Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 20:12, курсовая работа
В данной работе рассмотрена тема социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала. В ней содержится информация об этих способах управления персоналом, нацеленных на повышение эффективности использования потенциала работников.
Введение.......................................…...………………. …... …..3
Глава 1. Социализация и профориентация персонала….4
1.1. Сущность социализации персонала...............……. ..…4
1. 2. Сущность и виды профориентации персонала ….....6
Глава 2. Трудовая адаптация как объект управления
в организации............................................... ………………..10
2.1. Содержание и структура, критерии трудовой
адаптации………………………………………….………...10
2.2. Факторы трудовой адаптации, расчеты
экономического эффекта……………………………..…… 14
2.3. Социально-экономические показатели степени
трудовой адаптации…………………………………………22
2.4. Экономика управления адаптацией в
трудовом коллективе………………………………………..24
2.5. Компенсация затрат как механизм
управления адаптацией…………………………………….28
Заключение.........................................……………………….31
Список литературы................................... ...………………32
К системе поощрений необходимо добавить ряд льгот, являющихся составной частью любой постоянной работы, а именно: оплаченные отпуска, страхование жизни и здоровья, оплату больничных, пенсионное обеспечение. Кроме того, организации используют и такие косвенные вознаграждения, как оплата детских учреждений и части строящегося жилья, ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение детей сотрудников в высших учебных заведениях, предоставление оплаченных юридических услуг, программы физического оздоровления, коллективные гаражи и т.д. При этом необходимо учитывать индивидуальные запросы людей в зависимости от их возраста, семейного положения, размера семьи и т.д. Молодых работников чаще всего интересует немедленное получение денег, людей с большими семьями - размер льготного медицинского обслуживания и страхование жизни. Д.С.Синк подчеркивает, что «в основе хорошо спроектированных и разработанных систем прямого финансового поощрения" лежит ряд принципов, имеющих психологическую специфику» [10;390].
5. Психологический климат в коллективе. Неблагоприятный психологический климат может привести к чисто экономическим последствиям. Для оценки потерь рабочего времени в следствие неудовлетворительного психологического климата используется показатель потерь рабочего времени из- за текучести кадров по этой причине:
Пт = Ч х Пд х 0,5,
где, Ч - численность работников, уволенных по собственному желанию из-за неблагоприятного психологического климата (чел.)
Пд - потери рабочего времени в расчете на 1 увольнение
0,5- коэффициент, показывающий, что мероприятия осуществляются в течении года равномерно [9;31]
Необходимо сравнивать величины потерь рабочего времени из-за нарушения дисциплины труда в коллективах с благоприятным и неблагоприятным психологическим климатом, что позволит определить потери рабочего времени из-за нарушений дисциплины труда, происходящих вследствие неблагоприятного психологического климата.
Косвенные показатели
непроизводственного
Кроме того системы вознаграждения, рассматриваемые в отрыве от характера взаимоотношений в коллективе, не могут сами по себе дать ответа на вопрос о том, в какой мере та или иная система влияет на взаимоотношения в группе, на поведение членов коллектива. Например, нельзя оценить влияние на группу индивидуально - сдельной оплаты или же оплаты на основе фиксированного бюджета группы, если не знать характера деятельности группы.
При анализе оплаты важно учитывать одновременно две совокупности факторов:
1) насколько
взаимосвязаны взаимодействия
2) насколько
велика дифференциация в
Возможны
четыре комбинации этих
1) низкая взаимозависимость - низкая дифференциация в оплате;
2) низкая взаимозависимость - высокая дифференциация в оплате;
3) высокая взаимозависимость - низкая дифференциация в оплате;
4) высокая взаимозависимость
- высокая дифференциация в
2.3. Социально-экономические показатели степени трудовой адаптации
Источником информации о показателях адаптации служит документация предприятия и результаты опросов как самих адаптантов, так и их непосредственных руководителей. Социально экономические формы проявления удовлетворенности трудом той или иной социальной группы определяется, прежде всего, местом этой группы в структуре общества, общественной организации и разделении труда, ее правовым и моральным статусом в обществе. Эти разнообразные формы проявления удовлетворенности трудом можно объединить в три основные группы показателей:
1) в процессе трудовой деятельности
2) в движении рабочей силы
3) в структуре
качественных характеристик сов
Коф = Квф х Кцф ,
где Квф - коэффициент использования внутреннего фонда рабочего времени
Квф= tпр/t,
где tпр - время производительной работы в смене,
t – сменный фонд времени;
Кцф – коэффициент использования целодневного фонда времени
Кцф= Тф/Тв,
где Тф – целодневный фонд рабочего времени
Тв – возможный для использования (потенциальный) целодневный фонд рабочего времени [7;46].
Чем больше работники удовлетворены своим рабочим временем, тем интенсивнее они его используют, тем выше коэффициенты использования фондов рабочего времени. Показателем степени удовлетворенности рабочих своим трудом коэффициенты использования фонда рабочего времени могут служить лишь с учетом той части его потерь, и нерациональных затрат, которые произошли по вине рабочего .
Вторая группа показателей
внешней фиксируемой
Коэффициент текучести определяется отношением уволившихся по собственному желанию по инициативе субъекта управления к среднесписочной численности работников. В этом случае выражается удовлетворенность трудом не только группы уволившихся, но и их руководителей. Поэтому следует отдельно (дополнительно) "коэффициент текучести по собственному желанию" и "коэффициент текучести по инициативе администрации".
