Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 10:22, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью активизации инновационных механизмов при формировании производственного ассортимента предприятий промышленности. Важнейшим направлением повышения эффективности инновационной деятельности является рациональное использование результатов научных исследований и разработок с целью создания конкурентоспособной продукции. При этом ассортиментная политика промышленного предприятия должна быть ориентирована на своевременное определение такого производственного ассортимента, который, соответствуя профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворял бы запросы определенных категорий потребителей и обеспечивал бы повышение экономической эффективности деятельности предприятия.
Цель данной курсовой работы посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия - анализу ассортимента и структуры продукции.
Глава 1. Ассортимент и его роль в деятельности предприятия…………….
1.1. Показатели и стратегии управления ассортиментом………………...
1.2. Методы, используемые для анализа структуры клиентской базы….
В основе успешного управления
ассортиментом лежит
Формирование ассортимента,
как свидетельствует практика, может
осуществляться различными методами,
в зависимости от масштабов сбыта,
специфики производимой продукции,
целей и задач, стоящих перед
изготовителем. Важно принять принципиальные
решения относительно ассортимента,
включая: изъятие нерентабельных видов
продукции, ее отдельных моделей; определение
необходимости исследований и разработок
для создания новых и модификации
существующих изделий; утверждение
планов и программ разработки новых
или совершенствования уже
Существуют три основные товарные стратегии, направленные на оптимизацию товарного ассортимента:
-инновация;
-дифференциация;
- элиминация [18].
Стратегия инновации товара определяет программу разработки и внедрения новых товаров. Она понимается как процесс получения новых идей по поводу имеющихся продуктов, а также разработки и вывода на рынок новых продуктов. Инновация товара является основой устойчивой и стабильной деятельности предприятия. Потребность непрерывного обновления товарного ассортимента обусловлена внешними и внутренними факторами:
- внутренние факторы –
необходимость надежного
- внешние факторы –
развитие техники и технологий,
развитие рынка средств
Дифференциация товара представляет собой процесс разработки ряда существенных модификаций товара, которые делают его отличным от товаров конкурентов. Под модификацией понимается внесение прогрессивных изменений, преобразование производства, технологии производимой продукции, создание улучшенного варианта, новой модели [15].
Дифференциация основана на улучшении привлекательности товара за счет его разнообразия. Целью дифференциации товара является увеличение его конкурентоспособности, повышение привлекательности за счет учета особенностей отдельных рынков или сегментов рынков, предпочтений потребителей.
Дифференциация товара может осуществляться по двум направлениям:
- сосредоточение на
- учет характера товарного предложения конкурентов (цена, каналы сбыта, имидж и т.д.).
На практике нередки случаи, когда дифференциация товара за счет расширения его физических свойств и качеств затруднена. В таких ситуациях используют дифференциацию услуг, т.е. увеличивают количество и улучшают качество сопровождающих товар услуг. Основными показателями, которые определяют уровень дифференциации услуг, является простота оформления заказа, доставки, установка товара, обучение и консультирование покупателей и потребителей, обслуживание и ремонт [14].
Элиминация товара – это выделение в товарной номенклатуре таких товаров, которые выглядят сомнительными с точки зрения дальнейшей привлекательности на рынке и подлежат переаттестации. Принятию решения оставлять их в товарной номенклатуре или выводить с рынка предшествует тщательное исследование причин снижения объема продаж, затоваривание и уменьшение прибыли. Объективными причинами снижения объема продаж являются моральное старение товара, изменение вкусов потребителей и обострение конкуренции на рынке. Для принятия решения об исключения товара из товарной номенклатуры рассматриваются следующие возможности:
- продажа товара другим
фирмам (если товар обладает
- ускоренная распродажа товарно-материальных запасов.
Большое значение для правильного формирования ассортимента имеет один из методов планирования сбалансированного портфеля товаров или услуг, который состоит в формировании матрицы роста доли рынка, введенной Бостонской консультативной группой. Место каждого товара в данной матрице отражает тем роста продаж данного товара и его относительную долю на рынке. Матрица разделена на четыре части, с помощью которых можно определить, какие товары потребляют денежные ресурсы фирмы, а какие пополняют их. Организация должна наблюдать не только за текущим положением товара в долевой матрице, но и за направлением движения товара [15]. В целом данная модель позволяет регулировать ассортиментный набор и формировать экономически обоснованную политику продаж.
