекта изучения, нелинейностью маркетинговых процессов, наличием пороговых эффектов, например минимального уровня стимулирования продаж, временными лагами (в частности, например реакция потребителей на рекламу часто не осуществляется немедленно);

- эффектом взаимодействия маркетинговых переменных, которые в большей своей части взаимозависимы и взаимосвязаны, например цена, ассортимент, качество, объем выпуска;

- сложностью измерения маркетинговых переменных. Трудно измерить реакцию потребителей на определенные стимулы, например рекламу. Поэтому часто применяются непрямые методы, например регистрация случаев возврата товара для определения правдивости рекламы;

- неустойчивостью маркетинговых взаимосвязей, обусловленных изменениями вкусов, привычек, оценок и др.

 

1.8 Этика маркетинговых исследований

 

Под этикой обычно подразумевают моральные принципы или ценности, которыми индивидуум или группа индивидуумов руководствуются в своем поведении.

Моральные принципы маркетинга - перечень четко установленных этических норм и правил поведения фирмы на рынке, которым должен неукоснительно следовать работник организации и из которых не существует никаких исключений.

Существуют различные подходы к вопросам этики в современной экономике. В общем, их можно свести к тому, что тезис «Нравственно всё, что экономически эффективно» одними учёными воспринимается как правильный, другими - как ложный.

Рассмотрим утверждения учёных относительно этики маркетинга.5

1. Некоторые специалисты в области маркетинга и бизнеса уверены, что традиционные моральные ценности в экономической ситуации не могут быть использованы. Они практически отрицают этику маркетинга как явление, сравнивают бизнес с игрой и утверждают, что в условиях конкуренции субъект, полностью учитывающий все моральные нормы, просто не сможет выжить и эффективно развиваться. Однако, любая, даже самая жёсткая игра, требует соблюдения правил, без которых она бессмысленна.

2. Приверженцы нейтрального подхода признают необходимость существования моральных норм в маркетинговой деятельности. Однако реально компании, проповедующие нейтрализм, демонстрируют различные модели поведения:

1) отказываются от всякой ответственности за своё поведение, т.к. уверены, что факторы морали не доступны для их контроля;

2) считают своё некорректное поведение несерьёзным нарушением, если оно не несёт прямого вреда;

3) перекладывают всю ответственность на потребителя, который, как они полагают, заслужил такого к нему отношения, т.е. следуют тезису: «Если ты не слишком умён и веришь в то, что тебе говорят, - это твоя личная проблема»;

Информация о работе Современные методы маркетинговых исследований