Коэффициент постоянства кадров рассчитывается как отношение числа работников, проработавших на данном предприятии (в данном коллективе) полный год (от 1 января до 31 декабря соответствующего года), к среднесписочной численности работников. Он не является обратной величиной коэффициента текучести, т.к. при расчете последнего учитываются не среднегодовые уволившиеся, а фактические списочные рабочие.
2.4.Экономика управления
адаптацией в трудовом
Процесс адаптации в трудовом коллективе во многом управляем. Если управление адаптацией - это специфическая деятельность человека, то необходимо видеть проблемы экономики , которые отражают экономические процессы и принципы менеджмента. Во всем мире наблюдаются тенденции роста затрат на управление и многих экономистов это беспокоит, потому что любые Ресурсы имеют предел, в том числе и ресурсы, выделяемые на управление. Очевидно, тенденция роста затрат на управление связана с усложнением управления, использованием компьютерной техники, потребностью затрат на квалификацию и образование работников системы управления. Требуют дополнительных затрат и потребность в инновациях и развитии управления. Это затраты на исследования, поиск новых типов организации управления и производства и проектирование новых механизмов и процессов управления (технологий управления). К тому же наибольшие сложности в управлении производством будут связаны с человеком. В производстве возникают гибкие производственные системы, робототехника. Но их производственное функционирование зависит от мотивации человека к труду, которая становится все сложнее и сложнее. Экономической проблемой управления является и структура затрат на управление. По мере развития производства и управления эта структура меняется. Сегодня заметно, что главным фактором этого изменения является оснащение управления современной компьютерной техникой. Оснащение техникой интеллектуальной деятельности человека стало устойчивой и перспективной тенденцией.
Труд управленческого персонала материализуется в изготавливаемом продукте или оказываемой услуге. Качество продукта в значительной мере определяется управлением, от которого зависит мотивация, организация производства, мониторинг качества, квалификация и адаптация рабочих. Но результатом управления выступает и экономия времени в производственных процессах. От управления зависит производительность, интенсивность и эффективность, которые характеризуют любой труд, в том числе и управленческий, и которые имеют экономическое измерение.
Рис. 3 Проблематика экономики менеджмента. Приводится по [12;196].
Непосредственное управление
адаптацией в трудовом
Систему работы с персоналом характеризуют следующие параметры:
1) соответствие
персонала целям и миссии
2) эффективность работы с персоналом - соотношения затрат и результатов, потребность в инвестициях, выбор критериев оценки результатов Работы с персоналом и пр.
3) избыточность
или недостаточность персонала,
4) сбалансированность персонала по определенным группам профессиональной деятельности и социально — психологических характеристик
5) структура
интересов и ценностей, господс
в группах персонала управления, их влияние на отношение к труду и его результаты
6) ритмичность и напряженность деятельности, определяющие психологическое состояние и качество работы
7) интеллектуальный
и творческий потенциал
Работники данной службы располагают рядом технологий, к их числу можно отнести адаптированные к специфике предприятия разработки других служб; программа адаптации молодого работника, информационно - психологическая система «Ваше настроение», анализ поступающе- увольняющихся, методика динамики конфликтов и др. Социальная технология - совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов и действий, позволяющих достигать поставленных перед организацией целей [13;231].
Чтобы от внедрения социальной технологии в траловом коллективе возник своеобразный синеритический эффект, действия по управлению адаптацией должны способствовать выявлению всех форм эффективного воздействия на объект управления, включая организационно - технические, экономические, психо-эмоциональные, и др. Требование оптимальной частоты воздействия на объект проектируемой технологии исходит из необходимости экономии ресурсов, с одной стороны, и достижение оптимального результата, с другой.
Выявлено, что больше всего проблем возникает при адаптации выпускников школ и ПТУ. Поэтому наибольшее число встреч специалиста по адаптации с этими работниками до 12 в течении первых полутора лет их работы на предприятии. Перенесение этой нормы на другие группы новичков нецелесообразно и неэффективно, поскольку требует привлечения слишком большого числа работников ( с учетом плановой нагрузки социолога по адаптации в 5 бесед с новичками в течении одного рабочего дня). Для внедрения оптимальной системы мер, включающей введение в работу с адаптантами психолога, активизацию информационной деятельности и оживления наставничества требуются минимальные ресурсы: кроме расходов на документацию и переобучение ряда групп работников необходим один психолог из расчета на 1000 новичков в год. Отдачу коллектив начинает получать буквально с первого дня работы при условии выполнения всех предусмотренных в ней операций.
2.5. Компенсация затрат как механизм управления адаптацией
Если рассматривать, организацию как единый механизм, то человек является в нем ресурсом, который организация, на ряду с другими ресурсами, использует в своей деятельности. Профессиональные способности являются определенным ресурсом личности. В процессе затрат этого ресурса предполагается соответствующий способ их социально-экономической оценки и возмещения.
Способ достижения профессиональных целей фиксируется в структуре личности работника как некий устойчивый функциональный алгоритм, служащей мотиватором трудового поведения определенного типа. Он обеспечивает определенную форму трансформации профессиональных ресурсов личности в определенный результат. Результат работы состоит из двух частей. Первая - это то, что человек добился для себя, реагируя на стимулы, какие собственные проблемы, вызванные стимулирующими воздействиями, он решил. Вторая - что он сделал для организационного окружения, для организации в ответ на стимулирующие воздействия, которые организация применила по отношению к человеку [15;8].
Информация о работе Социализация, профориентация и трудовая адаптация персонала