Таким образом, система формирования ассортимента включает следующие элементы:
1. Определение текущих
и перспективных потребностей
покупателей, анализ способов
использования данной
2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
3. Оценка реализуемых
предприятием товаров, анализ
продаж по ассортиментным
4. Решение вопросов, какие
продукты следует добавить в
ассортимент, а какие
5.Оценка и пересмотр ассортимента.
Планирование и управление
ассортиментом – неотъемлемая часть
маркетинга, зависящая от экономических,
социальных и других факторов.
Глава 2. Стратегический анализ ассортимента производственного предприятия ЗАО «Автоком».
2.1 Краткая характеристика
История производственного объединения «АвтоКомплектующие» (ЗАО «Автоком») началась с образования альянса таких предприятий как ОАО «Автосельмаш», ОАО «Ливгидромаш» и ОАО «ЛивныПластик».
На базе представленных заводов
ЗАО «Автоком» выпускает и
осуществляет реализацию широкого спектра
запасных частей и комплектующих
для отечественной
Производственный потенциал
Наиболее полное удовлетворение запросов
потребителей, индивидуальный подход
к каждому клиенту, добросовестное
отношение к партнерам
Целью ЗАО «Автоком» является извлечение
прибыли. Основными видами деятельности
организации является: производство
запчастей и пластиковых
ЗАО «Автоком» является юридическим
лицом и имеет в собственности
обособленное имущество, учитываемое
на его балансе, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права,
нести обязанности, быть истцом и
ответчиком в суде, осуществлять все
виды внешнеэкономической
Основой развития предприятия является постоянная модернизация оборудования, внедрение новых технологий, освоение новых видов продукции с низкой себестоимостью и повышение качества товаров.
3.2 Анализ ассортиментной концепции ЗАО «Автоком» в 2007 году.
Ассортиментный портфель ЗАО «Автоком» насчитывает около 200 наименований продукции, которую производственное объединение преимущественно поставляет предприятиям автомобильной и тракторной промышленности.
Для проведения анализа ассортиментной
концепции ЗАО «Автоком»
Учитывая специфику
Таблица 3.2 – Подход к оценке конкурентоспособности товаров ЗАО «Автоком».
Критерии оценки конкурентоспособности |
Оценка в баллах | ||
Низкая |
Средняя |
Высокая | |
Качество материала |
III сорт |
II сорт |
I сорт |
Качество сборки |
III класс |
II класс |
I класс |
Маркировка товара |
Отсутствие надлежащей маркировки |
Содержит не все необходимые данные |
Содержит все необходимые данные |
Качество упаковки |
Низкое |
Приемлемое |
Высокое |
Имидж товара |
Негативный |
Неоднозначный |
Позитивный |
В соответствии с методикой анализа ассортиментной концепции оценим исследуемые товарные группы по трех бальной шкале, и полученные результаты представим в таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Оценка конкурентоспособности продукции ЗАО «Автоком»
Критерии оценки конкурентоспособности запчастей |
Качество материала |
Качество сборки |
Маркировка товара |
Качество упаковки |
Имидж товара |
Общая сумма баллов |
Конечная оценка конкурентоспособности |
Автобус ИКАРУС |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
13 |
Высокая |
Автомобиль КАМАЗ |
3 |
3 |
3 |
2 |
2 |
13 |
Высокая |
Автомобиль МАЗ |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
10 |
Средняя |
АвтомобильВОЛГА |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
9 |
Средняя |
Автомобиль ГАЗ |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
Высокая |
Автомобиль ЗИЛ |
3 |
2 |
3 |
1 |
3 |
12 |
Средняя |
Автомобиль ГАЗЕЛЬ |
3 |
2 |
3 |
2 |
3 |
12 |
Средняя |
Трактор Т-100, Т-130, Т-170 и их модификации |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
11 |
Средняя |
Трактор ТДТ-55А, ЛХТ-55 и их модификации |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
9 |
Средняя |
Трактор Т-150, Т-150К и их модификации |
3 |
3 |
2 |
1 |
3 |
12 |
Средняя |
Дизель А-01/41, Д-440/466 и их модификации |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
12 |
Средняя |
Дизель СМД |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
13 |
Высокая |
Дизель ЯМЗ |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
8 |
Низкая |
Косилка роторная КРН |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
Низкая |
Пусковой двигатель ПД-10, ПД-15, П-350 |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
10 |
Средняя |
ТНП |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
Высокая |
Информация о работе Стратегический анализ ассортимента производственного предприятия